САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

том II

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1960-1962 гг.


Содержание


1.   ОСНОВАНИЕ ВИДЬИ
2.   ЩЕЛЧОК ФОТОКАМЕРЫ
3.   ОПАСНОСТЬ СОМНЕНИЙ
4.   САИ КАК ХРУДАЯ-СТХАИ
5.   ВЕРЬ В СЕБЯ!
6.   ПОДЛИННЫЙ ПАНЧАНГАМ
7.   ШАГИ ПО ПУТИ САДХАНЫ
8.   РАМАЯНА ВАШИХ СЕРДЕЦ
9.   НАЧИНАЙТЕ САТСАНГ
10. ИМЯ НАРАЯНЫ
11. СОВЕРШЕННЫЙ УЧЕНИК
12. С ПРАТЬЯКШЕЙ - К ПАРОКШЕ
13. ПУСТЬ ЗАСИЯЕТ АНТАХКАРАНА!
14. БУДЬТЕ БЛАГОДАРНЫ ДОКТОРАМ!
15. МИТХИ И ГАТХИ
16. ШИВА САНКАЛЬПА
17. ИСПЫТАЙТЕ ЭКАТВАМ!
18. САРВАТА ПАНИ ПАДА
19. ВИДЕНЬЕ ПУРУШИ
20. АТМА, ЗОВУЩАЯ ПАРАМАТМУ
21. АДХАРА И АДХЕЙЯ

22. АЗБУКА ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
23. СУДЬБА - НЕ ЖЕЛЕЗНАЯ КЛЕТКА!
24. ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ ЧЕЛОВЕКА
25. ПОИСКИ СПОКОЙСТВИЯ
26. ГЛАЗА, А НЕ ПОЛУГОДИЕ (НАЯНА, А НЕ АЯНА)
27. ИЗНАЧАЛЬНО ПРИСУЩЕЕ ВАМ
28. ПРОВОДИТЕ ВСЕ СВОИ ДНИ С ШИВОЙ!
29. ВСТРЕЧАЙТЕ ИСПЫТАНИЯ С РАДОСТЬЮ!
30. ВБЛИЗИ И ВДАЛИ
31. СЛОМАННЫЙ ЛУК
32. ВНУТРЕННИЙ РОСТ
33. ПРЕВЗОЙДИТЕ ТРИЕДИНСТВО (ТРИПУТИ)!
34. ДРАГОЦЕННЕЙШЕЕ СОКРОВИЩЕ
35. ЧТО ДХАРМА И ЧТО НЕ ДХАРМА?
36. БРАМИН
37. ПУРНААХУТИ
38. ОТКРОЙТЕ ГЛАЗА!
39. ПЛАНИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
40. ЕДВА ЗАМЕТНЫЙ СЛЕД ЭГО
41. РОСТКИ ВЕРЫ
42. ПЕЧАЛИ И БОГ

ГЛОССАРИЙ


34. ДРАГОЦЕННЕЙШЕЕ СОКРОВИЩЕ

Любовь детей бескорыстна; они — непредвзятые наблюдатели. Они смотрят на действия взрослых и извлекают из них свои уроки — в домашнем кругу, намного раньше, чем идут в школу. Так что родителям следует очень внимательно отнестись к своему поведению как с детьми, так и между собой. Жил судья, часто ездивший в Ширди. Однажды он, оставив свою жену и ребенка с Бабой, вернулся домой на несколько дней. Уезжая, он сказал своему сыну: "Перед тобою — Сам Бог". Спустя несколько дней мать с ребенком отправились в Манмад, чтобы послушать катхака, который нараспев рассказывал Пураны. С самого начала выступления он стал порочить Бабу, называя его безумным и проходимцем. Ребенок не мог этого вытерпеть; он стал тянуть свою мать за сари и буквально заставил ее вернуться к Бабе.

