САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

том XXV

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1992 г.


Содержание
Разве Саи говорит?
1. Обожествляйте каждое мгновение
2. Проявляйте свою божественность
3. Как стать близким и дорогим Богу
4. Священное послание Святого праздника
5. Грама Сева есть Рама Сева
6. Дворец жизни
7. Могущество Божественного Имени
8. Очищайте мир санкиртаной
9. Голова и сердце
10. Придерживайтесь пути Господа
11. Родители и учителя должны быть примером
12. Нет большего греха, чем неблагодарность
13. Любите Родину — служите миру
14. От знания к мудрости
15. Поднимайтесь от животного состояния к божественному
16. Неувядающее послание Рамаяны
17. Тайны творения
18. “Ахам Брахмаасми”
19. “Праджнянам Брахма”
20. Послание Вед
21. Сила Божественной Любви
22. Только Бог есть Садгуру
23. Обучение медсестер в Саи Маха Видьялайя
24. Блестящее будущее Индии: Баба
25. Кришна — Према Аватар
26. Трудитесь вместе на благо нации
27. Смысл поклонения Винаяке (Ганеше)
28. Аватар как Освободитель
29. Три основных порока
30. Внутренний смысл праздника Наваратри
31. История Ширди Саи
32. Учитесь видеть Единого во многих
33. Пусть засияет ваш буддхи
34. Как проверяются преданные и обнаруживается недостаток преданности
35. Духовная основа праздника Дасары
36. Очищайте сердца, чтобы достичь Бога
37. Восстановление нравственных ценностей
38. Чтите мать: служите Родине
39. Единство основано на божественности
Глоссарий

8. Очищайте мир санкиртаной

Нет другой эпохи, подобной эпохе Кали,
Когда простая медитация на Имя Господа
Приводит к достижению Высшей Цели. О, благословенная эра!
Даже мультимиллионер должен довольствоваться
Обычной одеждой и пищей.
Он не может жить на диете из золота.
Когда Время неблагоприятно, палка может обернуться змеей.
Когда оно благоприятно, грязь может превратиться в золото.
Колесо Времени может сделать ученого немым животным,
А немой может стать святым,
Или богач может стать игрушкой богини Нужды.
Как бы вы ни молились, вы не можете получить
Того, что вам не суждено.
Не лелей, о юноша, никаких желаний.
Живи благородной и разумной жизнью.
Что еще Я могу сказать вам —
Добрым людям, собравшимся здесь?

Воплощения Божественной Любви! “Самьяк-киртанам санкиртанам” (совместное пение баджанов есть лучшее пение баджанов). Есть различие между киртанам и санкиртанам. Киртанам — индивидуальное занятие. Это пение одного человека с целью исполнения его молитв. Санкиртанам имеет целью благополучие Вселенной. Это также называется самааджика бхаджан (общественное пение). Этот метод пения баджанов был введен в практику Гуру Нанаком, основателем сикхизма.

Санкиртана имеет также целью показывать единство в многообразии. Когда все участники соединяются и поют в один голос, это называется санкиртаной.

Четыре вида санкиртаны

Санкиртана бывает четырех видов: гуна санкиртана, лила санкиртана, бхава санкиртана, нама санкиртана.

Гуна санкиртана — это баджаны, в которых преданные воспевают благие качества Бога, испытывают единство с Богом и накапливают божественные качества. Тьягараджа прибегал к помощи этого вида пения. В одной из своих киртан он восклицал: “О Господь! Ты выше всяких слов. Может ли даже Брахма или другие боги воспеть Твои славные подвиги? Я жажду Твоей милости. Прислушайся к моим мольбам. Ты вернул учителю сына, отнятого у него богом смерти. Ты победил бога страсти. Ты освободил из плена Васудеву и Деваки. Ты защитил Драупади, когда она воззвала к Тебе в отчаянии. Ты защищал Пандавов. Ты поднял Кучелу из нищеты. Ты спас 16000 девушек от рабства.” В этой манере Тьягараджа перечислял качества Бога в своих песнях.

Гита говиндам — форма лила санкиртаны

Лила санкиртана — наслаждение преданного святыми играми Господа в экстатическом танце и песне, которые полностью поглощают его. Примером может служить Гита говиндам Джаядевы.

Бхава санкиртана: Это можно проиллюстрировать на примере Радхи, которая выражала свои чувства к Богу и отождествляла себя с Богом в каждом виде преданности. Она выражала свою преданность в пяти формах: шанта (безмятежность), сакхья (дружелюбие), ватсалья (вечная любовь), анурага (восторг) и мадхура (сладость). Радха и Мира были представителями бхава санкиртаны.

