САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

том II

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1960-1962 гг.


Содержание


1.   ОСНОВАНИЕ ВИДЬИ
2.   ЩЕЛЧОК ФОТОКАМЕРЫ
3.   ОПАСНОСТЬ СОМНЕНИЙ
4.   САИ КАК ХРУДАЯ-СТХАИ
5.   ВЕРЬ В СЕБЯ!
6.   ПОДЛИННЫЙ ПАНЧАНГАМ
7.   ШАГИ ПО ПУТИ САДХАНЫ
8.   РАМАЯНА ВАШИХ СЕРДЕЦ
9.   НАЧИНАЙТЕ САТСАНГ
10. ИМЯ НАРАЯНЫ
11. СОВЕРШЕННЫЙ УЧЕНИК
12. С ПРАТЬЯКШЕЙ - К ПАРОКШЕ
13. ПУСТЬ ЗАСИЯЕТ АНТАХКАРАНА!
14. БУДЬТЕ БЛАГОДАРНЫ ДОКТОРАМ!
15. МИТХИ И ГАТХИ
16. ШИВА САНКАЛЬПА
17. ИСПЫТАЙТЕ ЭКАТВАМ!
18. САРВАТА ПАНИ ПАДА
19. ВИДЕНЬЕ ПУРУШИ
20. АТМА, ЗОВУЩАЯ ПАРАМАТМУ
21. АДХАРА И АДХЕЙЯ

22. АЗБУКА ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
23. СУДЬБА - НЕ ЖЕЛЕЗНАЯ КЛЕТКА!
24. ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ ЧЕЛОВЕКА
25. ПОИСКИ СПОКОЙСТВИЯ
26. ГЛАЗА, А НЕ ПОЛУГОДИЕ (НАЯНА, А НЕ АЯНА)
27. ИЗНАЧАЛЬНО ПРИСУЩЕЕ ВАМ
28. ПРОВОДИТЕ ВСЕ СВОИ ДНИ С ШИВОЙ!
29. ВСТРЕЧАЙТЕ ИСПЫТАНИЯ С РАДОСТЬЮ!
30. ВБЛИЗИ И ВДАЛИ
31. СЛОМАННЫЙ ЛУК
32. ВНУТРЕННИЙ РОСТ
33. ПРЕВЗОЙДИТЕ ТРИЕДИНСТВО (ТРИПУТИ)!
34. ДРАГОЦЕННЕЙШЕЕ СОКРОВИЩЕ
35. ЧТО ДХАРМА И ЧТО НЕ ДХАРМА?
36. БРАМИН
37. ПУРНААХУТИ
38. ОТКРОЙТЕ ГЛАЗА!
39. ПЛАНИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
40. ЕДВА ЗАМЕТНЫЙ СЛЕД ЭГО
41. РОСТКИ ВЕРЫ
42. ПЕЧАЛИ И БОГ

ГЛОССАРИЙ


32. ВНУТРЕННИЙ РОСТ

Новый Год, начавшийся сегодня с концом уходящего года, носит благоприятное имя — Субхакрит. Организация этого праздника в честь Тьягараджи — воистину, добрый знак для начала столь благоприятного года! Примите Мои поздравления!

Я нередко обращаюсь к вам при открытии праздников, ибо это — часть той задачи, ради которой Я здесь. К тому же, сегодня Я прибыл сюда из тех мест, где Тьягараджа провел свою жизнь.

Я вижу, что вы, жители этого священного города, не так уж сильно преданы Божеству Шринивасе, сделавшему это место Своим домом. Многие здесь живут "милостью Божьей" — за Его счет или за счет благотворительности других. Доходы от Святилища идут на содержание колледжей, больниц и на многое другое. Да, это дает многим тысячам обитателей этих мест жить счастливо и беспечно. Я вовсе не осуждаю их за то, что они живут за счет Божьих доходов, ибо как лучше Господь мог использовать эти деньги, как не для нуждающихся и голодных? И все же, позвольте Мне предостеречь вас. Если ваша пища чрезмерна, вас ожидают невзгоды. Ешьте не больше, чем необходимо для вашей работы, ибо голод, вызванный ею, весьма благоприятен для вас. В чем же труд, позволяющий вам проедать достояние этого храма? Где ваши усилия, угодные Богу? Только духовный труд и духовные усилия позволяют вам получить свою духовную долю: только дхьяна (медитация) и намасмарана (Памятование Имени), в благоговении и трепете!

