САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

том XXV

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1992 г.


Содержание
Разве Саи говорит?
1. Обожествляйте каждое мгновение
2. Проявляйте свою божественность
3. Как стать близким и дорогим Богу
4. Священное послание Святого праздника
5. Грама Сева есть Рама Сева
6. Дворец жизни
7. Могущество Божественного Имени
8. Очищайте мир санкиртаной
9. Голова и сердце
10. Придерживайтесь пути Господа
11. Родители и учителя должны быть примером
12. Нет большего греха, чем неблагодарность
13. Любите Родину — служите миру
14. От знания к мудрости
15. Поднимайтесь от животного состояния к божественному
16. Неувядающее послание Рамаяны
17. Тайны творения
18. “Ахам Брахмаасми”
19. “Праджнянам Брахма”
20. Послание Вед
21. Сила Божественной Любви
22. Только Бог есть Садгуру
23. Обучение медсестер в Саи Маха Видьялайя
24. Блестящее будущее Индии: Баба
25. Кришна — Према Аватар
26. Трудитесь вместе на благо нации
27. Смысл поклонения Винаяке (Ганеше)
28. Аватар как Освободитель
29. Три основных порока
30. Внутренний смысл праздника Наваратри
31. История Ширди Саи
32. Учитесь видеть Единого во многих
33. Пусть засияет ваш буддхи
34. Как проверяются преданные и обнаруживается недостаток преданности
35. Духовная основа праздника Дасары
36. Очищайте сердца, чтобы достичь Бога
37. Восстановление нравственных ценностей
38. Чтите мать: служите Родине
39. Единство основано на божественности
Глоссарий

4. Священное послание Святого праздника

Солнце стало спокойным и мирным.
День становится длиннее.
Дует сильный прохладный ветер.
В полях созрел золотой урожай.
Фермеры наслаждаются пением.
Цветы расцветают
На берегах рек, как гирлянды.
Фермеры принесли в дома собранный урожай
И приветствуют наступление любимого
Празднества Санкранти.

Воплощения Божественного Атмана! Многие люди в мире толковали природу Божественности. Даже в Индии, где с древних времен глубокие духовные истины провозглашались и распространялись, умы людей не обратились к высшему. Умы людей — вот что должно измениться, а не их внешний облик. Людей судят по их качествам, а не по одеждам.

“Ят Дришьям Таннасьям” (То, что воспринимается чувствами — преходяще). Все, что связано с проявленным миром, постоянно изменяется. То, что подвержено изменениям — непостоянно. То, что неизменно — вечно. Придавая излишнее значение изменяющимся вещам в этом мире, человек удаляется от неизменной и вечной Реальности. Люди должны прилагать старания для постижения вечного и неизменного Атмана (Высшего “Я”).

Значение вхождения Солнца в Козерог

За год Солнце проходит через 12 знаков Зодиака. Вхождение Солнца в каждый знак называется санкрамана. Кранти означает перемену. Санкранти означает священную перемену. Вхождение Солнца в разные знаки не обладает одинаковой святостью. Какова же причина того, что особое значение придается Макара санкрамане, вхождению Солнца в знак Макара (Козерога)? Кроме физических явлений, связанных с вхождением Солнца в каждый знак, есть и внутренний, духовный смысл Макара санкраманы.

Вхождение Солнца в Козерог происходит посередине между месяцами маргаширша и пушьями. В Бхагавад-гите Шри Кришна заявил: “Среди месяцев Я — маргаширша”. Месяц маргаширша — корона среди 12 месяцев. Почему? Среди планет солнечной системы, Солнце — правящее божество. Без Солнца остановится жизнь. В месяце маргаширша в мире происходит сбор урожая, который поддерживает жизнь и приносит счастье людям. Амбар каждого крестьянина засыпан зерном. Погода в этом сезоне прохладная и приятная. Это — подходящее время для спокойного отдыха. Именно в это время человек свободен от бремени повседневных трудов и может посвятить свое время досугу общения с детьми и животными.

