САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

том II

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1960-1962 гг.


Содержание


1.   ОСНОВАНИЕ ВИДЬИ
2.   ЩЕЛЧОК ФОТОКАМЕРЫ
3.   ОПАСНОСТЬ СОМНЕНИЙ
4.   САИ КАК ХРУДАЯ-СТХАИ
5.   ВЕРЬ В СЕБЯ!
6.   ПОДЛИННЫЙ ПАНЧАНГАМ
7.   ШАГИ ПО ПУТИ САДХАНЫ
8.   РАМАЯНА ВАШИХ СЕРДЕЦ
9.   НАЧИНАЙТЕ САТСАНГ
10. ИМЯ НАРАЯНЫ
11. СОВЕРШЕННЫЙ УЧЕНИК
12. С ПРАТЬЯКШЕЙ - К ПАРОКШЕ
13. ПУСТЬ ЗАСИЯЕТ АНТАХКАРАНА!
14. БУДЬТЕ БЛАГОДАРНЫ ДОКТОРАМ!
15. МИТХИ И ГАТХИ
16. ШИВА САНКАЛЬПА
17. ИСПЫТАЙТЕ ЭКАТВАМ!
18. САРВАТА ПАНИ ПАДА
19. ВИДЕНЬЕ ПУРУШИ
20. АТМА, ЗОВУЩАЯ ПАРАМАТМУ
21. АДХАРА И АДХЕЙЯ

22. АЗБУКА ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
23. СУДЬБА - НЕ ЖЕЛЕЗНАЯ КЛЕТКА!
24. ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ ЧЕЛОВЕКА
25. ПОИСКИ СПОКОЙСТВИЯ
26. ГЛАЗА, А НЕ ПОЛУГОДИЕ (НАЯНА, А НЕ АЯНА)
27. ИЗНАЧАЛЬНО ПРИСУЩЕЕ ВАМ
28. ПРОВОДИТЕ ВСЕ СВОИ ДНИ С ШИВОЙ!
29. ВСТРЕЧАЙТЕ ИСПЫТАНИЯ С РАДОСТЬЮ!
30. ВБЛИЗИ И ВДАЛИ
31. СЛОМАННЫЙ ЛУК
32. ВНУТРЕННИЙ РОСТ
33. ПРЕВЗОЙДИТЕ ТРИЕДИНСТВО (ТРИПУТИ)!
34. ДРАГОЦЕННЕЙШЕЕ СОКРОВИЩЕ
35. ЧТО ДХАРМА И ЧТО НЕ ДХАРМА?
36. БРАМИН
37. ПУРНААХУТИ
38. ОТКРОЙТЕ ГЛАЗА!
39. ПЛАНИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
40. ЕДВА ЗАМЕТНЫЙ СЛЕД ЭГО
41. РОСТКИ ВЕРЫ
42. ПЕЧАЛИ И БОГ

ГЛОССАРИЙ


14. БУДЬТЕ БЛАГОДАРНЫ ДОКТОРАМ

Я приезжаю в ваш город в течение вот уже двадцати лет, но впервые Я обращаюсь к аудитории, состоящей из местных жителей. Время, необходимость и действие должны были когда-то совпасть, и сегодня, наконец, это произошло. Этот праздник, Гуру Пурнима, обеспечил все три компонента и собрал воедино в этом море народа воды из многих областей по многочисленным каналам и протокам. Город Майсур прославлен своей любовью к музыке, скульптуре и другим видам искусства. Но есть искусство еще более утонченное: Искусство Бытия. Много людей, преуспевших в других областях, не достигли в этом удачи. Такой человек живет несчастливо, без тени радости или довольства, или покоя. Он знает лишь боль, и другим причиняет только ее.

Майсор также прославлен своим ароматом сандала. Это прекрасно! Но Я бы хотел, чтобы его аромат исходил также от ваших чувств, мыслей и дел, а не только от великолепных деревьев, растущих в лесу. Тогда эта слава станет вашей по праву! Если чувство прекрасного и ощущение гармонии не украшают собой повседневную жизнь мужчин, женщин и детей, то их жизнь — пустая порода, обуза и хаос.