Подлинная культура Индии — это здание на четырех опорах: сатье, дхарме, шанти и преме (истине, праведности, мире и любви). Это должно быть известно каждому из вас! Если вы это знаете, то вас уже не соблазнят иные культуры, основанные на менее прочном фундаменте. Культура, которую надо оберегать с помощью бомбы, вряд ли опирается на фундамент из премы (любви). Бхарата - Индия — страна, в которой тысячелетиями люди работали и возносили мольбы во имя мира и счастья всего человечества. Они никогда не молились за истребление другого народа!

Не принимайте безропотно суждение о том, что вы — бескультурные варвары, и что вы преклоняетесь перед идолами и камнями. Идолопоклонство — вовсе не знак недостатка культуры! Нет, это столь же возвышенный ритуал, как рисование точки кумкума на лбу у невесты. Люди поклоняются изображению Бога как Его Сварупе (Истинной форме). Тот, Кто наполняет Собой всё и везде, видится ими как этот Образ, который можно призывать. К Нему надлежит подходить с очищенным разумом и со священным стремлением узреть Непреходящее и Вселенское. Это отношение к Богу зовется прапатти — самоотверженность ради свершения.

Без него поклонение — пустое занятие. Бессмысленно принимать в этом зале решение быть верным и стойким, чтобы, выйдя отсюда, забыть обо всем! Не внешними проявлениями определяема преданность (бхакти), не радостью или рыданьями! Лишь внутренний рост — вот что имеет значение: преображение ваших ценностей и представлений. Быть может, вы слышали историю об одной старой женщине, которая громко заплакала — как все думали, от восторга — во время чтения Пуран. Бхагаватар был так рад, что ему наконец удалось тронуть хотя бы одну незачерствевшую душу! В конце встречи он стал выражать восхищение глубиной ее бхакти, и предложил ей отведать первую ложку терты (освященной воды), в знак признания ее шраддхи и садханы (веры и духовной практики). Но старушка ответила так: "Я не знаю того, о чем вы говорите — ни бхакти, ни шраддху, ни даже садхану. Плакала я оттого, что черный шнурок, которым связана книга из пальмовых листьев, напомнил мне о шнурке вокруг пояса моего покойного мужа. О, как давно это было!" Внешние знаки обманчивы, но им не дано обмануть Вездесущего и Всевидящего Свидетеля — Господа!

Бхакти (преданность) взращивает прему, ибо сама родилась из нее. В наши дни, когда земля наполнена духом раздоров, разные группировки соперничают меж собой. Никто уже не прилагает усилий, чтобы достигнуть единства. Вот почему одни страны должны просить в долг у других и с огромным трудом выплачивать им проценты. Нет желающих бескорыстно сотрудничать — ни в интересах собственного сообщества, ни тем более ради своей страны или всего человечества! Любую деревню переполняют раздоры!

Я вам расскажу, что случилось в одной из таких деревень. Половину ее составляли поклонники драмы "Ланкадахана", вторую — другого спектакля, "Харишчандра". На роль Чандрамати, царицы, нашлась лишь одна исполнительница, из числа поклонников "Ланкадаханы". Итак, сцены спектакля сменялись одна за другой, и все шло гладко, пока по сюжету принц не погиб от укуса змеи. Тогда его "мать", в нарушение роли, не стала рыдать, по причине того, что "принц" был из другой группировки! Так Чандрамати "отомстила" Харишчандре. Разобиженный "принц" бросился на нее с кулаками. Спектакль принял совсем другой оборот, далеко отойдя от сюжета.

Хуже того — один из сторонников Ланкадаханы, Аджанея, вскочил на сцену, привязав горящий хвост! Театр загорелся, к восторгу одних и к ужасу всех остальных. Что ж, всегда надо выбрать что-то одно, ведь если играть обе пьесы одновременно, это закончится плохо. Выберите "Хариш-чандру" и не играйте с огнем! Если Истина воцарится в святилище вашего сердца — вот что поможет установлению братства среди людей!

