Вы на странице: ГлавнаяМедитация

"КРИЙЯ-ЙОГА"

НАУЧНЫЙ ПРОЦЕСС КУЛЬТУРЫ ДУШИ И СУЩНОСТЬ ВСЕХ РЕЛИГИЙ

ПАРАМАХАМСА ХАРИХАРАНАНДА

Глава 7


© Парамахамса Праджнянананда, шестое англоязычное издание, 2004 (первое издание – 1977).

© Перевод с английского: В.В. Вернигора, июль 2005 (Дхарамсала). Опубликовано переводчиком на сайте //scriptures.ru/. Действующий линк на оригинальную публикацию при переопубликовании обязателен.

Для корректного просмотра текста этой книги Вам необходимы санскритские шрифты Diacrypt и Sanskrit 98.


VII

МЕТАФИЗИКА КРИЙЯ-ЙОГИ

Крийя-йога – это техника пути напрямик к самореализации (т.е. богореализации). Слово “крийя” может быть разделено на два слова: “кри” и “йа”. Любая работа, которую вы выполняете – это “кри”, и эта работа выполняется силой Бога (т.е. пребывающим внутри высшим “Я”, “йа”).

Благодаря силе Бога внутри вашего тела, постоянно вдыхающей с момента вашего рождения, ваше тело остаётся живым. Благодаря тому, что ваше тело живое, вы способны выполнять определённую работу. Поэтому вся выполняемая вами работа в действительности выполняется силой Бога.

В Библии (Книге Бытия 1:27; 2:7) написано, что Бог сделал мужчин и женщин по Своему образу и подобию и вдохнул дыхание жизни в ноздри каждого человека. Поэтому каждое человеческое существо – это живой образ Бога. Но мы игнорируем Его. Мы игнорируем Его присутствие внутри нас. Мы должны любить Его. В каждом дыхании наблюдать Его, чувствовать, что сила Бога активизирует каждое наше действие, – это постоянное освобождение.

Всемогущий Господь, сотворив всё, вошёл во все существа творения. В Тайттирия-упанишаде (2:6:3) сказано: “тат сhinвf тадевfнупрfвиoат” – “Всемогущий Господь скрыт в каждом человеческом существе и постоянно вдыхает, таким образом делая нас живыми”. И поэтому мы способны исполнять определённые действия. В каждом нашем действии (кри) мы должны наблюдать истинного деятеля действия (йа).

“Человек, который полагает, что он не делает ничего – хотя он видит, слышит, касается, обоняет, ест, идёт, спит, дышит, говорит, отправляет естественные потребности, схватывает, открывает и закрывает глаза – но вместо этого осознаёт, что сила Бога делает всё (т.е. “йа” выполняет всё), – несомненно лучший человек” (Гита 5:8-9).


Антастхаварна (1)

Диаграмма 10

Местопребывание Творца, единый бесформенный небесный Отец внутри каждого человеческого существа.

Образ небес и Земли в человеческом теле. “Са” – это образ небес внутри человеческого тела, и он указывает на Душу, силу Бога, которая порождает, активизирует и выполняет все функции грубого тела. “Хаv” указывает на землю, и это источник возникновения грубого тела. В начале Бог сотворил небо и землю (Книга Бытия 1:1).

Вакуум / “Oаv”: первый из пяти грубых первоэлементов творения Бога. Он бесформенный, пустой и тёмный. “Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною”. (Книга Бытия 1:2).

Воздух / “Йаv”: второй грубый первоэлемент творения Бога. Дыхание Бога. “И Дух Божий носился над водою” (Книга Бытия 1:2).


Антастхаварна (2)

Диаграмма 11

Огонь / “Раv”: третий грубый первоэлемент творения Бога: солнечный свет. “И сказал Бог: да будет свет. И стал свет”. (Книга Бытия 1:3)

Вода / “Ваv”: четвёртый грубый первоэлемент творения Бога. “И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место”. (Книга Бытия 1:9)

Земля / “Лаv”: пятый грубый первоэлемент творения Бога. “И да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землёю”. (Книга Бытия 1:9-10)

Антастхаварна. Каждое человеческое существо – микрокосм вселенной. Бог сотворяет человеческую жизнь согласно тому же самому фундаментальному порядку действия, в соответствии с которым Он создавал небеса и землю. Пять исконных корневых слогов или звуковых вибраций в пяти нижних лотосах – это первые порождения Бога – вакуум / “oаv”; воздух / “йаv”; огонь / “раv”, вода / “ваv” и земля / “лаv” – грубые первоэлементы, из которых проистекает вся жизнь. Эти исконные слоги – антастхаварна. “Антастхаварна” означает “дающий жизнь звук, генерирующая жизненная сила, которая порождает и укореняет жизнь”.


Множество людей выполняет много видов деятельности. Но без души, без дыхания, человек не может сделать ничего. Всемогущий Отец (йа) скрыт в родничке на макушке и постоянно вдыхает. Он позволяет каждому человеку совершать определённую деятельность (кри). Это кри и йа, и поэтому наблюдать Его в каждой деятельности – это крийя.

В индуизме имеется четыре касты: брамины, кшатрии, вайшьи и шудры. Если мы проведём тонкий анализ, то сможем обнаружить в каждом человеке качества всех этих четырёх каст. В ведическом гимне (Пуруша-сукта 13) сказано: “брfхмана[ асйа мукхfсит вfху[ рfджанйа[ кhта[ урутаха[ асйа йат ваиoйа[ падвйfv oудра[ аджfйата”.