Человек должен поднять себя с животного уровня собственной садханой. Есть три типа людей: пасави — животный тип, сахаджа — человеческий и дивья — божественный. Человек эволюционировал из камня, пройдя состояния растения и дерева, червя и насекомого, птицы и млекопитающего; все же иные увязли на прежних стадиях, хоть и носят человеческое обличье. Главный священнослужитель Джатти сказал, что вы — как скалы, твердые и неотесанные, и что только бхакти сделает вас гладкими и обкатанными. Что делает скульптор, найдя подходящую глыбу? Он рисует в уме прекрасную статую Бога, которая спит до поры в этом камне. Им овладевает идея освободить эту фигуру из плена грубого камня. Резцом он удаляет излишки — и, постепенно, высвобождает всю статую. Глыба терпит всю боль от резца, чтобы стать Образом Бога! Так и вы — преодолейте все ваши ограничения и помехи, которые отбрасывают вас назад, держа в состоянии камня — и станьте бхактой (преданным) и парамахамсой (аскетом высочайшего класса), и даже больше того — параматмой (Высшей, освобожденной Душой)!

Мир стал огромной больницей, а человечество в нем — лежачий больной. Кто-то корчится в муках зависти, иные раздуты гордыней; тот потерял сон от ненависти или ослеп от скупости; кого-то сразил его собственный эгоизм... У каждого из людей какая-нибудь болезнь. В этот праздник Гурупурнимы, вы должны благодарить докторов, которые ставят диагноз и прописывают вам лекарства, а также медсестер, возвращающих вам здоровье. Если бы вы наконец-то решились следовать курсу лечения и режиму, предписанным вам! Мало выучить наизусть весь рецепт или три раза в день читать надписи на этикетке, или даже ходить каждый день до порога больницы. Если вы будете восхвалять своего доктора или поклоняться ему — возможно, он и проникнется жалостью к вам; но избавиться от болезни можно лишь строгим приемом лекарств и диетой — как в пище, так и в привычках.

Говоря о докторах, Я должен отметить, что те из них, кто стремится опустошить кошелек пациента или перехватить его у коллеги, опасны для общества. Доктор, не уважающий всех остальных докторов, или навязывающий свои "патентованные средства" во вред пациенту, ведомый своими пристрастиями, капризами и предрассудками, или считающий, что человека нужно лечить соответственно его касте, также опасен. В наши дни встречаются гуру и доктора, опустившиеся до борьбы за пациентов и их кошельки, и до неприкрытой торговли "патентованными средствами" — как собственными, так и заимствованными у других.

Сегодня Шиваратри — тот день, когда человечество отдает дань почтения высшему из духовных целителей — Вьясе. Он был величайшим доктором духа; он свел воедино все Веды, составил Пураны и Махабхарату, и дал человечеству Бхагавату. Он — изначальный Гуру для всех, идущих по Божьей стезе. Он посеял семя набожности, взращивая его с помощью Шрути, Смрити, Шастр и Махабхараты. Он дал человечеству Гиту и Брама-сутры, идею Вневременной Атмы и историю Божественной Лилы (игры) - тайну этого переменчивого Мироздания. Он жил примерно за 3800 лет до Рождества Христова, и был внуком мудреца Васиштхи, сыном Парашары Муни и отцом величайшей жемчужины среди мудрецов (риши) — Шуки. История его жизни — непрерывная цепь чудес, Божественная Сага. Он прибыл от Васудевы, возвестил для всех об Игре Васудевы, и, наконец, слился с Самим Васудевой. Он утвердил начало эры Намапараяны (повторении и обсуждении Имени Господа) и всех наделил сладостью Имени Господа, призывающего Его Образ и Благодать.