На следующее утро, когда они подошли за благословением, Баба спросил их, отчего они возвратились так быстро. Они стали рассказывать, что произошло во время пения катхи. Мальчик много раз слышал, как люди звали Бабу Господом, и потому при воспоминании о грубых словах певца (катхака) он начал рыдать. Баба успокоил его такими словами: "Я — всего лишь простой человек. Прав тот катхак: Я — безумец, Я обманом отбираю у людей, что они считают ценным, а Я считаю бесполезным!" Пока они разговаривали, к ним подошел господин Патель, и рассказал, как Баба спас его сына от несчастного случая. Баба подтвердил: "Да, Я поймал его Своими четырьмя руками." Патель заплакал от благодарности, а мальчик воскликнул: "Ага, я говорил, что Ты — Бог! У Тебя четыре руки, как у Вишну!" Баба засмеялся и повел мальчика в дом, где наградил его видением Своего Четырехрукого Образа.

Тот мальчик остался в Ширди на 26 лет, и уехал лишь после того, как Баба ушел из этого мира. Он принял саньясу и стал мудрецом.

Ребенок должен быть рядом с матерью первые пять лет своей жизни. Многие дети даже не знают, что это такое — материнская Любовь. Мать не должна перекладывать свою ответственность за воспитание ребенка на кого-то еще, и позволять называть себя мамой, будто она — тряпичная кукла. В наши дни для детей богатых и "образованных" родителей все не так просто. Они лишены любви и заботы своих родителей. Их отдают на руки слугам и няням, и эти дети растут, перенимая их выражения, их образ мыслей и их привычки. Все это весьма нежелательно.

Когда ребенку исполняется пять лет, его воспитанием должен заняться отец. Только тогда его можно доверить гуру, который его познакомит с высшими ценностями семьи, местности, где он проживает, общины, страны и всего человечества. Учителя должны сознавать, какая честь выпала на их долю, и не забывать о своем долге. Есть учителя, которые норовят избежать своих обязанностей, не оправдывая надежд, которые общество возлагает на них. Они входят в класс, пишут что-нибудь на доске, говорят: "дети, тихо!" — и дремлют до конца урока в своем кресле! Вот почему дети не любят школу. В прежние времена учитель ходил по деревне с двумя дюжими учениками, и, находя в каком-нибудь доме прогульщика, они с позором вели его в школу, чтобы подвергнуть суровейшему наказанию.

Дети подобны некрашенной ткани: можно придать ей любой цвет, какой захотите! Нужно лишь погрузить их в необходимую краску. Но взрослые — как старая ткань, которую трудно прокрасить. Юным и нежным сердцам легко усвоить порядок и дисциплину. Для обучения хорошим привычкам и благородным манерам, возраст — не помеха. Даже самым маленьким детям нетрудно воспринять их.

Взрослые развивают в себе ложные чувства стыда и гордости, фальшивые и поверхностные. Они часто изобретают предлоги для оправдания своих действий и заблуждений. Дети еще не испорчены и потому верят всем; так же и взрослые должны платить им той же монетой! Юные сердца подобны граммофонным пластинкам: любая нота, пропетая вами, оставит на них свой след. Они с легкостью воспроизводят любой верный тон — конечно, если иголка остра. Игла — это Према (Любовь), и ей надлежит быть остро отточенной и направленной верно. Только тогда вам удастся услышать мелодию! Эта игла у взрослых уже затупилась, но дети наделены экагратхой (однонаправленным вниманием). Они бесстрашны, и только взрослые норовят заразить их своим страхом. Они правдивы; но старшие учат их лгать и лукавить. Их подстрекают подглядывать и разглашать, и пробуждают в них интерес к недостаткам других.

В речах взрослых не так уж легко отличить правду от лжи и обвинений. Только дети скажут вам все, что у них на уме. Им еще неизвестно то упоение успеха, что ожидает их за недальновидную "умность", — хотя именно честность и прямота в конечном итоге принесут им наибольшую "прибыль". Вот почему говорится, что нужно стать либо простым и прямодушным, как ребенок, либо мудрым и глубоко различающим, как великий ученый, чтобы стяжать Милость Господа.

