Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиЛекции

ЧИСТОТА – ПУТЬ К ОСВОБОЖДЕНИЮ

Дата: 15 мая 1997
Место: Зал Саи Рамеш, Бриндаван
Событие: Будда Пурнима

Воплощения божественной Любви!

Знание (джнана) не означает простое знакомство с книгами. Равно как оно не означает мирское знание. Только тот человек, который распознал единство индивидуального духа (дживатмы) и универсального Духа (Параматмы), является реальным джнани (тем, кто обладает высшей мудростью). Истинная мудрость состоит в понимании единства индивидуума и целого (самашти).

Статуя Будды в Музее вечного наследия, Путтапарти

ХОРОШЕЕ ВИДЕНИЕ

Как может человек, не осведомленный о своей человечности, осознать Божественность внутри себя? Следовательно, первым делом является осознание каждым его человеческой сущности. Основываясь на этой истине, Будда заявил, что каждый должен вначале взрастить "самьяг-дришти" (чистое видение). Только тогда, когда человек имеет чистое видение, он может избавиться от загрязнений в теле, речи и уме. Это – та чистота, которая может защитить человека от вторжения загрязнений через глаза и уши. Следовательно, первым требованием для каждого человека является "самьяг-дришти".

Второе необходимое качество – самьяг-санкальпам (чистые помыслы). У каждого должны быть чистые помыслы. Только тот, кто развил чистоту видения, может иметь чистоту в мыслях.

Третье требование для каждого человека, наряду с чистотой в видении и помыслах, – чистота в делах (самьяг-карма). Каждый должен делать чистые дела. Через чистые дела человек способен осознать свою человеческую сущность.

Человек не просто воплощенное существо. Своей способностью развития хорошего видения, поддержания хороших мыслей и выполнения хороших дел, он имеет силу для преобразовывания человечности в Божественность.

Четвертое требование для человека – самьяг-шрути (слушание священных слов). Когда кто-то слушает несвященные слова, он может иметь только несвященные мысли.

Пятое качество, предписанное Буддой – самьяг-дживанам (жить чистой жизнью). Что означает "жить"? Это не означает вести мирскую жизнь, привязанную к мирским устремлениям. В действительности "жить" означает делать собственную жизнь значимой идеальными действиями. Жизнь человека должна управляться идеализмом в действии.

Затем Будда заявил, что каждый должен стремиться к "самьяг-садханам" (стремление к наивысшему благу). Садхана означает устранение злых тенденций в человеке и приобретении хороших и священных качеств. Истинная садхана – уничтожение всего зла в человеке. Изучение священных текстов, медитация и покаяние не составляют всю садхану (духовную практику). Удаление всех загрязнений в уме – подлинная садхана.

После этого наступает то, что Будда называет "самьяг-самадхи" или нирвана (чистое осознавание (реализация) или освобождение). Что означает "самадхи"? Это означает относиться к удовольствиям и боли, приобретениям и потерям одинаково. "Сама-дхи", равная расположенность ума, есть "самадхи". Рассматривать свет и темноту, удовольствие и боль, прибыль и потерю, известность и удовольствие с равным умом – это "самадхи". Будда называл эту равную расположенность ума "нирваной".

Признание священности качеств всех чувств в человеке составляет настоящую человечность. С самого начала каждый должен держать язык чистым. Это называется "самьяг-вак" (чистота речи). Язык должен быть освящен воздержанием от неправды, клеветы и оскорбительной речи. Затем наступает "самьяг даршанам" – смотреть только на святые вещи. Вы должны смотреть только на те вещи, которые приятны вашей совести. Наблюдение всех мирских вещей никак не является правильным наблюдением.

Будда сделал акцент на наблюдение хорошего, размышление о хорошем, разговор о хорошем и выполнение хорошего. Наблюдение всех видов вещей не является хорошим ни для кого. Глаза должны использоваться для наблюдения только того, что является чистым, что свято и что поучает.

Хотя все Аватары проповедовали только хорошие вещи, люди сегодня удовлетворяются празднованием их дня рождения без следования их предписаниям. Будда не придавал никакого значения яджнам, ягам и другим религиозным ритуалам. Причина была в том, что он чувствовал, что вначале более важно было гарантировать чистоту пяти органов чувств. Будда стремился выяснить, отчего наступает волнение ума. Он не мог спокойно смотреть на чье-либо страдание. Он был глубоко огорчен, видя людей, сокрушенных старым возрастом. Он был озадачен видом мертвого тела. Ни одно из этих естественных событий не давало ему покоя ума. Будда рассматривал движения планет, солнца и звезд как естественные явления. Он предпринял много духовных упражнений, чтобы выяснить, что находится за пределами этих естественных явлений. После того как он не смог найти ответы с помощью этих упражнений, он обращался ко многим великим старцам, чтобы найти ответы. Никто не дал ему удовлетворительных ответов. В конечном счете он достиг Гайи и сел под баньяновым деревом, чтобы медитировать о проблемах, волнующих его.

