Вы на странице: ГлавнаяЛаборатория Сарасвати

СОЗНАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ

 

Брамари Ананда

 

 

 

Лаборатория Сарасвати

Москва, 2003

 

ВВЕДЕНИЕ

   Эти заметки предназначены учёным-естественникам, интересующимся проблемами эволюции. Мы постараемся соединить в этом небольшом обзоре некоторые новые идеи о том, что такое феномен сознания, с результатами недавних работ, посвящённым психофизиологии личности, и с богатым феноменологическим материалом, который можно обнаружить в древних философских рукописях. Заметим, что все великие авторитеты в области физики или психологии основой для своих построений о сознании брали древние сокровенные рукописи, как правило, ведической или тантрической традиции. Эти факты никогда особенно не рекламировались и могут быть обнаружены только при подробном изучении биографий великих людей. Эту же основу будем использовать и мы, однако мы также добавим ссылки и на воззрения современных мастеров духа [ 1 ].

   Можно ли добавить что-нибудь нетривиальное к тому, что уже написано о сознании? Даже написание достаточно полного обзора литературы на эту тему кажется делом совершенно неподъёмным. В прошлом веке тема сознания особенно часто затрагивалась в связи с квантовой механикой. Имеет ли смысл снова приближаться к этой теме после Бома, Вигнера и Шрёдингера?

   И всё же, после изучения многих работ о сознании, остаётся какое-то смутное неудовлетворение, какое-то беспокойство. Казалось бы, вот строгие научные рассмотрения, чего же ещё? Не хватает одного: что же практически вытекает из уже опубликованных работ? Нас не удовлетворяет просто объяснение, мы хотим руководства к действию, причём такого, чтобы оно не опровергало нашего здравого смысла, а работало вместе с ним.

   Настоящий текст не претендует на полноту и научность. И это не есть исследование конкретного вопроса. Это своего рода компиляция и новое соединение фактов, известных из разных источников, которые содержат в себе некоторые намёки и могут послужить постановке собственно научной задачи. Мы даже не всегда будем приводить подробную библиографию. Благодаря развитию и широкой доступности сети Интернет вместо точных ссылок на библиографически редкие источники иногда лучше дать набор ключевых слов, или перечень информационных ресурсов на затронутые темы.

 

 

ЧТО ТАКОЕ РЕАЛЬНОСТЬ

   Большинство из тех, кто профессионально занимается научными исследованиями в области физики, обращают своё внимание лишь на “реальную науку”, решительно отметая всякую метафизику и оккультизм. Кому захочется тратить своё время на изучение “нереального”!

   Но что такое реальность? Этот вопрос не так прост! Большинство из нас, следуя укоренившемуся материалистическому мировоззрению, считают реальным и объективным только внешний мир. Мы не будем ввязываться в спор о том, что же вернее – материализм или идеализм. Мы сделаем лишь несколько замечаний, основанных на здравом смысле.

   На наш взгляд, ближе всего к человеку, а стало быть, наиболее реально для него – его собственное сознание. Это изначально присущая человеку убеждённость в собственном существовании и связанная с этим способность воспринимать и познавать.

   Даже мысли человека являются чем-то внешним по отношению к этой внутренней реальности! И также внешними являются его собственные чувства, из которых он делает вывод о существовании и реальности внешнего мира. Так что, без всяких идеологий, мы, совершенно нейтрально рассуждая, заключаем, что убеждённость в существовании внешней реальности основывается на переживании реальности внутренней! Это заключение мы получаем всего лишь на основе здравого смысла и умения наблюдать.

   Большинство физиков становятся вполне удовлетворены, если им удаётся описать действительность с помощью формул и чисел. Но что такое числа? Существуют ли они на самом деле? Кто может вступить с ними в непосредственный контакт с помощью чувств? Попробуйте это сделать прямо сейчас! В этот момент мы вдруг начинаем понимать, что без помощи нашего ума у нас нет доступа даже к числам! Точно так же как и к функциям, формулам и теориям. Все объекты теоретического описания являются абстракциями действительности, которые вне нашего ума не существуют! Самая полная теория является мёртвой последовательностью символов, помещённых на бумагу или компьютерный диск и неспособных к самостоятельной жизни. Лишь будучи помещёнными в некую активную среду, будь то компьютер или человеческий ум, эти символы приходят в движение и начинают так или иначе себя проявлять.

   Мы привыкли думать, что абстракции научных теорий происходят из внешней действительности напрямую. Но это не так! Они формируются в нашем сознании как результат мыслительного процесса, запущенного под воздействием внешних событий.

   Почему же мы ставим так называемые “объективные законы природы”, полученные как непосредственный продукт мысли, рождённой в нашем собственном сознании, выше самого нашего сознания? Почему мы привыкли называть сознание вторичным, если оно есть то, в чём человек живёт и действует?

   Причину указать несложно – это неразвитость нашего ума. Мы ещё не развили в нём соответствующих структур и понятий, чтобы с их помощью “разглядывать” собственное сознание. Поэтому наш ум не замечает того, на чём он основывается и что делает его действенным и активным [ 2 ].

