Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

том XXV

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1992 г.


Содержание
Разве Саи говорит?
1. Обожествляйте каждое мгновение
2. Проявляйте свою божественность
3. Как стать близким и дорогим Богу
4. Священное послание Святого праздника
5. Грама Сева есть Рама Сева
6. Дворец жизни
7. Могущество Божественного Имени
8. Очищайте мир санкиртаной
9. Голова и сердце
10. Придерживайтесь пути Господа
11. Родители и учителя должны быть примером
12. Нет большего греха, чем неблагодарность
13. Любите Родину — служите миру
14. От знания к мудрости
15. Поднимайтесь от животного состояния к божественному
16. Неувядающее послание Рамаяны
17. Тайны творения
18. “Ахам Брахмаасми”
19. “Праджнянам Брахма”
20. Послание Вед
21. Сила Божественной Любви
22. Только Бог есть Садгуру
23. Обучение медсестер в Саи Маха Видьялайя
24. Блестящее будущее Индии: Баба
25. Кришна — Према Аватар
26. Трудитесь вместе на благо нации
27. Смысл поклонения Винаяке (Ганеше)
28. Аватар как Освободитель
29. Три основных порока
30. Внутренний смысл праздника Наваратри
31. История Ширди Саи
32. Учитесь видеть Единого во многих
33. Пусть засияет ваш буддхи
34. Как проверяются преданные и обнаруживается недостаток преданности
35. Духовная основа праздника Дасары
36. Очищайте сердца, чтобы достичь Бога
37. Восстановление нравственных ценностей
38. Чтите мать: служите Родине
39. Единство основано на божественности
Глоссарий

5. Грама Сева есть Рама Сева
(служение в деревнях - служение Господу)

В единстве — сила,
С единством можно достичь всего,
Подобно тому, как муравьи
Могут одолеть даже питона.
Репутация общества
Зиждется на его нравственности,
Без нравственности общество
Теряет свое доброе имя.
Общество заслуживает своего названия,
Только если в нем взращивается нравственность.
Слушайте, вы, благородные сыны Индии
Эту истину!

Воплощения Божественного Духа! Старосты деревень, собравшиеся здесь! Для того, чтобы индивидуум мог развиваться, или нация процветать, в высшей степени необходимы общественное сознание и чувство единства. Единство защищает человека. Разногласия делают его жертвой всевозможных неприятностей. “Сангхе бали Кали Юге”Кали-югу сила заключается в единстве). Эта поговорка провозглашает, что нет большей силы, чем та, что возникает из единства.

Если вспомнить историю Индии, различные оккупанты — мусульмане, португальцы, французы и англичане — опустошали страну и пытались изменить древнюю культуру и обычаи в стране. Нация не испытывала недостатка в могущественных или ученых людях или выдающихся политиках, но поскольку между ними не было единства, нация подвергалась различным бедствиям.

Индийцам необходимо единство

Единство должно стать высшим лозунгом для индийцев. Достигнута свобода, но единства нет. Это происходит из-за постоянного помрачения всеобъемлющего взгляда на мир. Местнический фанатизм, религиозные и кастовые разногласия, эгоистичные и своекорыстные амбиции соединились, сводя человеческие качества до минимума. Другой мощный фактор, ответственный за моральный упадок в стране — отсутствие чувства национального единства и уважения к общенациональной культуре.

В Махабхарате Дхармаджа однажды сделал важное заявление. Он сказал: “Если враг нападет на нашу страну, мы все будем стоять как один, все 105 (100 Кауравов и 5 Пандавов). Но когда дело касается внутренних различий, только пятеро из нас будут вместе”. Урок состоит в том, что когда на карту поставлены национальные интересы, вся страна должна объединиться как братья. Все должны работать вместе, хотя в вопросах, касающихся отдельных людей, различия могут и оставаться.

Четыре столпа здания нации

Ситуация в стране сегодня требует, чтобы все индийцы объединились как братья в стремлении обеспечить прогресс, процветание и благополучие нации. Это значит, что для защиты интересов страны и общества важны четыре вещи: равенство, единство, сотрудничество и содружество. Они подобны четырем колоннам здания нации. Если одна из них отсутствует, здание рухнет. Поэтому люди должны взращивать равенство и единство.

