Вы на странице: ГлавнаяМедитация ➤ 3-ий отрывок описания духовной медитативной практики

Медитация и йога

Описание духовной медитативной практики в одной из ветвей (виджняна-вада) буддизма махаяны

1    2    3    4    5    6    7

   Теперь мы рассмотрим объект для сосредоточения и методы сосредоточения. Ум начинающего настолько обусловлен, что он не может фокусировать его в полной мере без помощи объекта для сосредоточения; начинающий нуждается в методе или в учителе.

   Объект, который необходимо выбрать для сосредоточения в этой системе медитации, целью которой является достижение щаматхи и випассаны, будет разным у разных людей. Каждый должен будет выбрать свой объект самостоятельно в соответствии со своими предпочтениями, и этот объект должен быть наиболее удобным для него. Естественно, все эти предписания и руководства предназначены только для тех серьёзных учеников, которые хотят медитировать до тех пор, пока не будет достигнута подлинная щаматха. Для случайных медитаторов, которые хотят всего лишь пройти курс продолжительностью в несколько недель или около того, решение о подходящем объекте может быть принято быстро. Но тот, кто хочет достичь полного сосредоточения, должен очень внимательно подойти к вопросу о выборе объекта, ибо если будет принято ошибочное решение, то вся медитация может пойти неправильно.

   Обычно выбираемые объекты можно разделить на две группы. Первая группа состоит из тех объектов или целей для сосредоточения, которые влияют на природу внутреннего тела, в то время как объекты второй группы влияют на внешнее тело. Сосредоточение на дыхании и на движении дыхания и сосредоточение на самом уме относятся к группе, относящейся к внутреннему телу. Личность, продвинувшаяся на этом пути, может с самого начала начинать медитировать на сам ум. Это принесёт ему большую пользу также и на более поздней стадии, потому что рано или поздно всем нам придётся медитировать на природу ума. Эта медитация будет нашей наивысшей целью. Но для начинающих этот вид сосредоточения труден, потому что создать изображение или образ ума почти невозможно. Именно по этой причине предлагаются другие советы в отношении выбора объекта для сосредоточения. Сосредотачиваться на движении дыхания – это хорошая альтернатива для некоторых людей. Дыхание тесно связано с нормальным функционированием тела, и если оно выбрано в качестве объекта для сосредоточения, то такое сосредоточение удерживает внимание ума очень легко. Но с этим связан также и трудный момент, поскольку дыхание постоянно движется. Однако, когда оно движется, пусть ум движется вместе с ним. Другими словами, синхронизируйте движение ума с движением дыхания, и вы обнаружите, что сама природа этого движения будет делать ум устойчивым.

   Есть также и такие, кому нравится фокусировать своё внимание на подъёме и опускании грудной клетки во время вдоха и выдоха. Есть и другие способы сосредоточения на дыхании, но нам нет нужды сейчас подробно описывать их все.

   Другие объекты, относящиеся к аспекту внешнего тела, также могут быть разделены на две группы, а именно: группа, относящаяся к звуку, и группа, относящаяся к формам. В первом случае медитатор сосредотачивается, например, на звучании определённой акшары, или слога, таком как звук "А" или "Ом", и создаёт ментальное изображение этого звука. Он не слушает этот звук, а сосредотачивается на нём. В случае второй группы он создаёт ментальное изображение, например, божества или, может быть, просто бинду, или точки (например, точка света), не слишком яркой и не слишком тусклой. Использование медитатором образа своего божества в качестве объекта для сосредоточения не является обязательным, но некоторым людям это нравится. Буддисты обычно рекомендуют начинающим образ Будды, поскольку он служит не только в качестве объекта для сосредоточения, но и в то же время напоминает нам о природе Будды. На самом деле в качестве объекта для сосредоточения может быть использовано изображение любого рода, но если выбор уже сделан, нам следует упорно продолжать практику с этим изображением и не менять его до тех пор, пока не будет достигнута щаматха, сколько бы это ни заняло времени.

   Во всех случаях объект для медитации должен быть выбран с большой тщательностью. Например, человеку, который находится под очень сильным влиянием своих привязанностей (раг), следует выбрать некрасивый объект, к которому он не склонен развивать страсть или привязанность; человеку, который легко впадает в гнев, следует создавать ментальное изображение умиротворяющих красот природы и сосредотачиваться на нём; человеку, который страдает от постоянного и скоротечного движения мыслей, следует выбрать объект, который не вызывает значительного обдумывания. Ещё один метод для нахождения правильных объектов – следование естественным предпочтениям. Например, некоторые люди более привязаны к ярким объектам, в то время как другие могут предпочитать тёмные. Тенденции и природа каждой личности должны определять его выбор.

