© Парамахамса Праджнянананда, шестое англоязычное издание, 2004 (первое издание – 1977).
© Перевод с английского: В.В. Вернигора, июль 2005 (Дхарамсала). Опубликовано переводчиком на сайте //scriptures.ru/. Действующий линк на оригинальную публикацию при переопубликовании обязателен.
Для корректного просмотра текста этой книги Вам необходимы санскритские шрифты Diacrypt и Sanskrit 98.
X
ХАМСА
Творение Бога состоит из следующих пяти грубых первоэлементов: 1) вакуум (эфир); 2) воздух; 3) огонь; 4) вода; 5) земля. Человеческие существа – неотъемлемая часть этого творения Бога и содержат в себе эти пять грубых первоэлементов.
В человеческом теле внутри спинного канала имеются шесть главных рабочих центров. Копчиковый центр – это центр денег, крестцовый – центр секса, поясничный – центр пищи, грудной – центр животного начала и привязанностей, шейный – центр начала духовности (центр пустоты), и гипофиз – центр богореализации (диаграмма 9).
В гипофизе имеется лотос с двумя лепестками; один из них – это хаv, а другой – са. Хотя хаv и са кажутся различными, фактически они – одно. Хаv – это грубое тело, а са – душа. Цветки лотосов в остальных пяти центрах (шейном, грудном, поясничном, крестцовом и копчиковом) имеют различное число лепестков. Каждый центр олицетворяет один из пяти грубых элементов (вакуум, воздух, огонь, воду и землю), с помощью которых жизнь растёт и поддерживается (диаграммы 1, 10 и 11).
Ха
v (наше грубое тело, “я есть”) всегда полагает: “Я – монарх и владыка всего моего существа”. Но реальное “я” – это наша душа, т.е. са. Са пребывает во всей нашей системе (организме и тонких телах). Са означает нашу душу, и это са – единственный деятель тела; без души человеческое тело – мёртвое тело.Когда мы находимся под влиянием биологической силы и неведения, мы полагаем: “Я – монарх всего, что я обозреваю”. Но когда люди достигают самореализации, они постигают, что имеются два тела. Одно из них – тело неведения, т.е. “я есть”. Другое – это реальное тело, “Он”, или наше пребывающее внутри высшее “Я”, Которое является единственным деятелем всех действий грубого тела.
Всепронизывающий огонь Бога
Диаграмма 14
Всепронизывающий огонь Бога. Лунный цикл олицетворяет изменяющиеся желания человеческого ума. Крийя-йога одухотворяет желание денег, секса, любви и пищи, уводя их фундаментальную сущность вверх по позвоночному столбу в макушку и низводя их обратно в копчик. 14 фаз или “огней” луны символизируют жизненную силу в 14 центрах (7 центров по нисходящей линии впереди и 7 центров по восходящей со стороны спины). 15-ая, или новая луна, перекликается с моментом самосотворения, осуществлённым Махакалой. Кали – это время, т.е. великая Душа Иша (Кали), Которая является проводником времени.
Когда люди достигают самореализации, они осознают, что “я – это Он” (
хаvса). В это время два слова хаv и са сливаются и становятся хаvса – то же, что и со’хам. Кажущиеся отдельными слова хаv и са в действительности составляют одно слово хаvса, и это должно быть осознано посредством садханы.Этот вопрос может быть разъяснён следующим образом: наше грубое тело и мёртвое тело – оба
хаv. Каждое человеческое тело подобно стоящему на улице автомобилю. Без души, или водителя телесного автомобиля, наше тело не может двигаться. Поэтому наше тело – это тело хаv, что означает “я есть”. И кто движет вдыхание через нос? Он – реальное “Я”, са, душа.Мёртвое тело не может вдыхать. Поэтому вдох не может быть
хаv, потому что вдыхает именно сила Бога. Поэтому вдыхает са; са – это сила Бога, которая движет вдох через наш нос.В кевала-кумбхаке Гхеранда-самхиты (5:83) сказано “
хаvкfреyа бахир-йfти-сакfреyа виoет пуна[”. Это означает, что выходящее дыхание – это хаv, а входящее – са, потому что са означает душу, которая движет вдох.В писании Шива-свародая (стих 51) сказано: “
хаvкfро ниргаме прокта[ сакfрасту правеoане”. Это означает, что когда воздух выходит через нос, это – хаv, а когда воздух входит через нос, это – са, потому что са – это душа, и только душа движет вдох.Теперь я объясню философию
хаvса на более высоком уровне. Когда в крийя-йоге подвижник выходит за пределы ума, мысли, буддхи, эго, тела и мирского восприятия, в это время он оказывается в паравастхе, сверхсознательном состоянии. В это время подвижник воспринимает только божественный звук, вибрацию и свет. Только тогда он действительно переживает истинную любовь к Богу. Это называется материнской природой. В течение этого времени подвижник действительно постигает са (только душу) и растворяется в состоянии космического сознания. Это истинная йога-нидра (йоговское искусство расслабления; состояние бодрствования словно во сне). В этом состоянии подвижник обретает наивысший божественный мир, блаженство и радость. Это действительно са-садхана. Сразу после этого типа медитации, когда подвижник открывает глаза и удерживает внимание внутри гипофиза, он воспринимает тройственные божественные качества и подлинную любовь к Богу. И когда он с открытыми глазами удерживает своё внимание в низшем центре, хотя он находится в телесном восприятии (хаv), всё же он постигает живое присутствие души (са) во всём организме и зрит материальный мир и грубое тело плюс живое присутствие души всюду. Это истинная хаvса-садхана.Но те, кто подобно машинам выдыхают са и вдыхают хаv и мысленно повторяют хаv и са, несомненно выполняют медитацию более низкого рода.
В Маханирвана-тантре сказано: “уттама брахма садбхfва дхйfна-бхавасту мадхйамf стутир джапа-адхама бхfва бfхйа пeджf адхамfдхама”. Это означает, что первосортная медитация – это брахма-садбхава, восприятие души в грубом теле и во вселенной. Ко второму сорту относятся те, кто только визуализируют форму постоянно, что невозможно без культуры (развития) души. К третьему сорту относятся те, кто мысленно повторяют мантру или молятся или посредством дыхания повторяют со'хам хаvса. К четвёртому сорту относятся те, кто преподносят цветы и поклоняются формам с мантрами, тратя впустую драгоценное время, но не осознавая ничего. Те, кто вдыхают са и выдыхают хаv, находятся на ступени медитации низшего сорта.
Но после самореализации, когда подвижник пребывает в материальном мире и постоянно осознаёт са, или душу, как единственного деятеля в грубом теле, это состояние восприятия – истинная хаvса-садхана. Мудрость не может быть постигнута пятью органами чувств; она может быть постигнута только атомом (наиболее утончённой проницательностью).
СОДЕРЖАНИЕ
|