Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

том XXV

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1992 г.


Содержание
Разве Саи говорит?
1. Обожествляйте каждое мгновение
2. Проявляйте свою божественность
3. Как стать близким и дорогим Богу
4. Священное послание Святого праздника
5. Грама Сева есть Рама Сева
6. Дворец жизни
7. Могущество Божественного Имени
8. Очищайте мир санкиртаной
9. Голова и сердце
10. Придерживайтесь пути Господа
11. Родители и учителя должны быть примером
12. Нет большего греха, чем неблагодарность
13. Любите Родину — служите миру
14. От знания к мудрости
15. Поднимайтесь от животного состояния к божественному
16. Неувядающее послание Рамаяны
17. Тайны творения
18. “Ахам Брахмаасми”
19. “Праджнянам Брахма”
20. Послание Вед
21. Сила Божественной Любви
22. Только Бог есть Садгуру
23. Обучение медсестер в Саи Маха Видьялайя
24. Блестящее будущее Индии: Баба
25. Кришна — Према Аватар
26. Трудитесь вместе на благо нации
27. Смысл поклонения Винаяке (Ганеше)
28. Аватар как Освободитель
29. Три основных порока
30. Внутренний смысл праздника Наваратри
31. История Ширди Саи
32. Учитесь видеть Единого во многих
33. Пусть засияет ваш буддхи
34. Как проверяются преданные и обнаруживается недостаток преданности
35. Духовная основа праздника Дасары
36. Очищайте сердца, чтобы достичь Бога
37. Восстановление нравственных ценностей
38. Чтите мать: служите Родине
39. Единство основано на божественности
Глоссарий

37. Восстановление нравственных ценностей

Дайвадинам Джагатсарвам
Сатьядинам ту Дайватам
Сатьям Утамадинам
Утамо парамо девата

(Космосом правит Бог
Богом правит Истина
Истина подчиняется высоким душам
Обладающий возвышенной душой — поистине Божественен)

Студенты! Преподаватели! Покровители образования! Всем космосом управляет Бог. Но Бог связан истиной. Истина находится под контролем возвышенных душ. Эти возвышенные люди являются воплощениями Бога в мире.

Вселенная безгранична и непостижима. Неспособный постичь природу творения, человек становится жертвой разделительных сил. Творение провозглашает волю Бога. Оно называется пракрити (природа). Каждый человек, сын природы, должен иметь божественную природу. Человек приходит в мир, чтобы провозглашать волю Бога. Человек — часть творения. Он связан всеми материальными объектами в мире. Его осознание основано на его восприятии мира. Человек должен посвящать свою жизнь содействию процессу творения.

Люди неправильно используют природные ресурсы

Сегодня, к несчастью, в результате развития науки и техники, человеческое начало пришло в упадок и человек считает, что мир предназначен исключительно для его удовольствия. Поэтому природные силы используются способами, которые представляют большую опасность для мира. Мир был создан не только для наслаждения человека. Используя в неверных направлениях силы Природы и забывая свою собственную человеческую природу, человек идет против цели Творения. Многие природные катастрофы вызваны исключительно поведением человека. Землетрясения, извержения вулканов, войны, наводнения, засухи и прочие бедствия являются результатом серьезных нарушений равновесия в Природе. Следы их ведут к поведению человека. Человек не осознает целостной взаимосвязи человечества и Природы.

В теле человека все органы — глаза, уши, рот и т.д., связаны друг с другом в одно целое. Так же как все органы важны для человека, каждый человек, как член социального организма, равно важен для общества. Человек — часть человеческого сообщества. Человечество — часть природы. Природа — часть Бога. Человек не осознает этой взаимосвязи.

Человек подобен режиссеру событий в Природе. Забывая о своей ответственности, он только борется за свои права. Если как следует рассмотреть этот вопрос, то окажется, что человек вообще не имеет прав в этом мире. Он имеет только обязанности, но не права. Глупо бороться за права, не выполняя своих обязанностей. Всем хаосом и конфликтами мир обязан людям, забывающим свои обязанности. Если каждый будет выполнять свой долг, мир будет жить в мире и процветании.

