Вы на странице: ГлавнаяМедитация

"КРИЙЯ-ЙОГА"

НАУЧНЫЙ ПРОЦЕСС КУЛЬТУРЫ ДУШИ И СУЩНОСТЬ ВСЕХ РЕЛИГИЙ

ПАРАМАХАМСА ХАРИХАРАНАНДА

Глава 4


© Парамахамса Праджнянананда, шестое англоязычное издание, 2004 (первое издание – 1977).

© Перевод с английского: В.В. Вернигора, июль 2005 (Дхарамсала). Опубликовано переводчиком на сайте http://scriptures.ru/. Действующий линк на оригинальную публикацию при переопубликовании обязателен.

Для корректного просмотра текста этой книги Вам необходимы санскритские шрифты Diacrypt и Sanskrit 98.


IV

ТЕОРИЯ КРИЙЯ-ЙОГИ

25 элементов каждого человеческого тела

Каждое человеческое тело состоит из 24 природных элементов (пракрити) плюс одного космического элемента – души, или пуруши. 24 природных элемента – это:

Совокупность этих 24 первоэлементов называется пракрити.

Техника крийя-йоги настолько мощная, что если вы практикуете её в течение короткого времени, вы можете преобразовать 24 первоэлемента из физического (телесного восприятия) в божественное состояние, которое называется парапракрити или паравастха (космическое сознание). В йоговских священных писаниях это называется сампраджнята-самадхи, что означает самадхи, в котором отчётливо осознаётся космическое сознание.

Наряду с 24 первоэлементами имеется ещё один элемент – пуруша. Пуруша – это могущество Бога. Он – проводник жизненной силы каждого человеческого существа. Он пребывает сострадательно непривязанным внутри каждого человеческого тела и называется незримым телом. Без души 24 первоэлемента пракрити не могут делать ничего. Имеется также удивительное заблуждение, иллюзия и ошибка, которые производятся пурушей в отношении каждого грубого тела, и это называется кундалини.


Размещение исконных слогов (биджа-мантр) внутри человеческого тела

Диаграмма 5
Санскрит, из которого образовались все остальные языки, был сформирован из звуков 50 исконных слогов.
Все исконные слоги лотосных лепестков – проявление и совокупность исконного слога Ом – могущества Бога.


В Гуру-гите (74) говорится:

пиylаv куylалинb oактим
ха
vса ити удf[hтаv
рeпаv биндуv ити джmейаv
рeпатbтаv нираyджанам

Грубое тело каждого человеческого существа называется “пиндам”, но кундалини-шакти пребывает в скрытой форме во всём теле. Только после того как вы сможете отстранить чувства от копчикового центра в крестцовый центр, от крестцового в поясничный, от поясничного в грудной отдел спинного мозга, оттуда в шейный отдел спинного мозга, оттуда в продолговатый мозг, а оттуда в корковый центр (т.е. в родничок), вы сможете постичь пребывающую внутри божественность. Звуки пятидесяти букв алфавита санскрита (деванагари) находятся в позвоночном столбе между копчиковым центром и гипофизом. Первая буква “хаv” находится в гипофизе, а последняя буква “са” находится в копчиковом центре. Если все эти буквы отстранены и сознание заперто в гипофизе, то это состояние “хаvса”. В этом состоянии человек не может говорить. Он может только осознавать божественность во всём теле. Грубое тело – это “хаv”, а сила Бога – это душа, или “са”. “Хаv” – мёртвое тело; оно не может вдыхать без “са” – незримого тела, или души.

В Гхеранда-самхите (5:83) сказано “хаv кfреyа бахирйfти сакареyа виoет пуна[”. Это означает, что выдыхаемый воздух – “хаv”, а вдыхаемый – “са”. “Са” – это душа. И ещё раз, в Шива-сварадае сказано (стих 51) “хаvкаро ниргаме прокта[ сакарfсту правеoане”. Это означает, что, когда воздух выходит через нос, это “хаv”; когда воздух входит при вдохе, это “са”, ибо душа – Он, Тот, кто может вдыхать. Поэтому изменение этого порядка “хаv” и “са” на обратный не согласовывается со священными писаниями.

Рупам биндум ети джmейам” означает, что для пробуждения кундалини-шакти необходимо зафиксировать своё внимание на точке в вакууме – точке, не имеющей ни длины, ни ширины. “Винf тfл джахfн камал кхилfне те хи чарахи хаvса кели-каре”. Святой Кабир, индийский философ-мистик, который считается одним из величайших поэтов мира, описал свою духовную реализацию такими словами: "Словно мой спинной канал подобен водоёму, где в копчиковом центре я воспринимаю лотос с четырьмя лепестками; в моем крестцовом центре – лотос с шестью лепестками; в моём поясничном центре – лотос с десятью лепестками; в моём сердечном центре – лотос с двенадцатью лепестками; в моём шейном центре – лотос с шестнадцатью лепестками; в моём гипофизе – лотос с двумя лепестками. Этот последний называется “хамса” (хаvса – лебедь) и означает “я есмь Он”. Поэтому я воспринимаю “хамса” во всём моём теле”. Тысячелепестковый лотос находится в корковом центре (над макушкой). Имеется тысяча наклонностей внутри мозга из-за его чрезвычайно сложной сети нервной ткани. Это символизируется тысячей лепестков (диаграммы 5 и 6).