Незаигранные пластинки, без царапин и трещин, вы можете слушать сколько хотите, ибо игла — экагратха — тупится не от этого; ведь ее стачивает не пластинка, а ее дефекты. Прахлада — великое подтверждение этим словам, ибо он был напрочь лишен эгоизма. Он всегда пребывал в совершенном, неомрачимом спокойствии. Что бы ни было с его физическим "одеянием" — он не ощущал неудобств. Его игла двигалась по пластинке, но музыки не было слышно — лишь Тишина.

Више и амрите (яду и нектару) не суждено объединиться; сат (вечное) может сливаться только с сотом (вечным). Пракрити — это Брахма-майя (природа, наполненная Высшей Реальностью), а Брахма — это Пракрити-майя (Высшая Реальность, наполненная природой)! Ткань — это "пряжа-майя", а пряжа — "ткань-майя". Одно бессмысленно без другого. Детство — ступень чистейшего сата, и если бы вы прожили жизнь столь же невинно, как Шука, то вам без труда удалось бы достичь слияния с Богом. Солнечные лучи всегда ждут вас за притворенной дверью, безмолвно и терпеливо. Откроется малая щелка — и лучик робко проникнет в нее! Откроете двери пошире — и солнце окутает вас теплотой и светом! Ум ребенка открыт; в нем нет ни закрытых дверей, ни причины для темноты или мрака. Вот почему их улыбки — как солнечный свет, проникающий в ваш заколоченный дом. Дхрува и Маркандея достигли Видения Бога и Освобождения не благодаря уловкам и тонкой стратегии, но потому, что преобразили свои умы посредством садханы в Божественные Инструменты Спасения.

Что вы ищете в жизни? Ананду, анукулу, аньону и анурагу — радость, взаимную гармонию, согласие и любовь. Начальник и подчиненный, хозяин и его слуга, муж и жена, родитель и его ребенок — для двух любых человек, взаимосвязанных в рамках общего долга, эти четыре качества необходимы... Так что рассеивайте семена этих качеств гармонии, пока ваши дети еще малы! Нет ничего лучше такого наследства; так вы обезопасите их от скорби, уныния и недовольства.

Я расскажу вам историю о том, как к Раме однажды пришла собака, вся в страшных побоях. Лакшмана был послан узнать, что с ней произошло. Оказалось, что брамин побил ее палкой за то, что она перебежала ему дорогу. Тогда Рама велел ей: "Назначь наказание этому брамину!" Собака ответила: "Пусть он сделается настоятелем храма!" Рама стал возражать: "Но это — награда, а не наказание!" Собака ответила: "Нет, я был им когда-то, но поскольку почти невозможно не утаить и не растратить какую-то часть Божьих денег, то он тоже вскоре родится собакой и будет побит". Помните: не только брамин и не только собака — но все вы живете Милостью Божьей, за Его счет, ибо что не Его? А чем платите вы за то, что пользуетесь Его собственностью? Вы ведь не можете просто растрачивать достояние Господа, сидя на месте! Дайте Ему взамен хотя бы физический труд, потому что тот, кто не работает, а только ест — просто вор. Господь не нуждается в чем-то от вас, но этот труд вернул бы вам уважение к себе, очистив ваше сердце. Так что учите своих детей ничего не брать даром. Пусть они упорным трудом зарабатывают, что хотят.

И еще: когда мальчики играют в крикет, футбол или теннис, то часто в стремлении к победе они допускают нелепые промахи. Даже если они попадают в ворота, гол может быть им не засчитан. Но в честной игре, вне духа соперничества и желания быть первыми любой ценой — несомненно, победа будет за ними! Как в скачках — пусть лошадь сама регулирует скорость, не соревнуясь ни с кем, в ином случае вас ждет неудача и даже падение. Это — урок и для молодежи: дух соревнования должен быть чистым, не выходящим за рамки правил игры, свободным от ненависти и злобы.

Но прежде всего поймите, что дети — драгоценнейшие из ваших сокровищ! Велика ваша задача — воспитать их как достойных служителей Бога, верных искателей духа.

Вайтфилд, 19.05.1962 г.