САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

том XXV

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1992 г.


Содержание
Разве Саи говорит?
1. Обожествляйте каждое мгновение
2. Проявляйте свою божественность
3. Как стать близким и дорогим Богу
4. Священное послание Святого праздника
5. Грама Сева есть Рама Сева
6. Дворец жизни
7. Могущество Божественного Имени
8. Очищайте мир санкиртаной
9. Голова и сердце
10. Придерживайтесь пути Господа
11. Родители и учителя должны быть примером
12. Нет большего греха, чем неблагодарность
13. Любите Родину — служите миру
14. От знания к мудрости
15. Поднимайтесь от животного состояния к божественному
16. Неувядающее послание Рамаяны
17. Тайны творения
18. “Ахам Брахмаасми”
19. “Праджнянам Брахма”
20. Послание Вед
21. Сила Божественной Любви
22. Только Бог есть Садгуру
23. Обучение медсестер в Саи Маха Видьялайя
24. Блестящее будущее Индии: Баба
25. Кришна — Према Аватар
26. Трудитесь вместе на благо нации
27. Смысл поклонения Винаяке (Ганеше)
28. Аватар как Освободитель
29. Три основных порока
30. Внутренний смысл праздника Наваратри
31. История Ширди Саи
32. Учитесь видеть Единого во многих
33. Пусть засияет ваш буддхи
34. Как проверяются преданные и обнаруживается недостаток преданности
35. Духовная основа праздника Дасары
36. Очищайте сердца, чтобы достичь Бога
37. Восстановление нравственных ценностей
38. Чтите мать: служите Родине
39. Единство основано на божественности
Глоссарий

17. Тайны творения

В этом мире звери и птицы ведут упорядоченную жизнь,
Хотя они не получают образования;
Почему человек не имеет этого чувства,
Хотя он одарен разумом?

Воплощения Божественной Любви! Сегодня человек научился летать в воздухе, подобно птице и плавать под водой, подобно рыбе. Но он не научился жить на земле, как человек. Наука может научить человека таким вещам, как полет в воздухе или плавание под водой; однако только религия, а не наука, может научить человека жить на земле по-человечески. Поэтому, если наука озабочена всесторонним развитием человека, она должна искать помощи у религии. Религия не означает слепого следования каким-то верованиям. Религия помогает человеку достичь цели человеческой жизни, основываясь на различении и человеческих ценностях.

Все религии учат только тому, что хорошо;
Нужно понимать их правильно
и соответственно строить свою жизнь.
Если наши умы хороши,
Что неправильного мы сможем увидеть в любой религии?

Следовательно, никакая религия не может быть плохой. Поэтому великий ученый Эйнштейн утверждал, что религия без науки хрома, а наука без религии слепа, таким образом подчеркивая необходимость разумного сочетания науки и религии для службы человечеству.

Все религии подчеркивают важность человеческих ценностей

Религия оказывает огромную помощь воспитанию целостной человеческой личности. Она подчеркивает единство в многообразии. Истинная религия учит гармонии и единству всех религий. Сущность, как и цель всех религий — достижение чистоты ума и сердца. Каждая религия имеет свои заповеди и принципы. Но никакая религия не учит ненависти, лжи и неправедности. “Говори истину”, “Практикуй праведность”, — предписывают Упанишады. Подобные священные наставления можно найти во всех других религиях.

Таким образом, все религии подчеркивают человеческие ценности и служат маяками для правильного развития человечества. Все они облегчают проявление Божественности, присущей человеку. Но сегодняшние люди в общем и молодежь в частности позабыли нашу многовековую культуру и священные ценности. Они отворачиваются от Бога, соблазненные современной наукой и технологией.

Однако с течением времени сами ученые пришли к выводу, что Вселенная управляется некой божественной силой. Неисчислимые планеты и звезды в космосе несутся с огромными скоростями. Если они отклонятся от своих орбит хотя бы ненамного, это может привести к вселенской катастрофе. Кто велел им придерживаться их скоростей и орбит?

Контраст между учеными и Творцом

Сегодня ученые создают искусственные спутники, которые вращаются вокруг Земли. Но эти спутники терпят аварии или сгорают в течение нескольких дней, месяцев или лет, тогда как планеты в творении Бога движутся по своим орбитам с незапамятных времен безо всяких крушений и не сгорают. Свет проходит 186000 миль в секунду. Даже при такой огромной скорости ему требуется сотни тысяч лет, чтобы пройти от одного созвездия к другому. На Млечном пути, видимом нами, есть неисчислимые звезды, неизвестные нам. Свет некоторых звезд до сих пор не достиг Земли, несмотря на то, что с момента их сотворения прошли целые эпохи. Даже у ученых эти аспекты творения вызывают дурное настроение, потому что они неспособны понять их полностью. Какой контраст между ученым, который переполняется гордостью, когда открывает ничтожную частичку тайны творения, и Творцом (Богом), управляющим всей Вселенной спокойно, молча, терпеливо и с любовью, без малейшей помпы и гордости!

