ПРИВЕТСТВУЙТЕ ИСПЫТАНИЯ БОГА
Дата: 14 сентября 1997
Место: Зал Саи Кульвант
Событие: Онам
Что может Калипуруша сделать
Тому, чье сердце наполнено состраданием,
Чья речь украшена Истиной,
Чье тело посвящено благополучию других?
Воплощения божественной Любви!
Только про такого человека, чье сердце наполнено состраданием, чья речь украшена Истиной и чье тело посвящено служению другим, можно сказать, что он ведет полностью человеческое существование. Полнота жизни отмечается гармонией мысли, слова и дела.
Сердце должно быть наполнено состраданием. Всё, что человек произносит, должно быть украшено Истиной. Каждый должен обратить внимание на цель человеческой жизни. Древняя пословица гласит: "Тело дается для служения другим". Тело должно использоваться не только для своих собственных целей, но также и для пользы других.
В каждом человеческом существе Божественность присутствует в тонкой форме. Но человек введен в заблуждение этим непроявленным присутствием божественного таким образом, что он полагает, что Бог не существует. Неисчислимое количество волн в обширном океане содержит ту же самую воду, что и океан, независимо от их формы. Аналогично, хотя люди имеют несметное число имен и форм, каждый является волной в океане Сат-Чит-Ананды (Бытия-Сознания-Блаженства).
Каждое человеческое существо наделено бессмертием. Оно – воплощение любви. К сожалению, ему не удается разделять эту любовь с другими в обществе. Коренная причина этого состояния заключается в том факте, что человек поглощен эгоизмом и личным интересом. Все его слова, мысли и действия вдохновлены личным интересом. Он стал марионеткой в руках личного интереса.
Только тогда, когда этот личный интерес уничтожен, человек будет способен проявить свою внутреннюю божественность. Каждый индивидуум – олицетворение (инкарнация) божественного. Но немногие пытаются понять это. Развивая привязанность к телу, забывая свою божественную сущность, человек ведет бессмысленное существование.
Чтобы избавиться от эгоизма, человек должен заняться бескорыстным служением и воспевать имя Бога.
Человек ведет свою жизнь на земле, обусловленную совместной взаимосвязью пяти элементов: эфира, воздуха, огня, воды и земли. Каждый объект в мире, будь это птица или овца или что-нибудь еще, имеет ценность сам по себе. Один человек потерял свою ценность из-за своей вовлеченности в мирские устремления. У человека нет никакой признательности пяти элементам, которые бесплатно даруют ему неисчислимые драгоценные блага, такие как свет, тепло, воздух и вода. Человек должен платить за столь много мелких удобств, таких как электричество и водопровод. Но какую цену он платит за свет солнца, которое освещает мир? Этот свет – дар божественного. Какую цену вы платите за легкий ветерок или за сильный ливень? Бог обеспечивает бесплатно такие драгоценные блага человеку. Какую благодарность человек выражает Богу за всё это? Единственный способ выказывать благодарность пяти элементам состоит в том, чтобы воспевать имя Господа непрестанно ("смарана"). За столь многие тривиальные услуги в жизни мы выражаем благодарность, но какую благодарность мы выражаем Богу, который является поставщиком наиболее драгоценных благ в жизни?
ВОСПЕВАЙТЕ ИМЯ
В выражении своей благодарности Богу воспеванием Его имени, вы должны исполнять пение из глубины своего сердца, а не как музыкальное исполнение. Равана, например, имел обыкновение повторять пять слогов Шива-мантры (Нама Шивайя) постоянно, но не оставил ни одного из своих демонических качеств, потому что повторение выполнялось механистически. С другой стороны, Прахлада, хотя он был сыном ракшаса, повторял Нараяна-мантру ("Ом намо Нараяная") непрерывно со всем сердцем и душой. Это обеспечило его спасение от всех ужасных испытаний, которым его отец, Хираньякашипу, подвергал его. Его отец бросал его в пропасть, затаптывал его слонами, подвергал его укусам ядовитых рептилий, выбрасывал его в море, но он вышел невредимым из всех этих испытаний, воспевая имя Господа в своем сердце. Каждый инструмент пытки принимал форму Господа.
Необходимо отметить, что повторение имени Господа со всем сердцем есть истинная "смарана". Воспевание имени не должно исполняться для получения одобрения других или напоказ. Достаточно, если вы можете доставить удовольствие Господу. В процессе этого человек становится единым с божественным.
ЛЮБОВЬ К БОГУ
Человек, который должен демонстрировать свойственную его природе любовь, стал жестокосердечным. Чтобы исполнить свои желания, человек должен взращивать выдержку, любовь и сострадание, а не обращаться к греховным средствам. Ваши желания не будут выполнены причинением вреда другим. Вы не сможете доставить удовольствие Богу, если вы полны зависти, гордости и хвастовства. Бог ответит только на незапятнанную любовь, а не на богатство или положение.
