Вы на странице: ГлавнаяМедитация

"КРИЙЯ-ЙОГА"

НАУЧНЫЙ ПРОЦЕСС КУЛЬТУРЫ ДУШИ И СУЩНОСТЬ ВСЕХ РЕЛИГИЙ

ПАРАМАХАМСА ХАРИХАРАНАНДА

Глава 5


© Парамахамса Праджнянананда, шестое англоязычное издание, 2004 (первое издание – 1977).

© Перевод с английского: В.В. Вернигора, июль 2005 (Дхарамсала). Опубликовано переводчиком на сайте http://scriptures.ru/. Действующий линк на оригинальную публикацию при переопубликовании обязателен.

Для корректного просмотра текста этой книги Вам необходимы санскритские шрифты Diacrypt и Sanskrit 98.


V

КРИЙЯ-ЙОГА В ДРЕВНИХ СВЯЩЕННЫХ ПИСАНИЯХ

“Я возвестил эту непреходящую йогу Вивасвану, Вивасван передал её Ману, а Ману поведал её Икшваку. Так, передаваемую по преемственности, её познавали святые цари. Но с течением долгого времени эта йога была утеряна в этом мире, о победитель врагов” – говорит Благословенный Господь в Бхагавад-гите (4:1-2).

Непреходящая йога (авьяя-йога) – это не что иное, как крийя-йога, которая была дана человечеству Господом Богом с Его творением. Запредельная мистерия крийя-йоги была раскрыта Самим Богом. Крийя-йога – это духовная практика, основанная на управлении дыханием. Бог вдохнул в ноздри дыхание жизни, и это упоминается в Книге Бытия (Тора). Бог также преподал науку самоконтроля через регулирование дыхания. Эта крийя-йога снова была сделана доступной для практики широкими массами великим мастером Бабаджи Махараджем через Его способного ученика-домохозяина Шри Шьамачарана Лахири, широко известного как Лахири Махасая или Лахири Баба в наше время.

Веды

Веды – наиболее древние и священные писания человечества; никто не знает, сколько им тысяч лет. Санскритское слово “Веды” образовано из корня “вид”, который означает “ведать”. Веды – сокровищница материального и духовного знания. В них содержатся несколько детальных обсуждений практики йоги. В наши дни вы слышите о многих видах йоги, но в то время была одна йога, йога управления дыханием, канализирование праны, которая в конечном счёте обеспечивала управление жизнью. Йога в Ведах была не что иное, как медитация крийя-йоги.

В Ведах написано: “йасмfт hте на сиддхйати, йаджно випаoчитаoчана са дхbнfн йога минвати” (Ригведа 1:18:7).

Без йоги – средства управления мыслью (т.е. прана-кармы) – никто не может достичь совершенства. Йога – путь к совершенству и ключ к успеху.

Имеются многократные описания йоги (т.е. крийя-йоги) во всех ответвлениях Вед, включая дискуссии о “чакрас кво тричакра” – “где находятся низшие три центра (Ригведа 1:34:9).

В Атхарваведе сказано “аonа чакра навадвfра девfнам пурам айодхйf, тасйам хиранмайа[ коiа[ сваргоджйотиса вhтf[”. Это человеческое тело – колесница с девятью дверьми и восемью чакрами. В нём имеется айодхья – место за пределами всех разногласий, борьбы и колебаний. Посреди неё имеется вечно ослепляющий покров заблуждения, по ту сторону которого вы войдёте в царствие небесное.

Упанишады

Упанишады – заключительные части Вед. Существует большое количество упанишад, и они содержат божественную мудрость. Имеются много значений слова упанишада (устранить всё неведение быстро, сидеть около истины, сидеть около мастера). Однако в некоторых специфических стихах различных упанишад имеется ясное указание на медитацию и практику крийи.

В Шветашватара-упанишаде (6:11) сказано: “Единый Бог скрывается в каждом живом существе, и при этом Он пронизывает всех и вся. Он совершает всю деятельность (кри), пребывая во всех (йа). Он – сознание свидетеля, бесформенный и бессмертный”.

В Мундака-упанишаде (3:1:4) сказано: “Брахман, Бог – это высшее “Я”, пребывающее во всех. Воистину Он – реальность жизни и светоч. Осознанием Брахмана человек становится просветлённым. Нет никого мудрее того, кто осознал Бога. Он совершает всю повседневную деятельность как выражение его божественного высшего “Я”, и его удовольствие сплавлено с любовью к Богу. Он – истинный крийяван, мудрейший среди мудрых”.

Этот стих содержит три важных слова: крийяван (тот, кто практикует крийя-йогу, высшую медитацию), атмакрида (через каждое действие наслаждается как осознающий душу), атмарати (любить душу, Бога в каждом дыхании, в каждый момент, в каждой мысли, расположении духа и деятельности).

