САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

том II

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1960-1962 гг.


Содержание


1.   ОСНОВАНИЕ ВИДЬИ
2.   ЩЕЛЧОК ФОТОКАМЕРЫ
3.   ОПАСНОСТЬ СОМНЕНИЙ
4.   САИ КАК ХРУДАЯ-СТХАИ
5.   ВЕРЬ В СЕБЯ!
6.   ПОДЛИННЫЙ ПАНЧАНГАМ
7.   ШАГИ ПО ПУТИ САДХАНЫ
8.   РАМАЯНА ВАШИХ СЕРДЕЦ
9.   НАЧИНАЙТЕ САТСАНГ
10. ИМЯ НАРАЯНЫ
11. СОВЕРШЕННЫЙ УЧЕНИК
12. С ПРАТЬЯКШЕЙ - К ПАРОКШЕ
13. ПУСТЬ ЗАСИЯЕТ АНТАХКАРАНА!
14. БУДЬТЕ БЛАГОДАРНЫ ДОКТОРАМ!
15. МИТХИ И ГАТХИ
16. ШИВА САНКАЛЬПА
17. ИСПЫТАЙТЕ ЭКАТВАМ!
18. САРВАТА ПАНИ ПАДА
19. ВИДЕНЬЕ ПУРУШИ
20. АТМА, ЗОВУЩАЯ ПАРАМАТМУ
21. АДХАРА И АДХЕЙЯ

22. АЗБУКА ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
23. СУДЬБА - НЕ ЖЕЛЕЗНАЯ КЛЕТКА!
24. ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ ЧЕЛОВЕКА
25. ПОИСКИ СПОКОЙСТВИЯ
26. ГЛАЗА, А НЕ ПОЛУГОДИЕ (НАЯНА, А НЕ АЯНА)
27. ИЗНАЧАЛЬНО ПРИСУЩЕЕ ВАМ
28. ПРОВОДИТЕ ВСЕ СВОИ ДНИ С ШИВОЙ!
29. ВСТРЕЧАЙТЕ ИСПЫТАНИЯ С РАДОСТЬЮ!
30. ВБЛИЗИ И ВДАЛИ
31. СЛОМАННЫЙ ЛУК
32. ВНУТРЕННИЙ РОСТ
33. ПРЕВЗОЙДИТЕ ТРИЕДИНСТВО (ТРИПУТИ)!
34. ДРАГОЦЕННЕЙШЕЕ СОКРОВИЩЕ
35. ЧТО ДХАРМА И ЧТО НЕ ДХАРМА?
36. БРАМИН
37. ПУРНААХУТИ
38. ОТКРОЙТЕ ГЛАЗА!
39. ПЛАНИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
40. ЕДВА ЗАМЕТНЫЙ СЛЕД ЭГО
41. РОСТКИ ВЕРЫ
42. ПЕЧАЛИ И БОГ

ГЛОССАРИЙ


23. СУДЬБА — НЕ ЖЕЛЕЗНАЯ КЛЕТКА!

Велури Шиварама Шастри — не только великий ученый, но он — также и садхака. Сегодня он явил вам суть учености и настоящего опыта в своей речи, посвященной Аватара-рахасье (таинству инкарнации). Но вопреки этому все же позвольте сказать, что таинство Аватары выше вашего понимания — выше понимания всех людей. Как могут подвластные майе судить о Том, Кто вне ее? Тело, буддхи, читта, манас, хрудайя (интеллект, разум, ум, сердце) — всё это майя (иллюзия), которая действует только посредством майи! Но исчезновение майи — вот факт, а не иллюзия. В алгебре символ "х" (икс) обозначает "искомое". Когда его значение найдено и уравнение решено — "икс" исчезает. Так и Бог — это Икс, значение которого вы должны найти!

Сказать, что Бог — первопричина всего, до известной степени верно; и все же — не запирайте Его в железную клетку без входа и выхода! Он наделил вас вивекой и вайрагьей (способностью к распознаванию и непривязанности), и вы должны использовать их, чтобы с чувством благоговейного трепета и изумления достигнуть Бога. Но, даже опутанные, вы не столь уж беспомощны. Корова, привязанная к столбу, все же щиплет траву — насколько ей позволяет веревка. Когда она съест всю траву, быть может, хозяин решит отвести ее на новое место. Так что паситесь спокойно, насколько пускает веревка, но не стремитесь ни вырвать свой столб, ни порвать ее, чтобы не повредить своей собственной шее!

