САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

Том VI

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1967-1968 гг.

 


Шестой том серии "САТЬЯ САИ ГОВОРИТ" включает в себя выступления Бхагавана Сатья Саи Бабы, записанные профессором Кастури в период с 1967 по 1968 г. В Своих беседах Саи Баба вновь утверждает идеалы Вечной Религии, призванные обеспечить каждому отдельному человеку и всему человеческому обществу мирную, счастливую жизнь. Живой голос Бхагавана помогает "осознать скрытую внутри каждого человека Божественнную искру и зажечь из нее яркий костер божественного великолепия, в котором ваше любимое "я" сгорит дотла".


Содержание

1. Молоко и вода
2. Не лока, а локеша
3. Ангам и лингам
4. Ни зеркала, ни отражения
5. Умирающие оплакивают умерших
6. Разрушительный потоп
7. Сатья Саи сева
8. Путешествие в джунглях
9. Состязание и приз
10. Станьте заклинателем змей
11. Свинец или золото
12. Теперь три в одном
13. Колесо и его ступица
14. Невидимая сладость
15. Тигр в кольце
16. Движущиеся храмы
17. Чудо любви
18. Книги как благословение
19. Берегите древнее древо
20. Трехколесный велосипед
21. Окна ума
22. Не спешите с выводами
23. Не наверху, а вокруг
24. Сырой фитиль
25. Путешествие к морю блаженства
26. Беспечальный сад
27. Пилигримы! Не мешкайте!
28. Правда и любовь
29. Добровольное служение
30. Бог, вечно близкий
31. Задайте нужный вопрос
32. Высший владыка
33. Прыжки на одной ноге
34. Повязка, снятая с глаз
35. Веки и зрачок
36. Смерть - приятное путешествие
37. Внутреннее я
38. Атом могущества
39. Верхняя и нижняя тяга
40. Одна четверть и три четверти
41. Рог и бивень
42. Потерянный ключ
43. Единица в единстве
44. Имя, неиссякаемый источник
45. Откровение
46. Обновленная махабхарата
47. Воспевайте сладостное имя
48. Мое послание
49. Путь мудрых
50. Зажгите светильники любви
51. Рождение энтузиазма
52. Пять матерей
53. Следы божественных стоп
54. Примите меня как колесничего
55. Станьте флейтой господа
56. Лиана и дерево
57. Умрите для пробуждения к новому дню
58. Преобразите каждую минуту
59. Философский камень
60. Что такое нищета?
61. Третья сила
62. Вылей чернила на бумагу
63. Вдохновение, а не подражание
64. Полон ядовитых зубов
65. Тот плюс и этот минус
66. Черпайте из общей сокровищницы
67. Сердце организации
68. Подари дарующему


46. ОБНОВЛЕННАЯ МАХАБХАРАТА

Санатана дхарма (вечная дхарма) индуизма подобна Гималаям - она высока, державна, богата, дает защиту, покой и утешение. Почему же люди стремятся к вулканам, что изрыгают огонь и дым и выносят на поверхность лаву порочных страстей? Очистительная сила дхармы подобна водам Ганги, где не может выжить ни один вредоносный микроб; зачем же искать морскую воду, которая не утоляет, а только усиливает жажду? Чуждые культуры не подходят народам этой земли, которые веками росли в ее атмосфере; самая лучшая для них - эта культура; она подходит всем людям независимо от условий и стадий жизни; она универсальна и вовеки жива.

Различия в истории, климате, ландшафте, способах земледелия приводят к тому, что некоторые добродетели ценятся больше, чем другие, или некоторые запреты считаются более строгими, чем другие. Но общая цель мудрецов и святых всей Земли - вести человека к Богу и предостерегать его от падения на уровень животного. Человек должен придти к спокойствию и прочно укрепиться в истине и любви. Тогда его сердце, как зеркало, сможет отражать Бога внутри. Когда проложенная давным-давно дорога, ведущая человека вверх, так зарастает терновником, что становится неразличимой, Сам Господь принимает человеческую форму и расчищает ее.

Дхарма-стапана (так называется это восстановление) состоит из двух действий: устранения зла и утверждения добра (праведности). В настоящее время единственное средство, которое может привести оба эти процесса к успеху это намасмарана. Дхарма способна дать человеку все, что он пожелает, в этом мире и в ином. Дхарма - это Камадхену, Небесная Корова, исполняющая все желания. Взяв Наму (имя Бога) как веревку, вы можете привязать ее к столбу - языку; тогда вы получите от Кама-дхену все то хорошее, о чем вы мечтаете. Она останется в "стойле" вашего сердца. Начинать намасмарану лучше не в одиночестве. Когда вы одни, серьезному настрою помешают посторонние мысли. В одной травинке мало силы, но свяжите множество травинок в веревку, и вы сможете привязать к дереву непослушного слона! Необузданный ум можно связать верой, которая укрепляется в доброй компании.

Арджуна жаловался Кришне на дикость ума; он сказал, что ум постоянно скачет с объекта на объект (чанчала), полон опасных наклонностей, так как превращает человека в раба чувств (прамади), не поддается контролю (балават) и его трудно уничтожить (драдхам). Но ум можно укротить и даже ликвидировать с помощью интенсивной медитации на имманентного Бога. Когда вы поднимитесь на эту ступень, беспокойство и зависть перестанут досаждать вам; узы "я" и "мое" порвутся, и с вами пребудет шанти (безмятежный покой). Ваши усилия должны быть пропорциональны величию поставленной цели, не так ли? Вы мечтаете о блаженстве, но цепляетесь за мелкие удовольствия и отказываетесь ставить на карту то многое, что требуется для этого.