Брfхмана[ асйа мукхfсит означает “выше шеи человек – брамин”. Ум, буддхи и сознание, которые ведут к сверхсознанию, космическому сознанию и состоянию мудрости, пребывают внутри мозга. Поэтому голова каждого человека олицетворяется брамином.

Брахма джанати ити брахманах: когда ум человека полностью растворяется в Абсолютной мудрости практикой медитации, тогда он – брамин.

Вfху[ рfджанйа[ кhта[: руки человека олицетворяют кшатрия, потому что с помощью двух рук человек совершает деятельность.

Урутаха[ асйа йат ваиoйа[: бёдра позволяют человеку ходить везде, где он хочет. Поэтому бёдра олицетворяют вайшью, посредством которого человек совершает много видов деятельности, работает в офисе, зарабатывает деньги и т.д.

Падвйfv oудра[ аджfйата: шудра олицетворяет стопы человека, поскольку стопы служат всему телу.

Из объяснения вышеупомянутого стиха совершенно очевидно, что в действительности нет четырёх различных каст, а скорее в каждом человеческом теле имеются четыре касты. Они – четыре вида деятельности, совершаемой в человеческом теле: четыре вида деятельности, совершаемой всемогущим Господом (йа). Мёртвый человек не может выполнять никакой деятельности. Человек совершает деятельность, потому что дыхание продолжается постоянно. Это дыхание вдыхается силой Бога (йа), пребывающим внутри высшим “Я”, которое скрыто в каждом живом существе.

Всякая деятельность (кри) совершается пребывающим внутри высшим “Я” (йа). Вы зарабатываете деньги в копчиковом центре – первом или фундаментальном центре. Эта деятельность совершается Богом, Который постоянно вдыхает и поддерживает вас живыми, таким образом позволяя вам зарабатывать деньги. Поэтому вы должны осознавать Его при зарабатывании денег.

В сексуальном центре Он даёт вам сексуальное настроение. Если Он не вдыхает, то вы не можете наслаждаться сексом. Поэтому всякий раз, когда вы наслаждаетесь сексом, вы должны осознавать Его, силу Бога, которая позволяет вам наслаждаться.

В пупочном центре Он наделяет вас аппетитом. Вы чувствуете его, и тогда вы принимаете ту или иную пищу. Эта пища – Бог. В Тайттирия-упанишаде (3:2:1) сказано “аннаv брахмети вйаджfнfт”. И снова, Бог – это пищеварительный огонь, который переваривает пищу (Гита 15:14); усваивая энергию пищи, Бог распределяет её по всему организму. Именно поэтому ваш организм способен функционировать надлежащим образом. Это “кри” и “йа”.

В сердечном центре имеется смесь хороших и плохих наклонностей: гнев, гордость, жестокость, неискренность, лицемерие, распущенность, но также и сладость, доброта, любовь. Всё, что приходит от сердца, в действительности приходит от Всемогущего Отца (йа). Если Он не движет дыхание, то у вас нет ни хороших, ни плохих качеств; более того, вы не существуете вообще.

Духовное развитие человека ускоряется от шейного или горлового центра. На этой ступени он читает много книг по этике, философии и религии и следует многим видам духовной практики. И поэтому у него появляется духовное эго, которое становится главным препятствием на пути духовного продвижения. Если вы осознаёте, что всё совершается Им, вы можете преодолевать препятствия на пути, ведущему к божественности.

В каждом человеческом теле внутри позвоночного столба имеются пять действующих центров. У нас есть десять действующих органов чувств, пять органов действия и пять органов восприятия. Поэтому в каждой деятельности вы должны осознавать и зрить, что она совершается Им. Это крийя в практической жизни.

Теперь давайте рассмотрим йогу. Слово “йога” образовано из корня санскритского слова “юдж”, которое означает “связывать узами” или “союз”. Поэтому йога просто означает союз тела с душой. Йога означает осознание этого единства.

Божественное царство в теле – это обитель души. Она пребывает в центре души и выше вплоть до предельной бесконечности. Всемогущий Отец пребывает там. У Него нет формы; Он пребывает в форме тела. Но тело – это царство заблуждения, иллюзии и ошибки (т.е. майя). Поэтому может быть сказано, что союз майи с проводником майи называется йогой. Единство их обоих – йога. В древнем священном писании о йоге сказано следующее: “парfoакти fтма митхуна самйогfнанда boвара йа fсте митхунаv тат пареoйfт стриyисевакf[” (Куларнава-тантра 5:109). Множество людей наслаждаются сексом, объявляя себя тантристами и говоря, что это митхуна (союз, соединение) (также майтхуна; митхуна обозначает широкий спектр понятий от полового акта до единения с Богом; акцентированное значение слова в санскрите – секс; прим. перев.), посредством которой можно достичь богореализации (йоги). Но простое физическое удовольствие – это не подлинное удовольствие. Поэтому там написано парfoакти fтма митхуна. Парашакти означает “сила всемогущего Отца”, которая скрыта внутри тела в родничке. Она выше пяти грубых первоэлементов (панча-махабхута), то есть акаши (вакуума) в шейном центре, вайю (воздуха) в сердечном центре, агни (огня) в пупочном центре, джалы (воды) в сексуальном центре и притхиви (земли) в копчиковом центре. В каждом дыхании присутствует связь, соединение. Это подлинное сексуальное наслаждение. Это Атма-митхуна, что означает секс с высшим “Я”.