Всякий опыт есть отражение Внутренней Сущности

Однако в чем связь между этими физическими благами и духовным значением этого сезона? Человек любит прекрасное. Он наслаждается видом хорошей еды. Может возникнуть вопрос, относится ли это наслаждение только к физическим вещам или основано на внутренней духовной основе? Не тело испытывает наслаждение, но Атман. Удовольствие, которое человек получает, глядя на других, относится не к телу, а к Атману. То, что видят глаза, слышат уши, обдумывает ум или чувствует сердце, все это испытывает Атман. Чувства — только инструменты. Каждое ощущение есть отражение Внутренней Сущности. Только когда эта истина будет осознана, можно будет в какой-то степени постичь природу Божественного.

Вдохновитель, исполнитель и ощущающий для всех действий — бог Солнца. Для человека, захваченного в бессмысленное существование и идущего по бесконечному кругу бесплодных занятий, бог Солнца являет собой пример неустанного и бескорыстного служения. Он не имеет передышки в работе. Он выше похвал и осуждения. Он выполняет свои обязанности с абсолютным беспристрастием. Все, что он делает, служит только для благополучия мира, а не для причинения какого-либо вреда. Только чувства человека приписывают пользу или вред. Когда человек подчиняется своим чувствам, они становятся его врагами. Когда человек овладевает своими чувствами, они становятся его друзьями. Друзьями и врагами чувства становятся в зависимости от силы или слабости человека.

Ранее студент в своем выступлении упомянул, что для Вибхишаны, который верил в Бога, Рама был другом. Для неверующего Раваны Рама стал врагом. Следовательно, счастье и несчастье человека вытекают из его веры или неверия.

Вера приводит к Богу

Девизом, имеющим первостепенное значение для человека, должна быть шраддха (вера или убежденность). Древние утверждали: “Верь и живи” (в английском — “believe and live”). Без веры вы не сможете жить счастливо. Только когда вы верите, что кто-то является вашей матерью, у вас возникает любовь к ней. Так же и женщина любит ребенка только если она знает, что это ее ребенок. Подобным образом признание Бога происходит от веры.

Там, где вера, там любовь,
Где любовь, там мир,
Где мир, там истина,
Где истина, там блаженство,
Где блаженство, там Бог.

Таким образом именно вера напоминает нам о Боге.

Все, что преподается и изучается сегодня, являет собой пышное пустословие, относящееся к внешнему миру. Несомненно, много разговоров ведется о божественности и духовности. Но в этих проповедниках нельзя заметить ни одного священного признака истины, любви или мира, ассоциирующихся с божьими людьми. Разве следует оценивать людей по одежде, речам или “учености”, которую они показывают? Нет. Только тот человек достоин почтения, кто мудр, и дела которого находятся в согласии с его словами и мыслями. Бог судит людей по их мотивам и мыслям. Бог смотрит только на внутреннюю чистоту человеческих побуждений, а не на их внешний вид, власть или богатство. Вальмики, Нанда, Кучела, Гаджендра (царь слонов), ребенок Дхрува, неграмотная Сабари, Видура и Хануман — все это примеры существ, которые получили милость Бога только благодаря своей преданности, а не посредством знатности, богатства, учености или других достижений.

Питайте добрые чувства и добрые мысли

Что такое бхакти (преданность)? Бхакти — направление своей священной любви к Богу. Из-за эгоизма человек становится связанным своими привязанностями к преходящим вещам в этом мире.

Ваша первая задача — выполнять свой долг. Это не значит, что необходимо отказаться от мирской жизни или от семьи. Сохраняйте свой ум в безоблачном и спокойном состоянии. Все изменения задевают только внешнее. Они не влияют на внутренний опыт. Всегда питайте добрые чувства и добрые мысли.

В этой связи хорошим примером может служить случай из жизни Иисуса. Иисус увидел на базаре женщину, которую за блуд побивали камнями. Иисус подошел к ним и сказал: “О люди! Вы наказываете эту женщину за определенный физический проступок. Подумайте, как много подобных грехов вы совершаете мысленно. Тот, кто не совершал подобного даже в мыслях, пусть бросит первый камень. Все другие не имеют права кидать в нее камни!”

Люди судят, кто грешник, а кто чистый человек, но им следует исследовать самих себя, насколько они грешны или добродетельны. Каждый должен стремиться держать свой ум свободным от дурных мыслей. Праздник Санкранти как раз предназначен для того, чтобы люди начали упражняться в этой трансформации.

