Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

том XXV

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1992 г.


Содержание
Разве Саи говорит?
1. Обожествляйте каждое мгновение
2. Проявляйте свою божественность
3. Как стать близким и дорогим Богу
4. Священное послание Святого праздника
5. Грама Сева есть Рама Сева
6. Дворец жизни
7. Могущество Божественного Имени
8. Очищайте мир санкиртаной
9. Голова и сердце
10. Придерживайтесь пути Господа
11. Родители и учителя должны быть примером
12. Нет большего греха, чем неблагодарность
13. Любите Родину — служите миру
14. От знания к мудрости
15. Поднимайтесь от животного состояния к божественному
16. Неувядающее послание Рамаяны
17. Тайны творения
18. “Ахам Брахмаасми”
19. “Праджнянам Брахма”
20. Послание Вед
21. Сила Божественной Любви
22. Только Бог есть Садгуру
23. Обучение медсестер в Саи Маха Видьялайя
24. Блестящее будущее Индии: Баба
25. Кришна — Према Аватар
26. Трудитесь вместе на благо нации
27. Смысл поклонения Винаяке (Ганеше)
28. Аватар как Освободитель
29. Три основных порока
30. Внутренний смысл праздника Наваратри
31. История Ширди Саи
32. Учитесь видеть Единого во многих
33. Пусть засияет ваш буддхи
34. Как проверяются преданные и обнаруживается недостаток преданности
35. Духовная основа праздника Дасары
36. Очищайте сердца, чтобы достичь Бога
37. Восстановление нравственных ценностей
38. Чтите мать: служите Родине
39. Единство основано на божественности
Глоссарий

32. Учитесь видеть Единого во многих

Воплощения Божественного Атмана! Земля — основа для всего живого. На земле вода является жизненной силой. Из воды происходит сасьям (пища). Пища поддерживает пурушу (человека). Речь — высшее выражение человека. Ритам (космический закон) основан на вак (божественном слове). Ритам собраны в ведических гимнах (риках). Красоту риков можно найти в Сама-веде. Омкара (первичный звук, пранава) — сущность Сама-веды.

Человек появляется из Бога, поддерживается Богом и в конце сливается с Богом. Омкара состоит из трех составляющих — акара, укара и макара (три буквы — А, У, М). Акара представляет жизненный принцип пранататтва. Укара представляет ум. Макара представляет тело. Таким образом, омкара есть совокупное выражение Атмана, тела и ума.

Космос возник из акары. Это — прана (жизненная сила). Ум возник из укары. Тело — из макары. Атман, тело и ум, возникшие из трех букв “А”, “У”, и “М”, пропитывают собой Солнце, небесный свод и всю вселенную. Омкара — основа всего творения.

Три формы принципа омкары

Принцип омкары существует в трех формах: нада, бинду и кала. Нада — звук, который исходит от жизненного дыхания. Это означает, что омкара связан со звуком, исходящим от жизненного дыхания. Пять видов жизненного дыхания — прана, апана, самана, удана и вьяна — это выражения жизненной силы. Они представляют панча бхутас (пять элементов).

Бинду — объединенная форма Атмана, ума и тела. Кала — отражение Парамаатмы (Высшего “Я”) в зеркале буддхи (интеллекта). Три начала — Нада, Бинду, Кала — пронизывают всю Вселенную.

Для какой цели существуют эти три начала? Все три — формы майи (иллюзорного восприятия). Даже звуки “А”, “У”, “М” обманчивы. Прана, ум и тело — тоже формы майи. Поэтому древние мудрецы, обращаясь к Единому, Кто выше всех форм, утверждали: “Тасмаи намах”. Йоги молились Тому, Кто превыше нади, бинду и кала (Надабиндукалаатита).

Космос, таким образом, сотворен из нады, бинду и кала. Как человеку осознать этот факт? Мудрецы утверждали, что для этого необходим сатсанг. Обычно под сатсангом понимают хорошее общество. Это неправильно. Сат относится к тому, что неизменно, чисто и вечно. Оно не зависит от времени. В этом понимании сатсанг означает связь с Сат.