Внутри грубого тела имеется незримое тело – пуруша. Пуруша совершает всё, и он подобен электрическому току тела, благодаря которому грубое тело пракрити (сочетание 24 элементов) функционирует. Глаза видят, уши слышат, нос обоняет, рот говорит. Из-за этих пяти “телефонов” чувств ум думает: “Я – делатель (деятель). Душа – не делатель”. Это майя (заблуждение). Когда рот говорит, руки делают, ноги идут, прямая кишка опорожняется или гениталии функционируют, эти действующие органы не дают нам восприятия, что душа – единственный деятель. Мы полагаем, что мы – деятель. Это главная ошибка людей и неизбежный результат грубого человеческого тела.

Пять грубых элементов каждого человеческого тела: вакуум (пространство), воздух, огонь, вода и земля. Существуют пять видов вакуума (акаш) между гипофизом и родничком внутри человеческого тела: чидакаша, паракаша, дахаракаша, атмакаша и махакаша (диаграмма 7).

Животворные потоки и чакры

С каждой нашей мыслью наш животворный воздух (прана), количество и качество вдоха изменяются. В теле находятся пятьдесят типов воздуха, но йога-шастры распределили их по пяти категориям воздуха: апана, самана, вьяна, прана и удана. В копчиковом и крестцовом центрах находится воздух апана. В поясничном центре – воздух самана; в сердечном центре – воздух вьяна; в шейном центре – воздух прана, а выше шейного центра – воздух удана. Воздух, который мы вдыхаем – это прана. Когда он входит в лёгкие, он называется вьяна. Во время сексуального удовлетворения сердцебиение учащается. Это также воздух вьяна. После приёма пищи мы вдыхаем и выдыхаем по-иному, благодаря чему мы можем переваривать нашу пищу. Этот воздух – самана. Когда мы принимаем пищу, мы иногда чувствуем движение некоего ветра. Этот ветер также называется саманой. После этого этот воздух вступает в толстую кишку и выводится через анус. Этот воздух называется апаной или анилой. Во время медитации, когда мы пребываем в паравастхе, вдох и выдох становятся очень слабыми. Этот воздух придаёт нам тройственные божественные качества во всём нашем теле. Это истинный воздух для спокойствия, святости и божественности. Этот воздух входит в череп из гипофиза и называется уданой. Прана – царь всех воздухов, потому что без праны (вдоха) человек не больше, чем мёртвое тело. Эта прана разделяется на пять главных воздухов и затем далее на пятьдесят типов (диаграмма 8).

Удана наделяет нас запредельным богосознанием, потому что она приходит от коркового центра и пребывает между продолговатым мозгом и родничком. Два блуждающих нерва и другие черепные нервы позволяют кладезю мозга постигать и осознавать внешние стимулирующие воздействия, и это обеспечивает нам физиологическое восприятие. В головном мозге и мозжечке имеется очень много нервов. Два блуждающих нерва (salsai и gairus) выходят из продолговатого мозга. Используя их, мы можем выключить неведение всех аспектов нашего сознания и включить наши наиболее тонкие очищенные восприятия.

Эти нервы формируют мозговые извилины, где мы получаем самый утончённый интеллект, способность к рассуждению, интуицию, предвидение и божественность. Также с помощью этих нервов люди могут управлять своими лёгкими посредством глубоких вдохов, уменьшать свой пульс и давать отдых своим тканям и клеткам. Техникой крийя-йоги человек может устранять нервозность, слабость, усталость, гнев, горе, страх и преждевременную смерть, и может воспринимать божественность внутри головного мозга и мозжечка. Также благодаря технике крийя-йоги человек может воспринимать и осознавать три божественных качества и ощущать истинную любовь и внимание. Именно поэтому священные писания йоги придают особое значение удане в мозге.

Копчиковый центр называется земным центром, крестцовый центр называется водным центром, поясничный центр называется огненным центром, сердечный центр называется воздушным центром, а шейный центр называется вакуумным (пространственным) центром. Пространство от шейного центра до макушки также называется вакуумным центром, потому что там находятся пять типов вакуума (акаш).

В йога-шастрах копчиковый центр называется “анна-майя-коша”. Он также называется центром богатства, потому что всё материальное богатство приходит из земли (зерно, металлы, алмазы, нефть, уран). Крестцовый центр называется “прана-майя-коша”, центром жизни (праны – “животворной энергии”), потому что каждый человек рождается в результате сексуального наслаждения, и жизнь пребывает в каждом человеческом теле. Поясничный центр называется “мано-майя-коша”. Ум формируется в поясничном центре. Во всей материи в целом и во всякой пище в частности имеется энергия. Это энергия Бога, и эта энергия входит в живот как пища, где она переваривается вайшванара-агни (божественным огнём). По этой причине люди получают энергию от материального мира и материи. Если мы только принимаем пищу, мы не можем получать энергию. Но когда мы объединяем жизненную силу и огонь души, тогда мы можем обладать реальной энергией во всём нашем теле и уме.

В поясничном центре имеются два вида ума. В Амритабинду-упанишаде (2) написано “мана ева мануiйfyfv кfраyаv бандха мокiайо[” (“Именно ум – создатель людских пут и Избавления”.). Ум может вести человека в ад в копчиковый и крестцовый центры, которые заставляют думать только о деньгах и сексе. Основная масса людей на Земле погружена в бизнес, промышленность, богатство, власть, удовлетворение чувств, автомобили, дома, максимальное благоденствие или предельные чувственные удовольствия. Их умы и рассудки остаются пленниками в джунглях материи. По этой причине всегда будут оставаться неприятности, волнения, горести, разногласия, алчность, гнев, жадность, трудности, опасности, сомнения и подозрения, и, следовательно, они будут страдать от нервозности и болезней.

