Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

том XXV

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1992 г.


Содержание
Разве Саи говорит?
1. Обожествляйте каждое мгновение
2. Проявляйте свою божественность
3. Как стать близким и дорогим Богу
4. Священное послание Святого праздника
5. Грама Сева есть Рама Сева
6. Дворец жизни
7. Могущество Божественного Имени
8. Очищайте мир санкиртаной
9. Голова и сердце
10. Придерживайтесь пути Господа
11. Родители и учителя должны быть примером
12. Нет большего греха, чем неблагодарность
13. Любите Родину — служите миру
14. От знания к мудрости
15. Поднимайтесь от животного состояния к божественному
16. Неувядающее послание Рамаяны
17. Тайны творения
18. “Ахам Брахмаасми”
19. “Праджнянам Брахма”
20. Послание Вед
21. Сила Божественной Любви
22. Только Бог есть Садгуру
23. Обучение медсестер в Саи Маха Видьялайя
24. Блестящее будущее Индии: Баба
25. Кришна — Према Аватар
26. Трудитесь вместе на благо нации
27. Смысл поклонения Винаяке (Ганеше)
28. Аватар как Освободитель
29. Три основных порока
30. Внутренний смысл праздника Наваратри
31. История Ширди Саи
32. Учитесь видеть Единого во многих
33. Пусть засияет ваш буддхи
34. Как проверяются преданные и обнаруживается недостаток преданности
35. Духовная основа праздника Дасары
36. Очищайте сердца, чтобы достичь Бога
37. Восстановление нравственных ценностей
38. Чтите мать: служите Родине
39. Единство основано на божественности
Глоссарий

14. От знания к мудрости

Ни один из ста сегодняшних студентов
Не заботится о том, чтобы изучить предписанные тексты.
Они озабочены только тем, чтобы пройти экзамены.
Современное образование превратилось в фарс

Видья дхадатхи винаям (образование воспитывает скромность). Скромность не состоит только во внешнем проявлении уважения. Истинное значение скромности — отсутствие чувств ахамкары и мамакары (эгоизма и гордости обладания). Образование должно ставить целью воспитание такого взгляда на жизнь у студентов. Каждый человек должен взращивать эти чувства самоотречения и непривязанности и вести жизнь на этой основе.

“Адхьяатма видья Видьянам” (среди учений Я — духовное учение), — утверждал Господь Кришна в Гите. Он также говорил: “Я — воплощение духовного знания”. Занимаясь духовными поисками, древние мудрецы осознавали духовные истины и обожествляли свои жизни. Величие и слава Индии основаны на ее духовном наследии. Истинное богатство Индии заключается в духовности. Если духовность в этой стране приходит в упадок, нация перестает развиваться.

Наряду с духовностью необходима нравственность. Нравственность означает этичное поведение. Обязанность студентов — проявлять такое поведение в повседневной жизни. Бесхарактерный студент никогда не сможет насладиться покоем и счастьем. Нравственность, таким образом, определяет человеческий облик и ведет к духовному свету. Студенты должны это понимать. Именно по этой причине народ Индии в древние времена постоянно проповедовал значение нравственности и величие духовности.

Добродетели присутствуют в каждом

Студенты! “С настойчивостью можно совершить все” — это хорошо известная поговорка. Добродетель в человеке подобна куску горящего угля. Огонь скрыт золой мирских желаний. Когда зола удаляется садханой (духовной практикой), огонь добродетели высвобождается. Без садханы добродетель не будет проявлять себя. На самом деле в каждом человеке добрые качества сияют внутри лучезарным светом. Но этот свет остается невидимым под покровом мирских привязанностей.

Наука и техника делают сегодня быстрые шаги вперед. Но вместе с научным знанием в равной степени возрастает и невежество. Виджняна означает свет. Там, где свет, не может быть темноты. Поэтому там, где виджняна, не может быть невежества. Но сегодня мы видим невежество везде и всюду, каждый миг. Это означает, что свет виджняны (научного знания) сияет недостаточно ярко. Если бы свет виджняны был достаточным, не было бы и следов неведения. Отсюда ясно, что свет виджняны (науки) сегодня несравним со светом праджняны (всеобъемлющего осознания). Виджняна есть форма невежества.