   В любом случае объект обладает определённой психологической связью и влиянием на того, кто сосредотачивается на нём. По этой причине инструкторы никогда не предписывают объект для сосредоточения, равно как они не имеют жёсткой позиции в отношении типа объекта. Есть история о том, что в древние времена был один человек, который не мог сосредотачиваться ни на одном объекте, сколько бы он ни пытался. И, поэтому, однажды его учитель спросил его: "Что ты делал, когда был маленьким?" Этот человек ответил, что он был пастухом и пас больших буйволов. "Хорошо", – сказал учитель, – "почему же ты не сосредотачиваешься на них? Почему бы не сосредотачиваться на голове большого буйвола?" Далее в истории говорится, что этот человек последовал совету своего учителя и успешно достиг щаматхи.

   Кроме того, объект может быть частью тела, или же это может быть объект, не относящийся к физическому телу личности. Каким бы он ни был, его истинная ценность заключается в его ментально спроецированном изображении. Например, если кто-то выбирает образ Будды в качестве объекта для сосредоточения, то это будет не сам внешний образ, на который он будет медитировать. Он может посмотреть на объект перед упражнением или когда он начинает своё сосредоточение, но подлинный объект, на который он будет медитировать – это изображение этого образа в его уме. Мысль или воспоминание об образе – это не объект. Но если мы способны порождать чёткое и определённое изображение внешнего образа в своём уме (будь это образ Господа Будды, божества, слога – акшары – или точки света), то это и есть подлинный объект медитации. В шастрах также упоминается, что только пратибимба в нашей читте – изображение объекта внутри нашего ума, не видимое глазами и не слышимое ушами, признаётся в качестве подлинного объекта.

   Выбор объекта настолько индивидуален, что никто, даже инструктор, не может дать совета. Но с помощью практического поочерёдного экспериментирования каждый день на разном объекте мы можем устранить те, которые не пригодны для нашей цели и, в конце концов, выбрать тот, на который мы сможем медитировать в течение установленного периода времени.

   Когда вы уже выбрали объект из числа тех, которые, по вашему мнению, подходят для вашей цели, возьмите этот объект и экспериментируйте с ним снова, сосредотачиваясь на нём, чтобы увидеть, можете ли вы помнить его целиком в своём уме. Если ум становится рассеянным или его клонит в сон, то этот объект не подходит. Но если вы чувствуете, что вся ваша ментальная сила жива и активна, когда вы созерцательно размышляете об объекте и памятуете о нём, тогда это правильный выбор для вас.

   Теперь вам следует принять решение о размере и цвете этого объекта. Некоторые люди предпочитают маленький объект, а другие – большой. Опять же, вам следует поэкспериментировать и сделать необходимые корректировки. Обычный совет для начинающих – размер объекта для сосредоточения не должен превышать величины тела самого ученика. Если, например, он хочет сосредотачиваться на дереве, он должен мысленно уменьшить его размер до размеров своего собственного тела. С другой стороны, этот размер не должен быть меньше такого, который может быть легко виден невооружённым глазом.

   Следующий для рассмотрения аспект – цвет объекта. Чёрный цвет не считается хорошим, но любой другой цвет подходит. Он должен быть выбран в соответствии со вкусом человека и, опять же, необходимо перепробовать несколько цветов, прежде чем принять окончательное решение.

   Если кто-то принимает решение сосредотачиваться на звуке, то он должен быть выбран таким же способом, как и в случае с формами. Окончательный выбор в отношении всех этих вещей всегда делается самим медитатором.

   Определившись с объектом, необходимо принять следующее решение о том, где его поместить и на какой высоте, ибо это также важно для наших усилий по достижению сосредоточения. Для некоторых людей полезно помещать объект низко – иногда ниже себя самих, в тот время как другим нравится помещать его высоко. Обычно рекомендуется помещать объект так, чтобы на него можно было смотреть, не поднимая и не опуская головы.