Чайтанья призвал Кришну показать ему путь к осознанию Бога, поскольку он не был знаком ни с какими духовными практиками. Он сказал, что единственным средством в его распоряжении была его чистая любовь к Богу.
Многие люди говорят о получении видения Бога. Это – наивное желание. Они не понимают, что божественное присутствует во всем, что они видят. Веды декларировали, что человек не в состоянии увидеть божественное, несмотря на то, что божественное проявляется во всем, что он видит. Веды декларировали, что такой человек - полный глупец. Всё во вселенной пронизано божественным. Каждый должен стремиться осознать свою божественность и осознать божественность во всех существах.
ВЫСШЕЕ ПРИНОШЕНИЕ БАЛИ
Эта глубокая истина изложена во всех священных писаниях Бхарата. Люди обычно делают дары всех видов – в виде земли, богатства, собственности и т.д. Но самый большой дар из них всех – это предложение самого себя, как сделал император Бали. Даже его наставник Сукрачарья предостерегал его против совершения такого дара и пытался предотвратить это.
Император Бали имел сердце, наполненное состраданием, был твердым приверженцем Истины и посвятил себя работе на благо своего народа. Из-за этих трех качеств Господь излил Свою милость на Бали. Бали твердо заявил своему наставнику, что нет большего греха, чем невыполнение своих обещаний. "Какие бы неприятности ни случились со мной, я не нарушу своего обещания," – заявил Бали. Император Бали всегда заботился об увеличении благоденствия и счастья народа.
ХОРОШО ИГРАЙТЕ СВОЮ РОЛЬ
Каждый должен действовать согласно роли, отведенной ему в жизни. [Свами проиллюстрировал это историей из жизни царя Бходжи, в которой актер, сначала появляясь как отшельник в суде царя, отклонил предложенное ему блюдо золотых монет, а во второй раз, появляясь как танцор, заявил, что золотых монет, предложенных ему как танцору, было недостаточно]. Сегодня люди надевают оранжевую одежду, но их сердца загрязнены. Люди не исполняют те роли, которые они выбирают для себя.
Когда вам дают человеческую форму, вы должны играть свою роль как человеческое существо. Как студент, или как домовладелец, или как отшельник, вы должны играть свою определенную роль хорошо.
ОСОЗНАЙТЕ СВОЮ БОЖЕСТВЕННОСТЬ
Сама форма человеческого существа не имеет значения. Что является необходимым, так это соблюдение человеческих ценностей. Люди демонстрируют внешние перемены, но нет никакого умственного преобразования. Многие люди прибывают в Путтапарти неоднократно. Физически они изменились, но нет никакой перемены в их умственном мировоззрении. Без такого преобразования человек (как существо, man) перестает быть истинным человеком (гуманистом, human). Должны измениться качества (гуны), а не одеяния (гуддалу).
Божественность в каждом человеческом существе станет проявляться в тот день, когда он распознает божественность в каждом существе. Все вы должны осознать высшую святость человеческого рождения. Качества сдержанности, любви и широты понимания (терпимости) должны прорасти в каждом человеческом существе.
ЦАРЬ И ЕГО НАРОД
В древности каждый развивал уверенность в себе и не зависел от услуг других. Во время правления царя Бходжи царица обычно заботилась о всех потребностях царя, включая приготовление пищи и другие домашние работы. Сегодня люди ленивы и зависят от других во многих вещах, которые они могли бы делать самостоятельно. Древние правители обычно преподавали эти уроки – полагаться только на себя – своим подчиненным.
Когда царица посещала царя Бходжу, она обнаружила признаки поседения его волос вследствие старого возраста. Она загрустила из-за начала старости, но царь сказал ей, что это были первые признаки, которые показали, что он должен готовиться к своему заключительному концу. Существует четыре провидческих признака того, что осталось человеку. Первое предупреждение приходит с седыми волосами. Если на него не обращают внимания, то затем катаракта замутняет зрение. Третье послание провидения – появление морщин. Четвертое предупреждение приходит, когда руки и ноги начинают дрожать. Если все они игнорируются, смерть приходит в назначенное время.
Приняв во внимание первое предупреждение, царь вызвал своего главу правительства и сказал ему, что он уйдет в лес для эпитимии, оставляя дела царства на плечи министра. В тот момент, когда подчиненные услышали о решении царя, они заявили, что они уйдут в лес, чтобы совершать эпитимию для обеспечения длинной жизни царя, так как они не видят смысла в своем пребывании в царстве без их любимого и милого короля. Люди совершали эпитимию, и Господь появился перед ними и спросил, чего они хотят. Они сказали, что Господь должен благословить их царя на долгую жизнь. "Да будет так", – сказал Господь. Люди с радостью донесли весть о даре Господа царю, заключающегося в том, что он будет жить в течение сотен лет. В тот момент, когда царица услышала это, она попросила разрешение у царя уйти в лес для выполнения эпитимии. В то время как люди задавались вопросом, что побудило царицу идти в лес, Господь появился перед царицей и спросил, чего она хочет. Царица сказала, что длинная жизнь царя без такого же долголетия для людей обеспокоила ее. Она молилась о том, чтобы люди также были пожалованы равным долголетием. Довольный ее благородной молитвой, Господь сказал, что не только люди, но также и царица получат благословение на длинную жизнь.