Очевидно, что очищение поведения человека и его самскар (действий) необходимо в большей степени, чем знание. Жертвенность и благотворительность важнее богатства и положения. Поэтому для каждого человека практическое знание мира более необходимо, чем просто адхикарам (положение и власть). Первое условие для этого — общечеловеческие ценности.

Человеческие ценности прежде всего

Из-за отсутствия человеческих ценностей стало невозможно увидеть значение человеческого существования. Человек, следовательно, должен начать взращивать в себе человеческие ценности. Эти ценности могут быть воспитаны только духовными практиками и ничем иным. Только когда семя посажено в землю и полито, оно прорастет и вырастет из ростка в большое дерево.

Но если семя посадить в кастрюлю и поливать, оно лишь сгниет. Так же и человеческие ценности будут процветать и сиять во всем блеске, только если они установлены и выращены в сердце. К несчастью, сердце человека сегодня заполнено узкими корыстными заботами. Его любовь ограничена им самим и ближайшей родней. Он не понимает, что его благосостояние и благосостояние его семьи зависят от благополучия общества. Эта взаимозависимость должна быть усвоена студентами. Им следует принять твердое решение отбросить корысть и свои интересы и посвятить себя служению обществу. Когда общество живет хорошо, нация также процветает. Студенты должны понимать единство их индивидуального блага и блага нации и общества.

Духовность должна проявляться в поведении

Человек желает только спелых и сладких плодов. Какого бы качества ни были семена, пока плод не созрел, он не приносит наслаждения. Никому не нравятся безвкусные фрукты. Так же и общество остерегается людей, которым недостает общественного сознания. Студент, стремящийся заработать уважение и почет в обществе, должен вести себя соответственно. Он должен быть честным. Духовность должна проявляться в его поведении. Он должен подавать пример другим. Большинство студентов сегодня не проявляют такого идеализма.

Студенты склонны к узким идеалам и мелочным стремлениям. У них нет концепции человеческих ценностей. Какие бы знания человек ни получал и какое бы он ни занимал положение, он должен взращивать человеческие ценности.

В юности у человека есть склонность к горячности и самонадеянности. Раздуваясь от гордости, он обращается с окружающими как с низшими существами. Большинство студентов сегодня вовлечено в пустую болтовню и бестолковое времяпровождение. Их не привлекают святые и облагораживающие идеалы. В этой ситуации, когда они начинают учиться, в них развивается высокомерие и показуха и они сбиваются на дурной путь. Они наполнены дурными мыслями, дурными чувствами и предаются дурным действиям. В этом процессе забывается первейшая цель образования. Образование считают упражнением для ознакомления с содержимым книг. Человек забывает, что цель образования — понять цель жизни. Он надеется на силу — тела, богатства, власти и учености — и забывает об истинной силе, происходящей от праведности и Божественной милости. Без силы праведности и милости Бога все остальные виды сил бесполезны. В мире множество людей, обладающих богатством, физической силой, положением и властью. Дало ли им что-нибудь из перечисленного покой ума? Нет. Оно может принести лишь имя и славу в мирской сфере, но не может принести счастье или покой. Понимая это, студенты должны придерживаться царского пути, который приведет их к правильной цели в будущем.

Лучшие друзья и злейшие враги человека

Студентам нужно прежде всего узнать, как избавиться от дурных мыслей и дурных желаний, которыми они окружены. Это злейшие враги человека. Лучшие друзья человека — хорошие мысли, хорошие наклонности и хорошее поведение.

С древних времен Индия славилась тем, что провозглашала миру послание молитвы о благе всего человечества. Мир славил Индию. В те времена ни в одной стране не было такого мира и процветания, как в Индии. Индия считалась духовным лидером среди наций. Ее считали учителем всех стран. Сейчас студенты бездумно забывают величие священной культуры Индии, очаровываясь экзотическими манерами и привычками, и отказываются от собственных индийских традиций. Каждая нация должна соблюдать собственные традиции, чтобы обрести благо. Студенты должны учиться, чтобы стоять на своих ногах и не зависеть от других. Вам следует надеяться на Бога и не становиться рабами других в светской жизни. Это называется свечча (свобода).

