Meditation guide
Вы на странице: ГлавнаяИндуизм"Индийская философия"Том II. Глава 2 - Логический реализм ньяйи. Природа определения.

   Содержание | Предыдущий текст | Следующий текст   

Сарвепалли Радхакришнан

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Том II


Глава вторая

ЛОГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ НЬЯЙИ


V. ПРИРОДА ОПРЕДЕЛЕНИЯ

   Некоторые проблемы, обсуждаемые в “Ньяя-сутре”, сначала ставятся в ней, затем определяются и наконец исследуются 69. Определение раскрывает существенную природу (сварупа) вещи так, чтобы отличить ее от других. Функция определения и заключается в этом отличении вещи от других, с которыми ее можно смешать 70. Мы можем отличить вещь и без раскрытия ее сущности. Асадхарана дхарма, или собственный признак, также помогает нам в этом отличении Ошибки в определении встречаются трех видов: ативьяпти, или распространение признака на объекты, находящиеся вне определяемого класса, что встречается в слишком широких определениях, когда, например, мы определяем корову как рогатое животное; авьяпти, или ограничение признака одной частью определяемого класса, что встречается в слишком узких определениях, когда, например, мы определяем корову как животное рыжевато-коричневого цвета; асамбхава, или ошибка, состоящая в приписывании объекту признака, которым определяемые объекты не обладают, когда, например, мы определяем корову как животное с нераздвоенными копытами. Определение устанавливает “характерный признак, присущий всем вещам, обозначаемым определяемым термином, ни больше, ни меньше” 71. Чтобы обеспечить это, мы можем начать с указания на род и последовательно ограничивать его объем через исключение излишних объектов посредством таких слов, как: “другой, чем” (итара), “отличный от” (бхинна) 72. Это – определение через род и видовое отличие.

   Содержание | Предыдущий текст | Следующий текст   


   69 Uddesa, laksana, pariksa, N. В., I. 1.3.

   70 N. В., I. 1. 3.

   71 Laksyatavacchedakasamaniyatatvam.

   72 Ср. определение земли как jalady astadravya bhinnam dravyam prthivi.


      Meditation guide  
Помощь в практике
настоящей медитации