 

ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА: ЕДИНАЯ ОСНОВА И ИСТОЧНИК ЖИЗНИ

   Благодаря удивительно быстрому развитию компьютеров в нашу плоть и кровь вошли представления, развить которые не могли даже наиболее одарённые люди прошлого. Изучая древние философские источники, например, упанишады, агамы и тантры, мы могли заметить, с каким усилием мудрецы прошлого пытались донести до сознания своих современников некоторые истины, для которых в то время просто не существовало адекватных представлений и слов!

   Нам сейчас гораздо легче говорить на эти темы, потому что наш ум обогащён понятиями квантовой механики, информатики и синергетики.

   Мы с удивлением обнаружили, что такие запредельные и мистические понятия, как Парабраман, Нирвана, Аллах, Нараяна, Царствие Небесное проявляют по отношению к явлениям физической действительности те же самые свойства, что операционная система проявляет по отношению к работающим под её управлением прикладным программам!

   Действительно, операционная система (ОС) одна для всех программ, то есть она едина. Она “вдувает” жизнь в программы, которые сами по себе есть лишь последовательность абстрактных символов и неспособны к действиям. Она знает всё про каждую программу, в то время как они могут и не подозревать о её существовании! Она может как запустить, так и остановить любую программу. Она вездесуща в том смысле, что в “виртуальном” мире нет такой точки, где не проявлялась бы ОС.

   Между прочим, мы только что перечислили атрибуты Господа Бога, действующего в проявлении (Сагуна Брахмана, или Бога Слова)!

   Нам также легко провести параллель с внутренним бытиём человека: если наши мысли и чувства аналогичны программам, то нашей операционной системой является наше собственное сознание! Это важнейший гносеологический вывод, из которого немедленно проистекают огромное количество практических следствий [ 3 ].

   Следует также заметить, что операционная система сама является программой, только достаточно полной и мощной. Можно сказать, в достаточной степени развитой. И её развитие не прекращается: она может вбирать в себя наиболее успешные внешние программы, подобно тому, как средства Интернет-коммуникаций стали неотъемлемой частью системы Виндоус.

   Нам нетрудно также вообразить, что эта операционная система может исполняться на виртуальном компьютере, работающем на правах прикладной программы в ещё более мощном компьютере, и так далее!

   Сколько же таких иерархических ступеней содержатся в нашем бытии? Древняя философия утверждает, что таких уровней семь [ 4 ].

 

ИНФОРМАЦИЯ И ЖИЗНЬ

   Обозревая представшую перед нами захватывающую картину, мы с удовлетворением отмечаем, что очень многие явления становятся на свои места, и устанавливается хотя и довольно сложный, но всё же познаваемый и величественный порядок.

   Мы видим, что представление о сознании используется для описания наиболее причинно независимых, высоко иерархических состояний бытия, которые активны и порождают бытиё более низких уровней.

   Вот простой пример: изначально всякая программа создаётся в виде исходного текста. Затем она компилируется, то есть приводится в соответствие с реалиями её реализации в конкретной обстановке и на конкретной технической основе. Скомпилированный модуль очень трудно изменить – его можно сопоставить физическому телу человека. Исходный же текст можно сопоставить так называемому причинному телу, которое в потенциальном виде содержит в себе все свойства конкретного человека. Исходный текст иерархически находится выше, чем скомпилированная программа. Его легко улучшать и совершенствовать. Для этого надо остановить исполняемый модуль, внести исправления в исходный текст, заново его скомпилировать и вновь запустить на исполнение.

   По-видимому, именно поэтому вся Вселенная развивается циклически: например, человек не дышит непрерывно, но делает остановки дыхания. По этой же причине мы должны спать. И смерть физического тела также хорошо вписывается в это картину! По-видимому, всё это происходит для того, чтобы некий системный администратор имел возможность усовершенствовать и перекомпилировать нашу личную программу!

   Мы также должны заметить, что для успешного функционирования сложной программы недостаточно наличия просто местного электропитания. Рано или поздно происходит накопление “информационного мусора”, и программа может “зависнуть”. В практике использования компьютеров такие проблемы решаются путём перекачки по сети Интернет так называемых “заплаток” (патчей) – небольших корректирующих программ, которые устраняют проблемы и обновляют программы. Иначе говоря, патчи понижают энтропию программ, или, образно выражаясь, омолаживают их!

   Создание таких патчей – по определению прерогатива операционной системы (или того, что стоит за ней). Поэтому легко увидеть, что ОС, или сознание, есть источник понижения энтропии!

   Во всех древних рукописях настойчиво повторяется, что жизнь и сознание есть синонимы (см., например, [ 5,6 ] ). Хотя для обыденного ума это звучит несколько странно. Мы ещё можем допустить, что сознание имеется у домашних животных, но неужели комары и мухи также обладают сознанием? Мы, отталкиваясь от авторитета древних источников, заявляем, что даже бактерии и растения несут в себе сознание, но только сила его проявления невелика. Это очень тусклые, спящие сознания.

 

ТРИ ПРИНЦИПА ВСЕЛЕННОЙ

   Итак, вот какая гипотетическая картина разворачивается в нашей модели: сознание, как своего рода вычислительный ресурс природы, пронизывает всю Вселенную, и нет такой точки, где не было бы его присутствия. Сознание приносит с собой организованность и порядок, и является непосредственной причиной эволюции.

   В термодинамике в этом случае, помимо термостата, появляется источник порядка, и вместе со всеми развивающимися конечными системами они образуют изначальный тройственный принцип бытия: эволюционирующие системы движутся между двумя полюсами поляризованной бесконечности.