Нама санкиртана: Чайтанья был представителем этой формы киртаны. “Все имена — Твои. Нет в космосе ничего, что не носило бы отпечатка Твоего имени или формы” — “Сварупа дхарам шантам Сарванамадхарам Шивам Сатчитананда рупам Адвайтам Сатьям Шивам Сундарам” (Свами пропел эту шлоку). Чайтанья упивался пением имени Господа, которое олицетворяет собой все прекрасное и славное во Вселенной.

В то время как в предыдущие эпохи преданные придерживались одного или другого метода воспевания славы Господа, обитателям Прашанти Нилайям представился исключительно счастливый случай — наслаждаться всеми четырьмя формами санкиртаны. Баджаны, которые поются здесь, совмещают в себе все формы санкиртаны.

Значение намаликхитам

Есть совсем другая форма прославления имени Господа. Это намаликхитам (написание имени Господа). Размышляя над именем Бога (в уме), произнося его языком и записывая рукой, преданный тренируется в трикарана шуддхи (очищении ума, речи и действия).

Имя Господа прославлялось разными путями повсюду в мире. Джаядева всегда наслаждался лилами (играми) Бога, испытывал присутствие Бога в себе, посвящал все свои повседневные дела наслаждению играми Бога, чувствовал, что не нуждается ни в чем, кроме любви Бога, растворил свою любовь в Божественной Любви и таким образом стал самим воплощением Божественной Любви. Так как люди не понимали духовного значения его киртан, они неправильно интерпретировали значение аштападхи (октав) Джаядевы.

Хануман, после окончания своей миссии на Ланке, пошел к Сите, чтобы получить ее благословение перед тем, как вернуться к Раме. Мать Сита благословила Ханумана следующими словами: “Хануман! Ты полон доблести, мудрости и стойкости. Пусть старость не коснется тебя”. Это не принесло удовольствия Хануману. Видя его разочарование, Сита еще раз благословила его: “Будь бессмертным”. Даже это не было приятно Хануману. Сита снова благословила его: “Хануман! Ты полон добродетелей! Пусть обитатели трех миров восхваляют тебя!” Хануман в смущении пал к ногам Ситы и склонил голову, как будто ему было стыдно слушать похвалы Ситы. Видя реакцию Ханумана, Сита наконец благословила его так: “Пусть Шри Рама всегда любит тебя!”. Услышав эти слова, Хануман пришел в восторг. “Это все, что я хотел”, — сказал он. “Я должен быть достоин любви Рамы. Жизнь без любви Рамы — живая смерть. Единственное, чего я хочу, это любви Рамы”.

Хануман был искусен в музыке. Никто не мог превзойти его в пении. Даже Нарада и Тумбура не могли превзойти его. Этот великий певец всегда, постоянно пел имя Рамы.

Благочестивое пение есть излияние любви к Богу

В чем сущность санкиртаны? Ее цель — добиться любви Бога. Соединяя свой голос, тон, чувства и ритм в соответствующие такты песни, преданный погружается в пение. Гармонизируя чувства преданностью и любовью, священные слова песни должны быть излиянием любви к Богу. Только это можно назвать набожным пением.

Когда песня поется без понимания слов и без внутреннего чувства чистой любви к Богу, она становится механическим действием. Бхава (чувство), рага (мелодия) и тала (ритм) необходимы для правильного пения. Даже название Индии означает сочетание этих трех элементов (Бха — Ра — Тха). Во всех действиях повседневной жизни должна соблюдаться комбинация этих трех элементов. Это правило можно применить даже к обучению. Бхава, в изучении субъекта, означает глубокое понимание субъекта. Рага подразумевает взращивание любви к субъекту, и тала означает понятное и ясное выражение знания.

Необходимо понимать значение слов, которые вы поете

Непонимание смысла слов при пении, например, песен святого Тьягараджи приводит к странным результатам. Тьягараджа писал на телугу. Музыканты, поющие на тамили, искусные в музыке, часто искажают слова Тьягараджи, и песня теряет смысл. В одной из своих песен Тьягараджа пел: “Не погадакунте никеми кодхаву Рама?” (если я не восхваляю Тебя, что Ты теряешь, о Рама?). Музыкант-тамилец спел эту песню так, что получилось — “если я ем пакоду (сладкую кукурузу), что Ты теряешь?” Необходимо, чтобы смысл текста, эмоциональные чувства композитора и мелодия песни соединялись при исполнении песен в нагарсанкиртане и при пении баджанов. Если вы не понимаете смысла слов, вы должны обратиться к тому, кто их понимает.

Воплощения Божественной любви! Считайте коллективное пение священным упражнением. Даже если у вас нет музыкальных способностей, произносите имена Господа с чувством и любовью.

Нет более эффективного средства для постижения Бога в Кали-югу, чем произнесение имен Бога. Дхьяна (медитация) в Крита-югу, яджна (жертва) в Трета-югу, арчана (храмовое богослужение) в Двапара-югу и намасанкиртана (воспевание имени Господа) в Кали-югу — методы, предписанные для достижения Бога.

