Один брахмачарьи попросил Амму рассказать о проблемах современного образования.
“Независимо является ли целью духовное или материальное, ничего не может быть достигнуто, если присутствует слишком много напряжения.
Современное образование лежит как тяжелый, переполненный мешок на плечах ученика, и родителя часто ухудшают это. У родителей есть только одна мантра, которую они непрерывно повторяют своим детям: “Ты должен учить уроки, делать домашнее задание, и ничего не делать, кроме того, как учиться”. Во время подготовки к экзаменам ученики подвергаются большому напряжению. Они совсем не расслаблены.
Научите их искусству расслабления, как быть непринужденными. Если они не расслаблены, как они могут учиться? Без расслабления настоящая учеба невозможна. Это первый урок, который четко должен быть понят. Очень важно, чтобы родители поняли это прежде,чем просить своих детей сделать что-либо. Амма советует, чтобы они практиковали его сами, потому что если они не испытают понимания важности расслабления, они не будут знать настолько оно важно для их детей. Духовные практики, такие как медитация, повторение мантры, пение баджанов являются различными методами, которые предназначены для расслабления ума, таким образом, вы всегда сможете быть раскрытыми как недавно расцветший бутон цветка”.
Амма, ты говорила о расслаблении. Будь так добра,чтобы развить немного еще эту тему?
Только через обучение в расслабленном состоянии, знания могут быть запомнены. Учеба в состоянии стресса и напряжения без моментов расслабления и отдыха для тела, ума и интеллекта не может быть успешной. В действительности, именно расслабление обеспечивает ясность восприятия и необходимую энергию для изучения и запоминания какой-либо информации. Знания, приобретенные подобным образом, остаются в памяти навсегда, независимо от возраста. Изучение чего-либо, выполняемое механически в обстоятельствах стресса и напряжения, не помогут во всеобъемлющем развитии человека. Только тот, кто приобрел знание в состоянии спокойного ума, сможет действительно применить это знание на практике и стать мастером в своей сфере. Остальные просто будут носить груз своих знаний в своих головах. Они носят бремя информации, которое, по их мнению, украшает их личность, когда, в действительности, у него противоположный эффект, потому что оно искажает их личность до определенной степени.
Существуют сотни тысяч людей по всему миру, которые изучают различные науки и другие предметы. Вы можете видеть профессоров, распространившихся как грибы повсюду. Есть миллионы инженеров и врачей на земном шаре. Но многие ли из них в действительности приносят пользу миру своим знанием и изучением? Многие ли из них стали действительно великими в своей области? Только немногие. Бесчисленное число людей изучают живопись и музыку, но многие ли из них стали захватывающими дух художниками и музыкантами? Только горстка. Есть люди, которые учились в одном колледже у одного учителя, их обстоятельства могли быть идентичны. Почем тогда только немногие становятся настоящими, прославленными мастерами?
Это потому ,что только немногие из них когда-либо изучали искусство расслабления. Только немногие были непринужденными во время своей учебы. Остальные были просто наполнены информацией. Они хотели получить высокие оценки, хорошую работу с высокой зарплатой, красивый дом, жену и детей, и это было концом всего, концом их учебы. Они полностью останавливались на этом и начинали беспокоиться о других вещах. Такие люди не могут перестать беспокоиться и быть непринужденными. Они всегда будут под большим напряжением и ощущать стресс, потому что они никогда не изучали искусство расслабления.
Но человек, который умеет расслабляться, продолжит изучать новое. Всю его жизнь его жажда знаний останется неизменной. Он не ощущает напряжения, он расслаблен, и поэтому продолжает приобретать знания, которые применяет на практике. Он не только изучает пространство, он создает новые методы, новые техники и оборудование, с помощью которых исследует предмет. Он не только изучает подводный мир, он глубоко погружается в воду для исследования ее содержания. Его любопытство неисчерпаемо. Несмотря на его неутолимую жажду к обучению и знанию, он всегда расслаблен, и это расслабленное состояние придает ему силу и энерию для постижения большего объема знаний, и применения их на практике через его эксперименты. Это в последствии поможет ему осознать его настоящее существование в истинном я.