   Мы легко узнаём в этой модели изначальную Троицу христиан, и Даттатрею индусов [ 5 ] ! Легко понять, почему древние философы придали этому принципу антропоморфную форму: а как иначе донести до невежественных людей это сокровенное знание и заставить их не забывать о нём?

   Из своего обыденного опыта мы знаем, что из хаоса всегда рождается больший хаос, а порядок создаётся только более высоким порядком. Это просто наш здравый смысл, происходящий из ежедневного наблюдения! Тем не менее, многие физики пытаются вывести эволюцию из примитивных и механистичных моделей, и находят успокоение в том, что называют живые организмы “открытыми системами”. Но какая же реальная система может быть замкнутой? Разве что вся Вселенная, как целое.

   Конечно же, Бесконечность – это удобная свалка, чтобы топить в ней проблемы. Но так же, как и в случае с нашими городскими свалками, то, что казалось надёжно захороненным, может в какой-то момент неожиданно воскреснуть!

   Разумеется, в некоторых случаях за счёт перераспределения энтропии возможно образование динамических упорядоченных систем. Но никто ещё не смог показать, как эти жалкие островки устойчивости могут развиваться дальше и неуклонно эволюционировать! Нужен другой подход, если, конечно, не ставить своей целью описание энергетических паразитов!

   Наш современник, профессор математики Р.Л.Томпсон (с книгами которого мы настоятельно рекомендуем ознакомиться нашему читателю – см., например, [ 7 ] ), утверждает, что информационная ёмкость современных научных теорий не в состоянии объяснить многообразие проявлений органической жизни. Им получена очень убедительная оценка вероятности того, что за 4.5 миллиарда лет (возраст Земли), жизнь могла сформироваться путём мутаций и естественного отбора: это 10^(-150000). Сказать, что это число очень мало, это ничего не сказать!

   Профессор Томпсон в результате проделанного им анализа утверждает, что эволюция происходит по определённым, выделенным каналам. Как будто что-то ведёт живые системы и подсказывает, в каком направлении им следует двинуться дальше!

   Возвращаясь к предложенной нами модели сознания, мы легко можем представить, как происходит развитие: от более совершенных систем к менее развитым движутся потоки организующей информации и увлекают простые системы в эволюцию.

   Мы можем предложить наглядную картину: жизнь (сознание) проникает в совокупность конечных систем подобно корням огромного дерева. Где почва осталась незатронутой, так происходит умирание и царит второй закон термодинамики. Там, куда добрался тонкий корешок, жизнь успешно функционирует и воспроизводится. Там, где пророс мощный корень, образуется эволюционный прорыв.

   По-видимому, дерево с его корнями, стволом и ветвями есть наилучшая модель для изучения жизни и сознания как таковых. При этом фрагмент корня подобен всему корню, аналогично тому, как это имеет место во фрактальных структурах. Различается лишь пропускная способность, то есть способность передавать определённый объём информации в единицу времени.

   Внешняя форма человеческого тела не должна вводить нас в заблуждение: внутренняя суть человека (как информационного существа) определяется его нервной системой, которая как раз подобна корням дерева! Представьте себе дерево, которому надоела его неподвижность. И вот оно, прижав к себе покрепче ближайшие слои земли, начинает использовать часть своих корней как органы передвижения! Эта картина хорошо согласуется с представлениями древних, которые считали, что человеческое тело соответствует элементу земли [ 4 ].

 

ИНФОРМАЦИЯ – 3

   Имея целью описывать явления жизни, мы не можем ограничиться только используемыми в настоящее время определениями информации: по Шеннону, и принятой в статистической физике. Последняя хорошо подходит для описания умирающих систем, информация же по Шеннону скорее характеризует ёмкость информационного канала, а не содержание или действенность информации.

   Вот две программы одинаковой длины. По Шеннону они информационно эквивалентны, но одна из них может быть вирусом, разрушающим компьютерную систему, а другая – апгрейдом операционной системы, приносящим новые полезные свойства и функции. Результаты их применения на компьютере будут совершенно разными. Более того, файлы такой же длины, набитые случайным шумом, не произведут вообще никакого действия на компьютер и будут проигнорированы!

   Мы можем попытаться приписать конкретной информационной последовательности некоторую новую информационную характеристику – действующую информацию, или информацию-3. Мы определим её как изменение информационной сложности той системы, на которую эта последовательность подействует.

   Для того чтобы такое действие состоялось, информационная последовательность должна быть составлена с использованием знания о том, как устроена система, подвергаемая воздействию. Иначе говоря, для того чтобы успешно подействовать, надо детально знать то, на что действуешь – по крайней мере, иметь достаточно адекватную модель.

   Более того, система, на которую оказывается воздействие, должна допускать возможность “внешнего управления”! Аналогично тому, как операционная система Виндоус допускает управление программами с помощью сообщений (что является одновременно её силой и слабостью – компьютерные вирусы как раз и используют эту возможность).

   Мы должны предположить, что само устройство жизни предусматривает открытость организмов к “внешнему управлению”, к воздействию некоторых “квалифицированных кодов”, и устойчивы к воздействию “неквалифицированных” влияний.