Однажды один султан прослышал о Махабхарате, почитаемой индийцами как Пятая Веда; он поручил поэту-индусу, подданному царства, сочинить новую Махабхарату, где бы он, султан, был главным героем, отвоевавшим царство. Он пригрозил поэту суровым наказанием, если тот не закончит сочинение к заданному сроку. Поэт вынужден был согласиться. Он делал вид, что пишет поэму, и сообщил султану, что собирается изобразить его, как старшего из братьев-пандавов, а другими четырьмя братьями станут его визири. Он добавил, что в "новой" Махабхарате его противниками будут кауравы. Султан очень обрадовался и стал с нетерпением ждать, когда же наконец сможет прочесть эпос с начала до конца. Поэт, однако, медлил с завершением, и когда султан призвал его к ответу, сказал: "Ваше Величество! Я хотел бы прояснить одну маленькую деталь; из-за нее у Меня постоянно возникают проблемы. Дело в том, что царица в моем сочинении - копия супруги старшего из пандавов; так и должно быть, поскольку ты - старший из пяти братьев-героев. Но в подлинной Махабхарате она - жена всех братьев. В моей поэме эти братья - твои визири. Так вот, описывать мне царицу, как твою общую с визирями жену, или ... Султан не пожелал слушать дальше; он выбросил из головы всю затею и отослал поэта восвояси.

Если вы жаждете дойти до конца пути, вы должны быть готовы ко всем препятствиям, ко всем трудностям; в противном случае лучше не искушать себя напрасными мечтами. Пять братьев - это пять пран (жизненных токов) в человеческом теле, и все они составляют единое целое, а Драупади, рожденная из Огня, - энергия, активизирующая тело. Когда об этом забывают и читают эпос, как историю о царях, царицах и войнах между династиями, ее смысл ускользает.

Каждый член Организации Сатья Саи должен быть садхакой, вовлеченным в практику преодоления высокомерия и жадности, чувств "я" и "мое" (мамакарам и абхиманам). Наиболее ревностно должны предаваться ей президент, вице-президент и секретарь, чтобы быть примером для других. Эти должности не следует рассматривать как возможность проявить власть или как "награду" за преданность. Их нужно принимать со смирением и нести с любовью ко всем членам Организации и всему окружающему народу. Любите всех, уважайте всех, служите всем. Но не считайте при этом, что все имеют равные права, долги и обязанности. Вы не считаете всех коров одинаковыми и не приобретаете их дюжинами. Одна может быть яловой, другая требует больше корма, третья может давать мало молока, четвертая - оказаться слишком молодой, пятая - дряхлой, поэтому вам нужно выбрать и решить, какую купить. Как бывают разные автомобили, так и все люди разные. Дхарма, или правила поведения, для каждого должна быть своя, ибо она определяется такими непостоянными факторами, как возраст, пол, профессия, положение в обществе, авторитет, образование; нужно учитывать, является ли человек учителем или учеником, хозяином или слугой, ребенком или подростком, отцом или сыном, зависимым или свободным. Но основные принципы дхармы - это сатья, према, сахана и ахимса - правда, любовь, сила духа и ненасилие. Различные правила, писаные и неписаные, лишь развивают в деталях эти главные принципы.

В последнее время все чаще критикуют варна-ашрама дхарму (правила поведения, установленные в прошлом для четырех каст и четырех стадий жизни). Здесь требуется созидательный подход, но те, кто пытается самовольно внести свои изменения, не знают Шастр, где изложена эта дхарма, и сами не применяли эти правила в жизни. Язык Шастр и священных текстов Санатаны дхармы - санскрит, поэтому Организации Сатья Саи должны обеспечивать условия для изучения санскрита - как взрослыми, так и детьми. Это одна из самых первых задач, которую им нужно решить. Беда в том, что сами пандиты, носители знания санскрита, не учат ему своих детей, хотя и требуют все большей оценки собственной учености. В результате этого убийственного пренебрежения изучающих санскрит с каждым днем становится все меньше и меньше. Вся атмосфера отравлена лицемерием и неискренностью. Никто открыто не объявляет о своих убеждениях и не действует согласно им. Пандиты превозносят древние тексты, но не делают самых элементарных шагов к тому, чтобы они сохранялись и изучались. Стоя на трибуне, лидеры всячески хулят засилье английского, но отдают своих детей в школы, где на этом языке преподаются все предметы! Такое лицемерие недопустимо для члена Организации Сатья Саи. Они должны искренне делать то, что проповедают. Это и есть дхарма.

Мы можем выделить четыре типа людей. Наивысший из них - те, кто так хороши сами, что не ощущают ни малейшей склонности искать изъяны в других, и поэтому видят во всех только хорошее и доброе. Промежуточный тип: те, кто считают хорошее хорошим, а плохое плохим. Более низкий: те, кто признают только плохое и сторонятся хорошего; и, наконец, самый низкий и самый худший: те, кто считают хорошим только плохое и навязывают свое мнение другим. Избегайте людей последних двух типов... и стремитесь примкнуть ко второму и первому. Все правила и дисциплины, которых эта конференция рекомендует вам придерживаться в вашей работе, призваны помочь вам в этом духовном усилии. Все они - для вашей пользы, а не для того, чтобы поднять Мой авторитет. Что касается Меня, то Я обязываю вас только одним правилом - Правилом Любви. Эта любовь вдохновит, научит, успокоит и утешит вас.

Всемирная Конференция Организаций Добровольного Служения Бхагавану Шри Сатья Саи
Бомбей
18 - 5 - 68 (Утро)