Царство небесное всегда пребывает внутри вас; так же обстоит дело и с царством дьявола. Царство небесное называется са; царство заблуждения, иллюзии и ошибки (майя) называется хаv. Всё тело – майя. В Гуру-гите (74) Господь Шива говорит Парвати: “пиylаv куylалинb oактим хаvса ити удfхhтам рeпfv биндуv ити джmейам рeпfтbтаv нираmджанаv”. Значение этого стиха состоит в том, что всё тело – это пинда (плоть). Наше плотское тело наполнено заблуждением, иллюзией и ошибкой (майей), и это – кундалини-шакти. Вопреки популярному неправильному представлению, кундалини – это не змея в запечатанной форме, инертно лежащая в копчиковом центре. Наоборот, кундалини-шакти – это майя, которую едва ли возможно избегать.

Хаvса ити удfхhтам означает, что имеются два тела: тело хаv и тело са. Хаv – это тело майи, а са – проводник майи (т.е. проводник майи – это всемогущий Отец, Который пребывает в родничке и выше до бесконечности).

Рeпfv биндуv означает, что пока вы не подойдёте к мельчайшей (“атом” или “Атман”) точке в родничке, вы не можете знать, какова ваша истинная форма. Вы видите вашу телесную форму, но внутри неё скрыто бесформенное. Существует невидимый двойник в каждой вашей части тела. Поэтому мы должны осознавать их обоих (хаv и са) при каждом шаге нашей жизни. Необходимо осознавать эту двойственность каждое мгновение. Через эту двойственность будут постигнуты единство и приносящее невозмутимость осознание равности всего. В Бхагавад-гите (2:48) написано: “саматвам йога учьяте” – “такая уравновешенность – йога”.

Парfoакти fтма митхуна. Парашакти означает Шива, Атма-митхуна – Дурга. Индусы производят впечатление людей, поклоняющихся божеству, но фактически они поклоняются не божеству. В действительности они поклоняются бесформенной энергии Бога внутри божества. Дурга – это пракрити, мать-природа. Бесформенная энергия Бога вдыхает воздух. Воздух вдыхается Шивой внутри тела Дурги. Это Атма-митхуна. Подобное происходит в каждом человеческом теле – Он вдыхает. Это истинное сексуальное наслаждение. Это крийя-йога.

Управление дыханием – это управление собой, своим высшим “Я”.
Совершенство в дыхании – это совершенство в высшем “Я”.
Состояние без дыхания – это состояние бессмертия.

В наши дни имеется много -изм-ов. В каждом -изме имеются некоторые недостатки. Они поддерживают свои собственные взгляды. Они никогда не говорят о недостатках в собственных -измах. Некоторые говорят, что есть рождение и перерождение, а некоторые отрицают это. Между -измами всегда идёт холодная война. Но в крийя-йоге нет никаких подобных -измов, никакой догматической точки зрения. Крийя-йога – фундамент духовного здания. Каким бы ни был -изм, независимо от культа, вероисповедания, секты и религии – все получают благо от практики научной техники крийя-йоги, потому что она – главный и прямой путь общеизвестных религий. Кто-то может спросить: “Что является главным и прямым путём общеизвестных религий?” Очевидным ответом на этот вопрос будет: “Безмятежность”. Крийя-йога может давать вам наивысшую безмятежность. Вы будете свободны от вашего тела, ума, мышления, буддхи, эго и мирских ощущений. Если вы можете достигать этого состояния, то ваша медитация – истинная медитация.

Что такое медитация? Выход за пределы тела, ума, буддхи, мышления, эго, телесного восприятия и мирских ощущений. В священных писаниях сказано: “дхйfна саvлbна мfнаса[”. Только посредством крийя-йоги возможно достичь этой стадии. Крийя-йога – средство для достижения цели во всех религиях. Поэтому каждому независимо от какого-либо -изма следует практиковать крийя-йогу, посредством чего он сможет обрести совершенную безмятежность. Он никогда не будет ощущать своё тело и мирские ощущения во время медитации. Он может выходить за пределы хаv – царства майи, наполненного заблуждением, иллюзией и ошибкой.

В каждом человеческом теле имеются два царства. В Ригведе (3:1:3) сказано: “двf супарyf сайуджf сакхfйf самfнаv вhкiаv парисасваджfте тайоранйа[ пиппалаv свfдватти анаoнаннйо абхичакаobти”. На дереве тела сидят две птицы: одна из них – птица тела, а другая – птица души. Одна (птица тела) наслаждается плодами дерева, в то время как другая (птица души) не наслаждается, вместо этого она позволяет наслаждаться птице тела. Птица, которая не наслаждается, – это ваше пребывающее внутри высшее “Я”, бесформенная сила Бога, скрытая внутри каждой части тела. Практикой техники крийя-йоги вы можете ощутить это на практике.

Крийя-йога – это не аштанга-йога (йоговский восьмиступенчатый метод). Это чатуранга-йога, состоящая из последних четырёх ступеней аштанга-йоги. Эти четыре ступени – пратьяхара (отстранение органов чувств от объектов), дхарана (сосредоточение), дхьяна (медитация) и самадхи (полное единство с Богом, состояние без пульса). Первый шаг – пратьяхара – означает, что, когда вы садитесь медитировать, сначала вы должны отстранить свои обращённые вовне чувства от внешнего мира и обратить их внутрь. Тогда вы сможете идти дальше. В Бхагавад-гите (5:27) сказано: “спарofн кhтвf бахир бfхйfм” – “вы должны отстранить свои помыслы от всей вселенной и забыть о ней”. Но люди не делают этого. Они только повторяют мантры, поют песни и повторяют имена Бога. В результате они не получают ничего, потому что Брахман не раскрывается ограниченными органами чувств (см. Кена-упанишаду 1:3).