Сат относится, следовательно, к космическому сознанию, которое присутствует во всех существах. Сознание индивидуума не может быть названо Сат. Слово сат применимо к собирательному космическому сознанию. Сатсанг означает воспитание связи с этим космическим сознанием. Большинство людей считает, что сатсанг — это собрание людей для молитвы или другой благочестивой деятельности. Это не так. Сатсанг означает стремление человека установить единство с вездесущим, всемогущим Вселенским Сознанием.

Внутреннее значение мохи

Есть, однако, препятствие на пути к достижению этого, называемое моха. Моха не означает привязанности к богатству, собственности или детям. Человек может избавиться от мохи, только поняв ее внутреннее значение. Моха происходит от слов — ма, означающего “конечное” и оха, означающего “воображение того, что не существует”. Моха, таким образом, означает “ограниченное представление о нереальном как о реальном”. Это оторвано от всякого понимания божественности. Моха полностью относится к пракритам (проявленному миру). Она связана с камой (желанием). Кама обозначает преходящее удовольствие, основанное на земных желаниях. Непреходящее счастье может быть получено только от божественных чувств, связанных с чайтаньей (космическим сознанием). Это сознание само основывается на трансцендентной сат-чит-ананде. Сат — то, что вечно — непреходящее Бытие. Чит означает парипурна джняну (полную осведомленность или знание). Чит — это полное знание того, что представляет сат. Оба этих начала превосходят проявленный мир. Но эти трансцендентные сущности присутствуют в любом физическом объекте. Как их различить? Следует стремиться узнавать трансцендентный элемент в проявленном мире как отражение или образ, как отражение солнца в луже воды. Тело подобно сосуду, в котором божественность присутствует как отражение — как отражение вечного Солнца в невечном сосуде. Божественность присутствует внутри и снаружи, и повсюду в космосе. В теле, которое мы сравниваем с сосудом, отражение жизненной силы, или Атмана, можно увидеть в уме, что соответствует воде в сосуде. Тогда как тело и ум ограничены, Атман безграничен.

Все молитвы, джапы, яги и яджны, проводимые сегодня людьми, ограничены стремлением к достижению временных удовольствий и воздаяний. Они посвящены жизни, которая сама по себе преходяща. Ум и проявленный мир одинаково непостоянны.

Как осознать единство в разнообразии?

Вселенную называют прапанча — проявление панчабхут — пяти основных элементов: эфира, воздуха, огня, воды и земли. Так как эти элементы непостоянны и подвержены изменениям, вся жизнь человека относится к преходящим объектам и удовольствиям. Как же достичь вечного, находясь в рамках преходящего? Для этого следует устранить разделение между вечным и невечным и осознать вечное в преходящем — Единого во множестве, единство в многообразии.

Как осознать единство в многообразии? Мы видим разнообразие тел с множеством форм, имен, языков и чувств. Но во всех них есть пять элементов, общие для всех. Кроме них, есть духовный элемент, чинмайя (сознание). Ведантисты называют тело глиняной куклой. Из-за своей земной природы тело неспособно само поднять себя на более высокий уровень существования. Для этой цели ему необходима сила мантры или янтры. Аэроплан — янтра (машина), которая может поднять человека высоко над землей.

Развитие жизненной силы в человеке

Преобладающий земной элемент в человеке постоянно тянет его вниз. Чтобы подняться над земным уровнем, человеку необходимо сократить в себе земной элемент и повысить содержание остальных четырех элементов — воды, воздуха, огня и эфира. Элемент огня, который нужно увеличить — это джняна-агни, огонь мудрости. Аналогично, человеку необходимо уменьшить в себе апана вайю и увеличить самана вайю. Это — развитие жизненной силы в человеке.

Какова цель празднования Наваратри? Цель состоит в овладении силами природы и использовании их для достижения покоя ума. Удовлетворенности ума не так-то легко достичь. Когда одно желание удовлетворяется, тут же возникает другое. Нет предела желаниям (каме). Даже стремление к мокше (освобождению от земного существования) является желанием. Пока существуют желания, человек привязан к земному существованию.