Есть поэты, художники, музыканты и ученые, которые проводят много времени в одиночестве, созерцая и расслабляясь. Они отходят от шумного мира и пребывают в уединении. Сидя там, в состоянии полного расслабления,они успокаивают ум от его мыслей. Они иногда погружаются в глубокое, экстатическое состояние, а при выходе из этого состояния, они способны создать великий шедевр. Было много подобных случаев. Как это происходит? Это приходит из глубокого молчания, которое они ощущают во время таких переживаний. Когда ум свободен от мыслей, когда в нем нет отвлечений, нет каких-либо волнений, происходит пробуждение не проявленных талантов, проявляются безграничные способности ума. Откровения происходят при вашем погружении в неизвестные сферы превосходного, божественного знания. Таково величие внутреннего расслабления.
Таким образом, дети, если вы хотите хорошо выучить уроки, расслабление является лучшим методом. Оно сохраняет ясность вашего интеллекта, сила вашей памяти значительно увеличивается, и вы не истощаете свою энергию, повторяя по сто раз уроки, чтобы запомнить их. Когда вы глубоко расслаблены, вам достаточно прочитать урок только однажды, и вы навсегда запомните его.
Видели ли вы когда-нибудь стариков, повторяющих весь текст писания или длинные гимны на санскрите, не глядя в текст даже однажды? Они, должно быть, выучили его, когда были очень молоды. Их научили их родители, или они услышали его повторение. Они повторяют его настолько тщательно и четко, не совершая каких-либо ошибок. Даже когда им девяносто, они безупречно повторяют его. Какая у них память!
Несколько лет назад во время посещения Аммой дома одних преданных, она встретила бабушку семьи. Ей было девяносто лет, высохшая как скелет и полностью прикованная к постели. Ее жизнь угасала, но она все еще могла говорить. Когда Амма села рядом с ее кроватью, дочь пожилой женщины сказала: “Мать, открой глаза. Посмотри, кто сидит рядом с тобой! Это Амма!” Пожилая женщина медленно открыла свои глаза. С сияющей улыбкой она смотрела на Амму. Когда пожилая женщина лежала, глядя на лицо Аммы, ее дочь сказала: “Мама, расскажи Нараяниям Амме”. До того, как дочь закончила предложение, пожилая женщина начала произносить санскритские шлоки с полной четкостью. Она продолжала говорить долгое время, не проявляя признаков усталости, наконец, ее дочь предложила ей остановиться.
Дети, посмотрите на Аччамму (бабушку Аммы по отцу). Ей почти восемьдесят лет, но она по-прежнему продолжает вставать в четыре утра, принимать холодную ванну, повторять свои обычные мантры, и так каждый день без пропусков, она делает гирлянды для того, чтобы Амма носила их во время Дэви бхавы.
Прежде люди были значительно более расслаблены, чем теперь. Не было спешки. Они всегда находили свободное время для чтения писаний, повторения строф эпических поэм и воспевания величия Господа в спокойной и расслабленной атмосфере.
Каждое утро и вечер вся семья собиралась вместе молиться и воспевать имена Господа. Эти моменты расслабления, которые они находили среди повседневных забот, помогали им выполнять их работу в мире в хорошо уравновешенном состоянии ума.
Посмотрите на пример пожилой женщины, которая повторяла санскритские шлоки из Нараяниям даже на смертном ложе. Как это ей удается? Потому что это не подавалось ей, словно она была компьютером. Она постигла их как понимающий человек расслабленным, свободным от напряжения умом, и она полюбила их. Чтобы вы ни изучали в расслабленном состоянии, оно останется с вами до дня смерти, чтобы вы ни изучали в состоянии напряжения и стресса, вскоре будет забыто. В действительности, вы не можете, чему бы то ни было научиться без расслабления, оно не войдет в вас. Вы останетесь только на поверхности, а то, что прибывает на поверхности ума, неизбежно забывается. Это подобно эфемерным волнам моря, которые приходят и уходят. Знание, приобретенное не расслабленным умом, не укоренится, но станет предметом изменения и искажений. В последствии ум может только предоставить вам нечеткие картины.
Дети, учитесь быть расслабленными во всех обстоятельствах. Чтобы вы ни делали, и где бы вы ни были, расслабьтесь, и вы увидите настолько это сильный метод. Искусство расслабления выявляет силу, находящуюся в вас. Через расслабление вы можете испытать свои безграничные способности. Это искусство успокоения ума, сосредоточения всей энергии на работе, выполняемой вами независимо от того, какая она. Таким образом, вы сможете раскрыть весь ваш потенциал. Изучив это искусство, все будет происходить спонтанно и без усилий. Например, вы хотите запомнить речь или поэму, вы садитесь и расслабляетесь, отпуская все остальное из ума, и вы проходите через предмет только один раз, не сотню раз, отказываясь от еды и сна, и вы запомните за один раз все. Оно останется с вами навечно. В человеческом уме скрываются безграничные способности. Он может вместить в себя целую вселенную и все знания в ней. Но мы не изучаем искусство подключения к безграничной силе ума”.