В ведических писаниях сказано, что, когда вы садитесь для ритуалистической медитации, то задолго до этого вы должны очистить своё тело, затем очистить воду, затем очистить всю асану (сиденье). После этого вы должны очистить свои пальцы, затем кара-ньяса, анга-ньяса, матрика-ньяса и т.д.

В санскрите и других древних индийских языках содержится пятьдесят букв. В нашем организме имеются пятьдесят частей тела, связанные с лепестками в различных чакрах. Это лотос с двумя лепестками в центре души, с шестнадцатью в шейном центре, с двенадцатью в сердечном центре, с десятью в пупочном центре, с шестью в сексуальном центре и четырьмя в копчиковом центре (диаграмма 1). В общей сложности это пятьдесят составляющих. Однако в английском языке содержится только двадцать шесть букв. Что бы мы ни выражали в письменной форме или разговоре, мы выражаем это через эти двадцать шесть букв. Но если вы хотите познать Бога или достичь самореализации, вы должны выйти за пределы двадцати шести букв или пятидесяти букв. Во многих местах в упанишадах сказано найва вача, что означает “Бог не может быть раскрыт речью” (т.е. посредством букв). Если вы выйдете за пределы букв, вы будете свободны от всего. Только практикой крийя-йоги вы можете достичь этого безмятежного состояния, состояния полного спокойствия. Именно по этой причине часто говорится, что крийя-йога – краеугольный камень и средство для достижения цели всех религий. Крийя-йога – фундамент всех духовных зданий (диаграммы 5 и 6).

Вы можете оставаться в любом культе, любой секте, любой традиции, любом -изме, но вам следует практиковать эту уникальную технику крийя-йоги, потому что она способна принести вам наивысшую безмятежность, которая есть божественность. Ваш ум будет полностью выключен. Вы не сможете чувствовать, где ваши ноги, где ваши бёдра, где ваши руки и всё ваше тело. Если вы добавите немного сахара в чашку с водой и размешаете, то вы не сможете обнаружить какое-либо отдельное существование сахара. Подобным образом благодаря практике медитации крийя-йоги вы не сможете ощущать своё физическое существование. Вы будете осознавать изумительную силу Бога внутри вас. Вы будете настолько же полностью растворены в сознании Бога, как сахар в воде. Как же это плачевно, что вы игнорируете Его. Но посредством практики крийя-йоги вы сможете осознать эту истину.

В Гите (2:50) говорится “йога[ кармасу кауoалам”, что означает существование определённых методов деятельности, которые помогают человеку быть искусным и плодотворным. Точно так же в крийя-йоге имеются некоторые методы, которые, если выполнять до конца предписания, полученные от самореализованного мастера, способны привести к самореализации. Это очень похоже на вертолёт, который взлетает, чтобы постепенно подниматься всё выше и выше. Он может также снижаться с большой высоты и в конечном счёте приземляться снова. Подобно тому, как вертолёт движется вверх и вниз посредством определённых методов, аналогичным образом посредством техники крийя-йоги человек может идти вверх по позвоночному столбу, преодолевать чакры одну за другой и затем идти вниз обратно к основанию позвоночника.

В первом центре Бог даёт вам желание к деньгам, и вы зарабатываете деньги. Но в действительности не вы зарабатываете деньги – скорее Бог зарабатывает деньги через вас. В крийя-йоге вы можете осознать это во время зарабатывания денег.

Во втором (сексуальном) центре Бог даёт вам состояние юношества. По этой причине у вас появляется сексуальное настроение. Таким образом, когда вы наслаждаетесь сексуально, вы должны осознавать изумительную силу Бога внутри вас, присутствие которой позволяет вам наслаждаться. Он позволяет вам одаривать любовью вашу супругу или супруга. Поэтому вы должны чувствовать, что ваш супруг/супруга – живой образ Бога. Те из вас, кто сохраняют безбрачие, должны благодарить Бога за то, что Он позволяет вам сохранять это чистое состояние. В Гите (14:4) сказано: “тfсfv брахма махfд йонир ахаv бbджапрада[ питf” – “если ваша мать не вдыхает, она не сможет зачать, и вы не могли бы родиться”. И снова, если Бог не вдыхает через ноздри вашего отца, то семя (сперма) не может прийти от него. В этом стихе Господь разъясняет: “Я – Отец, Который помещает семя в лоно Матери, Которая является Моей божественной энергией”. Поэтому в действительности отец – это пуруша, а мать – пракрити. Следовательно, так называемые родители и любые мужчина или женщина во всём мире – это не кто иные, как живые образы Бога. Но никто не хочет осознать эту истину. Они только повторяют имя Бога; Бог! Бог! Бог! Шива! Шива! Шива! Рама! Рама! Рама! Они просто повторяют, не чувствуя ничего внутренне. Они повторяют имя Шивы. Господь Шива олицетворяет звук в горле, или шейном центре (вакуум). Но они игнорируют тот факт, что звук – это Бог. Подобным образом в сердечном центре Господь Рама олицетворяет тактильное ощущение (воздух). Но они не осознают, что воздух – это Бог.

Аналогичным образом Господь зрения Сурья (солнце) пребывает в пупочном центре (огонь). Этот огонь, вайшванара агни, – это Бог. В Гите (15:14) Бог называет Себя огнём “вайшванара”. Поэтому без Его присутствия ваши глаза не могут видеть ничего.

В сексуальном центре богиня Кали олицетворяет вкус. Вы должны осознать это. И в нижнем центре пребыват Господь Ганеша, и по этой причине вы можете обонять.