 

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ФИЗИКА ПРОГРАММ

   По-видимому, наступает пора включения информационных структур в перечень объектов, традиционно рассматриваемых физикой и химией. Как это ни парадоксально, науки о материи должны научиться работать с нематериальными объектами! Хотя, с другой стороны, такие объекты уже давно присутствуют в этих науках – это операторы, функции и т.д. До сих пор, однако, эти абстрактные величины использовались лишь как вспомогательные средства, от которых полагалось избавляться на конечном этапе вычислений. Теперь же мы приходим к тому, что абстрактные активные объекты станут не просто равноправны с материальными, но даже будут являться определяющими!

   Ведь до сих пор нас не смущал тот факт, что материальная действительность определяется нематериальными уравнениями? И мы не приходим в изумление от того, что автоматизированная фабрика выпускает реальную продукцию под воздействием совершенно нематериальной программы!

   Конечно же, разделение на материю и информацию весьма условно. Информация всегда передаётся на конкретном материальном носителе. Другое дело, что иногда энергия носителя может быть очень малой при том, что переносимая информация не убывает или даже возрастает (см. работы Г.И.Шипова [ 8 ] ).

   Итак, мы допускаем существование активных информационных структур, которые могут селективно и избирательно воздействовать на физические системы. Чтобы не изобретать новых слов, давайте назовём их программами. Структура материальных объектов такова, что допускает подобное воздействие. Причём энергия носителя, на котором прибывают программы, может быть на многие порядки величины меньше, чем те наблюдаемые энергетические перемены в материальном объекте, которые происходят в результате воздействия. Вот пример: с помощью реле и пальчиковой батарейки мы можем подать электропитание для целой фабрики! Обратим внимание на то, что при этом никакие законы природы не нарушаются. Можно сказать, что тонкое информационное воздействие реализуется БЛАГОДАРЯ или с использованием законов физики и химии и вытекающих из них механизмов!

   Например, структуру катализаторов химических процессов можно было бы отнести к подобным программам. Те же самые функции выполняют гены и ДНК.

   Программы было бы естественно изучать, не отрывая их от тех объектов, на которые они воздействуют. Например, физики в своих лабораториях любят исследовать релаксацию неравновесных состояний. Однако мало кто отдаёт себе отчёт в том, что образование неравновесного состояния произошло благодаря действиям экспериментатора, который по своему желанию точно “высветил” (с помощью сочетания строго определённых видов воздействия) то энергетическое состояние, вероятность реализации которого в “естественных” условиях устремляется к нулю. Таким образом, программы могут вмешиваться в классическую статистическую физику и в результате реализуются те исходы, вероятность которых можно было бы считать нулевой!

 

ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ЗВЕНО

   Итак, между сознанием и материальным миром имеется промежуточное звено – это программы. Этот факт не удивит тех, кто знаком с эзотерикой. Каждый йог знает, что между реальностью атмы и физическим миром лежит чувственно-ментальный слой.

   Вот лакомый кусок для естественных наук – отыскивать и расшифровывать на конкретных примерах те скрытие механизмы, с помощью которых активная информация находит дорогу в глубины косной материи! Было бы очень заманчиво обнаружить, что развитие и совершенствование ограниченных систем происходит не за счёт “воровства” отрицательной энтропии от соседей (что лучше было бы назвать не развитием, а паразитизмом), но благодаря получению своего рода информационных кодов совершенства от тех, кто более высоко развит.

   Множество примеров из биологии показывают, что наиболее значительные эволюционные скачки происходят не благодаря индивидуальному развитию, но вследствие реализации программ симбиоза. Так возникли живые клетки. Почему среди огромного числа возможных состояний и вариантов поведения живые организмы выбирают симбиоз, который не даёт выгод отдельному участнику, но лишь системе в целом, и то через достаточно продолжительное время? Почему реализуются состояния, статистический вес которых может быть близок к нулю? Как удаётся эволюции заглядывать в будущее? Не иначе как благодаря использованию некоторого накопленного опыта эволюционирования!

   Мы считаем естественным, что студенту или аспиранту лучше всего проводить исследования под руководством опытного наставника. Хотя, рассуждая “эволюционным” языком, мы могли бы оставить его разбираться с проблемами самостоятельно, под предлогом того, что “сильный выживет”. Сильный-то выживет, но потратит огромное количество сил и потеряет много времени. И в ряде случаев не догадается о некоторых принципиально важных вещах. Поэтому мы осуществляем “щадящее руководство” – дав аспиранту некоторую свободу, незаметно подсказываем ему правильные решения.

   Неужели мудрая природа не использует те же принципы в процессе эволюции?

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

   Вот мы и пришли к понятию обобщённой обратной связи! В кибернетике, физике и электронике обратные связи используются весьма широко. Стало общим местом, что для лучшего усиления сигнала часть его с выхода преобразующей системы надо направить вновь на её вход. При соблюдении некоторых ограничений можно добиться значительного возрастания сигнала (при использовании положительной обратной связи), с минимальными потерями информации в самом сигнале.

   Это, можно сказать, скалярная, или временная обратная связь. Если поднести микрофон к громкоговорителю, раздастся громкий свист – система возбудится и выберет максимум на частотно-амплитудной кривой сквозного тракта. Если же поднести видеокамеру к её собственному монитору, то сформируется распределение интенсивности нормальных мод, соответствующее образовавшемуся оптическому резонатору. Все остальные изображения будут подавлены. Получится своего рода лазер!