Но это не все. Творение (Природа) устроена так восхитительно, что слова бессильны. Например, двуокись углерода, выдыхаемая людьми, усваивается растениями, а кислород, выдыхаемый растениями, потребляется человеком. Кто создал такое взаимовыгодное положение в природе? Поэты-святые, такие как Пурандарадас, воспевали Всемогущего Господа в таких выражениях: “Кто поливает, удобряет и выращивает маленькие кустики и гигантские деревья в расщелинах скал? Кто расписал прекрасного павлина и его хвост такими дивными красками? Кто придумал чудесное сочетание зеленого тела и красного клюва попугая?” Ученые могут сказать, что это “закон природы”. Но могут ли эти ученые превзойти Природу или обходиться без материалов, доступных в Природе?

Так называемые “творения” ученых

То, что ученые называют своими “творениями”, сделано лишь из комбинации основных материалов, найденных в природе. Например, ученый делает воду из водорода и кислорода. Но какой ученый получил или сотворил кислород или водород? Эти элементы созданы солнечным светом. Аналогично, всё, что ученые могут создать, является перестановкой и комбинацией уже существующих материалов в Природе. Этот факт игнорируется большинством ученых. Если поразмышлять над тайнами и секретами творения, даже глупец должен будет допустить существование Божественной силы за всеми этими чудесными явлениями.

Рассмотрим другой пример. В мире около 5.08 миллиардов человек. Но поразительно, что среди такого огромного населения нет двух одинаковых людей. Какой творец, кроме Бога, мог проявить такое искусство? Товары, производимые современными “творцами”, все похожи друг на друга, так как сделаны по одному шаблону. Какой разительный контраст! Студентам следует, таким образом, пытаться вникать в тайны творения.

Ученые нарушают равновесие в Природе

Мы склонны считать творение даром, думая, что это лишь бесчувственная Природа, игнорируя Чувствительное Начало, которое регулирует природу и устанавливает надлежащий баланс между ее различными частями. Ученые и технологи в погоне за своими интересами, именем и славой, фактически пренебрегают благополучием и безопасностью общества, нарушая равновесие в природе, что приводит к различным несчастным случаям, бедствиям, катастрофам и несчастьям, от которых страдает все общество. Например, океаны содержат воздух, достаточный для всей земли более чем на десять лет. Одна молния выделяет столько электричества, что его хватило бы всей земле на 20 лет.

Строя гигантские дамбы, скапливая огромные количества воды в одном месте, человек заставляет землю опускаться в этом месте и соответственно подниматься в другом. Бездумная эксплуатация природных ресурсов учеными и технологами, такая, как строительство множества шахт для добычи минералов, угля, нефти и пр., приводит к дисбалансу и загрязнению пяти основных элементов, что в свою очередь приводит к таким катастрофам, как землетрясения, извержения вулканов и т.д.

Быстрое и излишнее распространение промышленности, фабрик, автомобилей и т.д., сопровождающееся загрязнением атмосферы, ответственно за растущую заболеваемость такими болезнями как аллергия, астма, глухота, пневмония, брюшной тиф и т.п. Однако наука сама по себе не плоха; просто надо пользоваться ею благоразумно и в надлежащих целях.

Студенты должны иметь веру в существование Бога

Сегодня студенты имеют безоговорочную веру в то, что говорят ученые; но, сколько им ни вдалбливай в голову, у них нет веры в Бога. Дорогие студенты! В первую очередь, вы должны верить в существование Бога. Одна простая причина этому — то, что во всех языках наряду с другими словами есть слово “Бог”. Любой словарь состоит из слов, обозначающих существующие в мире явления и объекты, такие как звери, птицы и другие живые существа, а также неодушевленные объекты. Несуществующие вещи не находят места в словаре. Сам факт существования слова “Бог” во всех языках достаточен для доказательства существования Бога. Даже если вы сами не видели или не испытывали чего-то, что значится в словаре, есть другие люди, которые видели или испытывали это.

Итак, на основании вашего ограниченного опыта вы не можете отрицать существование того, что есть в словаре. Если вы не получили божественного опыта, есть другие люди, которые испытали его и поэтому слово “Бог” появилось в словаре. Некоторые из вас могут возразить, что есть слова вроде “небесный цветок”, “заячий рог”, для которых не существует соответствующего объекта в мире. Но вы должны понимать, что это не отдельные слова, а словосочетания. Каждое слово — и “небо”, и “цветок” — относится к реально существующим объектам; также существуют зайцы и рога. Но в мире может не существовать объектов, соответствующих искусственно соединенным словам “небесный цветок” и “заячий рог”.