Поэтому посредством силы Бога вы наслаждаетесь жизнью через ваши пять органов чувств. Во время этого наслаждения вы должны осознавать присутствие Бога, которое позволяет вам наслаждаться. Это крийя-йога. Для вас очень хорошо, что, начиная с вашего рождения, Он постоянно вдыхает и хранит вас живыми. Он постоянно одаривает вас любовью. И поэтому вам следует выражать вашу любовь к Нему в знак благодарности.

Вы родились для познания собственного высшего “Я”. Эта самореализация может быть легко достигнута посредством практики крийя-йоги. Независимо от касты, вероисповедания, культа, цвета кожи, расы, религии, традиции и любого -изма необходимо прийти к самореализованному мастеру. Шриюктешварджи больше не в этом мире. Как Его ученик я достиг нирвикальпа-самадхи (состояние при отсутствии дыхания и пульса), которое наблюдалось многими людьми в различных случаях, даже по просьбе Ситарама Омкарнатха Махараджа в его августейшем присутствии с его учениками в Варанаси в 1973 году. Если вы стремитесь к самореализации, вы должны прийти к моим продвинутым ученикам, которые уполномочены проводить посвящения. Они очистят всё ваше тело и смогут помочь вам почувствовать три божественных качества (т.е. вы сможете услышать божественный звук, беседу Бога изнутри; вы сможете увидеть яркий свет своим третьим глазом; также вы сможете почувствовать божественную вибрацию или пульсацию во всём вашем теле). Затем вы должны практиковать эти техники. После этого вы сможете обрести Реальность, абсолютную Истину, умиротворённость, блаженство и радость.

Если вы прикоснётесь к неизолированному проводу, вы не почувствуете ничего. Но если вы вставите один конец провода в розетку и коснётесь его, тогда в одно мгновение весь ваш организм наполнится электричеством и будет намагничен. Подобным образом Бог пребывает во всей вашей системе (организме и тонких телах). Если вы сможете вступить в контакт с хорошим мастером, то в момент этого божественного контакта вся ваша система будет наполнена божественным электричеством. Вы сможете увидеть божественный свет, сможете услышать божественный звук и также сможете почувствовать ощущение движения Бога во всём теле.

До творения был только белый свет. Всепронизывающий Отец, бесформенный и незримый, был только один. Он захотел быть многими. Тогда Он мысленно представил творение, и таким образом всё творение проявилось. Практикой крийя-йоги в паравастхе (сверхсознательном состоянии за пределами восприятия бренного тела; состояние наивысшей безмятежности и внутренней умиротворённости) человек может выйти за пределы всех ограничений, когда его сознание словно бы находится в состоянии до сотворения мира. На этой стадии вы воспринимаете только молочный белый свет во всей вселенной.

В Мундака-упанишаде (2:2:10) сказано: “тат oубхраv джйотиifv джйоти[ тат йат fтмавидо виду[” – “в этом состоянии подвижник, чей ум вознёсся высоко к бесконечности, воспринимает только белый свет, яркое свечение подобно звёздам и планетам; атмавид (познавший высшее “Я”) осознаёт эту абсолютную Истину”.

Крийя-йога – это такая простая и практичная техника, что её можно практиковать 24 часа в день. В каждый момент, в каждом дыхании, в каждом настроении истовый подвижник осознаёт себя объединённым с силой Бога внутри. В Бхагавад-гите (2:48) сказано: “йогастха[ куру кармfyи” – “что бы ты ни делал, тебе следует делать в соединении с высшим "Я"”.

Целыми днями и ночами любая совершаемая вами деятельность совершается силой Бога. Но все забывают о Боге во время своей деятельности. В священных писаниях сказано, что, если вы памятуете Его на каждом шагу своей жизни, то вы обретёте постоянную богореализацию.

В Кена-упанишаде (2:5) сказано: “иха чед аведbд атха сатйам асти на чед ихfведbн махатb винаinи[”.

Это означает, что, если вы познали Его прямо сейчас, то вся ваша жизнь достигла своей реализации. Если вы забываете Его, то это бесконечная потеря, такая же, как смерть.

Махариши Патанджали, автор Йога-сутр (афоризмов) даёт определение крийя-йоги в первой сутре Садхана-пады: “тапа[ свfдхйfйа boварапраyидхfнfни крийf йога[”.

Обычно тапас означает аскетизм, особый тип огненной церемонии, в которой гхи (топлёное масло) льётся в горящее пламя во время декламации ведических мантр. В крийя-йоге дыхание идёт внутрь и затрагивает душу, таким образом поддерживая наше тело живым. Кислород дыхания – истинное топливо для поддержания тела в контакте с душой. Если бы между ними не было контакта, то мы все были бы мёртвыми. Это подлинная огненная церемония (диаграмма 9).

Свадхьяя обычно означает изучение различных книг по этике, мифологии, философии и религии. Но её метафорическое значение – “познай собственное высшее "Я"”. Поэтому поиск собственного высшего “Я” во всей вашей системе – это свадхьяя. Если вы пребываете в родничке и практикуете крийю, то это подлинная свадхьяя.

Лахири Махасая сказал: “Крийя – это Веда”. Тот, кто практикует крийю, подобен тому, кто читает Веду, и поэтому это свадхьяя. Поиск вашего собственного высшего “Я” во всём вашем теле и в телах всех людей – это свадхьяя.