   Если же систему не доводить до самовозбуждения, она будет служить своего рода фильтром, выделяющим подходящие виды входного сигнала.

   Давайте теперь рассмотрим систему, состоящую из нескольких каскадов, в каждом их которых реализована обратная связь. Способность такой системы к усилению сигналов значительно возрастёт. А что если число каскадов неограниченно? Такая система будет обладать способностью усиления даже очень слабых сигналов!

   Вот в перенасыщенный раствор соли бросают микроскопический кристаллик, и он начинает расти с огромной скоростью! Если же скорость роста слишком велика, в растворе происходит выпадение огромного числа небольших кристаллов. Потому что каждый из них катализирует дальнейший рост процесса выпадения кристаллов – пока концентрация раствора не уменьшится.

   По-видимому, то же самое происходит и в природе при эволюции живых (и неживых!) систем. Каким-то образом образовавшиеся сложные системы значительно – на порядки – ускоряют развитие окружающих более простых систем. Вот пример из Вернадского [ 9 ] – наличие тонкой прослойки жизни на Земле ускорило её геологическую эволюцию в миллиарды раз!

   Не будет ли логичным предположить аналогичный механизм ускорения уже в отношении самой жизни? Тогда нам придётся ввести в рассмотрение ещё один “метафизический” термин – сверхжизнь [ 10 ] !

 

АРХЕТИПЫ МЫШЛЕНИЯ

   Если мы провозглашаем человека разумного вершиной горы эволюции, то мы должны принять ментальный уровень бытия наиболее высоким продуктом жизни как таковой. Тогда всё, что лежит (в плане причинности) на уровнях выше ума, естественно отнести к сверхжизни!

   Если наши мысли соответствуют программам, то выше их лежат архетипы мышления – те мыслеобразующие и мыслетворящие структуры, которые, если верить древним источникам, составляют причинное тело человека. Это тело не разрушается в момент смерти конкретной личности и кочует из жизни в жизнь, постепенно нарастая и совершенствуясь – до тех пор, пока оно не созреет для того, чтобы сознание могло вобрать его в себя. Это ещё не сознание, но уже и не ум!

   Когда произносят слово “архетип”, с учёными обычно происходит своего рода массовый гипноз, или начинается коллективная медитация. Всё сразу как бы становится ясным, и дальнейшие разъяснения вроде бы и не требуются. Но мы рискнём вторгнуться в “святая святых” и заглянуть с помощью ума в то, что лежит выше ума!

   Психоаналитики изрядно запутали ситуацию, введя понятие “коллективного бессознательного”, и свалив в него и инстинкты, и интуицию, и творчество. Это всё равно, что, находясь на уровне прикладной программы, объединить в одно понятие драйверы внешних устройств и функции операционной системы!

   Реальность существования архетипов надёжно доказана и не вызывает сомнений. В определённые моменты жизни каждый человек сталкивается с некоторыми образами, которые в своих главных чертах совпадают для всех людей, независимо от их социо-культурной принадлежности.

   Богатый экспериментальный материал собран, например, Станиславом Грофом [ 11 ] и доктором Раймондом Моуди (Raymond Moody) [ 12 ] , см. также [ 13 ] . Например, многие люди, прошедшие через клиническую смерть и вернувшиеся к жизни, сообщали, что в момент переживания смерти они ощущали движение через тёмный туннель и погружались в ярчайший источник света.

   Мы не будем сейчас подробно описывать обнаруженные архетипы, но вместо этого попытаемся понять их роль и значение.

 

МЕЖДУ МЫШЛЕНИЕМ И СОЗНАНИЕМ

   Каждый человек имеет возможность поэкспериментировать с архетипами. Но для этого их надо обнаружить в самом себе и как-то назвать. Как уже упоминалось, ум современного человека ещё не выработал достаточно адекватных понятий, подходящих для этого слоя бытия, так что сейчас мы попробуем примерить роль первопроходцев.

   Сделав небольшое усилие и запретив мыслям появляться в нашем сознании, мы оказываемся не в пустоте и не в небытии! Мы ясно осознаём ситуацию, отмечаем возникающие в ней перемены, но не вербализуем их [ 2 ] !

   Прежде всего, мы переживаем ярко и сочно своё собственное существование, бытиё. “Я” всматривается в “я” – возникает своего рода петля обратной связи восприятия.

   Это глубинное “Я” имеет способность воспринимать и познавать. Оно умеет перемещать фокус своего внимания вовне или вовнутрь и направлять его на объекты. Оно может выбрать ту или иную мысль, поместить её в себя и оживить своим ресурсом существования.

   Внутреннее “Я” обладает способностью сравнивать, узнавать и распознавать. Нетрудно понять, что в этой способности сокрыт огромный прошлый опыт. Например, опытный кассир мгновенно обнаруживает поддельную купюру, а искусствовед сразу “видит” руку того или иного великого художника.

   Легко также осознать, что внутреннему “Я” присуще нечто, что можно было бы назвать “стиль” – это тот уникальный способ, каким мы “думаем” наши мысли. Одни и те же мысли разные люди думают по-разному и с совершенно различными результатами!

   Ещё одна важная структура, которую мы можем обнаружить в самих себе, управляет силой нашего внимания или концентрации. Иначе говоря, дозирует объём вычислительного ресурса, направляемого на конкретную проблему.

