Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиЛекции

От материального к божественному

Дата: 5 октября 1997 г.
Место: Зал Саи Кульвант
Событие: Дасара

Воплощения божественной Любви!

Тело, органы чувств, ум и интеллект являются инструментами для человеческого существа. Только человек, понимающий тайну этих инструментов, будет способен постичь атмический принцип. Если человек не может понять одеяние, которое он носит, как он может понять тайну беспредельного пребывающего внутри духа?

Вначале приходит тело. Оно называется "деха", потому что его окончательная судьба – кремация. Тело сжигается после того, как жизнь выходит из него. Тело может быть оценено по его форме. Но на самом деле это вместилище для всех видов мусора, и оно подвержено многочисленным болезням плоти. Осознавая его непродолжительность, человек должен повернуть свой ум к стопам божественного. [Свами спел стихотворение на телугу].

Тело имеет также другое название, "шарира", что означает "то, что подчинено распаду".

Поначалу тело – большое количество плоти (как зародыш). Затем оно приобретает привлекательную форму. Молодость придает ему особое очарование. В старом возрасте в нем развиваются уродства.

Тело поглощается огнем волнений, когда человек жив, или сжигается на погребальном костре, когда он мертв.

Священные писания декларируют, что человек наделен телом прежде всего для того, чтобы вести справедливую жизнь. Бхагавад-гита описывает тело как "кшетру". Одно из значений этого термина заключается в том, что оно является местопребыванием божественного. Места паломничества называются "кшетрами". Другое значение термина "кшетра" – "поле". Если вы хотите вырастить урожай на поле, вы должны соответственно готовиться к этой цели. Вспашка, посев и орошение должны быть выполнены, чтобы вырос урожай. Каковы семена, таков и урожай. Аналогично, действия тела определяют природу его жизни. Каждый должен принять решение совершать хорошие дела, чтобы наслаждаться хорошими результатами.

Тело как "кшетра" – храм, в котором божественное пребывает как "кшетраджна", познавший кшетру. Кшетраджна – это Атма (высшая Сущность, истинное "Я"). Гита заявляет, что божественны и тело, и Атма.

Как бы ни был велик ученый, как бы ни было глубоко его знание священных писаний, он должен изучить все о теле, поскольку оно несет в себе последствия предыдущих жизней индивидуума. Тело – основной инструмент для всех действий в этой жизни и для приобретения всего знания и навыков. Каждый во время рождения приносит с собой ожерелье от Творца, составленное из результатов его хороших и плохих действий в прошлых жизнях.

Каждый может пожинать только те плоды, которые он сеет. Только хорошие действия могут производить хорошие результаты. Ваши счастье или горе зависят от характера ваших действий. В некотором смысле, все действия человека могут быть расценены как "яджны". Чтобы пересечь океан "самсары" (цикла рождения и смерти), всё, что необходимо – служение хорошим людям, а не какие-то другие религиозные обряды. Таким служением обретается милость божественного. Чтобы обеспечить эту милость, все действия должны быть выполнены как подношение Богу. Тогда они становятся "яджнами".

Нужно думать о Боге и совершать молитвы по крайней мере четыре раза в день – на рассвете, в полдень, на закате и перед отходом ко сну – как пищу для души.

Тело должно расцениваться прежде всего как инструмент для реализации божественного через девять форм преданности. Необходимо отказаться от привязанности к телу, порождаемой физическими удовольствиями. Оно, по своей сути, священно и драгоценно, будучи местопребыванием Атмы, и должно использоваться только для священных целей. Бог один, под каким бы именем и в какой бы форме Ему ни поклонялись. Бог благословляет преданного согласно глубине его преданности, а не в соответствии с именем или формой, используемыми для поклонения.

Сегодня, перед началом яджны, ритвики (священнослужители) тёрли две палки друг о друга, чтобы произвести огонь для хомама. Каково значение этой процедуры? Это означает, что для яджны огонь должен быть зажжён естественным способом, а не любыми другими неприродными средствами. Две палки используются для этой цели. Подобно этому, тело и ум должны тереться друг о друга, чтобы произвести огонь мудрости (джнана-агни). Необходимо также осознать, что существует божественная энергия, скрытая в человеке, подобно огню в древесине, которая позволяет глазам видеть, ушам слышать, уму думать и телу перемещаться. Все органы способны функционировать благодаря этой божественной энергии. Человек испытывает гордость оттого, что он является деятелем всех этих вещей. Не существует никакого основания для такой гордости. Такой эгоизм – фатальная болезнь. Эгоизм сопровождается другой страшной болезнью, называемой завистью (асуйей). Существуют лекарства от всех видов болезней в мире. Но нет никакого средства от эгоизма и зависти. Полное крушение – единственное лекарство от этих двух болезней.

Человек должен осознать, что не должно быть никакого чрезмерного потакания в любом желании, будь это пища или другие потребности. Это тот урок, который мы должны выучить у наших древних, которые практиковали самоограничение в каждом аспекте жизни. В древние дни не было такого образования, которое даётся сегодня. Они не добывали высокие степени. Но они вели жизнь чистоты и честности с именем Нараяны на своих устах.

Сегодня люди должны развивать чистые сердца и непоколебимые умы, чтобы гарантировать мир. Всё богатство мира или большой прогресс в космической технологии не даст мира людям, которые не нашли его внутри себя. Когда в конце бхаджанов мы говорим "шанти" три раза, это молитва о мире (покое) для тела, ума и духа. Без этого тройственного мира человек не может иметь настоящий мир. И этот тройной мир может быть дарован только Богом. Это означает, что духовность крайне необходима для здоровья тела, мира ума и блаженства духа.

Космический Дух только один, несмотря на то, что Он может называться многими именами и Ему можно поклоняться в различных формах. Вы должны видеть божественное в каждом, включая тех, кого вы можете расценивать как чужих или врагов. Истинная духовность заключается в этом чувстве духовного единства. Оно может возникнуть только тогда, когда привязанность к телу оставлена. Люди полагают, что трудно отказаться от этой привязанности. Это не так. Когда вы развиваете убеждение, что вы являетесь Атмой (высшей Сущностью), тогда будет легко отказаться от привязанности к телу. Если люди будут массово развивать это чувство, тогда будут происходить великие перемены в жизни человечества. Мир (покой) должен распространяться от индивидуума к семье, к обществу, нации и всему миру, а не наоборот.

Воплощения божественной Любви! Сегодня Веда-пуруша-джнана-саптаха-яджна была торжественно открыта для продвижения процветания вселенной. Каждый индивидуум должен играть определенную роль в этом стремлении к миру и процветанию во всем мире. Понимаете ли вы значение мантр или нет, вибрации, исходящие от пения Вед, будут иметь одухотворяющее влияние на слушателей. В вибрациях ведических гимнов есть блаженство. Космическая Сущность (Брахман) описан как воплощение космических вибраций, которые пронизывают вселенную, заполняют ее сиянием, мудростью и блаженством. Используйте возможность, предоставляемую яджной, чтобы очистить свою жизнь, и поднимитесь от человеческого к божественному.


Перевод с английского: В.Вернигора.