Из-за того что Будда не интересовался изучением Вед или исполнением яг и яджн, его прозвали атеистом. Это совершенно неправильно. Будда был человеком с чистым сердцем. Когда он родился, известный астролог предсказал, что он будет или великим царем, или великим отшельником (отреченным). Зная это, отец Будды, Суддходхана, устроил все так, чтобы не допустить того, чтобы его сын видел все неприятные мирские события в этом мире. С детства Будда не мог переносить вид чьей-то боли. Он был печален, видя как старшие плохо обращаются с младшими, видя людей власти, изнуряющих народ, видя большую рыбу, глотающую меньших. Он понял, что это неправильно, когда кто-то причиняет вред другим. После этого он заявил: "Ахимса парамодхарма" (Непричинение вреда – высшая дхарма). Никто не должен причинять вреда другим речью, действием или любым другим способом. Согласно Будде, истинная праведность (дхарма) состоит в воздержании от порождения вреда любому в мысли, слове или деле. Истина – это Бог. Будда учил, что люди должны твердо придерживаться истины и поддерживать ее.

Среди поучений Будды главными были: сатья (истина) и дхарма (праведность). Эти два утверждения являются поучениями Вед: "Говорите правду (сатьям вада), практикуйте праведность (дхармам чара)".

Имя, данное Будде во время рождения было "Сарварта-сиддха". Суддходхана женил своего сына на Ясодхаре, дочери своего зятя, Суддабуддхи. Он предчувствовал, что его сын может стать отшельником и отвернуться от мира, если он будет предоставлен сам себе. Но Будда не чувствовал, что женатая жизнь была для него надлежащей вещью. Будда чувствовал, что человек был связан различными привязанностями мирской жизни. Друзья и родственники были причиной этой неволи. Различные человеческие отношения – причина страдания в мире. Поэтому он заявил: Всё – страдание (сарвам духкхам духкхам). Он также заявил: Всё мимолетно (сарвам кшаникам кшаникам). Всё преходяще ("сарвам насьям насьям").

Будда чувствовал, что ничто не есть истинно вечное. Родители подвергали своих детей различным видам обязательств и делали их жизни несчастными. Как только дети достигают определенного возраста, родители сильно желают, чтобы у их детей появилась своя семья. Они не знают, какое счастье может быть получено от женатой жизни. Какое счастье они получили от своей собственной женатой жизни – физически, умственно или иначе? Ни один человек, даже интеллектуально развитый, не думает об этом вопросе. Даже выдающиеся ученые не пытаются проверить, есть ли смысл в стремлении к чувственным удовольствиям вместо поисков того, что находится за пределами чувств. Будда чувствовал себя очень несчастным от того, что его родители и другие oбъединились, чтобы связать его зависимостью женатой жизни. Однажды в полночь Будда покинул дворец, оставив свою жену и молодого сына Рахула.

Он отказался от всего из-за убеждения: не существует матери или отца, нет родственника или друга, нет дома или богатства. Разбуди сам себя! Он решил выяснить то, что находится за пределами всех мирских отношений и удовольствий.

Будда спросил себя: "Что такое эта жизнь? Рождение – страдание. Старость – страдание. Жена – причина печали. Страдание при окончании жизни. Следовательно, будь бдителен и пробудись".

Счастье не находится ни в одной из вещей мира. Всё мимолетно. Человек тратит впустую свою жизнь в стремлении к мелким мимолетным удовольствиям. Нирвана – единственная истина. Это чувство единства со всей жизнью. "Нирвана" означает развернуть ум по направлению к тому, что является неизменным.

Прежде чем он достиг нирваны, Будда пригласил своего сводного брата Анандабуддху. Мать Будды Майа Деви скончалась на седьмой день после его рождения. Вторая жена Суддходханы, Гаутами, воспитала ребенка. Из-за того, что он был воспитан Гаутами, он был назван Гаутама Будда. В возрасте 28 лет он отказался от всего и стал самоотреченным. Каково значение этого шага? Будда заявил: "Сангхам шаранам гащами". "Руки в обществе, голова в лесу". Он отказался от всего, чтобы размышлять об обеспечении благополучия общества.

Он заявил: "Дхармам шаранам гащами". Что такое эта дхарма? "Ахимса парамодхармаха". Дхарма означает непричинение вреда никому.

Основывая свое учение на этих двух заявлениях, Будда пошел проповедовать свое послание. Послание Будды распространилось во многих странах, таких как Тибет, Китай, Цейлон (Шри-Ланка), Бирма (Мьянма), Таиланд и Япония.

С течением времени произошел раскол, который привел к упадку буддизма.