Тайны Божьего творения

Один ученый хотел узнать значение слова парамахамса (Высший Лебедь), используемое в духовном смысле. Ему сказали, что так же, как лебедь отделяет молоко от воды, погружая свой клюв в их смесь, парамахамса с помощью надлежащего исследования и получаемой отсюда мудрости разделяет Атмана (“Я”), от а-натмы (“не-Я”). В свою очередь, когда ученого спросили, кто дал лебедю способность отделять молоко от воды, ученый ответил, что кислота, выделяющаяся на клюве лебедя, приводит к свертыванию молока, таким образом отделяя его от воды. Но тогда встает вопрос, а кто поместил кислоту в клюв лебедя. Сделал ли это какой-либо ученый? Нет, только Бог мог сделать это. Таковы на самом деле тайны творения!

Около пятидесяти лет назад ученые думали, что нет большей силы, чем атомная энергия. Они выражали опасения, что если атомная энергия будет распространяться дальше, это приведет к катастрофе. Но сейчас, после пятидесяти лет исследований и экспериментов, ученые нашли, что есть большие силы, чем атомная энергия. Люди, которые сейчас не имеют Божественного опыта, могут испытать его, скажем, через десять лет. Божественность вездесуща. Вы должны твердо верить в это. Без веры в Бога человеческая жизнь проходит напрасно. Наряду с физическими науками вы должны также стремиться к постижению духовной науки, по крайней мере частично.

Не давайте места ненужным сомнениям

В наши дни студенты дают волю ненужным сомнениям. Один мальчик подошел ко Мне и сказал: “Свами! Шанкарачарья утверждал, что Брахман реален, а мир иллюзорен. Но Брахмана, о котором говорится, что он реален, нигде не видно, тогда как мы реально испытываем так называемый иллюзорный мир в нашей повседневной жизни, с соответствующими приобретениями и потерями, счастьем и горем — и не только на протяжении года или двух, а многих лет. Как мы можем верить, что мир иллюзорен?” На это Я ответил: “Мой дорогой мальчик! Не трать зря время, думая о подобных вопросах. Зачем тебе беспокоиться о реальности или нереальности Брахмана и мира? Оставь этот вопрос им (т.е. Брахману и миру). Сперва найди истину о себе самом. Ты можешь думать, что ты — реален. Но только то может считаться реальным, что не изменяется в течение всех трех времен — в прошлом, настоящем и будущем. В свете этого критерия, так как твое тело подвергается изменению время от времени, а также потому, что оно подлежит уничтожению в какое-то время, оно считается иллюзорным. Так же обстоят дела и со всем остальным миром”.

Сегодняшняя молодежь утверждает, что они не подвергаются никаким изменениям, забывая о том, что их тела изменяются со временем — рождение, детство, юность, зрелость, старость и смерть. Таким образом все в мире подвергается изменениям с течением времени, и по этой причине мир считается иллюзорным. Шанкарачарья не говорил, что мир абсолютно нереален. Он называл его иллюзорным, так как мир — смесь реальности и нереальности, появляющейся в одно время и исчезающей в другое. Однако студентам следует понимать, что есть реальное основание, лежащее под иллюзорным миром. Это можно проиллюстрировать на примере серебряного подноса, который вы видите на Моем столе. Этот поднос может быть превращен в стакан завтра или в ложку послезавтра. Но вещество, составляющее эти меняющиеся формы и имена, остается неизменным серебром. Тем не менее серебро и стакан (или поднос) не могут быть разъединены. Так и неизменная реальность Брахмана является основанием для переменчивого, иллюзорного мира.

“Сомневающийся погибает”

Сегодняшние студенты стали жертвами некоторых сомнений, так как немногие учителя могут сойти на их уровень и понятно объяснить им суть вещей. Пусть они поймут смысл лозунгов, написанных на задней стене этой аудитории: “Самшайяатма Винашьяти” (сомневающийся погибает) и “Шраддхаван Лабхате Джнянам” (верящий достигает мудрости). И ниссамшайям (свобода от сомнений), и шраддха (вера и убежденность), обе необходимы для просветления, подобно тому, как и положительный, и отрицательный полюса тока необходимы, чтобы зажегся свет. Поэтому необходимо, чтобы свобода от сомнений, с одной стороны, и вера — с другой, стали двумя берегами, между которыми потечет река вашей жизни, в конце концов растворяясь в океане Божественной Милости.

Святая женщина, Мира, говорила: “Смело встречая все трудности, я глубоко нырнула в океан мирской жизни и, наконец, обрела драгоценную жемчужину имени Кришны. Если я выпущу из рук эту жемчужину, я могу больше не получить ее. Поэтому, о Господь! Ты — мое единственное убежище”.

Студенты, вы также можете больше не получить такой великолепной возможности (как участие в Летних Курсах) еще раз. Поэтому вы должны стараться собрать все жемчужины благородных идей, которые сейчас стали доступны вам, чтобы потом всю жизнь придерживаться правильного пути.

Выступление в аудитории Института в Бриндаване 26-5-1992

Милость Бога невозможно получить с помощью гимнастики рассуждения, акробатики йоги или отречения аскетизма. Только любовь может заслужить ее, любовь, которая не ищет вознаграждения, любовь, не знающая торговли, любовь, которая радостно отдается как дар всем существам, любовь, которая не колеблется.

— БАБА