   Теперь наступает очередь вопроса о том, каким образом создать изображение объекта. Предположим, вам хотелось бы создать изображение образа Будды. В этом случае вам следует иметь образ перед собой и, прежде чем вы приступите к медитации, вам следует хорошо рассмотреть его. Затем вы закрываете свои глаза и пытаетесь вспомнить, как выглядит этот образ. Через какое-то время откройте свои глаза и снова посмотрите на образ, а затем закройте их и постарайтесь вспомнить его ещё раз. Продолжайте повторять этот процесс до тех пор, пока вы не получите чёткое изображение образа в своём уме. Когда это будет достигнуто, вам следует прекратить рассматривание внешнего объекта. В данной рассматриваемой мною системе медитации с тех пор, когда медитатор уже способен чётко воспроизвести объект в своём уме, возле него не должно быть этого объекта.

   С этого момента начинаются наши упражнения в сосредоточении. Теперь нам следует рассмотреть, как фокусировать наш ум и сосредотачиваться, и как раскрывать наше полное внимание и направлять его на объект. Сосредоточение на объекте во время медитации – это не мысль в обычном смысле этого слова, равно как это и не представление или восприятие. Это непосредственный контакт, полное фокусирование внимания на объекте. Достижение неразделённого сосредоточенного ума является трудным для начинающего, потому что он ещё не способен различать между мыслью и медитативным вниманием. Медитативное внимание часто приходит под прикрытием мысли и, поэтому, нам иногда нужна мысль, чтобы придать нам стартовый импульс. Всё, что было до момента выбора объекта, было процессом мысли, но медитативное внимание, направленное на объект, означает нечто несравнимо большее, чем просто размышление о нём.

   Давайте снова рассмотрим процесс сосредоточения шаг за шагом. Вы смотрите на внешний объект и запечатлеваете воспоминание о нём в своём уме. Затем вы пытаетесь выстроить это воспоминание в чёткое ментальное изображение. Вплоть до этой стадии вы использовали только мысль. Но теперь наступает перемена; вы оставляете мысль, и изображение покоится в области неразделённого внимания вашего ума.

   Мысль – это движущийся процесс; она не может оставаться сфокусированной на одном объекте в течение длительного времени. Именно по этой причине мысль искажает изображение и, следовательно, какими бы ни были ваши мысли и ментальные образы, они всегда очень отличаются от того, что имеется на самом деле. Мысль представляет собой только вашу собственную интерпретацию объекта или чего-то ещё из того, что вы видите. Например, при размышлении об определённом человеке ваши мысли никогда не затрагивают его, ибо сам этот человек никогда не присутствует в вашем мыслительном процессе. В настоящее время мы ничего не можем поделать с этой путаницей, поскольку мы находимся под чарами воображаемой ментальной деятельности этого рода. Если бы мы были вынуждены заблокировать все мысли таким образом, что вообще бы не думали, то мы бы не воспринимали окружающий мир в достаточной степени. Более того, вся наша личность была бы расшатана, и мы бы не смогли действовать надлежащим образом. Без мыслительного процесса вся наша деятельность зашла бы в тупик, потому что наши действия осуществляются под влиянием и руководством слов и мыслей.

   Мы даём названия всему, о чём нам становится известно или попадается нам на глаза. Это поименование и описывание событий и переживаний является полезным средством классификации и расстановки – в пределах ограниченных рамок нашего понимания – всего того, что мы регистрируем своими чувствами. Именно по этой причине поименование становится важным для нас. Это означает, что в действительности мы не можем воспринимать всё как есть, ибо ум, который действует в пределах такого ограничения, не является открытым. Следовательно, существует не реальная связь, а только относительное соединение между тем, что есть, и складом воспоминаний, слов и классификаций внутри нашего ума. Вся наша личность погружена в эту деятельность ума и, поэтому, мы беспомощно барахтаемся в море воображения и иллюзии.

   Буддисты говорят о двухслойной системе относительной истины и абсолютной истины. Как мы только что увидели, мы живём, действуем и поступаем в сфере относительности. Это не абсолютная истина, или совершенная истина, но для нас это истина. Например, если кто-то ударяет меня палкой по голове, то я не могу сказать, что это нереально, потому что, фактически, бамбук бьёт по мне, и я чувствую боль. Это разновидность реальности, и это невозможно отрицать; это один слой истины – кажущаяся или относительная истина. Возникает вопрос: где – в какой сфере – это считается истиной? Ответ: в сфере нашего мыслительного процесса. Для нашего введённого в заблуждение и ослабленного мыслительного процесса это страдание, в котором мы живём, является истиной.

   Другой слой – это абсолютная истина, за пределами которой нет ничего. Это Единство, сущность Того.

