САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

том XXV

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1992 г.


Содержание
Разве Саи говорит?
1. Обожествляйте каждое мгновение
2. Проявляйте свою божественность
3. Как стать близким и дорогим Богу
4. Священное послание Святого праздника
5. Грама Сева есть Рама Сева
6. Дворец жизни
7. Могущество Божественного Имени
8. Очищайте мир санкиртаной
9. Голова и сердце
10. Придерживайтесь пути Господа
11. Родители и учителя должны быть примером
12. Нет большего греха, чем неблагодарность
13. Любите Родину — служите миру
14. От знания к мудрости
15. Поднимайтесь от животного состояния к божественному
16. Неувядающее послание Рамаяны
17. Тайны творения
18. “Ахам Брахмаасми”
19. “Праджнянам Брахма”
20. Послание Вед
21. Сила Божественной Любви
22. Только Бог есть Садгуру
23. Обучение медсестер в Саи Маха Видьялайя
24. Блестящее будущее Индии: Баба
25. Кришна — Према Аватар
26. Трудитесь вместе на благо нации
27. Смысл поклонения Винаяке (Ганеше)
28. Аватар как Освободитель
29. Три основных порока
30. Внутренний смысл праздника Наваратри
31. История Ширди Саи
32. Учитесь видеть Единого во многих
33. Пусть засияет ваш буддхи
34. Как проверяются преданные и обнаруживается недостаток преданности
35. Духовная основа праздника Дасары
36. Очищайте сердца, чтобы достичь Бога
37. Восстановление нравственных ценностей
38. Чтите мать: служите Родине
39. Единство основано на божественности
Глоссарий

21. Сила Божественной Любви

Любовь — форма Бога
Только любовь может слиться с любовью.
Когда человек полон Божественной Любви,
Он может испытывать единство с Богом.
Счастье появляется из чистой Любви,
Которая также порождает
Истину, Праведность, Мир и Воздержанность.

Студенты! Воплощения Божественной Любви! Древняя слава индийской культуры испорчена сегодня разрастанием трех дурных тенденций: самовосхваления, злословия и лицемерия. В чем причина? В том, что человек преследует земные цели, забывая о славе чистой любви.

В Индии нет человека, который бы не знал слова према, любовь. Весь космос погружен в нее. Према ни с чем не сравнима и неописуема. Мудрец Нарада утверждал: “Анир-вачанейям Према” (Любовь выше слов).

Различие между премой и анурагой

На уровне человека эта любовь принимает множество форм. Слово “любовь” используется в обычном смысле для описания отношений между матерью и ребенком, мужем и женой, господином и слугой, учителем и учеником. Но это не настоящая любовь. Ее нельзя назвать премой. Это лишь анурага (привязанность). Слово према можно применить только к всеобъемлющей любви к Богу. Она воистину бескорыстна. Она не возникла в мире и не упала с небес. Она — Сахаджа сварупам (sui generis — лат. “единственный в своем роде”).

Сегодня человек забыл эту священную и вечную любовь. В этом мире не найти ничего сравнимого с этой любовью. Даже нектар безвкусен в сравнении со сладостью этой любви. Эта любовь заставляет даже Бога танцевать в экстазе, как и преданного. Она находит выражение в танце. Эта любовь не находит себе места в сердце корыстного человека. Она обитает только в сердцах чистых, бескорыстных и благочестивых людей.

Писания сравнивали эту любовь с драгоценным бриллиантом. Где искать эту жемчужину? Если даже обычные алмазы хранятся в прочном сейфе, насколько сильнее должен оберегаться драгоценный бриллиант любви? Кто имеет право дарить этот бриллиант другим? Только тот, кто исполнен любви и кто всегда поддерживает себя любовью. Только Бог может дарить такую любовь. Только Бог, который есть Воплощение любви, знает истинную ценность любви.

