САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

Том VI

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1967-1968 гг.

 


Шестой том серии "САТЬЯ САИ ГОВОРИТ" включает в себя выступления Бхагавана Сатья Саи Бабы, записанные профессором Кастури в период с 1967 по 1968 г. В Своих беседах Саи Баба вновь утверждает идеалы Вечной Религии, призванные обеспечить каждому отдельному человеку и всему человеческому обществу мирную, счастливую жизнь. Живой голос Бхагавана помогает "осознать скрытую внутри каждого человека Божественнную искру и зажечь из нее яркий костер божественного великолепия, в котором ваше любимое "я" сгорит дотла".


Содержание

1. Молоко и вода
2. Не лока, а локеша
3. Ангам и лингам
4. Ни зеркала, ни отражения
5. Умирающие оплакивают умерших
6. Разрушительный потоп
7. Сатья Саи сева
8. Путешествие в джунглях
9. Состязание и приз
10. Станьте заклинателем змей
11. Свинец или золото
12. Теперь три в одном
13. Колесо и его ступица
14. Невидимая сладость
15. Тигр в кольце
16. Движущиеся храмы
17. Чудо любви
18. Книги как благословение
19. Берегите древнее древо
20. Трехколесный велосипед
21. Окна ума
22. Не спешите с выводами
23. Не наверху, а вокруг
24. Сырой фитиль
25. Путешествие к морю блаженства
26. Беспечальный сад
27. Пилигримы! Не мешкайте!
28. Правда и любовь
29. Добровольное служение
30. Бог, вечно близкий
31. Задайте нужный вопрос
32. Высший владыка
33. Прыжки на одной ноге
34. Повязка, снятая с глаз
35. Веки и зрачок
36. Смерть - приятное путешествие
37. Внутреннее я
38. Атом могущества
39. Верхняя и нижняя тяга
40. Одна четверть и три четверти
41. Рог и бивень
42. Потерянный ключ
43. Единица в единстве
44. Имя, неиссякаемый источник
45. Откровение
46. Обновленная махабхарата
47. Воспевайте сладостное имя
48. Мое послание
49. Путь мудрых
50. Зажгите светильники любви
51. Рождение энтузиазма
52. Пять матерей
53. Следы божественных стоп
54. Примите меня как колесничего
55. Станьте флейтой господа
56. Лиана и дерево
57. Умрите для пробуждения к новому дню
58. Преобразите каждую минуту
59. Философский камень
60. Что такое нищета?
61. Третья сила
62. Вылей чернила на бумагу
63. Вдохновение, а не подражание
64. Полон ядовитых зубов
65. Тот плюс и этот минус
66. Черпайте из общей сокровищницы
67. Сердце организации
68. Подари дарующему


38. АТОМ МОГУЩЕСТВА

Ум человека слишком заполнен мирским; его желудок требует слишком много времени и энергии. Его желания и нужды множатся слишком быстро, чтобы он успевал удовлетворять их; его мечты слишком далеки от исполнения; они ведут к ложным победам и сомнительным авантюрам. Поглощенный исследованием материального мира, человек утратил чувство греха, мягкость и возвышенность. При такой расстановке ценностей истина превратилась просто в одно из слов в словаре. Сострадание сведено до бессмысленной пародии. Скромность, терпение, почтительность так же недееспособны, как погасший фонарь вдалеке.

Единственная опора человека в этой ужасной тьме это Имя Бога. Это плот, который перенесет его через бушующее море, почерневшее от страха и ненависти, вздыбленное ужасом и тревогой.

Люди восхищаются невиданным прогрессом науки. Но этот прогресс ведет от страха к еще большему страху, от разрушения к еще большему разрушению. В доисторические времена люди убивали друг друга с помощью луков и стрел; теперь же они истребляют целые нации с помощью атомных бомб; и это превозносится как выдающийся прогресс! Ученый не может приостановить рост зависти и ненависти в человеческом сердце; он может только ковать оружие, которого они требуют и которое усиливает их смертоносную силу. В результате открытий ученых люди живут в постоянном страхе внезапного уничтожения; ибо в любой момент шквал ненависти может обрушить бомбы на их дома. Наука лишила человека уверенности в своих силах. Он не доверяет даже самому себе. Он боится себя, ибо достаточно малейшего предлога, чтобы он превратился в дикого злобного зверя.