   Следуя компьютерной аналогии, мы могли бы назвать рассмотренные структуры “диспетчером программ”.

   Наконец, “Я” всегда “знает”, что хорошо и что плохо, что красиво и что безобразно. Здесь живут такие понятия, как совесть и чувство прекрасного. Эстетический критерий часто применяется “Я” для выбора “правильного” решения. Творческие решения и находки, озарения и вспышки интуиции проистекают именно из этого безмысленного “Я” (а не из подсознания, как сказал бы Фрейд). Наконец, “Я” имеет внутренне присущую ему способность испытывать наслаждение, и именно эта способность заставляет “Я” искать совершенства и развития.

   Мы не будем дальше углубляться в этот слой так называемого “озарённого” интеллекта – интеллекта, который ближе всего находится к свету осознания. То, что мы уже заметили, достаточно для того, чтобы понять: мы имеем дело с механизмами, управляющими самим процессом мышления, организующими и контролирующими его. Но поскольку словесное обозначение принадлежит более низкому слою человеческого бытия, естественно индивидуализировать архетипы не с помощью слов, а графических образов.

   Так возникают знаки – метапрограммы человеческого мышления, с помощью которых сознание управляет нашим умом. Когда в поле зрения человека появляется знак, он распознаётся и включает в человеке тот или иной скрытый в его существе механизм. При этом неважно, цветной знак или чёрно-белый, с высоким или с низким разрешением он предъявлен – если он распознан, он начнёт действовать.

   Знаки можно интерпретировать как изначальные структуры, которые будут в дальнейшем наполняться конкретными программами и детализироваться. С одной стороны, знаки формируют сам механизм мыслительного процесса, но, в свою очередь, знаки порождаются умом живого существа в процессе прохождения определённого опыта.

   Знаки есть операторы языка наивысшего уровня и соответствуют творческому мышлению. Всякая творческая мысль приходит сначала как архетип и лишь после этого наполняется конкретным научным или художественным содержанием. Мы могли бы предположить, что в природе имеется “библиотека стандартных архетипов”, которая может использоваться каждым живым существом. Но естественно также ожидать, что существуют и индивидуальные архетипы, порождаемые конкретным опытом.

   Уже на уровне архетипов начинается соединение разнообразных явлений жизни в единство. При необходимости и после приложения определённых усилий живое существо способно привлечь необходимый архетип из “Вселенской базы” и включить его в своё мышление.

   Знаки – вневременные конструкции. Элементарные программы-мыслеформы, заполняющие в процессе конкретизации свободные места, предоставленные знаком, могут выполняться в несовпадающие моменты времени или параллельно.

   Научиться “думать” с помощью знаков означает встать на уровень более высокого развития. Это значит “видеть” проблемы и созерцать их во всей полноте составляющих элементов – одновременно. Соответственно решения проблем обнаруживаются мгновенно – “высвечиваются” без логического анализа или аргументации.

 

МЕЖДУ МЫШЛЕНИЕМ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ

   Несмотря на то, что мы назвали мысли промежуточным звеном между сознанием и действительностью, они не могут воздействовать на физический мир напрямую. Механизм реализации мыслей давно существует в природе – это нервная система. Она включает в себя также цепи обратных связей – для того, чтобы осуществлять контроль за воздействием.

   Нервная система осуществляет конкретизацию, необходимую для воплощения таких абстрактных объектов, как мысли, в чрезвычайно разнообразной и переменчивой внешней действительности.

   Нервная система достаточно неоднородна и также представляет собой иерархию уровней. Говоря языком программиста, она осуществляет компиляцию исходного текста программ в исполняемый файл, приближая его к уровню “драйверов” и “устройств”.

   Расшифровка структуры ДНК и роли отдельных генов – это работа на уровне “программирования в машинных кодах”. Очень долгая, кропотливая работа, чреватая множеством ошибок и не дающая общей картины. Это всё равно что “подглядывать” за передачей электронной почты в сети Интернет, не зная информационного протокола.

   Нервная система осуществляет перевод с вневременного, абстрактного символизма мыслей на язык временных последовательностей. При этом по нервным волокнам распространяются одновременно и во встречном направлении огромное число данных, адресованных разным “устройствам”.

 

НЕРВНАЯ СИСТЕМА И ЭВОЛЮЦИЯ

   Теперь настал момент поговорить о Кундалини!

   Как оказалось, эволюция человеческого существа происходит благодаря протеканию в его нервной системе мощного и таинственного процесса, который стал личным опытом очень многих людей [ 1, 14-16 ] . Кундалини – это коллективное возбуждение клеток нервной системы, распространяющееся по организму в виде нейро-гормональных волн. Другие клетки тела также не остаются безучастными к этому процессу и испытывают глубокую перестройку.

   К малым, локальным проявлениям Кундалини можно отнести озноб при активизации иммунной системы, эмоционально-творческий порыв художников, поэтов или религиозных мистиков, а также сексуальный оргазм.

   Вопреки устоявшейся теории о том, что физиологическое развитие человека уже завершено, это развитие всё же происходит, и в очень высоком темпе! И развивается, в первую очередь, нервная система.