Бог разместил нас в лонах наших матерей и постоянно вдыхает, начиная с нашего рождения. Он настолько добр к нам. Он любит нас так сильно. Но мы не выражаем свою благодарность в форме любви к Нему. Нам следует любить Его. В каждое мгновение, с каждым дыханием мы должны думать и говорить: “О Бог! Ты так добр к нам. Но мы игнорируем Тебя. Поэтому, пожалуйста, дай нам осознанность, чтобы мы могли помнить о Твоём присутствии с каждым дыханием”. Одаривать любовью на каждом шагу жизни – это ишварапранидхана.

В Ведантасара-упанишаде (стих 4) поведано: “са ева енаv лабхате йах нитйам праyидхfнйукта[”. Это означает, что высшее “Я” раскрывается перед теми, кто постоянно одаривают Его любовью и всегда пребывают растворившимися в сознании Бога.

В Мундака-упанишаде (3:1:4) сказано: “fтма-кhlа[ fтма-рати[ крийfвfн еiа брахма-видfv вариinха[”. Это означает, что человек, который практикует крийя-йогу (крийяван), выше всех самореализованных подвижников. В каждом дыхании крийяван внимательно отслеживает пребывающее внутри высшее “Я”, которое никак не меньше, чем всеобщее высшее “Я”. Это Атма-кридах. И в каждом дыхании крийяван наблюдает дыхание, затрагивающее душу. Это подлинный секс (т.е. Атма-ратих или Атма-митхуна). Поэтому в каждом дыхании имеется копуляция или союз.

Всемогущий Отец, создав человеческих существ и всю вселенную, вошёл в них. Это написано в Тайттирия-упанишаде (2:6:3): “тат сhinвf тадевfнупрfвиoат”. Во всей вселенной нет ничего, что не было бы Богом. Бог пронизывает всех и вся. Он скрыт в каждом человеке.

В Шветашватара-упанишаде (6:11) сказано: “еко дева[ сарва-бхeтеiу гelха[ сарва-вйfпb сарва-бхeтfнтарfтмf кармfдхйакiа[ сарва-бхeтfдхивfса[ сfкib четf кевало ниргуyа[ ча”. Сарва-вйfпb сарва-бхeтfнтарfтмf означает, что Бог вездесущий и всепронизывающий, и что Он пребывающее внутри высшее “Я” всех существ. Кармfдхйакiа[ означает, что Он совершает всю деятельность, выполняет каждое действие и позволяет каждому исполнять действия. Сарва-бхeтfдхивfса[ означает, что Он – единственное прибежище всех живых существ, более того – всей вселенной.

Сfкib означает, что Он свидетель всего. Четf означает, что, будучи единственным Сознанием высшего “Я”, Он даёт сознание каждому человеку, посредством этого делая каждого рассуждающим и проницательным. Таким образом, практикой медитации крийя-йоги, которая полностью трансцендентальная, крийяван ускоряет эволюцию сознания в сверхсознание, космическое сознание и наконец в мудрость, совершенное состояние безмятежности и состояние полного единства с запредельным высшим “Я”.

Кевала[ означает, что Он чист и выше трёх гун (саттвы, раджаса и тамаса).

Только практикой оригинальной и аутентичной техники крийя-йоги, переданной Бабаджи Махараджем Лахири Махасае и затем далее Шриюктешварджи, Парамахамсе Йогананде и затем мне (Харихарананде) и так далее, человек может достичь этого состояния благодаря искренней практике.

В крийя-йоге нет никаких трудностей в управлении дыханием, никаких трудных пранаям. Человеку нет необходимости управлять дыханием посредством принудительной задержки с помощью придавливания ноздрей пальцами. Однако практикой техники крийя-йоги дыхание управляется автоматически и становится слабым и очень коротким. Имеются пятьдесят типов дыханий. Сорок девять из них приносят заблуждение, иллюзию и ошибку (майю). Только одно короткое дыхание используется в крийя-йоге для продвижения в медитации. В Прашна-упанишаде (3:7) сказано: “атхаикайо урдхва удfна[”. Удана – это то короткое дыхание, которое ведёт крийявана высоко в небо, в бесконечность. В паравастхе, стадии крийя-йоги, возможно осознание этой Истины.

Крийяван всегда сосредотачивает внимание на родничке, в мельчайшей точке. В Хатха-йога-прадипике (4:114) сказано: “йfвад биндур на бхавати дhlха”. До тех пор, пока ваш ум не будет зафиксирован на этой мельчайшей точке, вы не сможете прогрессировать в медитации.

В том же писании также сказано: “йfван наива правиoати чаран мfрeто мадхйа мfрге”. Пока ваше дыхание не станет слабым и коротким и одинаково распределённым в двух ноздрях, позволяя дыханию течь в сушумне, вы не сможете продвинуться в медитации. Но крийя-йога может обеспечить это. Это самая простая, самая лёгкая, самая быстрая, вернейшая и наилучшая техника для одновременного развития тела, ума, буддхи и души.

В настоящее время многие пытаются стать самореализованными посредством совершения различных типов пуджи (например, читают мантры, поют гимны и повторяют имена Бога). Они пытаются найти Бога своими органами чувств. Но как Безграничное может быть достигнуто ограниченными органами чувств?

джапfт ofнто пуна[ дхйfйет
дхй
fнfт ofнто пуна[ джапет

Вы можете совершать пуджу так, как вам нравится. Вы можете читать мантры или повторять имена Бога так, как вам вы этого хотите. Но после этого вам следует медитировать. Или же после медитации вы можете совершать свою пуджу и повторять имя Бога. Но, всё же, вы должны медитировать. Это необходимость и единственный перевал для выхода за пределы мирской сферы и растворения в сознании Бога, для спасения.

