© Парамахамса Праджнянананда, шестое англоязычное издание, 2004 (первое издание – 1977).
© Перевод с английского: В.В. Вернигора, июль 2005 (Дхарамсала). Опубликовано переводчиком на сайте //scriptures.ru/. Действующий линк на оригинальную публикацию при переопубликовании обязателен.
Для корректного просмотра текста этой книги Вам необходимы санскритские шрифты Diacrypt и Sanskrit 98.
VI
ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИЯ КРИЙЯ-ЙОГИ
Крийя-йога – это техника-сага. Это сущность раджа-йоги, изложенная Господом Шри Кришной в Бхагавад-гите. Согласно Господу Шри Кришне, Он преподал эту бессмертную йогу Вивасвану (богу Солнца), Который передал её Своему сыну Ману, а Ману передал её Своему сыну Икшваку. Таким образом, передаваемая от отца к сыну, эта йога стала известна раджариши (царственным святым мудрецам). Но через большой промежуток времени она до некоторой степени исчезла. Впоследствии Господь преподал эту священную йогу Арджуне и другим пандавам. Эта йога в своей основе предназначалась для домохозяев, стремящихся к самореализации. Многие эпохи она была средством богореализации. Известные мудрецы, такие как Вьяса, Васиштха, Джанака, Вальмики, Парашара и другие практиковали эту крийя-йогу наряду с выполнением Своих семейных дел и достигли божественной цели. Она занимает важное место в Бхагавад-гите и в философском трактате Патанджали о йоге (диаграмма 13).
С течением времени йога, преподанная Господом Кришной, была забыта и почти исчезла. Социальная жизнь Индии дошла до состояния хаоса, потому что люди отделили себя от древней традиции йоги. Новая эра была возвещена в середине девятнадцатого столетия, когда бессмертный Бабаджи Махарадж придал научное направление этой йоге и предложил её как крийя-йогу для духовного подъёма человеческой расы. Он преподал её Шьямачарану Лахири Махасае, Который был Его любимым учеником в прошлой жизни и предписал Ему преподавать эту технику к заинтересованным божественным подвижникам. Шьямачаран был домохозяином, работавшим в офисе министерства обороны. Бабаджи Махарадж выбрал Его как наилучшего духовного представителя для распространения техники крийя-йоги среди домохозяев в Индии и за границей.
В ритуалах индуизма несколько практик – ачаманы, внешнее очищение тела; бхута-шуддхи, внутреннее очищение пяти элементов в теле; пранаяма, управление дыханием, или жизненной силой; матриканьи, осознание существования Бога в различных частях тела – связаны с практикой йоги. Люди не могут достичь быстрой богореализации без этих практик. До тех пор, пока Бог, Который пребывает в теле, не станет колесничим Арджуны, который олицетворяет тело мудрости, и уничтожит неведение в людях, олицетворяемое кауравами, человек не сможет осознать Его (диаграмма 13).
Наука крийя-йоги – это замечательная техника. Она очень простая, легко осуществимая и даёт быстрые результаты. С помощью научной техники крийя-йоги человек за короткое время может преодолеть препятствия укоренившихся умственных впечатлений (самскар) неисчислимых предыдущих рождений и сможет утвердиться в божественном сознании. Духовная эволюция обычного человека за один год эквивалентна духовному достижению, которое крийя-йог обретает за один вдох и выдох в течение нескольких секунд.
Ведические ритуалы и жертвоприношения приводят только к духовному развитию, но крийя-йога обеспечивает одновременное развитие тела, ума, буддхи и души. Крийя-йога – сущность и синтез всех йоговских техник, преподаваемых в мире. Карма-йога делает акцент на служении человечеству, которое включает в себя деятельность в общественных интересах, образование, медицинское обслуживание и другие благотворительные действия, направленные на облегчение человеческих страданий. Но подлинная карма-йога состоит в осознании того, что Бог пребывает всюду в теле. Существование Бога воспринимается в каждом объекте вселенной. Какая бы работа ни выполнялась, она выполняется Им. Прана-карма, или циркуляция животворной силы по божественному каналу внутри позвоночного столба (сушумне), – это истинная деятельность, на которой основывается вся остальная внешняя деятельность. И она, в конечном счёте, фиксирует внимание садхака в сахасраре и куташтхе (центре души) и обеспечивает богореализацию, ведя к выделению внутренней секреции определённого жизненного сока из желез. Эта секреция оказывает эффект упоения Богом, помогая уму достичь полной погружённости в памятование Бога и богореализации.
В отличие от раджа-йоги, которая также основана на управлении дыханием, в крийя-йоге не предписывается долгая задержка дыхания и закрывание ноздрей, что вызывает некомфортные ощущения. В хатха-йоге предписывается много асан и бандх, физических йоговских упражнений и положений тела. Из числа этих упражнений крийя-йога приняла некоторые существенные йоговские положения, одно из которых – йоговское упражнение махамудра – рассматривается великими йогами как панацея от всех болезней. Таким образом, крийя-йога не упустила из виду все существенные и важные особенности различных типов индийских йоговских методов.
Шриюктешварджи пришёл в этот мир в очень критический момент. Его рождение было своевременным для распространения крийя-йоги. Он выбрал город Пури на побережье в штате Орисса в Индии, место храма Господа Джаганнатхи (один из аспектов Бога, которому поклоняются в индуизме) как центр его садханы крийя-йоги. Пури, будучи местом Господа Джаганнатхи, – одно из наиболее подходящих мест для духовной практики и быстрой богореализации. Ашрам, основанный Шриюктешварджи, известный как карарский ашрам, стал активным центром практики и распространения крийя-йоги. Он работал как духовная лаборатория для раскрытия наивысшей Истины. Подобно учёным, прилагающим все свои усилия для раскрытия мистерии природы и её физических законов, здесь подвижники посвятили себя осознанию неразрывной связи между высшим “Я” и божественным. В течение последних 100 лет традиция поддерживалась, и бесчисленное количество учеников со всех частей света значительно продвинулись в своих духовных поисках под практическим руководством гуру, поучения которых основаны на поучениях Шриюктешварджи и Парамахамсы Йоганандаджи. Шриюктешварджи горячо любил этот ашрам и выбрал это место для Своего махасамадхи. Его любимый ученик Парамахамса Йоганандаджи был очень вдохновлён Им и, с Его благословениями и под Его руководством, открыл несколько центров крийя-йоги в Индии и за границей. Хотя большую часть своего времени Он проводил за пределами Индии, Его духовная связь с Его гуру и Его любимым ашрамом была неразрывной. Таким образом, фактически это был материнский (изначальный) центр всей деятельности Шриюктешварджи и Его учеников в сфере крийя-йоги.
СОДЕРЖАНИЕ
Диагноз хлоазма проблема распространенности хлоазмы www.lightcream.ru/hloazma. |
|