Памятование Имени — панацея. Когда имя произносится как песня, положенная на музыку, оно приносит огромное удовольствие сердцу. Многие пандиты декламируют имена шлоками (стихами). Они не испытывают сильного устремления, выраженного в пении. Некоторые актеры могут произносить слова громко и ясно, но без глубоких чувств. Но когда имена мелодично поются, они обращаются к сердцам поющих и слушающих. Даже неверующие и агностики склоняют головы, когда слушают набожную музыку.

Мелодичная песня задевает все струны сердца

Слова песни могут восприниматься прозаически и не задевать слушающего. Но когда они мелодично поются, как, например, в песне “Рама! Нанну кападу” — “Рама! Спаси меня!”, они задевают все струны сердца. (Свами спел песню, что бы продемонстрировать ее притягательность.) В песне содержится величайшая сладость, когда она исполняется мелодично. Каждый, независимо от того, сведущ он в музыке или нет, должен внимательно слушать исполнителя и пытаться повторять слова с чувством.

Некоторые люди, посещая баджаны, не разжимают губ. Они могут говорить, что они поют в уме, про себя. Это неправильно. Если у вас есть чувство преданности, оно должно выражаться языком, участвующим в баджанах. Только тогда это можно назвать санкиртаной — пением в унисон со всеми. Вы должны петь имена громко, насколько позволяет ваш голос. Только тогда Бог ответит в полной мере и изольет Свою милость. Никто не придет на помощь тонущему человеку, если его крики о помощи слабы. Только когда он кричит во весь голос, его услышат и бросятся спасать. Санкиртана означает пение с пылом и самоотдачей.

Каждому следует понимать, что все члены и органы тела даны человеку для того, чтобы использовать их в святых целях: язык — для произнесения имени Господа, руки — для служения, ноги — для того, чтобы ходить в храм и т.д. Эти органы не должны использоваться в легкомысленных и нечестивых целях. Освящая каждый из органов чувств, человек должен очищать ум и концентрироваться на Боге.

Единственное средство очистить загрязненный мир

Воплощения Божественной Любви! Невозможно описать сладость и святость имени Господа. Глубина преданности, с которой вы произносите имя Господа, принесет соизмеримые плоды и наслаждение. Всем следует стараться произносить имена в унисон. Сегодня все пять элементов — эфир, воздух, огонь, вода и земля — загрязнены. Невозможно найти чистую воду или чистый воздух. Звуки, которые вы слышите, не чисты. Земля загрязнена. Кали-юга превратилась в Калмаша югу (эру загрязнения). Единственное средство очистить все это — воспевать имена Господа.

Сегодня люди проводят большую часть своего времени за телевизором или видео. Что удивительного в том, что дети, рождающиеся в этих обстоятельствах, получаются продуктами телевидения? Они ведут себя как артисты с самого детства. Они предаются различным выходкам. За это следует винить только родителей. В старые времена, когда женщина была беременна, она обычно слушала истории о Прахладе, Сатьяване и других благородных персонажах. Эти истории оказывали благое влияние на ребенка.

Атмосфера очищается произнесением имени Бога

Эксперименты в России и других странах показали связь между пищей и умственными наклонностями. Было найдено, например, что ребенок, мать которого во время беременности пила много яблочного сока, после рождения питал пристрастие к яблокам.

Декламирование имен Господа помогает очищать атмосферу, так как священные звуковые волны поглощаются атмосферой. Сила звуковых волн становится очевидной, если мы вспомним, что радиоволны передаются на большие расстояния. Атмосфера, загрязненная нечистыми звуками, может быть очищена произнесением имени Бога.

Подобным образом, святые мысли, чистая речь и чистые действия будут очищать другие загрязненные элементы. Нет лучшего очистительного средства, чем это. Огромные суммы тратятся на очистку вод Ганги. Какая польза от этой деятельности, если в Гангу продолжают сбрасывать канализационные стоки? Сначала прекратите сброс сточных вод в Гангу.

Подобно этому дурные мысли, появляющиеся в уме, должны быть направлены по другому пути, и ум должен заполниться чистыми и божественными мыслями с помощью декламирования Божественного имени.

Каждый участвующий в баджанах должен петь имена Бога и таким образом служить очищению атмосферы и поддерживать благополучие нации.

Выступление в аудитории Пурначандра 3-3-1992

Вы должны видеть, слышать, учиться, наблюдать, испытывать и размышлять; только тогда вы сможете понять Меня. Вы узнаете тогда, что Я есть Любовь (Према); что Я даю только одну вещь — блаженство (ананду) через Любовь. Моя задача — дать утешение, смелость и мир (шанти). К слову, эти Мои характеристики — древние, изначальные; только проявленная форма является новой.

БАБА