В той же упанишаде в другом месте (3:2:10) сказано: “Тот – крийяван, любитель мудрости, преданный Богу, постоянно слышащий божественный звук (т.е. Ом), кто практикует мистические обряды субъективной медитации (т.е. крийя-йоги), кто дал обет самопросветления и восприятия божественного света на макушке, и только он надлежащим образом подготовлен к восприятию божественной мудрости и богореализации”.

Бхагавад-гита

Бхагавад-гита (сокращённо “Гита”) – это руководство по йоге. От начала до конца Гита истолковывает науку медитации, правильного деяния, божественной любви и самореализации. Каждая глава Гиты также имеет название той или иной йоги. Заключительный стих каждой главы утверждает, что это сущность упанишад (т.е. Гита – сущность Абсолюта и священное писание йоги – йога-шастра). Каждый стих священной Гиты истолковывает тайну духовной практики, медитацию крийи и восприятие божественных качеств, таких как божественный свет, вибрация и священный звук. В истории толкования Бхагавад-гиты различными учёными, йогами и самореализованными мастерами играют заметную роль йоговские толкования Гиты Лахири Махасаи, Свами Пранавананды, Шриюктешварджи, пандита Панчанана Бхаттачарьи, Матери Сурадхуни Дэви и Шримата Бхупендранатха Санньяла. Гита – священное писание йоги и, прежде всего, крийя-йоги; читатель может обратиться к книге автора “Бхагавад-гита в свете крийя-йоги”.

В Гите (18:66) сказано “мfмекаv oараyам враджа” – “Приди ко Мне одному и предайся”, что является сущностью всех религий и священных писаний. Воспринимать Бога и одного только Бога постоянно и непрерывно – сущность практики крийя-йоги.

В Бхагавад-гите преподаётся о том, как управлять и даже уничтожать все негативные наклонности тела, ума и интеллекта и идти к наивысшей реальности (Душе, Богу) быстро и легко посредством научной техники крийя-йоги.

Брахма-сутры

В духовных традициях Индии наряду со всеми священными писаниями, упанишадами и Гитой Брахма-сутрам Вьясы придаётся наивысшее значение. Эти три основных священных писания известны как прастхана-трайи (тройственный канон духовности, который позволяет человеку вернуться к источнику, из которого он вышел). Буквальное значение Брахма-сутр – это не афоризмы об Абсолютном Боге, подобно Йога-сутрам Патанджали или Бхакти-сутрам Нарады. Подобно тому, как нить удерживает все жемчужины вместе, чтобы сделать прекрасную гирлянду, так же и бесформенный Бог скрывается во всём творении. Подобно тому, как люди смотрят на жемчуг, а не на нить, так же и взгляд обычных людей обращён на мир, а не на Бога. Брахман (Бог) + сутра (нить).

В этой священной книге – Брахма-сутрах – имеется очень тонкое описание крийя-йоги и её восприятий. “Гухfv правиinfвfтмfнау хи тад дарoанfт” – "вступая в пещеру черепа, необходимо воспринимать союз индивидуального “я” и универсального “Я”" (1:2:11).

Кампанfт: “Восприятие вибрации праны” (1:3:39).

Джйотир дарoанfт: “Восприятие божественного света” (1:3:40).

Прfнаватf oабдfт: “Восприятие божественного звука” (2:4:15).

Все эти восприятия осознаются даже во время посвящения в крийя-йогу.

Рамаяна

Рамаяна – это история жизни Рамы, царя Айодхьи и ученика великого мудреца Васиштхи. Духовная жизнь Рамы раскрывает, как Он медитировал и практиковал эту удивительную технику крийя-йоги. Рама научился технике крийя-йоги у Своего великого гуру Васиштхи. Это описано в Адхьятме-рамаяне, Кишкиндха-кханда (четвёртая глава).

Однажды Лакшмана увидел Раму погрузившимся в глубокую медитацию и наслаждающимся блаженством самадхи. После того, как Рама вернулся к восприятию этого мира, Лакшмана подошёл к Нему и вежливо спросил об этой технике медитации: “идfниv oротум иччхfми крийf мfргеyа рfгхава” – “О Рама! Я хочу изучить путь практики крийи, посредством которого йоги, домохозяева, святые и мудрецы достигли самореализации”.

Услышав этот вопрос Его любимого брата Лакшманы, Рама сказал: “идаv рахасйаv парамаv ча пfванаv майаива сfкifт катхитаv санfтанам еваv парfтмf oрb рfма[ крийf йогамануттамам пhinах прfха свабхактfйа oеifvofйа махfтмане” – “Эта тайная техника – священная и божественная. Я Сам преподал её многим”.