Итак, чем больше ваша любовь к Богу, тем больше блаженство, которое вы испытываете. Ваше блаженство тает настолько, насколько уменьшается ваша любовь. Степень вашей любви определяет величину вашего счастья.

Любовь к Богу, которую люди сейчас выказывают, полна корысти. Любовь служит средством для исполнения желаний. Но любовь — это не коммерческий товар, который можно обменивать. Она отдается искренне.

Чистая любовь — царская дорога к Богу

Существует много путей достижения Бога. Среди них есть шанти марга (путь мира), сакхья марга (путь дружбы), анурага марга (путь привязанности), ватсалья марга (путь нежности), мадхура марга (путь сладости). Эти пять путей содержат элемент корысти. Но в према марге (пути чистой Любви) нет и следа корысти. Поэтому все другие пути сливаются с путем любви. Чистая любовь, следовательно — царская дорога.

Эта любовь присутствует во всем. Она — форма Бога. Так как Бог присутствует во всех, кого бы вы ни любили, вы любите Бога. Забывая эту высокую и всеобъемлющую концепцию любви, люди сегодня блуждают в узком лабиринте.

Чтобы поддерживать любовь между человечеством и Богом, время от времени Он сходит на землю. Для чего служит пришествие? Его главная цель — поддерживать любовь.

Человек, не понимая этот принцип любви, подрывает свою жизнь. Каждый должен понимать, что любовь присутствует равно во всех существах. Но эта любовь принимает разные формы, когда она проявляется в разных отношениях в земной жизни. Любовь между мужем и женой называется моха (страсть). Любовь между матерью и ребенком называется ватсалья (материнская любовь). Любовь между родственниками называется анурага (привязанность). Любовь к Богу называется бхакти (преданность).

Таким образом, любовь одна, но находит выражение во многих формах. Опыт может быть различным, но цель одна. Чтобы поддерживать жизнь в этом проявленном мире, любовь должна принимать эти разнообразные формы. Форма любви меняется согласно отношениям.

Но Чистая Любовь неизменна. Эта Любовь ограничена сегодня эгоизмом человека.

Как со временем изменяется любовь человека

Сразу после рождения ребенок приникает к груди матери и считает это раем. Подрастая, он начинает интересоваться образованием и забывает мать. В отрочестве человек испытывает любовь к играм и развлечениям, учебе и отдыху. По завершении образования он начинает семейную жизнь и погружается в чувственные удовольствия. Позднее он интересуется накоплением богатства и теряет интерес к жене и детям. Еще позднее он теряет интерес даже к богатству и обращает свои мысли к Богу. Таким образом человек выказывает свою любовь к различным объектам на разных стадиях своей жизни.

Студенты! Любовь не приходит в вашу жизнь на середине пути. Это атмическое начало, и оно всегда с вами. Вы не должны позволять этой любви меняться со временем. Вы должны превратить все ваши мысли в выражение любви. Считать все свои действия подношениями Богу — вот лучшая садхана. Все добрые дела и духовные практики, которые вы осуществляете без любви, бесполезны.

Любовь подобна компасу

Любовь подобна компасу, который всегда показывает на север. Любовь должна направлять вас к Богу в каждом вашем действии. Не существует пути и цели величественнее, чем эта. Ученость или ритуальные богослужения не прибавят вам духовности. Наполните свои сердца любовью к Богу. Тогда нация будет наслаждаться миром. Ваше видение мира зависит от цвета очков, которые вы носите. Когда ваш взгляд полон любви, все творение предстанет перед вами полным Божественности (Брахма майям). Это то, в чем сегодня особенно нуждается молодежь.

Эта любовь не связана с телом. Она исходит из сердца. Она присутствует во всем. Телесные отношения могут различаться, но родство, основанное на Атмане — одно и то же. “Эковаси сарвабхутантараатма” (Единый обитает во всех существах). Это как ток, который один и тот же в различных лампах разной мощности.