Символизм праздника Санкранти

В Двапара-юге пастухи и пастушки испытывали безграничное счастье в присутствии Кришны, забывая себя в своей преданности Господу. В день Санкранти они пользовались коровьим навозом как священным средством для очищения. Также гопи демонстрировали внутреннее значение праздника Санкранти. Они помещали три шарика коровьего навоза перед своими домами, прикрепляли три цветка тыквы сверху и плясали вокруг, распевая хвалебные гимны в честь Кришны. Что значат эти три шарика? Люди склонны презирать коровий навоз. Но в глазах гопи он был священным. В старые времена люди разбрызгивали воду, смешанную с коровьим навозом, перед своими домами. Коровий навоз помогал уничтожать бактерии в атмосфере. Коровий навоз был символом здоровья и счастья. Первый шарик представлял Кришну, который почитался как Гопала (Защитник коров). Кришна почитался также как даритель счастья и здоровья. Второй шарик символизировал гору Говардхана, которую поднял Кришна, так продемонстрировав Свою божественность. Третий шарик символизировал корову, которая является источником здоровья и счастья для людей, так как она дает молоко. Таким образом поклонялись Гопале, Говардхане и го (корове).

Среди всех овощей тыква занимает почетное место, так как она самая большая. Гопи рассматривали тыкву как символ великодушия. Поэтому тыква была традиционным подарком на празднике Санкранти. Что значит такой подарок? Тыква долго не портится. Из нее можно приготовить любое количество блюд. Она также может использоваться в сочетании со многими другими овощами. Вследствие этих явных преимуществ, подношение тыквы также означало подношение своих добродетелей.

Развивайте гармонию по отношению ко всем

Санкранти является святым днем по многим причинам. В этот день Ади Шанкара принял санньясу (отказался от всего мирского, надев оранжевую одежду). В этот день принято дарить людям смесь пальмового сахара и тила (кунжута). Сахар сладок и является символом любви. Кунжут также называют снеха, символом дружбы. Таким образом, предложение этой смеси означает предложение любви и дружелюбия. Развивайте гармонию в отношениях со всеми. Многое из того, что сегодня почитается дружбой, состоит в связи с богатыми людьми и получении выгоды от их денег. Когда они попадают в беду, те же самые люди даже не смотрят в их сторону. Это вовсе не дружба. Дружба должна исходить из сердца и не затрагиваться горем или радостью. В действительности, один только Бог может быть настоящим другом в любых ситуациях. Он с вами, над вами, под вами, за вами и вокруг вас.

Глубокое значение Санкранти

Сегодня люди не полагаются на такую божественную дружбу. Они обращают свою веру на преходящие вещи в мире. Значение Санкранти в том, чтобы поддерживать любовь между родственниками и друзьями с помощью совместного празднования этого благого дня. Именно в этот день дрессировщики буйволов “Ганга” водят своих украшенных животных от дома к дому, играют музыку перед домами и демонстрируют умения своих буйволов перед собравшимися семьями.

Также устраиваются представления буйволов на рыночной площади с тем, чтобы поддерживать гармонию и чувство близости. Девочки в каждом доме берут своих младших братьев на эти представления. Дрессировщик одевается специальным образом и ставит большие знаки касты на лоб. Он держит маленький хлыст, используемый для дрессировки. Буйвол участвует в представлении истории женитьбы Рамы и Ситы, которое должно поддерживать любовь и счастье. Рама и Сита представляют Высшее “Я” и пракрити (природу) соответственно. Их союз должен отмечаться подношением любви Божественной паре. Таким образом, представление с участием священного буйвола в день Санкранти имеет глубокий смысл.

Так как Санкранти считался самым важным праздником, в этот день новобрачный наносил визит в дом невесты. В этот день многие люди навещали других в знак доброй воли. Поскольку собиралась вся родня, веселье было в каждом доме.

Итак, праздник Санкранти, был задуман для поддержания гармонии и любви в семье, для того, чтобы люди осознали единство Творца и творения, чтобы люди брали пример с бога Солнца и воспитывали в себе героизм, и, сверх всего, чтобы люди осознали свою внутреннюю Божественность. Это — священная цель фестиваля Санкранти.

Фестиваль Санкранти — тогда и сейчас

Сегодня этот святой праздник превратился в день поедания сахара и кунжута, полностью потеряв свое внутреннее значение. Люди погружены во тьму личных интересов.