Вьяса первым раскрыл человечеству тайну, как сделать ум (манас) прозрачным и преисполненным прохладных лучей, подобно луне в ночь полнолуния. Вот почему праздник Пурнима посвящен как ему, так и всем прочим Гуру. В наше время ни один астика (верующий) не должен удовлетворяться только участием в празднике или лекции. Он должен взращивать намабиджу (семя Имени Господа) на подготовленной почве своего сердца, лишенной шипов эгоизма; поливать ее водами премы (любви), ограждать ее нежный побег своей шраддхой (верой) и питать смараной (памятованием Имени). И только тогда с подросшего древа мантр (священных звуков) срывать плод блаженства и вкушать его сладость!

Кто-то кичится своим состоянием в банке — но не оказывайте ему кредит доверия больше, чем заработано им самим! Не растрачивайте попусту время, отпущенное вам; предлагайте его Кешаве — Каласварупе (Владыке времени). Знайте, что пробуждение ото сна — всего лишь рождение, а засыпание — смерть. Пробуждаясь, молитесь и благодарите за каждое утро своей жизни: "Господи, я вновь рожден из утробы сна! Я твердо намерен нести все тяготы этого дня, чтобы сложить их к Твоим стопам, как приношение Тебе, и Ты — всегда перед моим внутренним взором. Сделай же мои слова, мысли и поступки чистыми и святыми! Пусть я не стану причиной ничьих страданий, и пусть никто не причиняет боли также и мне! Направляй и веди меня весь этот день!" И, входя в обитель сна, каждой ночью молитесь: "О Господи, трудности этого дня, отданные мною Тебе этим утром, наконец позади. Это Ты помогал мне ходить и говорить, мыслить и действовать; поэтому я слагаю к Твоим Стопам все мои слова, дела и поступки. Я выполнил свою задачу. Прими меня — я возвращаюсь к Тебе!". Пусть эти две молитвы станут для вас ежедневными! Лучшее, что вы можете сделать — это принять свое Высшее "Я" как источник Света и Гуру. Ваш внутренний интеллект, внутренний гуру, откроет вам Истину. Молитвенное отношение до такой степени "воспитает" ваши импульсы, что внутренний интеллект сможет полностью развернуться.

Начните с взращивания Любви. Я вижу, что обитатели Карнатаки обладают великой верой и преданностью; у них простые привычки и образ мышления. Не давайте им разрушаться; взращивайте их с любовью! Главный священник сказал, что мы все — дети Божьи. Вернее сказать, все мы — актеры в драме, разыгрываемой Им; куклы, танцующие и послушные Его перстам! Роль, которую вы получили — роль офицера, солдата, крестьянина, нищего или клерка. Играйте ее хорошо, чтобы вся пьеса имела успех! Делайте всё в духе служения, будто в каждый момент вы действуете, говорите и даже чувствуете согласно полученной вами команде.

Чтобы настроиться на этот дух преданности, Бхакти Сутры (афоризмы о преданности) предписывают нам Девять троп. Легчайшая и наиболее выгодная из них — это смарана: жизнь, проживаемая в постоянном памятовании Господа.

Кусок железа утонет в воде; но сделайте из него корпус лодки, и она поплывет по волнам и даже будет способна выдержать груз. Так и человеческий разум немедленно тонет в море сигналов органов чувств; но сделайте его полым, выковав его с помощью Имени Господа — и он проплывет безопасно по морю тревог. Не уподобляйтесь грамофонным пластинкам, воспроизводящим чужую песню — им недоступен восторг подлинной музыки. Пойте о том, что испытали на собственном опыте, превознося Славу Господа и Его Милость!

Если вы достигаете Милости Господа, то даже веления судьбы будут одолены. На флаконах с лекарствами иногда отмечена конечная дата употребления. Конечно, само лекарство и после того останется в этой бутылочке, но перестанет быть действенным. Так и Милость Господа может лишить воздействия веления судьбы.

Гуру — это тот, кто указывает вам тропу достижения этой Милости. Такому Гуру и посвящен этот праздничный день.

Гуру-пурнима, Майсур, 27.07.1961 г.