Техника
После непродолжительного молчания был задан другой вопрос.
Как работает техника расслабления?
Дети, когда вы расслабляетесь, вы забываете обо всем. Создается пространство, и ваш ум опустошается. Предположим, вы сидите в парке со своей возлюбленной. Много различных вещей происходит в парке. Люди сплетничают или говорят о недавних политических изменениях, дети играют, подростки кричат и веселятся, но вы и ваша возлюбленная сидите в углу и смотрите в глаза друг друга, не осознавая происходящее вокруг вас. Когда все ваши мысли отброшены и забыты, вы наполняетесь приятным ароматом любви, и ваше сердце начинает расцветать. В тот момент, все останавливается, даже вы и ваша возлюбленная перестаете существовать. Есть только любовь. В этот момент вчера и завтра не могут больше быть помехой. Когда прошлое и будущее исчезают, возникает любовь, только из этой любви истинное расслабление может переживаться.
Подобным образом, когда вы расслабляетесь, вы забываете все остальное, и в этом состоянии забывчивости, если вы сосредоточите всю свою энергию на чем-то по вашему выбору, весь предмет просто войдет в вас. В этот момент все ваше существо широко раскрыто, каждый атом, каждая клетка вашего тела настолько восприимчива, что вы можете просто проглотить весь предмет и переварить его.
Этот метод использовали риши для обучения своих учеников. Они заставляли ученика забыть обо всем и расслабиться. В этой атмосфере любви и открытости все их предыдущие состояния были забыты.
Ученики, учащиеся в гурукулах, принадлежали ко всем классам общества. От королевских принцев до сыновей беднейших людей, они все учились в одном приюте отшельника, у одного мастера. Обычно в подобной ситуации было бы множество возможностей для возникновения различных разногласий и конфликтов. Можете ли вы представить как эти дети, пришедшие из совершенно разного окружения, с разными характерами, оставались в одном помещении, в котором условия и удобства были обычно очень суровыми? Они вели тяжелую жизнь. В те дни большинство приютов отшельника находились в лесах вдали от какого-либо города или деревни. Мастер никогда не относился к ученикам по-разному, он никогда не предоставлял принцу отдельную, красиво моделированную спальню с группой слуг, заботящихся о его нуждах, также он не поселял сына бедняка в отдаленную, грязную хижину размеров в спичечный коробок. Не было различия в пище, жилье или одежде. Они ели одну пищу, спали на одном полу, и все носили простую одежду. Независимо был ли это принц, ребенок министра или знатного человека, или сын бедняка, они все должны были приспособиться к одинаковому образу жизни, и усердно трудиться. Не существовало совершенно никаких разделений или пристрастий. С другой стороны,было много обоюдной, глубокой любви и чувства единства среди них.
Качества Мастера были источником всей красоты и очарования в их жизни. Его присутствие помогало ученикам забыть все разделения, жить в единстве и поглощать знания, передаваемые Мастером.
Таким образом, мои дети, помните: только через любовь и расслабление возможно развитие. Но, к сожалению, наше понятие о том, чем является развитие, значительно изменилось. Мы считаем, что развитие является чем-то внешним: стать богатым, купить много машин, домов, так много собственности и предметов насколько возможно, тогда люди говорят: “Он невероятно развился”. Такой комментарий мы делаем о подобном человеке. Мы думаем, что он развился, но разве это настоящее развитие? До тех пор, пока существует внутреннее разделение, развития не происходит. Большинство людей не являются целостными как внутри, так и снаружи. Как может какое-либо настоящее развитие произойти в человеке или в обществе, до тех пор, пока отсутствует любовь и чувство единства?
Настоящее развитие происходит в единстве, рожденном из любви. Молоко материнской груди питает младенца и обеспечивает силу и жизнеспособность его телу, позволяя всем органам расти здоровыми и пропорциональными. Но не только молоко проистекает из груди матери, это также тепло, любовь и забота матери в форме молока. Подобным образом, любовь является “грудным молоком”, помогающим обществу развиваться в целостности. Любовь дает необходимую силу и жизнеспособность, которые позволяют развиваться обществу без разногласий.