Рис, сваренный с пальмовым сахаром — специальное блюдо на Санкранти. Почему? В былые времена так готовили рис на празднование сбора урожая, и после того, как коров кормили этим сладким рисом, он разбрасывался на поля. На третий день всех животных украшали и водили процессией вокруг базара. По этой причине фестиваль в Тамил Наду назывался Маттупонгал — фестиваль животных. Бык — гораздо больше, чем просто четвероногое. Как ездовое животное Шивы (Нанди), он занимает почетное место в храме Шивы. Его глаза всегда устремлены на Господа в святая святых. Прежде, чем попасть туда, поклоняются Нанди.

Развивайте любовь к Богу и служите ближним

Фестиваль Санкранти следует считать днем, в который человек обращает свой взгляд к Богу. Жизнь человека можно уподобить стеблю сахарного тростника. Как и тростник, который тверд и имеет много сучков, жизнь полна трудностей. Но, чтобы насладиться божественным блаженством, эти трудности должны быть преодолены, так же как, чтобы вкусить сладость сахарного тростника, его нужно размолоть и сок превратить в сахар.

Непреходящее блаженство можно получить только преодолением трудностей и испытаний. Золото нельзя превратить в красивую драгоценность иначе, чем подвергая плавке, ковке и т.д. Когда Я называю преданных бангару (золотыми), Я считаю вас драгоценными существами. Но только проходя через превратности жизни с выдержкой и терпением, вы можете стать прекрасными драгоценностями. Вы не должны позволять себе сдаваться перед трудностями.

Развивайте уверенность в себе и укрепляйте веру в Бога. Посвятите себя служению ближним и ведите образцовую жизнь с непоколебимой верой.

Сегодня бог Солнца начинает свое движение на север, уттараяну. Благородный герой Бхишма ждал 56 дней, чтобы расстаться с жизнью в этот период.

Выполняя свой долг, берите пример с Солнца

Солнце, начиная свою дорогу на север, приветствует Гималаи, так как они — прекрасная обитель Господа Шивы. Сердце надо рассматривать как обитель Господа, и взгляд должен быть обращен на то, чтобы получить Божественный опыт. Само человеческое сердце символизирует Гималаи, как обитель мира и чистоты.

Путь Солнца на север указывает на путь, которым должен идти человек, чтобы постичь Бога. Солнце — блестящий пример самоотверженного и неустанного служения. Мир не может жить без Солнца. Жизнь на Земле возможна только благодаря Солнцу. Солнце дает человеку урок скромной приверженности долгу, без малейшего самомнения. Солнце — высший пример для каждого, как он должен исполнять свой долг с преданностью и самоотверженностью. Исполнение своих обязанностей — величайшая йога, так говорил Кришна в Гите. Пусть ваши действия и мысли будут добрыми. Тогда вы испытаете божественное блаженство.

Санкранти подразумевает привнесение в позиции человека разных изменений, чтобы он мог освятить свою жизнь. Этот фестиваль — не только для индийцев. Его послание обращено ко всем людям. Оно имеет значение для людей всех стран, вероисповеданий и климатических зон. Кранти (перемена) и шанти (покой), оба находятся в сердце. Вам нет нужды искать их во внешнем мире. Откройте их внутри себя. Это ваш долг. Служите своим родителям и обществу. Живите божественной жизнью, посвящайте все свои действия Богу. Живите в любви!

Лекция в аудитории Пурначандра 15-1-1992,
день Санкранти

Какова точная причина всех бед? Это привязанность к телу, приводящая к печали и к её непосредственным предшественникам: любви и ненависти. Эти два чувства — результат того, что ум считает некоторые вещи и условия благоприятными, а другие вещи и условия — вредными. Эта идея благоприятности и зловредности — заблуждение. Вы все равно привязываетесь к объектам, которые считаются благоприятными, и начинаете ненавидеть другие. Но с высшей точки зрения — этого нет. Различие бессмысленно. Двух нет вообще. Как тогда может существовать хорошее и плохое? Видеть двоих там, где есть только Единый, — это заблуждение или невежество. Невежество, которое погрузило Арджуну в печаль, было как раз этой природы — видение многих, когда существует только ЕДИНЫЙ.

— БАБА