Практикой крийя-йоги они могут отстранять свои мыслеволны и все аспекты своего сознания и обращать их в знание, своё знание – в сознание, а сознание в сверхсознание. Также практикой крийя-йоги человек может отстранять свою мано-майя-кошу от копчикового и крестцового центров и перемещать её выше поясничного центра, обретая сверхсознание, мир, утешение и радость в жизни. Именно поэтому в вышеупомянутой шлоке написано “каранам бандха мокшайох”. Если вы преобразовываете свой ум в сознание выше центра пупка, то вы будете ощущать, что вы – не деятель. Вы будете ощущать, что душа переносит вдыхаемый воздух непосредственно в лёгкие в сердечный центр. Центр грудного отдела спинного мозга – это сердечный центр, и в священных писаниях йоги он называется виджняна-майя-коша.

Поскольку люди всецело увлечены видимым телом, они думают: “Я вдыхаю”. Но в тот момент, когда они попадают в надлежащее окружение, то есть возле самореализованного гуру, самореализованного мастера крийя-йоги, они узнают, что мёртвый человек не может вдыхать, и что супраэлектронная жизненная сила – кислород – перемещается внутренней структурой – душой. Именно она поддерживает человеческую жизнь.

При всяком изменении нашего настроения наше дыхание изменяется

Если основная масса людей придёт к настоящему крийя-йогу, им будет преподана истина об их дыхании. При всяком изменении нашего настроения и расположения духа наше дыхание изменяется. Когда человек наслаждается сексом, сердце прокачивает всё больше и больше крови. Когда человек впадает в гнев, сердце бьётся ещё быстрее. Когда человек испытывает страх, сердце бьётся наиболее быстро, и это может привести к остановке сердца в такой ситуации. Но когда мы спим, наше сердцебиение становится медленным и спокойным, и, благодаря медленному дыханию, беспокойства и мысли исчезают. Настоящий крийя-йог учит учеников тому, как обрести предельную безмятежность посредством процесса дыхания. Когда они начинают спокойно дышать, как это преподаётся в крийя-йоге, они входят в состояние без дыхания – состояние бессмертия. В это время сердце наряду с мозгом и умом отдыхают, и практикующие могут отлично работать и жить более долгой жизнью.

Ум – первоочередная вещь каждого человека, и ум формируется из энергии пищи. Именно поэтому в Бхагавад-гите (6:17) сказано “йуктfхfhа-вихfрасйа йукта-чеinасйа кармасу йукта-свапна-авабодхасйа йога бхавати ду[кхахf”. Это означает, что умеренность в еде и в сексуальных наслаждениях, умеренность в побуждении к совершению действий, сне и бодрствовании позволит человеку обрести спокойный ум и богореализацию.

Энергия ума – очень быстрая. Она быстрее, чем самолёты или ракеты. С помощью самолёта вы можете преодолеть длинное расстояние за очень короткое время, но ваш ум может достичь преодолеть любое расстояние в мгновение ока. Из-за одного единственного предложения человека может охватить или величайшая радость, или величайшее горе. Например, если мы получаем очень хорошую новость, нас тут же охватывает величайшая радость, но если это плохая новость, наш ум тут же переживает сильное страдание. Даже если мы слышим ошибочную новость, например, что кто-то из близких умер, то, как только мы услышим эту новость, мы можем упасть в обморок и лишиться чувств из-за ума. Техника крийя-йоги, преподаваемая крийя-йогом, учит нас тому, как выключать ум, как оставаться свободным от горя, свободным от удовлетворения чувств и как включать наше тело знания и идти от знания к сверхсознанию.

Как выключать свой ум

Сосредоточение ума требует двух вещей: (1) хорошего окружения и (2) устранения отвлекающих внимание объектов. Тихое место не всегда требуется для медитации. Когда человек практикует крийя-йогу, он может выключать пять “телефонов” чувств и обретать безмятежность и спокойствие везде, где бы он ни находился.

Деятельность лёгких и сердца вызвана физиологическими изменениями биологического и биохимического характера. Эта деятельность управляются жизненной силой (т.е. праной), которая является электрической энергией в чувствительно-двигательных нервах. Кладезь праны – мозг, но он направляется из продолговатого мозга к блуждающим нервам и другим черепным нервам, которые затем дают энергию непосредственно сердцу, лёгким, диафрагме и каждой части тела: клеткам, молекулам, тканям и атомам.

Грубое тело всегда полагает: “Я – всё во всём, незримое тело ничего для меня не значит”. Но когда человек попадает в божественное окружение, мастер преподаёт физиологию и психологию бок о бок. Человек узнает, что тело знания обладает полным контролем над умом и, согласно руководству настоящего крийя-йога, узнает, что физиологические силы управляются тремя силами высшего порядка:

Тогда человек сможет постичь, что незримое тело – истинный проводник видимого тела. Психологические силы – это сила души, которая является незримым и истинным "Я" (пурушей), а физиологические силы – сила видимого и нереального "Я" (пракрити). Итак, под руководством хорошего мастера человек, который практикует крийя-йогу, сможет управлять лёгкими и сердцем и отстранять ум от внешнего мира.

Что крийя-йога может дать вам

Каждый человек обладает некоторым контролем над дыханием и лёгкими, но не обладает контролем над сердцем. Управляя лёгкими посредством философской техники крийя-йоги без зажимания носа или создания какого-либо расстройства в сердце, человек постепенно начинает управлять тканями, молекулами, мускулами и атомами. Пульс и дыхание становятся слабее и медленнее. Благодаря этому мы можем отстранять все мысли и беспокойства от ума и мозга и охлаждать мозг. Например, когда домашняя собака бежит в течение длительного времени, её ткани, мускулы и молекулы становятся утомлёнными, собака ложится отдыхать, и её ум становится чрезвычайно прохладным; она засыпает сразу же. Точно так же техникой крийя-йоги мы можем освободить наш мозг и сознание во всех его аспектах, и в этом однонаправленном и целеустремлённом состоянии мы можем работать превосходным образом.