В те священные дни народ и правители имели одинаково широкий ум и были благородными. Правители и народ соответствовали друг другу в своем совершенстве. Пословица утверждает: "Каков правитель, таковы и подчиненные". Сегодня редко встретишь таких правителей или таких граждан. Каждый погряз в своем собственном эгоизме.
ВЕЛИЧИЕ ИЛИ ВЕЛИКОДУШИЕ
Важно, чтобы каждый взращивал широту взглядов. Каждый должен осознать, что Бог – это обитатель каждого сердца. Только тогда человечность станет значащей и искупительной.
Этот день – священный день, когда Господь как Вамана-аватар даровал освобождение императору Бали. Бали был великой личностью. Но у него была одна слабость. Он страдал от небольшого чувства эго. Кто является великим человеком? Тот, кто видит человека даже в Нараяне (Боге). Но хороший человек тот, кто видит Бога даже в человеке. Следовательно, это более важно для людей – быть хорошими, чем быть великими. Большинство родителей в эти дни желают, чтобы их дети стали великими тем или иным образом: в учености, богатстве и положении. Это – абсолютно неправильное представление. На самом деле они должны желать, чтобы их дети были хорошими. Величие означает количество. Великодушие – показатель качества.
Из-за нежелательного качества эго в императоре Бали Вамана воплотился, чтобы искоренить его. Бали был известен своей любовью к своим подданным. Бедность была неизвестна в его царстве. Он заботился о благосостоянии своих людей так же, как и о своем собственном. Он гордился своим царством и своим народом. Вамана захотел удалить даже эту гордость и исправить Бали.
Перед уходом в другой мир Бали дал обещание своему народу, который он любил. Он сказал, что он будет возвращаться к ним каждый год в день Онам и благословлять их.
Онам празднуется как день пришествия Вамана и Бали. Это отмечает начало новой жизни. Именно поэтому он празднуется одеванием новой одежды и принятием решения вести новую жизнь.
ИСПЫТАНИЯ БОГА В ЖИЗНИ
Даже сейчас, несмотря на превратности истории и случающиеся время от времени проявления атеистических тенденций, люди Кералы остались набожными и любящими Бога. Вы видите преданных повсюду. Когда вы наблюдаете людей, входящих и выходящих из храма Падманабхи Свами, вы видите глубину их преданности. Существование противоположных качеств – часть природы жизни. Например, удовольствие и боль идут вместе. Боль часто является средством, с помощью которого Бог проверяет людей. Они должны приветствовать такие испытания, потому что они служат продвижению их духовного развития. Студенты должны приветствовать экзамены, потому что они являются подготовкой к достижению более высокого стандарта. Преданных в настоящее время не привлекают "испытания". Они забыли, что без преодоления испытаний они останутся там, где они находятся сейчас. Даже студенты, к сожалению, не расположены к экзаменам. Это глупо. Только благодаря проверкам у них может быть прогресс в жизни. Вы должны приветствовать испытания и трудности. Их преодолением раскрывается ваша божественность. Пандавы осознали свою божественность только тогда, когда перед ними встали многочисленные тяжелые испытания во время их изгнания.
Воплощения божественной Любви! Вашей первоочередной целью сегодня должно быть осознание силы любви. Бог пребывает в сердце каждого как воплощение любви. Цель жизни – осознать эту истину и разделить вашу любовь с теми, кто вокруг вас.
Каждый человек должен считать самореализацию главной целью жизни и посвящать все свои действия служению тем, с кем он вместе живет, с постоянным удерживанием в памяти Бога как пребывающего во всех. Это путь искупления собственной жизни.
Самоотречение – очень неправильно понимаемый термин. Это не просто отказ от семьи и имущества. Это абсолютный отказ от чувств владения любого вида, касаются ли они семейства или других узких привязанностей. [Свами проиллюстрировал эту истину ссылками на случаи из жизни Свами Раматиртхи и отреченного, который не смог забыть своей региональной васаны даже после того, как он поселился в Ришикеше]. Настоящее самоотречение означает избавление от всех идей о привязанности к чему бы то ни было. Любовь может возникнуть только при такой полной непривязанности. Смотрите на всё как на проявление Бога.
[Бхагаван завершил Свою лекцию бхаджаном: "Хари бхаджана бина сукха шанти нахи".]
Перевод с английского: В.Вернигора.