Вы на странице: Scriptures.ruСатья СаиКниги

САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

том II

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1960-1962 гг.


Содержание


1.   ОСНОВАНИЕ ВИДЬИ
2.   ЩЕЛЧОК ФОТОКАМЕРЫ
3.   ОПАСНОСТЬ СОМНЕНИЙ
4.   САИ КАК ХРУДАЯ-СТХАИ
5.   ВЕРЬ В СЕБЯ!
6.   ПОДЛИННЫЙ ПАНЧАНГАМ
7.   ШАГИ ПО ПУТИ САДХАНЫ
8.   РАМАЯНА ВАШИХ СЕРДЕЦ
9.   НАЧИНАЙТЕ САТСАНГ
10. ИМЯ НАРАЯНЫ
11. СОВЕРШЕННЫЙ УЧЕНИК
12. С ПРАТЬЯКШЕЙ - К ПАРОКШЕ
13. ПУСТЬ ЗАСИЯЕТ АНТАХКАРАНА!
14. БУДЬТЕ БЛАГОДАРНЫ ДОКТОРАМ!
15. МИТХИ И ГАТХИ
16. ШИВА САНКАЛЬПА
17. ИСПЫТАЙТЕ ЭКАТВАМ!
18. САРВАТА ПАНИ ПАДА
19. ВИДЕНЬЕ ПУРУШИ
20. АТМА, ЗОВУЩАЯ ПАРАМАТМУ
21. АДХАРА И АДХЕЙЯ

22. АЗБУКА ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
23. СУДЬБА - НЕ ЖЕЛЕЗНАЯ КЛЕТКА!
24. ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ ЧЕЛОВЕКА
25. ПОИСКИ СПОКОЙСТВИЯ
26. ГЛАЗА, А НЕ ПОЛУГОДИЕ (НАЯНА, А НЕ АЯНА)
27. ИЗНАЧАЛЬНО ПРИСУЩЕЕ ВАМ
28. ПРОВОДИТЕ ВСЕ СВОИ ДНИ С ШИВОЙ!
29. ВСТРЕЧАЙТЕ ИСПЫТАНИЯ С РАДОСТЬЮ!
30. ВБЛИЗИ И ВДАЛИ
31. СЛОМАННЫЙ ЛУК
32. ВНУТРЕННИЙ РОСТ
33. ПРЕВЗОЙДИТЕ ТРИЕДИНСТВО (ТРИПУТИ)!
34. ДРАГОЦЕННЕЙШЕЕ СОКРОВИЩЕ
35. ЧТО ДХАРМА И ЧТО НЕ ДХАРМА?
36. БРАМИН
37. ПУРНААХУТИ
38. ОТКРОЙТЕ ГЛАЗА!
39. ПЛАНИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
40. ЕДВА ЗАМЕТНЫЙ СЛЕД ЭГО
41. РОСТКИ ВЕРЫ
42. ПЕЧАЛИ И БОГ

ГЛОССАРИЙ


19. ВИДЕНЬЕ ПУРУШИ

Я знаю, как вам наскучили эти собрания каждый вечер без перерыва. Нелегко слушать рассуждения на духовные темы и бесконечные уточнения дисциплинарных правил. Вы говорите, что приходите в Прашанти Нилаям ради покоя и мира, но вынуждены терпеть долгие речи и утомительное сидение. Позвольте вас уверить, что беседы этих великих ученых полезны для вас. Благословенны рассказчики, но благословенны и слушающие их. На самом деле, слушатели — даже больше, ибо они следуют этим урокам, тогда как сами учителя — не всегда.

Некогда жил один весьма дисциплинированный пандит, который неизменно придерживался строгого расписания. Он пробуждался от сна в ранний час, читал Пранаву (изначальный звук ОМ), и, после омовений, ровно в 7 утра выпивал свою обычную чашку молока.

Но однажды молочница опоздала. Она жила на другом берегу и каждое утро ей приходилось переправляться на лодке. Перевозчик причаливал лодку с молочницей и ее молоком то несколько раньше, то позже, к великой досаде пандита. Однажды он потерял терпение и отчитал ее за опоздание: "К чему тебе зависеть от этой отвратительной лодки? Разве ты не знаешь, что, повторяя имя Рамы, ты без вреда для себя перейдешь вброд эту реку? Рама позаботится, чтобы ты не утонула!" Следующим утром молочница, воспевая имя Рамы, пересекла эту быструю реку. Да, ее вера дала ей достаточно сил. Она не стала ждать, пока ее переправят. Пандит был изумлен, потому что сам не верил, что Раманама сотворит подобное чудо!