Крийя-йога основана на физиологии, психологии, астрологии и философии. Её сила – это великая мистерия. Она придаёт равное значение мирской и духовной сферам. Сила крийя-йоги позволяет человеку достигать успеха в любой области. Она обеспечивает всестороннее развитие. Человеку, который остаётся в семье и в миру, крийя-йога может давать высший внутренний покой, божественность и отдых.

Потрясающая сила внутри каждого человека – это собственная сила творения Господа. Посредством этой силы любой человек может постичь Бога, даже через свои заблуждения, иллюзии и ошибки. Самореализованный мастер может пробудить кундалини-шакти во время посвящения (инициации). Это называется шакти-пата. Ученик получит постоянное осознание пребывающей внутри души. Эта сила приносит искусность и успех в любой области исследований и прекрасное умение ладить в практической жизни.

Люди получают максимум энергии и отличное здоровье вследствие научного характера этой техники. Они получают достаточное количество кислорода, который питает мозг, лёгкие, сердце и весь организм. Нечистая кровь очищается кислородом. Крийя-йога может излечить больной ум и больное тело. Если любой практикующий съест какой-либо микроб, он сможет переварить его без вреда для себя. Он сможет обрести отличное здоровье благодаря крийя-йоге. Крийя-йога обеспечивает долгую жизнь, мир, процветание, известность и спасение. Образованные и неграмотные, мужчины и женщины, юноши и девушки старше тринадцати лет, богатые и бедные, предприниматели и служащие могут практиковать эту крийя-йогу для обретения равновесия ума, незамедлительного понимания, сообразительности, дружелюбия, любви и единства. Равновесие ума управляется лёгкими и сердцем и глубоким дыханием.

И неведение, и знание приходят из сердечного центра. Если мы не можем управлять своим дыханием, сердцем и лёгкими, то мы не можем отключать сознание во всех его аспектах от нашего мозга. Однако если мы можем управлять своим дыханием посредством крийя-йоги, то мы можем входить в божественное состояние и достигать виджняна-майя-коши. Поэтому сердечный центр называется виджняна-майя-кошей.

В священных писаниях йоги говорится “индрийfнfм манонfтха[ манонfтхасту марута мfрута-сту лайа-нfтха[ са лайа нfдам foрита[”. Это означает, что мастер наших пяти “телефонов” чувств – ум, а мастер ума – глубокое дыхание. Посредством крийя-йоги мы можем выключать наш умственный центр и включать наш центр знания. Ум приносит неведение. Ум не может оценивать ничего (здесь имеется в виду, что ум – манас – не является творческим по своей природе; он может быть уподоблен сложной пассивной матрице резисторов, которая получает сигналы снизу от органов чувств-датчиков и сверху от буддхи – раз[личающего ]ума и интуиции, принципа виджняна-майя-коши, который может быть уподоблен активным полупроводникам; ум только воспринимает информацию от органов чувств, формирует матрицу весовых коэффициентов и передаёт её наверх буддхи для принятия решения; буддхи, которое обладает большей мерностью пространства по сравнению с манасом, видит всю многомерную сформированную манасом матрицу коэффициентов как на ладони и в один миг принимает решение, которое пересылается обратно в манас и обычно легко интерпретируется им; когда разница в выборе слишком очевидна, то создаётся иллюзия, что даже ум может принять решение, но в действительности любое решение всегда принимается только буддхи, и это одна из причин того, что любое решение безошибочно в тот момент времени при тех исходных данных и их значимости, когда оно принималось; при развитом уме и неразвитом буддхи человек может быть прекрасным классификатором, инженером и т.п., но он не может быть изобретателем и творческой личностью – это может быть только при развитом буддхи; в редких случаях развитого буддхи и неразвитого ума человек обычно не может объяснить, почему он поступает именно так, и его обычно считают везучим простаком; пассаж автора о неведении ума следует рассматривать с точки зрения сравнения его с вышестоящим буддхи; не следует понимать его неправильно, т.к. для многих людей ум – это лучший инструмент, который у них есть, и попытки “уничтожить ум”, например, в стиле некорректно понимаемого дзена, лишают этих несчастных людей лучшего, что у них есть, и вместо ожидаемого перехода в светлое сверхсознание они впадают в темноту подсознания; прим. перев.). Ум приносит разрушение, и поэтому ум слеп. Однако знание ведёт к спокойствию и совершенству; знание ведёт нашу жизнь из темноты к свету. Когда воздух (дыхание) находится под контролем, мы достигаем стадии вакуума. Когда мы остаёмся в стадии вакуума, мы слышим божественный звук, беседу Бога. Мы даже можем осознавать истину, пустоту и божественную вибрацию во всей вселенной. Мы можем видеть свет всюду; в это время мы постепенно движемся от сердечного центра к вакуумному (т.е. шейному центру). От шейного центра начинается истинная обитель незримого Бога. Она называется ананда-майя-коша. Если мы можем оставаться в этом центре, мы можем осознавать совершенную непривязанность посреди привязанности.


Размещение исконных слогов

Диаграмма 6
Размещение исконных слогов внутри человеческого тела. Это фактическое расположение всех исконных слогов в лотосах внутри человеческого тела. Мысли и наклонности “я есть” или природы эго порождаются 48 исконными слогами, которые пребывают в лепестках пяти нижних лотосов. Крийя-йога учит тому, как устранить их, посредством чего достигается освобождение и космическое сознание.