Вы должны быть благодарны, что по крайней мере здесь вы можете обратиться к своей внутренней природе и настроиться на те пути и средства, которые направят вашу судьбу в русло любви и удовлетворенности. Идеалы Санатана дхармы (вечной дхармы), призванные обеспечить отдельному человеку и обществу мирную жизнь, не утратили своего значения в наши дни, и основанные на них правила так же полезны сегодня, как и во времена появления Шастр. Их ценность неоспорима, неизменна. Не воображайте, что вы индус только потому, что родились в Индии. Вы слишком скованы кастовыми предрассудками, формальностями ритуалов, премудростями астрологии, чтобы охватить свою внутреннюю сущность. Вы не осознаете скрытой внутри вас божественной искры и не пытаетесь раздуть из нее яркий огонь божественного великолепия, в котором ваше любимое "я" сгорит дотла. Об этой искре говорит вам Санатана дхарма, она учит, как беречь ее и высечь из нее огонь. Если вы пренебрегаете этой дхармой и позволяете науке соблазнять себя, значит, вы относитесь непочтительно к своей стране и отрекаетесь от нее.

Духовные искатели из-за океана прокладывают путь в эту страну, привлеченные ее древними уроками, указывающими способы обретения внутреннего покоя и света. Они предчувствуют катастрофу, грозящую их собственным странам. Они убедились в важности многих практик, которые вас заставили считать простым суеверием. Они открывают вам глаза на ценности, которые вы отрицаете, ибо даже шапочное знакомство с наукой вселило в вас дух высокомерия. Они обнаружили, что сила мантры способна преобразить природу, что чтение Вед может вселить гармонию, что искаженное произнесение мантр может иметь губительные последствия.

Имя Бога, в ореоле своей славы и могущества, может освободить ум от страстей и эмоций и сделать его чистым и безмятежным. Но когда Имя произносится без концентрации и благоговения, оно не способно очистить ум. Порочность и злоба останутся в нем. Герои-ракшасы - Равана, Кумбакарна и другие предавались тапасу (аскезе) и добились, что Бог явился перед ними. Но хотя Он исполнил их заветные желания, они не сошли с пути греха. Мы ценим коров, так как они дают молоко. Мы ценим людей за их характер, за их дружеское и сочувственное отношение, за их готовность и способность помочь, защитить и спасти.

Истину о полной тождественности индивидуального и всеобщего возвещает нам само наше дыхание; с каждым вдохом и выдохом оно тихо напоминает: Со-хам: я есть Он. Бог - это самый близкий, самый нежный, самый надежный спутник. Но человек в своей слепоте пренебрегает Им и ищет другого общества. Бог присутствует всюду, всегда. Он - самый богатый и самый могущественный покровитель. И все-таки вы пренебрегаете Им. Господь здесь, близко - любящий, доступный, отзывчивый. Но многие отводят взор от этой великой возможности. Имя приблизит Его к вам. Но даже когда вы произносите Имя Того, Кто живет в вашем сердце, ваш ум заполнен мирским. Мир и его соблазны отвлекают вас и заглушают ответ Бога, откликнувшегося на зов.

Пока разум не "отмыт" от всех следов эго, он будет негодным проводником на духовном пути. Он непременно отыщет доводы в пользу приятной и удобной для вас точки зрения. Один торговец держал в саду злую собаку, охранявшую дом от злоумышленников. Однажды мимо сада шел прохожий, и собака, оскалив зубы, бросилась к нему. Не долго думая, он огрел ее по голове толстой палкой, служившей ему тростью. Собака взвыла от боли и приковыляла в дом. Хозяин был сильно разгневан; его не удовлетворили объяснения прохожего. Он притащил его в магистратуру и выдвинул обвинение в жестоком обращении с домашним животным. "Зачем он ударил ее по голове? Мог бы ударить по хвосту", - жаловался он. Странник возразил: "Но она же прыгнула на меня вперед головой, пытаясь укусить; если бы она собиралась укусить меня хвостом, разумеется, я бы ударил по хвосту". И его отпустили восвояси!