На земле, принадлежащей вам, вы вольны либо выращивать хлеб, либо праздно сидеть, оставляя ее невозделанной. Вы сами — причина собственных возвышения или упадка. Все орудия — в ваших руках; вы можете постигнуть все ремесла. Вы можете разорвать узду и бежать; но если вы пресмыкаетесь в рабстве и унижении, кто может спасти вас? Не проклинайте судьбу, или широ-ликхитам (написанное на голове), за ваши злосчастья! Этот ликхитам сделан вами самими. Вы сдаете или не сдаете свои экзамены, и вас переводят в следующий класс или оставляют на второй год в зависимости от ваших успехов, не так ли? Точно так же, ваш статус в теперешней жизни определяется вашими действиями в предыдущих. Когда директор школы готовит вам характеристику, позволяющую устроиться на работу, он учитывает ваше поведение за все ваши школьные годы. Вы сами ответственны за ее содержание: если вы вели себя хорошо, то и отзыв о вас будет хорошим, и вы получите достойную вас работу; если нет, то вы не сможете претендовать на хорошее место. Вы сами пишете и стираете запись на своей голове — свою "планиду".

Около пятисот лет назад в Керале жил один святой по имени Билвамангала. Он взывал к Кришне, и Кришна всегда появлялся перед ним. Такова была его бхакти и его садхана. Один человек, страдавший хронической болью в желудке, услышал об этом и стал просить Билвамангалу узнать у Кришны, когда же наступит конец его страданию. Кришна ответил: "Не раньше, чем кончишь катиться". Несчастный истолковал это как "не раньше, чем кончишь кататься от боли". Он утратил всякую надежду, потому что ужасные приступы заставляли его буквально кататься от боли. Тогда он покинул Кералу и отправился на поиски более священного места и более святого человека, который извлек бы ему с небес более приятный ответ. Прощаясь, Билвамангала сказал ему, что эта мука проистекает из его прарабдхи — то есть является следствием его прошлых жизней, а слово "катиться" значит "катиться из жизни в жизнь".

На пути в Каши страдалец набрел на благотворительную столовую, которой руководила набожная женщина по имени Курурамма. Увидев его мучения, она с ним ласково заговорила. Он ей поведал о своей решимости утопиться в Ганге, ибо нет ему избавления от следствий его прошлых грехов. Курурамма назвала его за это глупцом! Она дала ему священную мантру, гопиджана-валлабхайя-наму, и велела повторять ее. Она пообещала, что Великое Имя дарует ему исцеление. Бедняга вспомнил об этой мантре во время очередного приступа и с изумлением обнаружил, что боль внезапно прошла! Да, прошла; он даже бил себя кулаками в живот — она не возвращалась!

Паломничество в Каши закончилось и, возвратившись в Кералу, он пал к ногам Билвамангалы. Святой стал расспрашивать его о болезни, сужденной ему до конца его дней, как результат прошлых жизней. Узнав, что болезнь испарилась, он стал выспрашивать Кришну: что значило слово "катиться"? Сам Билвамангала понимал его как "катиться от рождения к рождению, накапливая добро и зло", а бывший больной — как "кататься от боли". Но Кришна имел в виду совсем другое — "кататься по этому объективному миру, по этой Пракрити со всеми ее изменчивыми явлениями". Итак, когда человек живет во имя Бога и думает только о Нем, то он прекращает "кататься". Великое Имя и тяжкая цепь судьбы не могут сосуществовать! Прарабдха, карма прошлых жизней, тает и исчезает словно туман под солнцем при звуках намасмараны. Этот случай стал откровением даже для Билвамангалы.