   Сейчас мы находимся между этими двумя слоями. Вся наша жизнь обусловлена этой сферой относительной истины, в то время как в состоянии Абсолюта, Наивысшего нет ничего обусловленного. Преобразование из относительной истины в Абсолютную Истину не может быть запланированным процессом. Но люди настолько зависят от расписаний, что запланированный процесс рассматривается как нечто неизбежное.

   На нынешней стадии наш ум очень обусловлен. Следовательно, когда мы пытаемся применить его индивидуальную силу – всеобъемлющность внимания – к нашему ментальному изображению, то часто случается, что мы или искажаем изображение своими мыслями, или искажаем ментальную силу своими мыслительными процессами. Всё это происходит из-за рассеянного состояния ума. Потребуется некоторое время, чтобы научиться отличать медитативное внимание от обычной мысли. Последняя может быть использована для серьёзных размышлений об образе, находящемся перед нами. Это нормальный мыслительный процесс. Но обращение своего внимания на изображение образа, спроецированного в уме, является частью медитации.

   То, какими качествами должен обладать ум, всегда считалось важным вопросом, и именно здесь многие люди делают ошибки. Многие, будучи медитаторами, из-за недостатка этих качеств напрасно тратят своё время и, двигаясь в своей медитации в неправильном направлении, не достигают ничего. Именно из-за этого многие древние ачарьи, или учителя, отрицали значимость медитации, потому что, согласно им, отрицание медитации является медитацией, а её принятие – это заблуждение. Это очень тонкий момент. Однако другие учителя устанавливали принципы для медитации, среди которых были указания о том, что ум должен быть ясным, внимательным и сфокусированным на одной точке без искажений или волнений.

   Когда мы пытаемся вызвать это, мы обнаруживаем, насколько ум проказлив, насколько он рассеян и насколько он неспособен отдать себя полностью. Он настолько активен, что он хочет делать сотню разных дел одновременно; его энергия, или сила, настолько разделена, что ничего не видно таким, каким оно есть на самом деле. Воистину он движется настолько непрерывно и быстро, что всё, воспринимаемое им, является иллюзией. Мы не можем видеть что-либо ясно или воспринимать одну единственную вещь, которая неискажена. Это похоже на то, как если бы мы сидели в быстро движущемся автомобиле или поезде. Мы не в состоянии ясно видеть что-либо, находящееся снаружи, и нам кажется, что деревья и электрические столбы проносятся мимо нас. Но мы, конечно же, знаем, что это иллюзия; это не объекты проносятся мимо – это мы сами движемся столь быстро.

   Нам не удаётся постичь природу сущности Того из-за неустойчивого состояния нашего ума. Вначале ум необходимо успокоить, и для этого мы медитируем. Медитируя на один объект, мы отучаем свой ум от постоянного движения и прививаем ему устойчивость. Устойчивость ума – это, конечно, тоже некое состояние, но мы вынуждены принимать это состояние на какое-то время. Один ачарья разъяснил этот вопрос следующим образом: "Если у вас имеется лист бумаги, который всегда скручивали в одном направлении, а вы хотите его выпрямить, то вам следует скручивать его в противоположном направлении".

   Опасно помещать ум в состояние тупости. Некоторые люди полагают, что если они погружаются в объект и соскальзывают в нечто вроде дремоты, то это и есть медитация, и, поскольку их ум более не разрознен, они считают, что они сделали его устойчивым. Но ум не делается устойчивым, если ему позволять быть поглощённым и захваченным подобным образом; напротив, это неправильный подход к медитации, потому что ясность и внимательность ума теряются в такой практике. Иногда, погружаясь в такого рода дремоту, через какое-то время люди могут обретать некое спокойствие или приятное чувство физической и ментальной удовлетворённости и расслабленности. И если это состояние поддерживается в течение более длительного периода, дыхание может даже останавливаться на какое-то время и они могут даже полагать, что они достигли состояния самадхи, но это не так. Если люди находятся в такой дремоте, что внимательность, осознанность, активное участие и ясность ума потеряны, то сосредоточение не имеет смысла и ценности. Более того, положительные качества ума будут потеряны, и он станет забывчивым, неактивным и ленивым. Следовательно, прямо с самого начала нам следует принять все меры предосторожности, чтобы сосредоточение на объекте сопровождалось внимательностью, осознанностью, ясностью и активной силой участвующего ума. Если ум оставлять без присмотра, то он ведёт себя как обезьяна. Он никогда не покоится в одной точке, постоянно двигаясь во всех направлениях. Когда ум делается устойчивым с помощью сосредоточения на одном объекте, эта суматошная активность начинает спадать. Важно, чтобы энергия ума не была потеряна или рассеяна, но направлена по определённому руслу к одному объекту. Во время процесса сосредоточения ум необходимо отслеживать, чтобы видеть, что он не движется в различных направлениях.