В любви не должно быть и следа эгоизма. К несчастью, сегодня сердца людей без любви стали бесплодными. Поэтому они лишены сострадания. Люди ведут себя более жестоко, чем дикие звери в джунглях. Человек ненавидит человека. Материнская любовь стала редкостью, братские чувства между братьями отсутствуют. Любовь между Пандавами или между Рамой и Его братьями — вот высшие примеры братской любви.

Однонаправленная преданность Дхармаджи Кришне

Пандавы преодолели все испытания с помощью веры в Бога. Старший из Пандавов, Дхармаджа, всегда сосредоточивал свой ум на Кришне. Он был известен своей однонаправленной преданностью Кришне. Он всегда думал о Кришне, даже испытывая разнообразные трудности в изгнании. Даже когда его дети, Упапандавы, были убиты Ашваттхамой, он не дал воли горю, потому что имел сильную веру в Кришну. Когда он правил империей, он не ликовал и не поддавался унынию. Для Пандавов Господь был на первом месте, мир — на втором и их собственные интересы — на последнем. Прежде всего — Бог, затем — мир, и напоследок — “Я”.

У Кауравов был другой порядок приоритетов. Прежде всего “Я”, затем — мир и напоследок — Бог. В результате они потеряли все. Так как для Пандавов Бог был превыше всего, они в конце концов добились успеха в своих начинаниях. Если вы хотите добиться успеха в жизни, вы должны развивать любовь к Богу, как самое могущественное оружие. Именно любовь позволяла древним мудрецам жить в гармонии с дикими зверями в лесах. Такова сила любви. Но сегодня студенты не понимают силы чистой любви. Вместо этого они погружены в нечистые желания и губят свою драгоценную жизнь.

Гопи (пастушки) являют собой пример высочайшей и чистейшей любви к Богу. Любовь к Богу слаще нектара. Она называется Пара-бхакти, преданностью Господу. Она выше четырех пурушартх (целей жизни).

Человек может любить тело, ум, буддхи или антахкарану. Любовь к телу кончается со смертью тела. Любовь к уму приводит к связыванию из-за искажений ума. Любовь к интеллекту приводит к бесконечным спекуляциям и исследованиям. Любовь к антахкаране поощряет эго, что усиливает дуализм (отделенность человека от Бога). Только тот, кто осознал свое единство с Атманом, может испытывать безграничное блаженство — вечное блаженство.

Исследуйте природу “Я”

Каждый должен стремиться определить конечную цель жизни. Например, мы знаем, что топленое масло есть конечный продукт, получаемый из молока, которое проходит через превращения в творог и масло. Процесс исследования известен как мимамса. Вы должны исследовать природу “Я”, которое провозглашает свою собственность над телом, умом и другими вещами (“мое тело”, “мой ум” и т.д.) Если вы — не тело, не ум и т.д., кто же вы? Кто-нибудь пытается ответить на этот вопрос?

Человека называют манава. Это санскритское слово имеет два значения. Одно — человек есть существо, свободное от невежества. Другое — что он не новое существо, но имеет длинную историю, во множестве предыдущих жизней. Когда подобные значения понимаются в контексте веданты, величие человеческого рождения становится очевидным. Оно наполняет человека счастьем.

Студенты! Мир сегодня кипит от насилия и раздоров. Мир и безопасность стали воспоминанием. Страх шествует по земле. Чтобы избавиться от страха, вам нужно получить абхайятвам (бесстрашие). Как его получить? Оно приходит, когда вы ограничиваете свои желания и привязанности.

Студенты! Развивайте нравственность и хорошее поведение. Ведите примерную жизнь и служите нации. Единственная цель образования — развить скромность и дисциплину. Почитайте своих родителей и любите Бога. Это — настоящее образование.

Выступление в Бриндаване 30-5-1992

Ваша работа севадалами, добровольными помощниками, должна исправить ваше зрение, снять пелену с ваших глаз, позволив им видеть Бога в каждом; тогда это осознание превратит каждое ваше слово, мысль и действие в благодеяние.

— БАБА