Сам человек является властелином присущей ему божественности. Слово “человек” (man) происходит от слова “ум” (mind = манас). Ум — скопище мыслей. А мысли являются причиной удовольствий и огорчений, испытываемых в повседневной жизни. Следовательно, только когда ум заполнен чистыми мыслями, существование человека обретает смысл.

Когда глава деревни считает себя служителем деревни, он становится способен к бескорыстному служению. Может ли человек, одержимый властью, иметь чистое сердце? Нет. Поэтому старосты деревень должны стать служителями своих селений.

Деревенские старосты подобны мосту между правительством и людьми. Только когда этот мост безопасен и крепок, между правительством и людьми могут быть хорошие отношения.

Когда мы говорим о деревенских старостах, нужно помнить, что грама адхикари (деревенский староста) означает того, кто не имеет антипатий ни к кому в деревне. Он равно относится ко всем. Только когда люди правильно понимают такие слова и ведут себя согласно их значению, их жизнь наполняется смыслом.

В безбрежном океане появляются бесчисленные волны. Каждая волна не похожа на другую. Но несмотря на эти различия, волны не отличны от океана. Они появляются из него и состоят из той же материи. Так же и человеческие существа, кажущиеся отличными друг от друга, возникают из океана Сат-Чит-Ананды. Забывая эту истину и отождествляя себя с преходящим телом, многие становятся жертвами разнообразных проблем. Для тех, кто запутался в сетях мирских желаний и стремлений, маяк духовности показывает путь к освобождению. Духовность необходима человеку, чтобы он увидел путь к расцвету своих качеств.

Считайте человечество одной семьей

Духовность, однако, не означает одинокую аскетическую жизнь. Духовность означает взгляд на все человечество как на одну семью и осознание единства в многообразии. Это — суть индийской культуры.

Эта древняя культура, берущая начало в деревнях, с течением времени распространялась по городам. Сегодня ситуация обратная. Городские обычаи распространяются по деревням. Современное образование и современный образ жизни не могут служить улучшению качества жизни. Людям следует поразмышлять над ценностями культуры, которая дошла до нас с древних времен.

Благополучие деревни определяет благополучие нации. Обеспечивая необходимые коммунальные удобства для деревенских жителей, поддерживая взаимное сотрудничество среди них, развивая братские чувства, вы обеспечиваете прогресс нации. На индивидуальном уровне могут быть различия. Но их следует оставить в стороне, и все усилия необходимо направить на развитие деревни как целого.

Когда с неба падает дождь, вода абсолютно чиста. Но в зависимости от места, куда она падает, имя и форма воды становятся различными. Подобно этому и между людьми могут быть различия по региональным и другим признакам, но следует помнить об исторических причинах этих различий.

Ваше поведение должно быть идеальным и святым

Воплощения Божественной любви! Только когда вы хорошо ведете свои служебные дела, деревенский люд живет в мире и процветании. Прошлое есть прошлое. Но будущее зависит от того, что вы делаете в настоящем. Ваши действия в настоящем определяют вид будущего. Если вы хотите получить великое будущее, вы должны в настоящем вести себя идеально и свято.

Сегодня здесь собралось такое большое количество деревенских чиновников для повышения квалификации, что это должно стать примером. Между вами как личностями могут существовать различия. Но вы должны, отбросив их, сконцентрироваться на поддержании благополучия нации. Считайте благосостояние нации своим благосостоянием. Вам следует понимать, что благо нации — ваше благо. Нет более благородного чувства для человека, чем это. Признак настоящего человека — стремление развить широкий взгляд на вещи. Когда вы обладаете таким взглядом, вы можете преобразить национальную сцену. Благоденствие нации зависит от индивидуума. Благосостояние индивидуума зависит от семьи. Благосостояние семьи зависит от условий, в которых живет вся деревня, и так далее до национального уровня. В основе всего лежит отдельный человек. Но только когда отдельные люди действуют сообща, общество может развиваться.

Единство, следовательно, есть необходимое средство для достижения всего. Сегодня сюда приехали высокопоставленные руководители района и штата, чтобы открыть эту жизненно важную программу. Я хочу, чтобы вы все от всего сердца стремились помогать им, чтобы деревни района могли служить примером для деревень всего остального штата.