   По мере созревания организма – увеличения числа нервных трансмиттеров и рецепторов, проводимости нервных волокон и т.п., некоторый архетипический механизм активизирует железы головного мозга, и в нём возникает циркуляторная нейро-гормональная волна. Её распространение (вращение) по поверхности мозга имеет своё отражение – в нервных структурах тела также начинается циркуляция мощного нервного возбуждения, не связанного с влияниями внешней действительности.

   Отсылая читателя за подробностями к работам [15] – [16], мы выделим лишь те моменты, которые имеют непосредственное отношение к нашему рассмотрению.

   Живой организм в процессе своего “линейного” развития вбирает в себя энергетические и информационные ресурсы окружающей природы – в процессе питания и дыхания. Действительно, живой организм – открытая система! Происходит медленное возрастание сложности нервной системы и накопление в репродуктивных органах (в простате у мужчин и в яичниках у женщин) семенных жидкостей – чрезвычайно биологически активных агентов. Обычно этот жизненный ресурс используется для воспроизводства жизни. Но по достижении некоторого порогового уровня эта “жизненная сила” может быть транспортирована в головной мозг, при этом происходит его полное “оживление” (в обычных условиях 90-95% клеток мозга спят и не участвуют в повседневной жизненной активности человека).

   Кундалини и является той информационно-физиологической средой, которая осуществляет подобный перенос! После того, как огненный вихрь Кундалини пронесётся по сухому лесу человеческого тела, человек испытывает скачкообразную эволюцию (эволюционную революцию)! Проснувшийся на 100% мозг легко находит дорогу в мир архетипов – то, что раньше воспринималось как огромная удача и откровение, теперь становится образом жизни. Сальери становится Моцартом!

 

РЕВОЛЮЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ

   Итак, для совершения эволюционного скачка должны быть выполнены следующие условия:

   1) организм человека должен физиологически созреть, как бутон на теле дерева природы;

   2) некий таинственный архетип сознания должен включить в активность несколько желёз головного мозга;

   3) процесс Кундалини должен развиться и пройти полный цикл своего движения (это может занять от мгновения до нескольких лет);

   4) физическое тело человека должно пройти через существенную перестройку – на нейро-гормональном уровне фактически рождается новое существо. Эндокринные железы и нервная система – как центральная, так и периферическая – переходят в новый режим функционирования;

   5) переведённый на более высокий физиологический уровень организм человека становится способным выдерживать и перерабатывать огромные информационные потоки, циркулирующие в индивидуальном и всеобщем причинных слоях.

   Так гусеница становится бабочкой! От безудержного поедания листьев к свободному полёту среди цветов – такова судьба человеческого рода…

 

ЛИЧНЫЙ ВЫЗОВ ПОЗНАНИЯ

   Природа как бы приглашает каждого желающего познать её тайны, и в то же время бросает ему личный вызов: сможет ли он встать на уровень совершенства, при котором такое познание становится возможным? Аналогично тому, как операционную систему суперкомпьютера невозможно запустить на калькуляторе, обычный человек (даже интеллектуал и учёный) не сможет вместить в себя бесконечно сложные закономерности Вселенной [ 7 ], пока не совершит со своим организмом своего рода “апгрейд”.

   Секрет познания природы и эволюции состоит не в том, чтобы стараться свести бесконечное разнообразие к примитивным изначальным принципам и уравнениям (то есть стараться подогнать природу под свой уровень)! Но в том, чтобы самому возрастать и совершенствоваться в процессе осознания жизни и эволюции. При этом само наше тело становится самым совершенным и наиболее объективным инструментом познания.

   О том, как можно осуществить это практически, речь пойдёт в следующем выпуске этой серии.

 

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

   Итак, подведём итоги наших рассуждений. Мы выдвигаем парадигму эволюции как живой, так и неживой природы, основанную на соединении эмпирического материала древних источников, современного понимания роли информации и программ как активных агентов материального мира и новых данных физиологии, подтверждающих древние концепции Кундалини.

   Основные черты этой парадигмы:

 

ЛИТЕРАТУРА

и

информационные ресурсы

1. Gopi Krishna. “Ancient Secrets of Kundalini”. 1995, 192 p. The Kundalini Research Foundation. New Delhi, Mumbay etc.

Gopi Krishna. “Kundalini – The Secret of Yoga”. 1992, 214 p. UBS Publishers’s Distributors. New Delhi, Bombay etc.

   Гопи Кришна – удивительный человек, роль которого по-настоящему будет оценена только в будущем. Он на своём опыте испытал преобразование тела в огне Кундалини. Этот процесс занял несколько лет, поэтому Гопи Кришна смог подробно изучить его и описать. Он опубликовал около десяти книг на эту тему.

   Гопи Кришна был первым, кто ясно и недвусмысленно сказал, что за всеми внешне разнообразными проявлениями мистики и оккультизма лежит одно и то же малоизученное, но удивительное явление – восхождение Кундалини. Гопи Кришна соединил йогу с физиологией, указав, что таинственные “тонкие каналы” нади, на которые ссылаются древние святые, есть на самом деле нервные каналы и сплетения. А таинственная прана, источник жизни, есть не что иное, как особым образом кодированные информационные последовательности, селективно воздействующие на живые организмы.

   Тем самым Гопи Кришна может быть назван провозвестником метанауки.

2. Х.В.Л.Пунджа. “Проснись и рычи”. Либрис, Москва, 1997, 284 с.