Действуйте по подсказке своей совести

Свечча означает знание Атмана (Духа). Самоконтроль — вот истинная свобода. Духовное блаженство есть свобода. Самореализация есть свобода. Сва + Ичча = Свечча. Свечча не состоит в том, чтобы следовать своим капризам и причудам, предаваясь мимолетным удовольствиям чувств и проводя всю жизнь зря в непродолжительных увеселениях. Свечча (свобода) значит действовать согласно указаниям своей совести.

В своем послании, звучавшем ранее, доктор Г. Венкатараман упомянул, что Бог, сотворив мир, не держит все бразды правления Сам, но отдает часть их человечеству. Это правда. Бог — Творец. Он сотворил все в Космосе. Он не оставляет за Собой ответственность, которая лежит на творении. Он дал человеческим существам все их способности. Но Он установил закон, относящийся к использованию этих способностей. Люди свободны в своих решениях и могут жить так, как им нравится. Они могут использовать все материальные объекты в творении. Не может быть никаких препятствий им в этом, даже со стороны Бога. Но Бог установил, что никто не может избежать последствий своих действий. Это нужно понимать.

Никто не может идти против законов Природы

Хороший пример был приведен в утренней лекции. Ветер дует; тучи проливаются дождем. В Двапара-югу Индра вызвал сильнейший ливень. Люди, страдавшие от наводнения, молились Господу: “О Господь! Мы и наши животные страдаем от этого ливня. Спаси нас от дождя”. Господь ответил: “Я не могу остановить дождь. Все, что должно происходить в природе, будет происходить. Но Я имею право защитить вас от его вредных последствий. Дождь идет согласно законам Природы. Эти природные явления должны идти своим путем. Но, принимая во внимание ваши молитвы и преданность, Я подниму эту гору и дам всем вам убежище. Но Я не остановлю дождь.” (описывается момент, когда Шри Кришна поднял гору Говардхана).

Или же, ветер имеет способность задувать лампу. Бог дал лампе способность изливать свет. Сила ветра и сила лампы — обе происходят от Бога. Но глупо просить ветер не задувать лампу. Что следует сделать, так это защитить лампу от порыва ветра, закрыв ее стеклом. Это в силах человека.

На этих примерах вы должны научиться регулировать силы Природы и не пытаться идти против естественных законов. Человек свободен наслаждаться всем, что создал Творец. Но человек должен упражняться в различении, чтобы решить, что благоприятно для него, а что не подобает использовать. Из-за того, что все доступно, человеку не следует пользоваться всем, что нравится, хотя бы потому, что всякое действие сопровождается его естественными последствиями. Нельзя избежать этих последствий. Если вы готовы к этим последствиям, вы можете делать, что хотите. Однако люди сначала наслаждаются чем-либо с большим удовольствием, а затем рыдают от враждебных последствий. Это — признак умственной слабости.

Пракрити (природа) подобна зеркалу. Она отражает ваши действия. Стоя перед зеркалом, вы делаете ему намаскар. Образ в зеркале отражает ваши действия. Если вы пытаетесь ударить образ, отражение тоже ударит вас. Основываясь на этом законе действия и реакции, Веданта утверждает: “Йядбхавам тад-бхавати” (О чем думаешь, тем и становишься).

Поэтому в сфере природных явлений все ваши действия будут иметь неизбежные последствия, в то или иное время.

Последствия ваших действий неизбежны

Студенты! Как человеческие существа, вы должны удостовериться с помощью вашей разумности и виджняны (силы различения), какие действия нужны, а каких следует избегать. То, что вам кажется хорошим, лучше делать. Но когда, зная, что вы делаете нечто неправильное, все равно делаете это, вы никогда не сможете избежать последствий этого. Господь сотворил космос и подарил его человечеству. Соответственно, вся ответственность за надлежащее использование всех объектов в мире лежит на человечестве, а не на Господе. Если люди используют вещи правильно и получают благо от этого, они будут испытывать счастье. Если вы неправильно используете их, вы будете испытывать неприятности, которые проистекают из этого. Этот урок должен быть получен через видью (образование).