Когда хозяин выполняет свой долг, работники работают хорошо. Когда родители выполняют свои обязанности, дети осознают свою ответственность. Когда дети выполняют свой долг по отношению к родителям, последние получают почет и уважение. Так же, если преподаватели выполняют свои обязанности, студенты ведут себя хорошо. Когда студенты хорошо выполняют свои обязанности, преподаватели получают соответствующее уважение.

Сегодня люди забывают о своих обязательствах. Космос — целостный организм, состоящий из взаимозависимых частей. Если каждый выполняет свой долг, пользу извлекают все. Человек имеет право только на выполнение своих обязанностей, но не на плоды своей деятельности.

Необходимость в идеальных людях

Студенты! Сегодня образовательная система погружена в разнообразные проблемы, которые ставят в тупик компетентных специалистов. Система образования вносит весомый вклад в развал человеческих ценностей в обществе. Образовательные учреждения, долг которых — показывать путь к всестороннему благосостоянию нации, сбивают страну с истинного пути. Человеческие ценности, такие как жертвенность, честность, справедливость и нравственность, почти исчезли. Почтительность и уважение к старшим отсутствуют полностью. Сегодня нам необходимы не новая система образования, новое общественное устройство или новая религия. Много говорится о том, как установить новый общественный строй. Все это упражнения в пустословии. Что нам необходимо сегодня — так это уттарапурушулу (благородные и великодушные мужчины и женщины). Нация будет процветать только с такими гражданами, обладающими высоким умом и чистым сердцем. Общество получит таких людей, когда в нем установится чистота ума и нравственность. Только общество с твердыми моральными устоями может воспитать таких благородных людей.

Духовность — средство к спасению

Нравственность и честность основаны на духовном сознании. Только духовность может поставить человека на священный путь, который приведет его к цели. Только духовность может возвысить человека и поднять его на более высокий уровень. Она — средство для достижения настоящего прогресса и процветания нации. Мир во всем мире может быть достигнут только через духовность. Духовность — средство спасения человечества.

Забывая о духовности, человек ведет искусственную жизнь, в основе которой лежат земные удовольствия. Образование должно служить благу страны. Знания, полученные в процессе образования, должны бескорыстно направляться на поддержание благополучия человечества.

Истина — украшение уст. Благотворительность — украшение рук. Образование — украшение ушей. Что нужно человеку, кроме этих украшений? Обладая этими украшениями, человек может достичь больших высот. Только такой человек имеет полное право называться человеком.

Знание само по себе не имеет пользы. Равана изучил столько же областей знания, сколько и Рама. По образованию они были равны. Но Вальмики называл Равану муркхой (самодуром). Рама же превозносился как совершенный человек. В чем была разница между ними? Рама использовал все Свои познания на благородные цели и на благо всех. Он властвовал над Своими чувствами. Он отказался от владычества. Он дал слово защищать Истину. Посвятив Свои знания делу истины, Он, чтобы дать человечеству пример идеальной жизни, всю Свою жизнь отдал благополучию страны. Рама олицетворяет совершенство человека Своей самоотверженностью, Своей приверженностью истине и Своим безупречным характером. С другой стороны, Равана пустил все свои знания на получение чувственных удовольствий. Он стал рабом своих чувств и принес гибель себе и всей своей стране.

Какие бы знания человек ни накопил, ему следует использовать их на благо всех — “Сарвахитхе ратхах”. Только тогда его можно назвать джняна-сампанна (богатым мудростью). Такой мудрый человек будет иметь и все остальные хорошие качества. Именно для этих целей создавалась древняя система образования.