Поразмыслите одну минуту: как человек забыл о своей Божественности? Как он впадает в иллюзию собственного ничтожества? И вам откроется, что это может произойти лишь в результате погони его ума за эфемерными радостями. В чем же лекарство? Отвечу единственным словом: "в поклонении". Все свои действия совершайте в духе служения. "Яд бхаавам тад бхавати" - "Вы становитесь тем, что вы чувствуете". Вы достигаете ощущения Божественности, только когда познаете вкус Божественной Любви. Вот зачем Аватар приходит на Землю — чтобы дать всем ощутить этот вкус и чтобы семя стремления к Господу дало росток в вашем сердце. Человек научился справляться с грудами информации, тогда как мудрость его плетется далеко позади! Ему еще предстоит раскрыть свои способности исследовать и развиваться в сферах вселенского и абсолютного.

Вивекананда во время своих странствий попал в один небольшой городок. Тучи важных персон, ученых, художников, философов, поэтов и людей искусства окружили его и подвергли бесконечным расспросам. Вивекананда был занят целый день одними ответами им! Некий Хариджан, все время стоявший в углу, наконец улучил момент и припал к его стопам. Вивекананда спросил его: "Зачем ты пришел?" Он отвечал: "Свами, вы, должно быть, проголодались. Можно мне принести вам молока? Или, если удастся добыть муки, вы сможете приготовить себе чапати, если вы не позволите мне испечь их для вас. Кажется, никто здесь не заботится о том, чтобы вы были сыты." Этот человек обладал божественным даром Любви. Она более плодоносна, чем все книжные знания, хранимые целыми библиотеками древних текстов.

Есть три типа людей: это — настики (неверующие), которые принимают падарту (мирские объекты) за ятартху (реальное) - считая, что вещи реальны сами в себе; астики, которые верят, что за всем, что они видят и ощущают, стоит некая Воля и поклоняются этой Воле. Они стараются изучить эту Волю, чтобы твердо ее придерживаться, а не идти против нее; есть астики, которые осознали, что объективный мир имеет не абсолютную, а лишь относительную ценность. Последние два типа людей не станут винить никого, даже Бога, в своих неудачах. Пока сын еще мал, он не вправе претендовать на долю родительского наследства. Так и вам, пока вы не достигнете зрелости в вашей садхане и не станете сами распоряжаться своей судьбой, придется страдать и бороться. И опять повторяю: пока вы все время твердите "я! я! я!" — вам придется быть в одиночестве, спотыкаться и падать. Но стоит вам только сказать: "не я, но Ты!" — и всё остальное приложится вам.

Что удалось завоевать людям в вековой борьбе? Они голодали и ели, засыпали и пробуждались, смеялись и плакали — но что это дало в результате им самим или миру? Ничего. Когда человечество протекает, как вода в песок, бессмысленно и бесцельно, — является Аватар, чтобы предостеречь людей и указать праведный путь. Единую задачу надлежит выполнить множеством разнообразных путей; в этом — Миссия Аватара. Велури Шиварама Шастри только что разъяснил вам закон инкарнации (Аватара татву), упомянутый в Шастрах. Позвольте сказать вам: только те, кто знает священные писания, могут познать Меня. Я намерен заняться вашим исправлением лишь после того, как предъявлю Мои полномочия. Вот почему Я время от времени даю проявиться Моей Природе посредством чудес — действий, выходящих за рамки способностей и понимания человека. Я совсем не горю желанием поразить вас Моим Могуществом. Но Моя цель — привлечь вас ко Мне, чтобы ваши сердца, как цементом, навеки скрепились с Моим.

Узнать Меня — это тоже грань вашей судьбы! В день праздника Вайкунтха Экадаси, когда Я раздавал амриту (нектар), некоторым людям, которые прибыли задолго до того и видели сотворение Мною амриты в русле реки, и сидели на своих местах в длинном ряду преданных, пришлось встать и уйти как раз тогда, когда Я приблизился к ним. Так они потеряли возможность — быть может, единственную в их жизни! Таковы их заслуги. Усвойте, как нечто непреложное, что каждый из вас должен спастись: вы должны выскользнуть из сети, когда предоставляется такая возможность! Я не предам вас, даже если вы станете Мною пренебрегать — не в Моих правилах отвергать даже тех, кто отрицает Меня. Я пришел ради всех вас! Заблудшие возвратятся ко Мне, не сомневайтесь. Я буду звать их обратно ко Мне! Я благословляю вас заслужить Видение Божественного в самой Моей Жизни, в самом этом Теле Моем.

Прашанти Нилаям, 24.11.1961 г.