Пять вакуумов (пространств) в черепе

Диаграмма 7

1. Чидакаша: жизненная сила человеческого существа в гипофизе.
2. Паракаша: внутренний огонь, рождаемый медитацией выше гипофиза; не остаётся ни ума, ни тела, ни эго, ни буддхи.
3. Дахаракаша: небытие, сверхсознательное состояние ниже родничка.
4. Атмакаша: состояние космического сознания в родничке.
5. Махакаша: великая пустота, состояние (стадия) мудрости нирвикальпа-самадхи; растворение в состоянии без пульса над родничком.

Пять вакуумов в черепе. Шуньям, пять стадий медитативной пустоты, имеют общую матрицу акаши, означающей “вакуум” или “пустое пространство”. Акаша также означает “небо” или “эфир”. Как наивысшая из пяти грубых первоэлементов, она занимает место от шеи до гипофиза.


В Тайттирия-упанишаде (2:6:1) сказано “со'кfмайата баху oйfм праджfйейа”. Стать многими было желанием Бога. Итак, “идаv сарвам асhджата йад идаv киvча тат сhinвf тад евfнупрfвиoат”. Сотворив всё это, Он вошёл в творение. Каким бы незначительным что-то ни казалось, оно – Он.

Внутри позвоночного столба имеются шесть центров. Шестой центр называется сат-чид-ананда-сварупа. Выше этого центра находится родничок (сахасра-дала-падма). Это место также называется корковым центром. Все совершенные рассуждения сохраняются в головном мозге и мозжечке. С помощью техники крийя-йоги человек может пребывать в центре рассуждения; он может отстраняться от всех мирских восприятий, мыслей и беспокойств и постоянно осознавать союз видимого и незримого тел внутри грубого тела. Это состояние называется савикальпа-самадхи или сампраджнята-самадхи. Оно означает сверхсознательное самадхи. После этого возможно также достичь турия-самадхи, то есть нирвикальпа-самадхи. На этой стадии крийя-йог пребывает в божественном ритме (диаграмма 15).

Пять типов воздухов (потоков)

В этой вселенной нет существования при отсутствии воздуха. Растения не могут расти без воздуха, животные не могут жить и расти без воздуха, пища не может расти без воздуха. Поэтому воздух – это супраэлектронная сила, которая называется жизненной силой. Воздух – второе сотворение Господа. Он невидим. Небо (пространство) – первое сотворение Господа; оно также невидимо. От неба мы получаем божественный звук, который невидим; от воздуха мы получаем тактильное восприятие, которое также невидимо (диаграмма 8).

Пять типов воздуха (праны) постоянно проходят через спинной канал, и человек может использовать их путём намагничивания позвоночного столба для преобразования этой жизненной силы в способную совершать всё сияющую божественную силу. В священных писаниях сказано: “Fйур-вfйур, балавfйур, вfйур дхfтf oарbрbmа, вfйух сарвам идамвиoвам вfйу[ пратйакif-деватf”. “Айур-вайух” означает, что существа живые, потому что они дышат. “Балам-вайух” означает, что кислород проникает при вдохе, и по этой причине кровь не сгущается и имеется сила в теле. “Вайур дхата шаририна” означает, что никто не выживает без дыхания. “Вайух сарвам идамвишвам” означает, что мы знаем, что воздух присутствует везде вокруг нас. “Вайух пратьякша дэвата” означает, что именно поэтому воздух называется живой (“зримой”, “проявленной”) силой Бога.

Священные писания йоги учат, что четыре типа воздуха, который люди постоянно используют в своих телах, это:

Когда ум становится безмятежным, вы можете осознавать три проявления

Это также написано в “Йога-сутрах” Патанджали (Самадхи-пада, 34): “прачхардана видхfраyfбхйf вf прfyасйа”. Это означает, что, если вы хотите успокоить свой ум, вам следует сделать глубокий вдох и выдох. Если человек под руководством хорошего мастера крийя-йоги может практиковать это должным образом в течение пятнадцати минут, то он должен получить три божественных качества. После этой практики крийя-йог достигает другой стадии крийи, которая называется “нишчале нишчало бхавет”. Оно означает, что он забудет о восприятии тела, ума и окружающего мира. В это время он не уделяет никакого внимания дыханию и почти достигает стадии без дыхания, которое является стадией бессмертия. На этой стадии сердце бьётся очень медленно и, таким образом, отдыхает. С помощью этой крийи люди могут жить долго. В этом божественном состоянии люди истинно очищаются. Это настоящая медитация. В это время люди могут воспринимать только три вещи:

1) сияние повсюду во вселенной; свет – третье сотворение Бога;

2) восприятие движения от самих небес до земли, которое является восприятием всепронизывания, и восприятие движения души по всему грубому телу – это называется хамса-садхана;

3) божественный звук – звук Ом – может быть услышан в любом из его многих проявлений: как грохочущий звук, звук шмеля, жужжащий звук комара, ревущий звук, звук церковного колокола, звук металлической чаши, штурмовой звук, звук скрипки, звук флейты, трубный звук морской раковины, или иногда комбинация всех мелодичных и гармоничных звуков одновременно.

Святой Кабир, один из великих йогов, описал состояние поглощённого в медитации человека такими словами – “раш гаган гуфа ме аджхар джхарай бин баджа джханкар утхи джахан, самаджха паде джаб дхйана дхаре” – “когда подвижник поглощён в сверхсознательном состоянии, тогда сладкий божественный нектар скатывается из родничка, и он слышит скрипку, флейту и другие мелодичные звуки”.