В теории эволюции имеются три аспекта: наследственность, окружающая среда и культура. Вы – Бог в человеческой форме. Это ваше наследие. Но вы не ведаете об этом. Именно поэтому вам следует практиковать медитацию. До практики вам следует прийти к самореализованному мастеру. Это ваше истинное окружение. Учащийся на врача студент приходит к врачу-преподавателю, чтобы учиться. После выполнения домашней работы и полного курса практики студент становится доктором. Аналогичным образом после изучения техник медитации у самореализованного мастера вы должны искренне практиковать их. Тогда эволюция свершится в результате самореализации.

В каждой части тела всегда пребывает незримый двойник. Везде, где вы дотрагиваетесь до чего-либо, вы дотрагиваетесь до бесформенной силы Бога. Если Он не вдыхает, то вы – просто мёртвое тело. Наше дыхание – это Его дыхание, и оно управляется Им. Он вдыхает постоянно. По этой причине наша кровь текучая и циркулирует по всему телу. Через эту циркуляцию вы должны наблюдать Бога. Вам следует постичь Бога, Который пребывает во всей вашей системе.

Крийя-йога – для всех религий. Людям любой религии следует практиковать крийя-йогу для обретения абсолютной безмятежности, состояния полного спокойствия и освобождения от телесного сознания, ума, эго и мирских восприятий. Тогда медитация может принести вам успех и всестороннее развитие в жизни. Вы сможете осознавать, что вы – Бог в человеке и человек в Боге. Только благодаря практике крийя-йоги вы можете осознавать это.

Крийя-йога – это самая простая техника, кратчайший путь напрямик к богореализации. Она также развивает одновременно тело, ум и буддхи. Она наделяет искусностью и умением ладить в практической повседневной жизни, успехом на каждом шагу жизни. Вы обретёте самую отчётливую память. Восприимчивость и удерживающая способность мозга улучшатся в значительной степени. Вы будете знать, как говорить тактично, как вести себя вежливо с другими в обществе. Крийя-йога может наделить вас всем этим. Она даст вам Реальность, Истину и постоянную осознанность внутреннего высшего “Я” в практической жизни.

В медитации крийя-йоги внимание фокусируется на вершине головы в родничке. У мёртвого человека нет никаких потребностей, потому что он не может делать ничего. Бог пребывает во всей системе (организме). Имеются три тела: грубое (физическое) тело, астральное тело и причинное тело. Посредством грубого тела человек видит свет. Посредством астрального тела человек ощущает божественную вибрацию или восприятие движения Бога. А посредством причинного тела человек слышит постоянный непрерывный божественный звук. Наше причинное тело находится над головой и простирается до бесконечности. Оно обладает природой отца. Астральное тело находится внутри. Эти два тела находятся в постоянном контакте со всемогущим Отцом. Кора головного мозга от гипофиза (между бровями, десять сантиметров в глубину) до родничка – это ваша материнская природа. Согласно индуизму, природа отца – Шива, а природа матери – Дурга. Для других -измов всемогущий Отец – это отцовская природа, а Моисей, Даниил, Иисус, Мухаммед, Будда, Заратуштра и другие – это материнская природа. Они проводники; они пророки, учителя, мастера. Они находятся в постоянном контакте со всемогущим Отцом. Это второе тело. Третье тело – это наше грубое тело, которое постоянно погружено в заблуждение, иллюзию и ошибку (игра слов: delusion, illusion, and error – DIE – умирание; прим. перев.), и поэтому мы мертвы при жизни. Если вы хотите достичь богореализации, вы должны выйти за пределы трёх тел. Вы должны вознестись к бесконечности и превзойти даже её. Во-первых, вы должны оставить своё грубое тело. Во-вторых, вы должны оставить Моисея, Иисуса, Будду, Дургу и других, вашу материнскую природу. В-третьих, вам следует подняться выше своей головы вплоть до бесконечности, чтобы раствориться со всемогущим Отцом. В вопросе достижения абсолютной Реальности и божественности не имеют никакого значения ни каста, ни вероисповедание, ни секта, ни культ, ни какой-либо -изм. До сотворения мира не существовало ничего, кроме молочно-белого света. Поэтому вам следует оставаться там. Вы должны прийти в то место, которое было до сотворения мира. В медитации крийя-йоги возможно достичь этого состояния, которое было до сотворения мира.

Если вы хотите богореализации, или состояния самадхи, зафиксируйте своё внимание в родничке и медленно поднимайтесь вплоть до запредельной бесконечности. В паравастхе вы сможете осознать это состояние. Ваш родничок находится не на макушке – скорее он пребывает в запредельной бесконечности, которую вы можете осознавать. В этом состоянии у вас не будет телесного сознания или мирских восприятий. У вас будет осознание того, что словно вся вселенная находится в непроявленной форме.