Индийское образование в древности

Все, чему сегодня учатся студенты, никак не связано с древнеиндийской системой образования. Система, которая порабощает ум человека и воспитывает карьеризм, не имеет ничего общего с образованием в древней Индии. Это была система, призванная сражаться с несправедливостью и продажностью и поддерживать истину и праведность. Она предназначалась не для того, чтобы сначала заставить учащегося за большие деньги получить диплом, а потом отправить его на улицу с шапкой в руках в поисках работы. Ее целью было поддерживать уверенность в себе и вдохновлять людей на самоотверженное служение обществу. Индийское образование было основано на двойном лозунге: “Сатьям вада, Дхармам чара” (Говори истину, действуй по справедливости).

Любовь — это духовная дисциплина, правящая человеческой жизнью. Истина — жизненное дыхание человека. В прошлом Индия дала миру огромное число людей, которые были преданы этим двум идеалам. Индийское образование делало человеческую личность сияющей, подобно ограненному бриллианту.

Индия: тогда и сейчас

Индия подобна лотосу с миллиардами лепестков. Разнообразие вер и общин, языков и обычаев, манер и традиций, которое встречается в Индии, не найти ни в какой другой стране. Индия со своими многочисленными языками, обычаями и культурами подобна величественному цветущему саду с цветами разнообразных оттенков. Индийцы сегодня предали забвению величие своей страны. В древние времена люди разных вер жили в гармонии, как члены одной семьи. Сегодня гармония утеряна. Принцип любви вышел из употребления. Люди не способны понять даже, что истинно, а что — нет.

Студенты должны помнить о величии Индии. Их жизни не должны приноситься в жертву эгоизму и личным интересам. Полностью отбросьте эгоизм. Тогда вы получите Божественное и священное образование.

В старые времена, когда ученики завершали обучение, гуру обычно давали им советы, прежде чем они вступали в стадию грихастхаашрама (домохозяина). Это происходило на общих собраниях. Наказ, который давали учителя, звучал так: “Служите миру. Прежде всего, почитайте своего отца и мать. Развивайте любовь к нации”. Какой патриотизм выказывают студенты, когда, закончив здесь обучение, уезжают за границу? Живите в обществе и заслужите уважение ближних. Вы должны усвоить эти необходимые уроки.

Проповедь служения

Сегодня вы принимаете институтскую клятву о том, как вы будете вести себя после того, как выйдете в мир. Вы берете на себя обязательство вести идеальную жизнь. Эта клятва должна пронизывать каждую клетку вашей крови. Вы будете виновны в предательстве самих себя, если не сможете жить согласно своей клятве.

Студенты! С сегодняшнего дня вы должны включиться в служение обществу и заботливо лелеять индийскую культуру. Не стремитесь к должностям. Практикуйте хотя бы часть того, что вы знаете. Только поступки имеют значение. Мудрость получается только из практического опыта. Деньги — это еще не все. Жизненно необходимо воспитание хороших качеств. Образование без характера совершенно бесполезно.

Идите в деревни и помогайте бедным и угнетенным. Суть образования — в служении ближнему. Нет более достойного занятия, чем служение обществу. Становитесь лидерами через служение. Только когда вы будете вести такую идеальную жизнь, вас можно считать истинно образованными людьми.

Как бы ни обстояли дела в других университетах, студенты Института Сатья Саи должны показывать пример. Взращивайте моральные, духовные и общественные ценности. Посвятите свои жизни поддержанию нравственности. Безнравственные чиновники никогда не смогут должным образом служить обществу. Они никогда не смогут защитить величие Индии.

Дорогие студенты! Защищайте идеалы образования. Воспитывайте в себе любовь к Богу и вдохновляйте ею других. Живите в Боге! Помогайте другим жить в Боге!

Выступление на XI конференции на стадионе Видьягири,
22-11-1992

Я не настаиваю, чтобы человек верил в Бога, Я отказываюсь называть кого-либо настикой, неверующим. Творение живет по Его воле, согласно Его планам; поэтому никто не лишен Его милости. Кроме того, каждый человек питает любовь к кому-либо, и эта любовь — искра Бога. Человеку приходится обращать внимание на истину и говорить истину кому-нибудь, чтобы придать жизни смысл. Этот момент в его жизни — момент Бога и, когда человек говорит истину, или любит, или служит, или преклоняется, он — теист.

— БАБА