Према — любовь Бога

Мокша означает исчезновение мохи (привязанности). Освобождение — это свобода от мимолетных удовольствий. К чему же должен стремиться человек? Есть божественность, вечная и неизменная. Она известна как према (божественная любовь). Эта према не связана с физическим миром. Люди испытывают эту любовь в ее земной форме как притяжение и привязанность. Всякая любовь в человеческих отношениях сегодня — не према, но анурага (привязанность). Она по своей сути временна и является эпизодом в путешествии по жизни. Все привязанности — между матерью и сыном, женой и мужем и т.д. — рождаются на одной стадии и отпадают на следующей. В противоположность этим преходящим привязанностям, любовь Бога (према) — нечто совсем другое. Бог вечен — существует до рождения человека и продолжает существовать после его смерти. Бог не имеет начала и конца. Истинная любовь означает любовь Бога. Когда объединяются мужчина и женщина, мы называем это “свадьбой”. Но когда объединяются дживаатма (индивидуальная душа) и Парамаатма (Сверх-Душа), это называется слиянием.

На протяжении праздника Дасары по традиции поклоняются трем богиням — Дурге, Лакшми и Сарасвати. Десятый день праздника отмечается как День Победы. Праздник уходит корнями вглубь истории Индии. В Двапара-юге, когда Пандавам пришлось провести год инкогнито, они спрятали все свое оружие (астры) по совету Кришны в дерево Джанми, которое имеет густую листву и ветви которого полны скрытого огня. Виджайядасами стал днем, когда они достали свое оружие из дерева и использовали его для того, чтобы одержать победу над Кауравами.

В Трета-юге, коронация Шри Рамы после его победоносного возвращения в Айодхью с Ланки, проводилась в день Виджайядасами.

Дурга представляет могущественную пракрити шакти (силу природы). Как противоположность этой силе природы существует пара шакти (духовная сила). Когда преобладает духовная сила, сила природы держится под контролем. Когда духовная сила слаба, силы природы становятся господствующими. Это можно проиллюстрировать на примере огня и дыма. Когда преобладает дым, огонь подавляется. Когда огонь пылает, исчезает дым. Следовательно, чтобы увеличить силу духа и ограничить силу природы, человеку необходимо воспитывать вайрагью (отречение). В той самой степени, в которой вы ограничиваете силы природы, возрастает ваша духовная сила.

Необходимость в развитии силы воли

Ичча шакти (сила воли) возникает из мыслей. Эта ичча шакти — источник некоторых других сил, таких как сила ума, сила различения и других. Чтобы развивать эту ичча шакти, человеку следует почитать Деви. Это требует, в свою очередь, развития тьяги (отречения или непривязанности). Например, если человек имеет потребность в различных напитках, он может поставить желания под контроль, отказавшись, для начала, от стремления к некоторым из них. Тогда ичча шакти возрастет и, само собой, окажется легче избавиться от остальных желаний. По выражению Веданты — это вайрагья (отказ от всех привязанностей). Вайрагья — это не отказ от домашнего очага и уединение в лесу. Она означает развитие божественных мыслей и уменьшение земных чувств. Именно путем такого гармоничного развития человек достигает пракрита шакти (контроля над силами природы). Когда эти силы получены, в человеке увеличивается и сила ума.

Дурга представляет пракрита шакти, а Лакшми представляет силу мысли — санкальпа шакти. Сила речи — вак шакти — представлена Сарасвати. Различные формы поклонения в течение Наваратри как раз служат обретению этих сил. Но одних молитв, исходящих из уст, недостаточно. Они должны исходить из сердца. Хридайя (сердце) символизирует Кширасагару (Океан Молока). Лакшми появилась из Океана Молока. Там, где появляется Лакшми, появляется и чистота речи. Что бы вы ни говорили, все будет соответствовать истине.

Понятия — сатья и рита

Существуют два понятия: сатья (истина) и рита (поведение, основанное на единстве мысли, слова и дела). Чистота ума, речи и тела есть рита. Придерживаться риты, говорить и действовать соответственно есть истина. Все, что говорится при наличии такой чистоты, есть только истина и ничто иное. Древние утверждали, что приверженность истине есть дхарма (праведность). Нет дхармы выше, чем истина — Сатьяаннастхи паро дхармах. Без твердого фундамента истины дворец дхармы не может выстоять.

Жизнь, построенная на санкальпе (желаниях) не может длиться вечно. Дворец желаний должен быть превращен в дворец божественной воли (ичча бхаванам). Когда ичча шакти (сила воли) превращается в крийя шакти (силу действия), то результатом становится джняна шакти (сила мудрости). Посредством именно божественной мудрости достигается духовное освобождение — кайвальям.