В Мундака-упанишаде (2:1:2) сказано: “дивйо хй амeрта[ пуруiах са бfхйfбхйантаро хи аджа[ апрfyо хйаманf[ oубхро акiарfт парата[ пара[”. Паравастха в крийя-йоге – состояние запредельности, или трансцендентальности. Дивьях амуртах означает “в этом состоянии у вас нет тела”. Вы бесформенны. Всемогущий Отец пребывает внутри вашего тела; также Он проникает за пределы вашего тела, простираясь до бесконечности (са бахьябхьянтаре). Аджах означает, что у вас нет рождения, нет начала жизни. Вы вышли в состояние, которое было до сотворения мира. Апранах означает “нет жизненной силы”. Когда вы погружаетесь всё глубже и глубже в это состояние, ваше дыхание будет становиться всё короче и короче. В тот момент, когда дыхание перестанет течь внутрь, вы достигнете стадии самадхи. Аманах означает полное отсутствие ума. Шубхрах означает, что вы вышли в состояние, которое было до сотворения мира, и вы воспринимаете только молочно-белый свет. В этом состоянии вы пребываете за пределами всего. Вы за пределами любой формы и бесформенны:

На стханам: вы не можете чувствовать своё существование там, где вы сидите.
На манам: у вас нет ни ума, ни телесного сознания, ни эго. Вы не можете чувствовать размеры своего тела.
На рупам: нет формы; всё бесформенно.
На ча надабинду: нет ни звука, ни чего-либо ещё.
На рекха: нет никаких признаков, никаких ограничений.
На ча дхатуварнам: нет никакого социального разграничения, обусловленного цветом кожи (т.е. никакой майи).

Если вы осознаёте всё вышеперечисленное, то сразу же вслед за этим вы сможете достичь стадии самадхи. Вы будете едины со всемогущим Отцом. В этой стадии вы не будете чувствовать ничего. Через это “ничто” вы можете почувствовать “нечто”, которое никогда не может быть описано какими-либо средствами. Оно совершенно невыразимо. Это состояние чрезвычайной (“смертельной”) жизни (deadly living). Если вы погружены в заблуждение, иллюзию и ошибку (т.е. в майю), то вы мертвы при жизни (livingly dead). Только крийя-йога может дать вам эту стадию спасения, наполненную жизнью жизнь (a life of lively living).

В Библии сказано: “Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?” (1 Коринф. 6:19). Вы родились только для богореализации. Это ваше неотъемлемое право по рождению. “Познайте своё высшее "Я", пытайтесь постичь скорее не Бога, а человека, ибо это надлежащий предмет для изучения человечества” (Папа римский Александр – "Know thy Self, presume not God to scan, proper study of mankind is man"). Не дайте золотой возможности выскользнуть из вашей руки. Этой возможностью нельзя пренебрегать, ибо она может никогда не повториться снова, и поэтому практикуйте научную технику крийя-йоги и будьте самореализованными.


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
Введение
Об авторе
Примечания редакторов

I. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
Бог и высшее “Я”
Мечта Бога
Бессмертие высшего “Я”
История двух птиц
Мистерия жизни и смерти
Цель жизни
Роль гуру
Признаки гуру
Духовное наследие Индии

II. УСКОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Возможность
Нарождающаяся эволюция
Процесс ускорения эволюции
Процесс расширения сознания

III. НАУКА КРИЙЯ-ЙОГИ
Древняя йога
Различные виды йоги
Крийя-йога
Концентрация и сублимация животворной силы

IV. ТЕОРИЯ КРИЙЯ-ЙОГИ
25 элементов каждого человеческого тела
Животворные потоки и чакры
При всяком изменении нашего настроения наше дыхание изменяется
Как выключать свой ум
Что крийя-йога может дать вам
Пять типов потоков
Когда ум становится безмятежным, вы можете осознавать три проявления
Подлинное значение огненной церемонии

V. КРИЙЯ-ЙОГА В ДРЕВНИХ СВЯЩЕННЫХ ПИСАНИЯХ
Веды
Упанишады
Бхагавад-гита
Брахма-сутры
Рамаяна
Бхагаватам
Йога-сутры Патанджали
Крийя-йога в других йоговских священных писаниях
VI. ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИЯ КРИЙЯ-ЙОГИ

VII. МЕТАФИЗИКА КРИЙЯ-ЙОГИ

VIII. ПОЛЕЗНОСТЬ КРИЙЯ-ЙОГИ
Здоровье – это богатство
Контроль над умом
Интеллектуальное развитие
Развитие индивидуальности
Духовный рост

IX. АНТАСТХАВАРНА

X. ХАМСА

XI. ОМ

XII. РЯДОМ С ДВУМЯ ВЕЛИКИМИ МАСТЕРАМИ

XIII. ЗАПИСИ БЕСЕД
1. “Узнайте о том, что вы можете обрести” – радиопередача в Вашингтоне, федеральный округ Колумбия, июль 1975 г.
2. Лекция в клубе “Космос”, Амстердам, Нидерланды.
3. “Крийя-йога – основа и единство всех религий” – лекция в Вашингтонском обществе этики, г. Вашингтон, федеральный округ Колумбия.
4. Лекция в клубе "Ротари" г. Куракао, Антильские острова, Нидерланды.

XIV. НАЕДИНЕ С ПРЕДАННЫМИ

Сеть крийя-йоги

СПИСОК ДИАГРАММ
1. Семь духовных центров в человеческом теле
2. Руководство к медитации
3. Один цикл крийи эквивалентен солнечному году естественной духовной эволюции
4. Один цикл крийи включает в себя различные фазы каждого лунного месяца
5. Размещение исконных слогов (биджа-мантр) внутри человеческого тела
6. Размещение исконных слогов
7. Пять вакуумов (пространств) в черепе
8. Пять тонких жизненных воздухов (потоков) в каждом человеческом теле
9. Семь священных огней в человеческой системе
10. Антастхаварна (1)
11. Антастхаварна (2)
12. Человеческая физиология
13. Каждое человеческое тело – это Бхагавад-гита
14. Всепронизывающий огонь Бога
15. Взаимосвязь микрокосма тела, чакры и звука Аум
16. Человеческий мозг – царство Божие