Бхакта, отрешившись от своей самости и отделенности, должен слиться в одно целое с Идеалом, какая может быть индивидуальность у слуги? Никакой, даже следа ее не должно быть. Его Господин — это Всё.

Если вы посмотрите на солнце хотя бы мгновенье, а затем оглянетесь вокруг, вы будете видеть темное пятно, не дающее вам распознать окружающие предметы. Так, достигнув видения Пуруши (Бога), более лучезарного, чем тысяча солнц, вы не сможете распознавать многоликость, именуемую Пракрити (природой). Вы увидите мир черным и ограниченным, и вы действительно больше не сможете распознавать окружающий мир или иметь дело с разнообразием, если хоть однажды увидите основополагающее Единство.

Возьмем, к примеру, кинотеатр. Когда идет фильм, то вы видите не экран, а только сюжет кинофильма. Но стоит фильму закончиться, как перед вами опять просто экран, который более не несет никакой информации: ни голоса, ни имени, ни формы, ни цвета. Это — Брахман. Свернутая веревка во тьме кажется вам змеей; так и экран незаметен для вас, потому что вы смотрите фильм. Брахмам — это Истина (Сатьям), а Джагат (Вселенная) — Брахмам. То — Сат (сущее), а это — Чит (Высшее сознание). Понимание их и взаимодействие с ними обоими — это Блаженство, Анандам. Меня однажды спросили: как понять эти два внешне противоположных утверждения: "Брахмам Сатьям Джагадмитья" и "Сарвам Вишнумайям Джагат"? — "Брахман есть Истина, а мир есть ложь" и "Мир наполнен Вишну". Вот Мой ответ:

Силы человека ограничены его опытом и знаниями. Сам он — всего лишь пинда (часть), тогда как Господь — его Анда (целое), сила, наполняющая собой вселенную. Лингам Анда-пинда — символ взаимоотношений Тела и Его конечностей, выражение связи Мадхавы и человека как Целого и Его частей.

Лингам Сада-Шива отображает собой всемилостивую Атму, которая выше любой дуальности аспектов и представлений, обитающую во всех существах и вездесущую. Она — вне времени; она — Сада (всегда), вечносущий Шива (благо дающий).

Джняна-Лингам — символ достижения джняны (духовной мудрости), когда срывается последний покров иллюзии "это". Даже чувства "я знаю" более нет; вы — просто Атма, чистая и цельная, неделимая и вечная. Теперь, наконец, ваше состояние соответствует Атма-Линге.

В каждом из вас скрыта огромная энергия, шакти, принадлежащая Атме. Некоторые умеют черпать из нее; другим только известно, что она тут; но есть и такие, кто не ведает, как до нее достучаться, или вовсе не знают о ней. Всему свое время — при соблюдении надлежащей духовной практики, садханы. Дитя вырастает и становится отцом, затем дедом и даже прадедом. Садхак восходит шаг за шагом, следуя наставлениям своего гуру.

Скажите своему наставнику: "Если ты можешь помочь мне, то сделай это! Если нет, то не подавай мне ложных надежд и не вводи в заблуждение. Признайся в своей некомпетентности! Тогда я буду искать другого учителя. Не притворяйся наставником, когда ты даже еще не ученик!" Засыпьте его вопросами, исследуйте всю его повседневную жизнь, проясните всё, в чем сомневаетесь — и только тогда начинайте растить свою веру в гуру, которая досталась вам так нелегко. Есть множество гуру, идущих на поводу у своих учеников и последователей, которые не позволяют им высказывать свое мнение по каким-то вопросам. Такие гуру действуют по указке "власть предержащих" или просто богатых людей. Истинный гуду должен быть как Сада-Шива-Лингам, полный блаженства, истекающего из его осознания Божественности.