Божественные силы трех богинь

Наваратри не следует праздновать как праздник, посвященный супругам Вишну, Шивы и Брахмы. Эти богини символизируют божественные силы. Все эти силы происходят от Вишну. Весь космос есть проявление мириадов форм Вишну. Люди должны понимать это единство, стоящее за различными формами. Все существа дышат одним и тем же воздухом. Пять основных элементов также одни для всех. Эти элементы принадлежат природе. Но в Парататтве (Высшем Начале, Боге) они не существуют. Элементы смертны. Бог бессмертен. Самый легкий путь, ведущий от смерти к бессмертию — воспитание премы (божественной любви).

Сердце подобно небу, на котором тучи в форме мыслей скрывают буддхи (интеллект) и ум, представленные Солнцем и Луной. Вайрагья (отречение) — средство для избавления от мыслей и желаний, появляющихся из них. Деви- пуджа, проводимая в течение Наваратри, подразумевает как раз избавление от мирских привязанностей и обращение ума к Богу.

В человеке есть четыре различных начала: человеческое, животное, демоническое и божественное. Когда человек следует велениям тела, он становится подданным своей животной природы. Когда он подчиняется капризам ума, он становится демоническим. Когда он следует Атману, он проявляет свою божественность. И когда он управляется всеми тремя началами — телом, умом и Атманом — он является человеком.

Как вступить на духовный путь

Когда Равана пал жертвой подсказок своего ума, его демоническая природа взяла верх над его хорошими качествами — почитателя Шивы и великого ученого. Когда в уме возникает желание, человек должен поупражняться в различении и решить, правильное оно или нет. Это способ вступления на духовный путь.

Каждый человек должен решить для себя, в каком из четырех состояний он находится. Атмическое начало является основным и всем следует стараться укреплять сердце в духовных стремлениях. Это сердце — не физическое сердце. Это — жилище Духа, и оно находится в позвоночнике между девятым и двенадцатым позвонками. Оно сияет как молния в черной туче. Оно называется сушумна.

Сушумна означает состояние, в котором подчинены все органы чувств, а также ум и желания. Это не состояние глубокого сна, как думают некоторые. Слова, используемые ведантистами, должны пониматься во всей их глубине. Это трудно. Гораздо более легкий путь — любить Бога с чистым и спокойным умом. Тукарам признал, что он не был знаком ни с какой техникой медитации или с правилами проведения жертвоприношений. “О Рама! Единственный метод достичь Тебя, который я знаю — любить тебя от всего сердца! Дай мне Твою милость, чтобы взрастить эту любовь!”

Озоновый слой над землей подвергается большой опасности благодаря загрязнению атмосферы, и необходимо интенсивное лесонасаждение, чтобы остановить загрязнение и сохранить озоновый слой.

Ищите царство Духа внутри себя

Правители древности праздновали Наваратри для того, чтобы умилостивить природу перед началом войн и завоеваний. Праздник Наваратри имеет и другое значение. Он подразумевает победу над наваграха (девятью планетами). Святой Тьягараджа, однако, утверждал, что если человек получил ануграху (милость) Рамы, девять планет будут бессильны против него.

Сегодня людям не следует стремиться к земным победам, которых искали древние правители. Они должны стремиться завоевать атмасамраджьям (царство Духа) внутри себя. Это требует контроля над чувствами, и изживания дурных качеств вроде гнева, жадности и ревности. Эта садхана должна начинаться прямо сейчас, пока вы молоды. Не оставляйте это на старость.

Студенты ведут себя хорошо, пока они здесь. Но они должны вести себя так же, где бы они ни оказались. Только тогда они смогут послужить преображению мира. Так же как люди всех вер здесь живут в гармонии, вам следует жить в гармонии с людьми других вер и в любой другой стране. Тогда вы покажете пример миру и сможете хорошо послужить своей Родине.

Выступление в Прашанти Мандире 4-10-1992

Вы — обладатели шанти. Тонкий эффект мантр, мистических формул, упоминаемых в Ведах, нельзя увидеть или ощутить органами чувств. Его можно испытать только на уровне внутреннего сознания, антахкараны.

Глупо пытаться переделать мир; переделайте себя в воплощение мира, любви и уважения. Тогда вы будете во всем видеть любовь, сострадание и смирение.

— БАБА