Каково значение слова видья? Оно означает джняну (знание). Какое это знание — мирское или духовное? Это внутренний или внешний опыт? Смысл знания меняется в зависимости от того, относится оно к внешнему или к внутреннему миру. Студенты должны вникать в обе реальности. После такого исследования следует оба вида знания согласовывать на практике.

Поступайте так, как хотели бы, чтобы поступали с вами

Божественность, присутствующая в человеке, есть везде. Она не ограничивается человеком. Она общая для всех живых существ. Вы должны понять, что если какие-то действия других причиняют вам боль, то подобные ваши действия причиняют боль окружающим. Если вы хотите, чтобы вам оказывали уважение, сперва сами отнеситесь к окружающим с уважением. Вы не сможете получить уважения других, не выказывая такого же чувства по отношению к ним.

Мир управляется тремя принципами: Реакция, Отражение и Отзвук. Поэтому вы должны следить, чтобы ваши действия, взгляды и слова были правильными. Каждому человеку нужны такие ценные украшения, как скромность и почтительность. Скромность — признак настоящего образования. Скромность теряется, когда люди полны самомнения или недовольства. Нужно быть скромным при всех обстоятельствах. Она должна проявляться от сердца. Эгоизм — приобретение извне. Гордость знаниями — приобретенный враг. В молодых людях он разрушительно действует на человеческие ценности.

Студенты! Помните, что юность — промежуточная стадия в жизни человека. Она приходит и быстро уходит. Этот короткий период вам кажется пленительным, но он быстротечен, как мгновение. Поэтому нужно быть внимательным к тому, как этот период жизни используется. Ади Шанкара утверждал: “Рождение сопровождается болью. Старость полна боли. Поэтому, будь бдителен всегда”. Все отношения и все приобретения временны. Не следует обманываться ими. Все вещи проходят в свое время. Только Бог остается навсегда. Значение имеет только настоящее, так как и прошлое, и будущее присутствуют в настоящем. Сегодняшний росток вырос из вчерашнего семени и станет завтрашним деревом. Не беспокойтесь о будущем и не горюйте о прошлом. Лучше правильно используйте настоящий момент. Тогда жизнь наполнится счастьем. Будьте счастливы. Это приведет вас к единству с Богом.

Ненасытные желания приводят к разочарованию

В железнодорожном путешествии по жизни студенты — пассажиры дальнего следования. Они не должны обременять себя слишком многими желаниями. Разумные претензии в той или иной области законны. Но таким желаниям должен быть предел. Ненасытные желания приводят к разочарованиям, которые, в свою очередь, вызывают умственное ослабление. Человек теряет покой в основном из-за желания накапливать богатство. Так как птицы и звери не имеют таких наклонностей, они ведут более свободную и полную довольства жизнь.

Студенты! Вы достойны стать хозяевами Природы. Не становитесь ее рабами. Сделайте веру в Бога дыханием своей жизни. Поймите, что вам следует делиться с другими тем, что вы получаете с помощью своих знаний или богатства. Именно дух жертвенности и благотворительности сделал в прошлом Индию знаменитой. Сегодня дух самоотречения уступил место корыстному наслаждению. Это стало истинной причиной заболеваний.

Истинно образованный человек — тот, кто использует свои знания на благо других. Он достоин называться джняни (мудрецом). Знания, которые используются для самоудовлетворения или для удовлетворения мирских желаний, не есть джняна (мудрость).

Студенты! Становитесь посланниками мира и безопасности для всего мира. Готовьтесь приносить жертвы миру, а не получать личную выгоду от него. Получайте удовольствие от отречения, а не от чувственных удовольствий.

Выступление в аудитории Института в Бриндаване,
22-5-1992

Изгнать из сердца ненависть — еще не значит испытать блаженство, ананду. Нужно взрастить любовь. Вырвите с корнем ненависть и посадите ростки любви. У холмов и муравейников, у деревьев и кустов, у земли и гор нет ненависти и неприязни, но можно ли их по этой причине назвать преданными, бхактами? Это абсурдно. Бхакта должен быть не только свободен от ненависти, но и полон Любви.

— БАБА