   Может показаться, что ум разделён в любом случае, потому что одна его часть занята созданием изображения, в то время как другая часть сосредотачивается на этом изображении. Как, в таком случае, возможно сосредотачиваться с неразделённым умом? Эти кажущиеся противоречия, которые возникают при обсуждении медитации, являются результатом использования слов для объяснения метафизических сил. Каждый должен экспериментировать и выяснить самостоятельно, как разрешить эти кажущиеся противоречия. Если искатель серьёзен, решение придёт само.

   Как уже было упомянуто ранее, как только ментальное изображение выстроено, работа мысли заканчивается. Когда вы удалите мысль, вы обнаружите, что вы теряете изображение, потому что оно не поддерживалось всем умом; оно поддерживалось только вашей мыслью. Например, когда вы выстроили ментальное изображение Будды, вам следует поддерживать его силой полностью сосредоточенного ума. Вам не следует обращаться с ним как с воображением, потому что это не мысль. В сущности, вы вообще даже не будете видеть это как изображение или думать о Будде. Слова "Будда" нет в вашей голове, потому что в этот момент нет памяти и, таким образом, вы не можете вспомнить это имя. Вы просто держите это изображение в своём уме. Удерживайте его без мысли, узнавания или слов. Сходным образом, если вы создали в своём уме изображение шара света, вам не следует думать "это шарообразный свет". У вас не должно быть ни мыслей, ни слов, ни даже воспоминания о слове "свет". Как только вам удалось это – создать и удерживать изображение в своём уме – вы достигли сосредоточения. И когда это станет для вас реальностью, свершившимся фактом, у вас появится большое расположение и склонность медитировать, и вы уже никогда не захотите отказаться от этого.

   Когда мы смотрим на картину, она воспроизводится в глазах; можно сказать, что картина наблюдаема внутри посредством глаз. Глаза воспринимают всю совокупность этой картины, а не её условное обозначение. Затем вмешивается мысль и опознаёт эту картину как гору, нарисованную знаменитым художником, и, возможно, побуждает нас купить эту картину. Но у самого глаза нет суждения или пристрастия; он только видит картину. Чувственный (сенсуалистский) ум всегда искажает внешние объекты, и именно это и случается во время наших попыток сосредотачиваться. Мы выстраиваем изображение силой мысли. Затем мы уделяем ему всё своё внимание, не имея мысли или любого другого отвлекающего элемента. После того, как это достигнуто, мы удерживаем изображение полным сосредоточением неразделённого ума. Всё остальное отбрасывается. Это трудно, и мы должны пытаться делать это снова и снова, но впоследствии мы внезапно можем обнаружить, что, быть может, только на секунду или около того, мы способны фокусироваться надлежащим образом, прежде чем ум рассеется снова.

   Мы рассматривали, как обрести силу сосредоточения, необходимую для медитации. Теперь мы сделаем следующий шаг и выясним, как задействовать, или призвать, весь наш ум, когда бы мы ни захотели это сделать. Ум заурядного человека – слабый, но природа самого ума не является слабой. Сознание Будды и сознание мельчайшего насекомого не отличаются по своей сути: ум остаётся умом, и его природа очень ясная. Но Будда был способен задействовать всю совокупность Своего ума в любой желаемый момент; другими словами, Он был полным властелином над всем Своим умом или сознанием, в то время как насекомые и даже заурядные люди не обладают этой способностью. В действительности большинство человеческих существ используют только крайне незначительную часть своего ума; всё остальное не используется. Но природа нашего ума не слабая, потому что потенциально он способен достичь буддовости – наивысшего сознания, которого человек может достичь на земле. Предназначение медитации – тренировать ум, управляя им, и, таким образом, приводить его под контроль. Большинство из нас контролируются своим умом или, если быть точным, некоей частью своего фрагментированного и ослабленного ума. Поэтому с самого начала наша медитация должна начать управлять умом, фокусируя всё его внимание на одной точке. Когда мы достигаем совершенства в этом, мы можем поменять свой объект сосредоточения и расширить свои медитативные практики так, чтобы они охватывали более широкую сферу.