Когда человек практикует крийю надлежащим образом, тогда всё его тело и позвоночный столб намагничиваются, жизненная сила превращается в божественную силу, и он ощущает величайшую энергию во всех своих действиях. С помощью этой техники он получает полное обновление и омоложение как физического и умственного уровней, так и буддхи. Святой Кабир также сказал – “бину чанда уджиари дараше джахан танха джйоти наджар паре” – “когда практикуется джйоти-мудра, последняя техника крийи, пять “телефонов” чувств обращаются внутрь и лунный свет, голубой и белый свет видны перед лбом”. После этого, когда он садится подобно Лахири Бабе с наморщенным лбом, он может видеть божественный свет во всей вселенной. Свет – живое присутствие души. В упанишадах написано в нескольких местах, что огонь – воистину душа, душа – воистину огонь, а воздух (кислород) – жизнь души. Если вы зажжёте свечу и накроете её банкой, то в течение короткого времени её свет погаснет. Точно так же огонь души находится в черепе, а жизненная сила (в форме воздуха) переносит кислород, который позволяет огню души оставаться в теле. Если вы задержите своё дыхание на пять минут, то ваш огонь, то есть ваша душа, несомненно, не останется больше в теле.

Подлинное значение огненной церемонии

Индуисты совершают подношения во время огненной церемонии, называемой агнихотра. Они преподносят жертвоприношение огню и повторяют различные мантры. Для подлинной огненной церемонии, в которой пять “телефонов” чувств не могут функционировать, нет потребности в каком-либо материальном объекте, таком как дерево, гхи (топлёное масло) и т.д. Вдыхаемый кислород и божественный огонь души внутри вашего черепа – это подлинная огненная церемония. Это можно ощутить благодаря практике крийя-йоги (диаграмма 9).

Гхи – не что иное, как форма материи. В мозге и уме йога остаётся очень много материальных желаний и амбиций. Йог берёт все желания и амбиции и преподносит их не имеющего себе равного огню. Постепенно все прошлые и нынешние мысли и мирские мысли внутри йога полностью сгорают. Все прихоти и безумие йога сгорают дотла. Йог в своей любви обращает внутрь своё дыхание; это гхи. С помощью этого йог может сжечь все свои желания в духовном огне внутри черепа. Сила Бога внутри йога счастлива видеть его жертву. Это, несомненно, божественная огненная церемония. Йог достигает бесформенной стадии, стадии без мысли. В христианстве преподаётся, что бесформенная стадия – это наивысшая и окончательная цель. Этому также учат в исламе и индуизме. Это преподаётся и крийя-йогами. Воздух – это супраэлектронная сила, которая переносит кислород через нос и совершает жертвоприношение живому огню. Человек должен постоянно осознавать свои вдох и выдох – живую силу Бога, которая всегда пребывает внутри него. Тогда он обретёт непрерывное освобождение в семейной жизни в своих мирских действиях. Крийя-йога не делает человека ленивым. Она даёт постоянное осознание неотъемлемо присущей ему божественности.

Индуисты несут дрова, благовония, плоды и цветы Богу для Его умилостивления. Подобным образом христиане несут свечи, цветы и пожертвования на алтарь. Мусульмане приходят в мечеть с благовониями, чтобы умилостивить Бога. Однако крийя-йоги вручают свои жизни, или, другими словами, они предлагают своё дыхание жизни живому огню, то есть душе. Крийя-йог постоянно совершает подношение огню и становится очень смиренным по отношению к душе, то есть силе Бога. Лахири Баба и Шриюктешварджи сказали: “Через каждое человеческое существо сила Бога делает 21600 вдохов в день. Если из этого числа человек может отследить 1728 вдохов и выдохов, сделанных душой через нос, это приносит тот же самое, что и десять лет медитации”.


Пять тонких жизненных воздухов (потоков) в каждом человеческом теле

Диаграмма 8

Удана
Духовное “восходящее” дыхание эфира внутри ноздрей. Еле заметное дыхание для достижения Богореализации (горловая чакра).

Прана
“Исходящее” дыхание элемента воды. Душа выдыхает, высвобождая жизненную силу (сердечная чакра).

Вьяна
“Срединное” дыхание воздуха. Сердечное дыхание управляет страстью, гневом, гордостью, аппетитом, сном, медитацией и всеми качествами (во всём теле).

Самана
“Пищеварительное” дыхание огня. Преобразует пищу в энергию и обеспечивает всестороннее развитие (пупочная чакра).

Апана
Воздух и жидкость выводятся из двух нижних центров (нижние чакры; анус и гениталии).

Пять тонких жизненных воздухов (потоков) в каждом человеческом теле. Медитация крийя-йоги позволяет практикующему осознать и регулировать пять внутренних дыханий.


Семь священных огней в человеческой системе

Диаграмма 9

Семь священных огней в человеческой системе. Крийя-йог зрит семь “огней”, циркулирующих вверх по спинномозговому каналу, и семь огней, циркулирующих вниз. Эти огни – божественная сила Бога. Внешне эти огни принимают форму семи типов желаний; внутренне эти огни воспринимаются как различные виды света, которые ведут к знанию, сознанию, сверхсознанию и космическому сознанию. Зря этот огонь Бога в каждом своём действии, вы можете постигать Бога как единственного деятеля в теле. Этот солнечный огонь, или огонь Бога, приносит постоянную осознанность душе и освобождение от кармы.