Не пытайтесь оправдать свои предубеждения и пристрастия при помощи благовидных доводов; это ведет к самообману, а не к самопознанию. От этого ваш эгоизм увеличится, а не уменьшится. Бог пребывает в каждом существе как линга - в тонкой форме. У анги (тела) имеется санга (связь с внешним и внутренним миром); в санге находится джангам (движущееся, вращающееся, изменяющееся начало), и как основа этого джангам - лингам. Слово линга состоит из двух слогов: "лин" и "га". "Лин" означает "то, во что все погружается"; "га" - "то, откуда все исходит". Линга - это символ всеобщего, в котором растворяется все частное и из которого все частное возникает. Линга - это Свасварупа - истинная форма Реальности. Рождение лингама - лингодбхава - это весть о пришествии аватара как защитника и вождя.

Если вы хотите, чтобы присутствие аватара возвысило вас и привело к освобождению, вы должны следить за каждым Его шагом, за всеми поступками и действиями, следовать ведущему принципу, который выражается в каждом мгновении Его жизни. Отмечайте Его любовь, Его сострадание, Его мудрость, старайтесь привнести их в свою собственную жизнь. Человек стал искусственным, извращенным, "вывернутым наизнанку". Он сошел с простого, естественного пути и превратил свой ум в чулан, забитый идеями, заботами, тревогами и страхами. Он вполне может жить без всего этого хлама с большей радостью для себя и других. Стоит ему вспомнить, что он - сокровищница с божественной искрой внутри, он станет гораздо полезнее и доброжелательнее. Бог воплощается ради возрождения дхармы (праведности), которая включает в себя правду, добродетель, любовь и целую плеяду других качеств, способных возвысить и все общество, и отдельного индивида. Все остальные задачи, обычно приписываемые аватару служение преданным, наказание грешников, восстановление священных традиций - вторичны. Ибо праведного будет хранить от беды сама праведность, а неправедного приведет к краху творимое им зло. Одна единственная задача вмещает в себя остальные.

Я выполню эту задачу, каковы бы ни были нарекания скептиков. Эти нарекания вполне естественны. Я не придаю им никакого значения, то же советую делать и вам. Чем выше гора, тем ниже долина. Ни хвала, ни хула нисколько не задевают Меня. Та незыблемая основа, на которой строится Моя работа - это ананда. Никто и никогда не сможет нарушить ее. Пандавы знали цену добра. Поэтому аватар Кришна был сердцем пяти братьев, Дхармараджа был головой, Арджуна - плечами, Бхима - животом, Накула и Сахадева - ногами. Это было единое живое тело, которое сражалось и выиграло битву между добром и злом на Курукшетре.

Посвятите свое сердце Богу; Бог станет единым с вами - сердцем вашего сердца. Не преувеличивайте значение создания и проявления линги; это проявление лишь атома Моего могущества. Во Мне, Кто может создавать миры и заполнять вселенную, есть вещи, более достойные восхищения - всеохватная любовь, знание дхармы, способность возрождать Веды, защищать добродетель и благословлять садхаков.

Не поддавайтесь заумным речам, казуистике и коварству, подрывающим веру. Один человек, держа в руке апельсин, другой дал маленькому сыну и попросил сосчитать, сколько всего апельсинов. Тот ответил: "Их три". Когда отец попросил объяснения, мальчик с дерзостью ответил, тыча пальцем в апельсины: "Один, два... ... один плюс два будет три". "Тогда, - ответил отец, - можешь съесть третий апельсин, а мне достанутся эти два", и тем самым положил конец самоуверенности юнца. Будьте прямыми, держитесь прямого пути, и вы достигнете цели.

Прашанти Нилаям
Махашиваратри
26 - 2 - 68