   Эта книга – довольно жестокая встряска для тех умов, которые привыкли жить и не задумываться, что такое “Я”. Пападжи удивительно точно направляет внимание человека к самому сокровенному, чем обладает всякое живое существо – к его сознанию.

3. Брамари Ананда, Према Шакти Ананда, Бала Янтра. “Манифест Эволюции, или метанаука для йогов, учёных и программистов”. Москва, Лаборатория Сарасвати, 2003, 197 с.

   Эта книга содержит более подробное изложение затронутых выше вопросов, в том числе рекомендации по осуществлению практической эволюции. Полный текст имеется в Интернет:

//www.prirodolubie.ru

//scriptures.ru/manifest.htm

 

4. Артур Авалон. “Змеиная Сила”. //psylib.ukrweb.net/books/avala01/

Эта книга давно стала библиографической редкостью, но – слава Интернет! – её можно теперь скачать за несколько секунд. Вы найдёте великолепный обзор сведений и источников, имеющихся в йоге по поводу сознания и Кундалини. Эта книга умерит пыл скептиков, считающих, что знания, почерпнутые из йоги – это на самом деле бред не вполне здоровых людей. Пролистайте эту книгу – и вы увидите, что она ставит вопросы, о которых современное человечество даже не задумывается. И отвечает на эти вопросы!

5.“Tripura Rahasya or The Mystery Beyond the Trinity”. 1989, 258 p. Translated by Swami Sri Ramananda Saraswathi. Sri Ramanasramam, Tiruvannamalai.

   Русский перевод имеется на //scriptures.ru/tripura.htm. Это древняя рукопись, изначально написанная на санскрите. В ней раскрывается сокровенная тайна: Изначальная Троица Бытия происходит из Сознания, которое есть единая основа и источник всего сущего.

6. “Avadhoota Gita”. Translated by Shree Purohit Swami. Munshiram Manoharlal Publishers, 1979, 199 p.

   Русский перевод имеется на //scriptures.ru/avadhuta.htm. Это также сокровенный источник, который провозглашает, что сознание отдельного человека и Сознание Вселенной есть одно и то же, едины.

7. Ричард Л. Томпсон. “Механистическая и Немеханистическая Наука”. Пер. с англ., Москва, Философская книга, 1998, 301 с.

   В этой книге содержится честный и высокопрофессиональный анализ попыток вывести жизнь и эволюцию из “первых принципов” физики. Убедительно показано, что единое объединяющее начало природы вовсе не может быть сведено к нескольким простым принципам. Единство этого начала вовсе не означает его простоты – для его описания могут понадобиться триллионы уравнений.

8. Г.И.Шипов. “Теория физического вакуума”. НТ – Центр, Москва, 1993, 362 с.

   Хорошее чтение для физиков, понимающих уравнения гравитации и теории поля. Здесь даётся профессиональное введение в торсионные поля – особые решения, связанные с силами инерции. В последнее время работы Шипова подвергаются критике. Действительно, в них содержатся и неоправданные обобщения, и ошибки. Однако в нашем мире, где так много критиков и так мало тех, кто способен сказать что-то новое, лучший способ избежать критики – это писать книги, в которых нет ни одной свежей мысли.

   Г.И. Шипов предлагает торсионные поля как один из механизмов, переносящих архетипические структуры жизни. Интересна интерпретация “жизненности” как степени насыщенности информацией.

9. Владимир Вернадский. “Геохимия и изучение вопросов жизни”. В изд. “Жизнеописание. Жизненные труды…”. Москва, Современник, 1993, с. 394.

10. Пьер Тейяр де Шарден. “Феномен человека”. Наука, Москва, 1987, 240 с.

11. Станислав Гроф. За пределами мозга”. Московский транперсональный центр. 1993, 498 с.

   Здесь собрана огромная коллекция архетипов сознания.

12. Raymond Moody, Jr. “Life After Life”. Bantam Books, NY, 1975.

   Эта книга содержит свидетельства лиц, перенёсших клиническую смерть. На основе изучения сотен случаев надёжно установлено, что в момент смерти пациентами наблюдаются одни и те же архетипические картины.

13. Melvin Morse, Paul Perry. “Transformed By The Light”. Villard Books, NY, 1992, 247 p.

   Здесь даются свидетельства о потрясающих изменениях, произошедших в людях, переживших клиническую смерть, в результате соприкосновения с внутренней реальностью бытия.

14. PROPOSAL FOR A SCIENTIFIC INVESTIGATION INTO THE BIOLOGICAL MECHANISM BEHIND HUMAN EVOLUTION

Kundalini Research Foundation

//www.ecomall.com/biz/text.htm

Этот источник даёт краткий обзор современного представления об эволюции человека, происходящей с помощью Кундалини. Это направление было инициировано в значительной степени книгами Гопи Кришна.

   Следующие две книги принадлежат перу авторов, которые изучали феномен пробуждения Кундалини на своём собственном опыте и осуществляли диагностику Кундалини с помощью специально разработанной аппаратуры.

15. Itzhak Bentov. “Stalking the Wild Pendulum: On the Mechanics of Consciousness”

16. Hiroshi Motoyama with Rande Brown, “Science and the Evolution of Consciousness, Massachusetts: Autumn Press, Inc., 1987”

* * *

Последние версии настоящего текста могут быть взяты в Интернет на //www.prirodolubie.ru

Связаться с автором можно по адресу