Когда преданный Ему брат задал дальнейшие вопросы, Рама объяснил технику крийя-йоги.

В книге “Йога Васиштхи” также содержится обсуждение практики йоги между Рамой и Его учителем святым мудрецом Васиштхой.

Бхагаватам

Бхагаватам (Махапурана) – ещё одно священное писание Индии, состоящее из восемнадцати книг; в ней содержится тонкое описание сущности крийя-йоги и духовности. Несколько упоминаний ясно объясняют тайну практики крийи.

Джитfсано джитаoвfсо джитасаyго джитендрийа” (2:1:23).

Джитасано: обычное значение этого слова – совершенство в асанах, но в действительности оно подразумевает быть свободным от телесного сознания.

Джитасваса: совершенное овладение дыханием.

Джитасанго: становиться отстранённым от тела, ума, чувств, мыслей и даже внешнего мира.

Джитендрия: контроль над неугомонными чувствами.

Все эти стадии легко достигаются практикой крийя-йоги.

В Бхагаватаме (2:2:15) также объясняется о том, как медитировать: “стхираv сукхаv чfсанам foрита” – “Сидя в удобном положении физически и сидя в месте сосредоточения метафорически (чтобы научиться у мастера)”.

Руддхвf гухf” (2:2:5) – “Закрывая пещеру”, что означает управляя всеми дверями мыслей и эмоций, возникающими в пещере черепа.

В каждой книге этого священного писания многими способами объясняется эта высшая техника медитации.

Йога-сутры Патанджали

Йога-сутры Патанджали – это не оригинальное изложение философии, а компиляция и новая редакция более раннего учения (поведанного мудрецу Патанджали аватаром Даттатреей, прим. перев.). Хотя практика йоги в целом и крийя-йоги в частности – это наиболее древняя техника, Патанджали фактически восстановил философию йоги в систематическом виде.

Во второй части Йога-сутр Патанджали – Садхана-паде (йога и её практика) – крийя-йога упомянута дважды: “тапа[ свfдхйfйа boварапраyидхfнfни крийfйога[” (1) и “самfдхи бхfванfртха[ клеoа танeкараyfртхаoча” (2).

В этих двух афоризмах вкратце объясняется сущность крийя-йоги.

Буквальное значение вышеупомянутых двух сутр (афоризмов): “Аскетизм (обуздание), изучение писаний и предание плодов деятельности Богу называется крийя-йогой” (1) и “Крийя-йога – это то, посредством чего взращивается сила сосредоточения и устраняются препятствия на пути к просветлению, которые порождают все страдания” (2).

В первой сутре три санскритских слова “тапах”, “свадхьяя” и “ишварапранидхана” нуждаются в более тщательном объяснении, чем просто буквальный перевод.

Обычное значение слова “тапас” – епитимья или аскеза. Однако истинное значение слова “тапас” – это та практика, посредством которой тапас – высокая температура или жар, который сжигает все негативные качества тела и ума – поддерживается в теле. Душа, сила Бога, является причиной дыхания, которое поддерживает тело живым и регулирует температуру тела. Если человек удерживает своё внимание на вершине, в душе, то все грехи и негативные качества сжигаются.

Второе слово – “свадхьяя”, что означает “изучение”. “Свадхьяя” состоит из двух слов “сва” (своё, я) и “адхьяя” (изучение): изучение собственного высшего “Я”. Крийя-йога даёт возможность изучать собственное высшее “Я” постоянно и непрерывно.

Третье слово – “ишварапранидхана”, что означает любить Бога, воспринимать Бога, осознавать Бога как подлинного актёра (деятеля) в каждом действии.

Все эти три слова символически объясняют различные аспекты крийя-йоги. Помимо этого посредством управления дыханием ученик обретает сосредоточение, получает возможность устранять все препятствия с пути медитации и богореализации и становится постоянно поглощённым в богосознании и растворяется в нём.

Крийя-йога в других йоговских священных писаниях

Хатха-йога-прадипика – важный классический текст по йоге. В этой книге (1:52) упоминается следующее: “крийfйуктасйа сиддхи[ сйfд акрийасйа катхаv бхавет на ofстрапfnха матреyа йогасиддхи[ праджfйате”.

Крийя-юкта” (те, кто практикуют крийя-йогу) достигают совершенства в своей жизни, а не другие.

Благодаря одному только чтению книг человек не может рассчитывать достичь самореализации. Сменой внешнего одеяния невозможно достичь богореализации. Крийя – причина всестороннего развития, и в этом нет никакого сомнения.

В другом древнем йоговском тексте – Шива-самхите – говорится (5:270): “гhхастхfнаv бхавет сиддхи boварfyfм джапенаваи йогакрийfбхийуктfнfv тасмfт самйатате гhхи” – “Даже домохозяин может достичь самореализации практикой крийя-йоги посредством полного контроля над всеми органами чувств”.