Акцент Будды был целиком на чистоте в каждом аспекте ежедневной жизни. Чистота в видении, чистота в мысли, чистота в речи и чистота в действии. Он рассматривал дух жертвенности как истинную яджну. Жертвенность означает достижение нирваны (свободы от зависимости мирского существования). Будда был полностью против того, чтобы кого-то принуждали вести мирскую жизнь против его воли.

УРОК ДЛЯ ЕГО ОТЦА

Когда Будда проходил мимо, прося милостыню как нищий, его отец, Суддходана, позвал его и сказал: "Сын! Почему ты идешь как нищий? Я – царь, а ты ведешь жизнь нищего. Это совершенно неправильно". Будда дал ему надлежащий ответ. Уважаемый, вы – Брахман, и я – Брахман. Вы – не отец, а я – не сын. Мы оба – Брахман. В мире, воспринимаемом нашими чувствами, вы по происхождению принадлежите к правителям. Я принадлежу по происхождению к тем, кто является самоотреченным. Все те, кто следуют моим идеалам – все они самоотреченные. Ваше происхождение основано на привязанности (раге). Мое происхождение основано на отказе от прав (вайрагье). Для тех, у кого есть привязанности, они становятся болезнью (рогой). Для отреченных отреченность становится средством к нирване (освобождению от зависимости).

Будда преподал свое послание таким образом своему отцу, жене и сыну.

Молитва буддиста должна быть правильным образом понята. Когда буддисты говорят: "Буддам шаранам гащами; сангхам шаранам гащами", реальное значение молитвы таково: "Вы должны развернуть ваш разум (буддхи) по направлению к дхарме (правильному поведению). Затем правильное поведение должно ставить своей целью служение обществу. Когда это выполнено, общество очищается.

Недостаточно читать жизнеописания аватаров и мессий. Их учения должны использоваться на практике в максимально возможной степени. Люди должны постепенно перерастать свои материальные привязанности и развивать божественную любовь.

Суддходхана пытался защитить своего сына от всех внешних мирских влияний, держа его во дворце и даже не посылая его в школу. В конечном счете, что случилось? Будда решил отказаться от всего в поисках истины человеческого существования, и он объявил непричинение вреда (ахимсу) как высшее благо.

Что нужно людям сегодня? Три вещи: сердце чистое и белое подобно луне, речь мягкая и приятная подобно маслу, лицо нежное и милое. Этого недостает в мире сегодня. Вся атмосфера пугающая. Грубость в речи. Нет мягкости в сердце. Сердце должно быть чистым и мягким подобно маслу. Сегодня, напротив, люди жестокие. Наполните ваши сердца состраданием. Позвольте вашей речи быть приятной и правдивой. Тогда вы истинно будете человеком.

АХИМСА – ВЫСШЕЕ ДОСТОИНСТВО

Будда преподал миру одну великую истину. Он заявил, что истину составляет не то, о чем говорят Веды и священные писания. Люди должны помнить, что непричинение вреда – высшая добродетель. Не причиняйте вред никому мыслью, словом или делом. Язык дается вам, чтобы произносить правду. Джаядева призвал свой язык проявлять свою сладость воспеванием имен Господа: Говинда, Дамодара, Мадхава.

Как много бы ни было религий, их цель одна и та же. [Свами спел песню, указывающую на то, как вер может быть много, но Бог только один]. Продолжая ежедневную жизнь в мире, люди имеют разные профессии. Но разве всё это составляет реальную жизнь? Может ли жизнь, в которой не вспоминают о Боге, вообще называться жизнью? Что это за жизнь, где нет никакой чистоты, никакой моральности и никакой духовности? Только моральность и честность могут вести к нирване (освобождению). Сегодня эти два качества отсутствуют. Люди должны стремиться основывать свои жизни на моральности и честности (нити-ниджаяти). Они должны стать, как сказал Иисус, посланниками Бога.

Воплощения любви! Мы празднуем сегодня Будда-пурнима или Будда-джаянти. Что означает пурнима (полнолуние)? Это означает цельность. Когда ум наполнен любовью, он достигает полноты. До тех пор, пока ум наполнен тьмой (злыми мыслями), нет никакого смысла в праздновании Будда-пурнимы. Избавьтесь от этой тьмы. Без света любви в сердце зачем устраивать иллюминацию снаружи? Зажгите лампу Божественного в своем уме. Изгоните ненависть и зависть из своих сердец. Человек является жертвой двух порочных планет: привязанности и ненависти. Единственный способ избежать их власти – взращивать любовь.

[Бхагаван завершил Свою беседу баджаном: "Према мудита манасе кахо: Рама! Рама Рам!". Все присутствующие присоединились к Бхагавану, исполняя баджан хором.]


Перевод с английского: В.Вернигора.