Вы на странице: ГлавнаяСвами Бхагавати

Предисловие
1. Вступление
2. История жизни
3. Чотаникара Бхагавати
4. Шри Садгуру Джнянананда
5. Какассери пада пуджа
6. Первая божественная встреча
7. Дивья пада пуджа
8. Свами, уникальный аватар
9. Бхагавати сиддхар питам
10. Фестивали наваратри и божественные светочи
11. Фестиваль Шиваратри
12. Паломничество в Сабарималай
13. Божественные переживания
14. Заметки о заграничных поездках Свами
15. Легенды и притчи


ГЛАВА 16
БОЖЕСТВЕННЫЕ ПОУЧЕНИЯ

●   ●   ●

Вопросы и ответы

   В. Где находится Бог?

   О. Внутри вас самих.

   В. Что означает отречённость (саньяса)?

   О. Когда человек отказывается от всяких материалистических желаний ещё с самого рождения, тогда это называется отречённостью.

   В. Необходимо ли проведение пудж (ритуальных богослужений) для осознания Бога?

   О. Пуджи проводятся для того, чтобы сосредотачивать наш колеблющийся ум и направлять наши мысли к Богу. Проводя пуджи, мы избавляемся от плохих и негативных мыслей по меньшей мере на время проведения пуджи. Молитва и пуджа – наилучший метод обуздания ума и сосредоточения его на Всемогущем. Но всё же это не означает, что одна только пуджа приведёт к Богу.

   В. Как человек может обрести мукти (мокшу), или спасение?

   О. Когда человек полностью понимает, кто он такой на самом деле, тогда он находится на пути к самореализации.

   В. Почему медитация считается превосходящей преданность?

   О. В медитации нет ожидания или упования. Во время медитации мы стараемся сосредоточиться на Всевышнем, к которому мы стремимся, чтобы осознать Его и слиться с Ним. Это труднее, чем преданность, когда человек склонен молиться Богу ради исполнения своих желаний.

   В. Кто я?

   О. Вы – то, что вы ищете.

   В. Почему необходимо идти в храм для поклонения Богу?

   О. Когда тысячи людей поклоняются Господу в храме, тогда человек получает переживание, что Бог воистину проявляется в этом месте.

   В. Почему некоторые брамины наносят священный пепел (вибхути) на свой лоб?

   О. Наши тела смертны, и в тот или иной день они будут вынуждены умереть и превратиться в прах. Всякий раз, когда человек прикасается к бхасмаму (священному пеплу), он вспоминает об этом факте тленности тела. Поэтому, пока мы живы, нам следует развивать хорошие мысли и делать добро другим всегда и везде. Совершая внутренние усилия над собой, мы должны стремиться менять себя таким образом, чтобы не быть эгоцентричными и делать других счастливыми. Наши молитвы к Богу должны быть о том, чтобы Он благословил нас в этом устремлении, и, памятуя об этом, мы наносим вибхути на лоб, что также устраняет страх смерти.

   В. Почему лотосные стопы Господа считаются более священными, чем Сам Господь?

   О. Потому что лотосные стопы несут Самого Господа.

   В. Помощь и служение – отличаются ли они друг от друга?

   О. Когда человек служит другому, ожидая от него что-либо взамен, тогда это помощь. Когда человек оказывает помощь без малейшего ожидания получить что-либо взамен, тогда это служение.

   В. В чём различие между гуру и садгуру?

   О. Гуру – это тот, чьей целью в жизни является достижение самореализации. Его ученики сопровождают его в этом усилии. Он может быть семейным человеком. С другой стороны, садгуру – это просветлённая душа, достигшая самореализации. Он – саньясин (непривязанный) с момента своего рождения, и он редко знает время и место своего рождения или своих родителей. В этом отношении он – риши мулам или надхи мулам (подобно тому, как исток реки находится столь далеко, что он не известен многим). Саи Баба из Ширди, Свами Джнянананда – все они садгуру. В своих предыдущих жизнях они были святыми мудрецами. После своей смерти они достигли самадхи.

   В. В чём заключается смысл выполнения абхишекама Господа?

   О. При каждом омовении мы стараемся смыть внешнюю грязь со своего тела, но мы не очищаем душу внутри. Когда кто-то выполняет абхишекам идола Господа, это равнозначно очищению нашей души (Бога) внутри нас. Обычно абхишекам совершается с куркумой, молоком, простоквашей, мёдом, сандаловой пастой и священным пеплом. Обычно мы сами не совершаем омовение с использованием этих субстанций. Мы должны ощущать, что Бог – внутри нас, и, совершая абхишекам идола, мы, в сущности, очищаем свою собственную душу.

   В. Вы всегда говорите, что служение человечеству – величайшее подношение Богу. Можете ли вы объяснить это подробнее?

   О. Служение – это акт, в котором нет ожидания получить что-либо взамен. Когда кто-то совершает служение другим посредством оказания денежной помощи, физических усилий, проведения бесед, написания книг или даже посредством того, что просто остаётся безмолвным, то это считается служением Богу. Руки, которые помогают, гораздо лучше, чем губы, которые молятся. Служение человечеству – это подлинное служение Богу.

   В. В чём заключается истинная цель жизни?

   О. Истинная цель жизни – искать Бога внутри себя и осознавать, что божественность – внутри вас самих, в каждом и во всём вокруг вас. Когда человек достигает такой самореализации, тогда нет разницы между человеком и Богом. Индивидуальная душа растворяется в Боге и обретается спасение, абсолютное блаженство.

   В. Каковы те ключевые факторы, которые ведут к успеху в нашей жизни?

   О. Самодисциплина, постоянное исследование природы "я", усердная работа, абсолютная вера в себя наряду с избавлением от эго, преодоление и устранение поверхностных желаний, служение человечеству и полная вера во Всемогущего – всё это будет вести к подлинному успеху.

   В. Что такое счастье?

   О. Счастье – это относительный термин. Для каждого человека существует своё определение счастья. Когда человек полностью удовлетворён, это ведёт к счастью.

   В. Что такое абсолютное блаженство?

   О. Когда у человека нет мыслей и ум совершенно невозмутим, подобно уму в состоянии глубокого сна, тогда это – состояние абсолютного блаженства. Необходимо стремиться достичь этого состояния и поддерживать его в каждый бодрствующий момент своей жизни.

●   ●   ●


17. Лотосные стопы
18. Атма ниведанам
Приложение
Глоссарий