   Дыхание должно быть нормальным во время сосредоточения. Чтобы обеспечить это, медитаторы-буддисты часто используют метод девятикратного вдоха и выдоха по следующей схеме. 1) Вдохните через левую ноздрю, держа правую закрытой; выдохните через правую ноздрю, держа левую закрытой. Повторите это три раза. 2) Сделайте три вдоха и выдоха обычным способом через обе ноздри одновременно. 3) Теперь вдохните через правую ноздрю, держа левую закрытой; выдохните через левую ноздрю, держа правую закрытой. Повторите это также три раза. Шаги 1, 2 и 3 образуют одно упражнение и должны быть повторены 9 раз. После шага 3 может быть повторен шаг 2, затем шаги 1, 2 и 3 снова, и так далее. Вы можете продолжать это упражнение до тех пор, пока ваше дыхание не станет нормальным.

   Эти дыхательные упражнения также очень полезны для очищения заложенного из-за насморка носа. Есть ещё один метод, используемый многими йогами для очищения заложенного носа. Если заложена левая ноздря, поместите что-то твёрдое под правую подмышку и держите это там несколько минут, пока не пройдёт заложенность носа. Подобным образом, если заблокирована правая ноздря, твёрдый объект должен быть помещён под левую подмышку. Спинка стула может использоваться для этой цели. Важно, чтобы нос был свободным от заложенностей, ибо эти препятствия причиняют беспокойство практике медитации в очень большой степени. Дышать через рот – это не хорошо, и это не рекомендуется для медитации. Если вы хотите практиковать медитацию, необходимо уделять большое внимание поддержанию хорошего здоровья.


Вопросы и ответы

   В. Какова роль силы воли в медитации? Полезна ли она?

   О. Определённая величина силы воли необходима для всего, что человек хочет сделать, включая медитацию. Но одна только сила воли не сможет сделать работу за вас. Вы не сможете достичь сосредоточения без продолжительной практики.

   В. Может ли иметь место восприятие статуи Будды без движения мысли? Чистое восприятие, в котором задействованы только глаз и статуя?

   О. Да.

   В. Но статуи нет – только изображение в уме?

   О. Именно.

   В. Тогда, я полагаю, аналогия не совсем точная, если сказать, что есть только глаз и изображение, потому что изображение само по себе – мысль. Это может и не быть движением мысли, но это – мысль. Изображение создано мыслью, в то время как статуя не создана мыслью, ну разве что косвенно.

   О. Мы не можем сосредотачивать весь свой ум на внешнем объекте, и, поэтому, мы создаём ментальное изображение. После создания этого ментального изображения движение мысли исчезает. Теперь, в обычном процессе с исчезновением движения мысли изображение исчезает также, потому что изображение – это мысль. Однако когда мы фокусируемся на изображении посредством медитативного сосредоточения с полнотой своего ума, это подразумевает всю совокупность ума, и это уже не относится к природе мысли; теперь ясность ума удерживает изображение. Другими словами, когда мы способны удерживать изображение с полнотой своего ума, то изображение – это не мысль; это ум. В этот момент ум – это не мысль.

   В. Но нуждается ли ум в изображении?

   О. В глубокой медитации ум может сосредотачиваться на уме. Но большинству людей необходимо изображение, чтобы помочь сфокусировать ум. Изображение, созданное мыслью, становится своего рода приглашением для ума фокусироваться, и когда ум пристально фокусируется, мысль исчезает в полноте ума. Но результат мысли всё ещё остаётся, и это то, за что держится ум, чтобы не рассеяться. На более поздней стадии вы обнаружите, что это ментальное изображение становится реальностью, а сосредоточение ума становится восприятием (осознанием).

   В. Память хранится в мозге или в уме?

   О. Мне не известен ответ науки на этот вопрос. В буддийской литературе не говорится о мозге, в ней говорится только об органе ума. Какими бы ни были наши переживания, они оставляют впечатление на основной непрерывности (последовательном ходе событий) ума, который, в свою очередь, зависит от продолжительности существования органа. Поэтому, если с органом что-то происходит, то эта непрерывность теряется. И, всё же, некоторые воспринятые им впечатления оказываются очень глубокими, и это те впечатления, которые люди иногда вспоминают в своей следующей жизни.

   В. Влияет ли одежда на нашу медитацию?

   О. Да. Всегда носите свободную, удобную одежду, потому что тесная одежда, давящая на тело, создаёт напряжение.


1    2    3    4    5    6    7


Тексты книг и статей, находящиеся на этом сайте, предназначены только для ознакомительного чтения.
Запрещено любое использование этих текстов в коммерческих целях сторонними лицами, все права на книги принадлежат издателям и авторам.