Пока вы под властью авидьи (неведения), необучены и невежественны, вам не изведать Блаженства, оно недоступно вам. Вы всё еще связаны крепкой трехжильной веревкой. Черная нить этой веревки — тамас, красная — раджас и белая — саттва. Отвергните то, к чему вы привязаны, — и веревка спадет с вас сама. Так приведите свою жизнь в порядок, чтобы она не мешала проявлению вашей сокровенной природы! Точнее говоря, живите в постоянном сознании внутреннего родства со всеми людьми и со Вселенной. Делайте людям добро, любите природу, разговаривайте со всеми мягко и доброжелательно! Станьте как дети — свободными от зависти, алчности и вражды. И когда ваше эго уже переступит порог семейных и групповых интересов и с любовью обратится к тому, что выше этого, — значит, вы сделали первый шаг, чтобы перейти порог майи.

Кто пригубил этой радости, отныне жаждет только ее. Может ли дживи (индивидуальная сущность) удовольствоваться чем-то меньшим? Как можете вы воспринять Истину, утонув во лжи? Как может рыба почувствовать небо? Как могут нектар и яд, свет и ночь. Бог и дьявол объединиться?

Уддхава, прийдя к гопи, увидел, что Кришна без отдыха занят игрой их сердцами. Люди видели, как пастушки ищут в дорожной пыли следы Его Ног, чтобы им поклоняться! Радха была самой пылкой из Его поклонниц: она считала, что все на свете следы принадлежат Кришне, включая ее собственные! И действительно, есть ли что-нибудь в мире, что не было бы Им? Существует ли Форма, не принадлежащая Ему? Или Имя, на которое Он бы не отозвался? Уддхава воскликнул тогда: "Я уже не нуждаюсь в Нараяне; я счастлив видением Славы этих бхактов!" Против страхов и скорбей нашего времени также годен этот "рецепт": созерцайте Его — Шива-сварупу (форму Шивы) — во всем; и тогда всё, на что вы направляете взор, будет вас наполнять миром и радостью! Это — истина. Всё остальное — фантомы. Яма приносит иллюзии, но Шива виден, когда наступает рассвет.

Ахамкара, или эгоизм, — это майя (иллюзия). Как избавиться от него? Ваше поле вам кажется чистым, без зеленых росточков травы; вы гордитесь, что выпололи ее всю вместе с корнем. Но после дождя она снова появится на свет! Только Любовь способна убить корни вашего эго. Растите ее, поливайте и охраняйте, а затем наслаждайтесь плодами! Вырвите зависть, вражду и алчность из ваших сердец — они губительны для семян Любви.

Верьте — и вера подарит вам все, в чем вы нуждаетесь. Но стоит ли строить ее на песке? Чем глубже копаете вы песчаную почву, тем больше опасность, что стенки осыплются и погребут вашу веру под грузом сомнений и отрицаний. Вслушайтесь в зов изнутри и верьте, что он идет от Матхуры (обители Господа)!

Сам Господь порой нисходит на землю, чтобы дать вам возможность развить свою веру. Ради чего Кришна возвел холм Говардхану и повелел ему быть? Чтобы дать всем познать Свою Истину и Свою Природу, укоренить веру и вселить храбрость. Это — всего лишь знамение, как и каждое из Моих Деяний. Помните: нет задачи, которую Я не сумел бы исполнить, и нет тяжести, которая оказалась бы Мне не по силам! Вы верите в Раму и Кришну по той причине, что в книгах описана малая часть Их свершений, благодаря опыту садхаков, раскрывших для вас Их великое мастерство. Вы ведь не требуете прямых доказательств Божественности Рамы и Кришны, не так ли? Имейте же веру — и тогда у вас будет свидетельств в избытке! Примите духовную дисциплину воспевания Имени!

Зачем убивать свою жизнь на потребление пищи, обременяя собой эту землю? Вкушайте ее, но преобразуйте в благие дела, достойные мысли и нежную речь! Двигайтесь, не причиняя боли другим и не умножая их скорби! Не осуждайте себя за слабость, грехи, самодовольство, скверну, беззаконие и скупость. Осуждая себя, помните, что этим вы черните Меня, а Я есмь ваше сокровенное "Я". Живите-так, чтобы с каждым шагом быть все ближе и ближе ко Мне!

Прашанти Нилаям, 22.10.1961 г.