В спинномозговой системе имеются семь центров. Два света находятся в каждом центре: один для грубого тела и один для души. Всякий раз, когда человек зарабатывает деньги, он зарабатывает их от первого центра, копчикового центра, центра денег. Он будет воспринимать существование души там через практику крийя-йоги. В каждом действии может быть виден реальный актёр; поэтому один свет – для актёра, а другой – для действия. Всякий раз, когда человек переживает сексуальное ощущение, ему следует также видеть свет души во втором центре, крестцовом центре, потому что без души он не может переживать сексуальное ощущение. Посредством техники крийя-йоги человек может наблюдать два света в третьем центре – поясничном центре в солнечном сплетении – один свет ест, а другой питает. Без души человек не в состоянии ощутить вкус пищи. Посредством практики крийя-йоги человек может есть пищу с осознанием того, что без души он не может ощущать вкус этой пищи. Благодаря крийя-йоге люди могут получить непрерывное освобождение через вкус.

В четвёртом или грудном центре (сердечном центре) также имеются два огня, один для заблуждения и другой для устранения иллюзий. Без души они не могли бы существовать. Точно так же два огня находятся в пятом центре, шейном центре в горле. Это вакуумный центр, который создаёт отделённость таким образом, чтобы люди могли прекратить жизнедеятельность в следующий момент. Душа действует в друге, в муже, в жене, в детях; но в следующее мгновение она может уже не действовать. Любой человек может испустить свой последний вздох в любое время. Благодаря практике крийя-йоги люди могут постоянно ощущать, что душа остаётся сострадательно непривязанной.

Шестой центр также называется центром души, и он находится в продолговатом мозге. Здесь также имеются два света: один – для биологического восприятия, а другой – для психологического. Если человек получает физиологическое и психологическое восприятия совместно, он может постоянно обладать однонаправленным сосредоточением в каждом своём действии, потому что он чувствует в нём истинного актёра. Посредством пребывания в состоянии своего однонаправленного сосредоточения он может действовать в мире с осознанием того, что он – не деятель; Бог, душа является деятелем.

Седьмой центр – родничок – это также физиологический и психологический центр. В нём люди используют разум и судят о том, что правильно и что неправильно. Ум, мысль и разум действуют там; но люди могут обратить свой ум в сознание, развернуть свой ум в сверхсознание и преобразовать его в божественное благодаря множеству нервов в головном мозге и мозжечке. С помощью этого люди могут направляться от плохого к хорошему, с ложного пути на правильный путь, от темноты к свету, от неведения к знанию и от заблуждения к постоянному осознанию души. Техника крийя-йоги даёт изумительную силу, посредством которой человек может устранять своё неведение и воспринимать божественность в каждой сфере своей деятельности. Поэтому крийя-йога придаёт равное значение мирской и духовной сферам.

В священных писаниях йоги написано “речакаv пeракам тйактвf йат сукхfт вfйур дхfраyам прfyfйfма айам итй уктвf са кевалам ити смhтам”. Это означает, что когда вы практикуете махамудру, ваше дыхание становится медленным и глубоким с большой задержкой. После этого вы получаете абсолютный отдых и ощущаете божественное ощущение в каждой части тела. В это время вы не наблюдаете своего дыхания. Вы переходите в состояние почти без дыхания, и ваше сердце бьётся очень медленно. Это называется “пранаяма аям итй уктва”. Это называется истинным отдыхом праны, то есть пранаямой (прана – дыхание; аяма – отдых). “Са кевалам ити смритам”. Отдых дыхания называется “кайвалья-пранаяма”, что означает постоянное осознание души. Только практикой крийя-йоги возможно обрести постоянное осознание души, даже работая в материальном мире. Это было доказано Лахири Бабой в его жизни, поскольку он был семейным человеком, работавшим в офисе. Но всё же даже тогда он постоянно ощущал, что душа работала через него. Это написано в священных писаниях джнянодайи: “читтfди-сарва бхfвеiу брахматенаива бхfванfт ниродха[ сарва-вhтйfнfм прfyfйамас тад учйате”. Это означает, что манас, буддхи и ахамкара в читте останутся, но они будут действовать только посредством силы Бога (Брахмана). Если вы осознаёте, что душа действует во всех ваших состояниях сознания и в любом вашем настроении, то вы – истинный садхака.

В “Йога-сутрах” Патанджали (Садхана-пада 1) задаётся вопрос: что такое крийя-йога? На это даётся такой ответ: “тапа[-свfдхйfйа-boварапраyидхfнfни крийfйога[”. Тапас обычно означает “подношение жертвоприношения огню”, но его метафизическое значение, как было сказано выше, состоит в том, что дыхание – это гхи (масло), а душа – истинный огонь. Поэтому крийя-йог преподносит каждый вдох (жизнь) огню души. Свадхьяя обычно означает чтение таких книг, как Махабхарата, Библия, Гита, Коран и Брахма-сутры. Это аутентичные книги о самореализации. Крийя-йога – прикладная часть всех священных писаний. Чтобы понять значение слова “свадхьяя” с метафизической точки зрения, следует указать, что “сва” означает “дыхание”, “дыхание” означает “душа”, а “душа” означает “Он”; “адхьяя” означает “изучать”, “искать” или “окультуривать”. Культура (развитие) души – истинная свадхьяя. В каждом человеческом существе душа пребывает для поисков души. Долг каждого человеческого существа – искать душу внутри с помощью крийя-йоги. В каждом вашем действии душа – единственный актёр; поэтому искать душу в каждом вашем действии – это свадхьяя.

