Сарвепалли Радхакришнан
ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Том II
Глава вторая
ЛОГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ НЬЯЙИ
V. ПРИРОДА ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Некоторые проблемы, обсуждаемые в “Ньяя-сутре”, сначала ставятся в ней, затем определяются и наконец исследуются 69. Определение раскрывает существенную природу (сварупа) вещи так, чтобы отличить ее от других. Функция определения и заключается в этом отличении вещи от других, с которыми ее можно смешать 70. Мы можем отличить вещь и без раскрытия ее сущности. Асадхарана дхарма, или собственный признак, также помогает нам в этом отличении Ошибки в определении встречаются трех видов: ативьяпти, или распространение признака на объекты, находящиеся вне определяемого класса, что встречается в слишком широких определениях, когда, например, мы определяем корову как рогатое животное; авьяпти, или ограничение признака одной частью определяемого класса, что встречается в слишком узких определениях, когда, например, мы определяем корову как животное рыжевато-коричневого цвета; асамбхава, или ошибка, состоящая в приписывании объекту признака, которым определяемые объекты не обладают, когда, например, мы определяем корову как животное с нераздвоенными копытами. Определение устанавливает “характерный признак, присущий всем вещам, обозначаемым определяемым термином, ни больше, ни меньше” 71. Чтобы обеспечить это, мы можем начать с указания на род и последовательно ограничивать его объем через исключение излишних объектов посредством таких слов, как: “другой, чем” (итара), “отличный от” (бхинна) 72. Это – определение через род и видовое отличие.
69
Uddesa, laksana, pariksa, N. В., I. 1.3.
70
N. В., I. 1. 3.
71
Laksyatavacchedakasamaniyatatvam.
72
Ср. определение земли как jalady astadravya bhinnam dravyam prthivi.