Фракциям не должно быть места

Вам нужно учитывать один важный фактор. В деревнях много фракций и соперничающих групп. Руководители должны следить, чтобы этим разделительным силам не находилось места. Сегодня в каждой деревне есть несколько фракций. Это совсем не хорошо. Человек, который не имеет чувства Родины и не любит свою страну и родной язык — бездушный труп. Каждый сельский житель должен иметь чувство гордости за свою деревню и чувствовать свое единство со всеми остальными односельчанами. Вы должны приложить все усилия к тому, чтобы обеспечить такое чувство единства.

Министр признал, что ваше жалование недостаточно. Но вам не следует из-за этого опускать руки. Если вы хорошо выполняете свой долг, ваше вознаграждение будет возрастать. Независимо от жалованья, вы должны посвятить себя развитию своих деревень. Что бы вам ни было необходимо для этой работы, для возмещения недостатка средств вам не следует обращаться к таким бессмысленным методам, как забастовки. Прибегая к таким методам, вы наносите ущерб деревням в своих личных интересах. Стачки и забастовки стали бессмысленными действиями, причиняющими большое неудобство обществу. Нет ничего героического в этих формах агитации. Они разрушают политическое устройство. Если руководители села сегодня будут действовать со смелостью и преданностью, они смогут сделать много добра людям.

Роль сельских старшин

Действуйте решительно и самоотверженно, обеспечивая процветание деревни и старайтесь заслужить себе доброе имя. Это — первейшая ваша задача. В старые времена сельский староста был в большом почете и назывался “львом деревни”. Это не значит, что он командовал жителями и наводил на них страх. Напротив, он защищал их как глава деревни.

Шри Дивакар Редди (министр по налогам и сборам) говорил, что староста деревни для деревни — то же, что сборщик налогов для района или министр для штата. Он должен надлежащим образом исполнять свои обязанности в том, что касается сбора налогов и других вопросов. Должностные лица деревень должны быть счастливы тем, что занимают такие посты. Они должны вести себя согласно той ответственности, которая им доверена. Если же они станут гордиться своим положением и забывать про обязанности, они будут виновны в измене своей деревне и всей нации.

Права и обязанности подобны двум колесам повозки

У людей есть и права, и обязанности, но сегодня они более озабочены правами, чем обязанностями. Права и обязанности подобны двум колесам повозки или двум крыльям у птицы. Важно и то, и другое. Когда обязанности исполняются надлежащим образом, права придут сами собой. Если каждый спросит себя, насколько он выполняет свои обязанности, он поймет, что его права соблюдены в той же степени.

В древние времена, когда не было министров и районных властей, глава деревни был всем. Он заботился о благополучии жителей, и они жили в единстве и гармонии. Сегодня каждая семья делится даже внутри дома. Единство отсутствует. Если пять пальцев руки не действуют в единстве, рука становится бесполезной. Человек имеет пять качеств: сатья, дхарма, шанти, према и ахимса. Эти человеческие качества должны воспитываться постоянно. Сегодня нет мира, потому что боязнь греха и любовь к Богу пришли в упадок и человек деградировал. Если у нас будет боязнь греха, любовь к Богу и нравственность в обществе, человечество станет по-настоящему человечным и в обществе воцарится гармония.

Когда вы культивируете человеческие качества, такие как сострадание и любовь, и действуете в единстве с чувством взаимного уважения и дружелюбия, вы можете оказать значительную услугу людям. Своей работой вы должны сделать район Анантапура идеальным примером для всей Индии.

Грама сева есть Рама сева (служение деревне есть служение Богу). Нет пользы в богослужении Раме, если вы плохо служите своей граме (деревне). Если вы не установили Раму в своем сердце, какая польза в постройке храма Рамы? Освящайте свои сердца и сделайте деревню часовней Рамы в своем сердце. Когда вы служите деревне, вы служите Шри Раме; вы будете поддерживать свое благополучие всеми способами — экономически, социально, морально и духовно. Вам нет необходимости добиваться спасения каким-то специальным путем. Служение деревне само по себе гарантирует освобождение (мукти). Помните об этом и действуйте согласно этой истине в повседневной жизни. Это — Мое послание всем вам. Я желаю вам всем счастья, мира и процветания.

Послание собранию сельских администраторов,
Прашанти Нилайям, 16-2-1992

Самый легкий путь к самореализации — отказ от эго, шаранагати.

— БАБА