Также во многих священных писаниях сказано: “Глупцы только читают много книг, но мудр тот, кто практикует крийя-йогу и достигает самореализации. Даже если получить рецепт от очень хорошего доктора, повторением названия лекарства или многократным чтением рецепта невозможно выздороветь от болезни и быть здоровым”.

Когда люди практиковали крийя-йогу сатья-югу (эпоху Истины), в то время не было религии, -изм-ов, узколобости, догматических представлений и фанатических идей. Все люди были утверждены в Истине. С течением времени, когда возникли различные религии, появились различные формы и формальности. Несмотря на всё это, крийя-йога оставалась сущностью всех религий, крепким фундаментом всех духовных зданий.

Если человек читает Тору, Библию, Коран и даже другие священные писания различных религий и медитирует, то становится ясно, что все святые, мудрецы и пророки медитировали; они были высокореализованными. Их учения несут сущность духовной практики и медитации.

В Торе и Библии неоднократно упоминается внутреннее преобразование через медитацию. Хотя слово “крийя” не обнаруживается в них, человек может постичь и осознать практическое значение этих учений. Авраам, Моисей, Ной, Иаков и Иисус – все они медитировали, поскольку это очевидно из их жизней и учений (подробнее см. книгу “Тора, Библия и крийя-йога”).


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
Введение
Об авторе
Примечания редакторов

I. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
Бог и высшее “Я”
Мечта Бога
Бессмертие высшего “Я”
История двух птиц
Мистерия жизни и смерти
Цель жизни
Роль гуру
Признаки гуру
Духовное наследие Индии

II. УСКОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Возможность
Нарождающаяся эволюция
Процесс ускорения эволюции
Процесс расширения сознания

III. НАУКА КРИЙЯ-ЙОГИ
Древняя йога
Различные виды йоги
Крийя-йога
Концентрация и сублимация животворной силы

IV. ТЕОРИЯ КРИЙЯ-ЙОГИ
25 элементов каждого человеческого тела
Животворные потоки и чакры
При всяком изменении нашего настроения наше дыхание изменяется
Как выключать свой ум
Что крийя-йога может дать вам
Пять типов потоков
Когда ум становится безмятежным, вы можете осознавать три проявления
Подлинное значение огненной церемонии

V. КРИЙЯ-ЙОГА В ДРЕВНИХ СВЯЩЕННЫХ ПИСАНИЯХ
Веды
Упанишады
Бхагавад-гита
Брахма-сутры
Рамаяна
Бхагаватам
Йога-сутры Патанджали
Крийя-йога в других йоговских священных писаниях
VI. ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИЯ КРИЙЯ-ЙОГИ

VII. МЕТАФИЗИКА КРИЙЯ-ЙОГИ

VIII. ПОЛЕЗНОСТЬ КРИЙЯ-ЙОГИ
Здоровье – это богатство
Контроль над умом
Интеллектуальное развитие
Развитие индивидуальности
Духовный рост

IX. АНТАСТХАВАРНА

X. ХАМСА

XI. ОМ

XII. РЯДОМ С ДВУМЯ ВЕЛИКИМИ МАСТЕРАМИ

XIII. ЗАПИСИ БЕСЕД
1. “Узнайте о том, что вы можете обрести” – радиопередача в Вашингтоне, федеральный округ Колумбия, июль 1975 г.
2. Лекция в клубе “Космос”, Амстердам, Нидерланды.
3. “Крийя-йога – основа и единство всех религий” – лекция в Вашингтонском обществе этики, г. Вашингтон, федеральный округ Колумбия.
4. Лекция в клубе "Ротари" г. Куракао, Антильские острова, Нидерланды.

XIV. НАЕДИНЕ С ПРЕДАННЫМИ

Сеть крийя-йоги

СПИСОК ДИАГРАММ
1. Семь духовных центров в человеческом теле
2. Руководство к медитации
3. Один цикл крийи эквивалентен солнечному году естественной духовной эволюции
4. Один цикл крийи включает в себя различные фазы каждого лунного месяца
5. Размещение исконных слогов (биджа-мантр) внутри человеческого тела
6. Размещение исконных слогов
7. Пять вакуумов (пространств) в черепе
8. Пять тонких жизненных воздухов (потоков) в каждом человеческом теле
9. Семь священных огней в человеческой системе
10. Антастхаварна (1)
11. Антастхаварна (2)
12. Человеческая физиология
13. Каждое человеческое тело – это Бхагавад-гита
14. Всепронизывающий огонь Бога
15. Взаимосвязь микрокосма тела, чакры и звука Аум
16. Человеческий мозг – царство Божие