В Гите (3:5) сказано “на хи каoит кiаyам апи джfту тиinхатйакармакhт”. Человек не может перестать действовать даже на мгновение. Но люди не могут выполнять никакой работы без души. Поэтому если кто-то всегда ищет Его внутри своего ума, рассудка и интеллекта, знания, сознания и сверхсознания, тогда это истинная свадхьяя. Изучение души – это свадхьяя, изучение культуры души – это свадхьяя. Практика крийя-йоги – это свадхьяя, и изучение собственного высшего “Я” – свадхьяя.

В вышеупомянутой сутре говорится “ишварапранидханани”, где “пранидхана” означает “растворение в”. В Махабхарате говорится, что незримый Бог разделён на восемь стадий: Ишвара находится на пятой стадии, между шейным центром и гипофизом. “Ишвара” означает “душа”, которая пронизывает всю вселенную. Каким бы незначительным что-то ни казалось, оно – Он. Но если вы не медитируете очень глубоко, вы не сможете осознать эту истину. Медитация крийя-йоги – это метафизическая медитация посредством тапаса (подношения жертвоприношения истинному огню). Крийя-йог осознаёт, что всё во вселенной сжигается. Он ощущает божественное восприятие движения во всей вселенной, зарево божественного огня во всей вселенной, приятный божественный мелодичный звук отовсюду из вселенной, и он пребывает в сверхсознательном состоянии. Посредством этого йог обретает наивысшую любовь, расположение Бога и признательность Ему. Эта любовь к Богу, называемая “ишварапранидхана”, очень редка.

В “Бхакти-сутрах Шандильи” (2) говорится “бхакти сf парfнуракти-boваре”. Это означает наивысшую преданность Богу. Великий поэт Тулсидас сказал: “кfмихи нари пйfри джими лобхихи пйfри джими, дfм, тими хи рагхунfтха нирантара лаги море рfма”. “Как новобрачный любит свою жену, как новобрачная любит своего мужа, как скряга очень любит свои деньги, как алкоголик очень любит своё вино, точно так же нужно любить Бога”. Этого можно достичь техникой крийя-йоги. Когда человек полностью утрачивает мирские восприятия и получает столь много божественных восприятий во всём теле, входя в сампраджнята-самадхи (сознательное самадхи или сагуна-самадхи) и в конечном счёте в турия-самадхи, тогда он испытывает величайшую любовь к Богу. Это истинно то состояние, когда крийя-йог может раствориться в Бесконечности.


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
Введение
Об авторе
Примечания редакторов

I. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
Бог и высшее “Я”
Мечта Бога
Бессмертие высшего “Я”
История двух птиц
Мистерия жизни и смерти
Цель жизни
Роль гуру
Признаки гуру
Духовное наследие Индии

II. УСКОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Возможность
Нарождающаяся эволюция
Процесс ускорения эволюции
Процесс расширения сознания

III. НАУКА КРИЙЯ-ЙОГИ
Древняя йога
Различные виды йоги
Крийя-йога
Концентрация и сублимация животворной силы

IV. ТЕОРИЯ КРИЙЯ-ЙОГИ
25 элементов каждого человеческого тела
Животворные потоки и чакры
При всяком изменении нашего настроения наше дыхание изменяется
Как выключать свой ум
Что крийя-йога может дать вам
Пять типов потоков
Когда ум становится безмятежным, вы можете осознавать три проявления
Подлинное значение огненной церемонии

V. КРИЙЯ-ЙОГА В ДРЕВНИХ СВЯЩЕННЫХ ПИСАНИЯХ
Веды
Упанишады
Бхагавад-гита
Брахма-сутры
Рамаяна
Бхагаватам
Йога-сутры Патанджали
Крийя-йога в других йоговских священных писаниях
VI. ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИЯ КРИЙЯ-ЙОГИ

VII. МЕТАФИЗИКА КРИЙЯ-ЙОГИ

VIII. ПОЛЕЗНОСТЬ КРИЙЯ-ЙОГИ
Здоровье – это богатство
Контроль над умом
Интеллектуальное развитие
Развитие индивидуальности
Духовный рост

IX. АНТАСТХАВАРНА

X. ХАМСА

XI. ОМ

XII. РЯДОМ С ДВУМЯ ВЕЛИКИМИ МАСТЕРАМИ

XIII. ЗАПИСИ БЕСЕД
1. “Узнайте о том, что вы можете обрести” – радиопередача в Вашингтоне, федеральный округ Колумбия, июль 1975 г.
2. Лекция в клубе “Космос”, Амстердам, Нидерланды.
3. “Крийя-йога – основа и единство всех религий” – лекция в Вашингтонском обществе этики, г. Вашингтон, федеральный округ Колумбия.
4. Лекция в клубе "Ротари" г. Куракао, Антильские острова, Нидерланды.

XIV. НАЕДИНЕ С ПРЕДАННЫМИ

Сеть крийя-йоги

СПИСОК ДИАГРАММ
1. Семь духовных центров в человеческом теле
2. Руководство к медитации
3. Один цикл крийи эквивалентен солнечному году естественной духовной эволюции
4. Один цикл крийи включает в себя различные фазы каждого лунного месяца
5. Размещение исконных слогов (биджа-мантр) внутри человеческого тела
6. Размещение исконных слогов
7. Пять вакуумов (пространств) в черепе
8. Пять тонких жизненных воздухов (потоков) в каждом человеческом теле
9. Семь священных огней в человеческой системе
10. Антастхаварна (1)
11. Антастхаварна (2)
12. Человеческая физиология
13. Каждое человеческое тело – это Бхагавад-гита
14. Всепронизывающий огонь Бога
15. Взаимосвязь микрокосма тела, чакры и звука Аум
16. Человеческий мозг – царство Божие