Ну вот, свет зажегся опять! По вашим лицам Я вижу: вы рады, что он исправлен так быстро. Я знаю, как горячо вы желали, чтобы свет загорелся как можно скорее, и переживали, что нужно сидеть при керосиновых лампах. Примите Мое пожелание: столь же быстро восстановить и ваш собственный внутренний свет, чтобы он озарил все закоулки ваших умов! Это и называется бхакти — стремление к озарению, к свету!

Люди винят Господа во всех своих болезнях, тогда как они вызваны их неуравновешенностью и неведением. Обвинять в этом можно только самих себя! Страдание — плод вашего собственного невежества! Давайте рассмотрим причины телесных страданий. По большей части они — следствия переедания или неверных привычек принятия пищи. "Мита тинди, ати хаи" — умеренность в пище дает человеку великую легкость во всем! Пища должна быть чистой и свежей, и .непременно доставшейся честным путем. Силу, полученную от нее, надлежит направлять на благие дела. И тогда вы поймете — жизнь стоит того!

Вспомните, что Тьягараджа всегда соблюдал эти великие правила. Он никогда не обедал вне дома и не принимал неосвященную пищу. Кто-то может считать его самодовольным глупцом и придирой. Но не забывайте о тонких влияниях, переходящих в пищу от тех, кто готовит ее и подает. Эти токи влияют на тех, кто вкушает еду. Пища — основа характера человека. Состояние ума обусловлено состоянием тела. Я расскажу вам о том, что случилось лет восемьдесят назад. В Бадринатхе тогда жил великий йог, Хамсарадж. Он был полностью поглощен воспеванием Божьей Славы. У него был один ученик, подобный ему — столь же чистый и преданный. Но вот ночь за ночью ученика стал преследовать сон, и он лишился покоя и отдыха. Юноша видел во сне, как прекрасная дева рыдает и стонет: "Неужто никто не придет мне на помощь?". Этот сон совершенно измучил его; в его ушах днем и ночью стоял скорбный плач этой девушки. Наконец ученик решился поведать гуру об этой печали. Хамсарадж, заверяю вас, был воистину — Хамса, райская птица! А райской птице нетрудно отделить воду от молока! Хамсарадж, благодаря своей вивеке (способности распознавать), сумел понять ситуацию и определить причину столь необычайного опыта.

Он стал выспрашивать ученика: "Где ты был в день, когда впервые увидел тот сон? Что ты делал? Что ел?" Так он выяснил, что ученик был на празднестве вместе с другом, и ел пури и чапати. Этот пир был задан одним бедным брамином. Тогда Хамсарадж послал его разузнать, ради чего и на какие средства угощали всех отшельников из Бадринатха. Юноша проклял тот день, когда впервые увидел тот сон — ведь теперь наставник послал его задавать бессмысленные вопросы, которые вряд ли смогут улучшить его садхану!

И все же, поехав туда, он стал выспрашивать всё о том празднике, и на какие средства он был устроен. Оказалось, что деньги брамину дал ростовщик — шестидесятилетний старик, взявший в жены его юную дочь. Эта бедная девушка и умоляла святого помочь ей!

Так Хамсарадж разъяснил ученику, насколько важно знать о происхождении пищи, побуждениях, с которыми она подается, и о страстях, которые одолевают того, кто угощает других таким интимным продуктом, как пища.

Вы возразите, что эти суровые правила годны лишь для садхак (духовных искателей), но кто из нас не садхака? Все мы — паломники на этой тропе; одни идут быстро, другие — помедленней, в этом вся разница! Цель едина для всех, хоть и много дорог стекаются к ней.

Все вы — культурные люди, по нынешним меркам. Разница между нынешней жизнью и прошлым огромна. Те времена, когда люди носили одежду из листьев, давно миновали. Настало время нейлона, горжеток и дождевиков! Пусть будет так. Но если это — знаки цивилизованности, то разве нельзя ожидать, что повысится также уровень мышления, чувств и действия? Где прогресс в искусстве сотрудничества, в достижении мира ума и равновесия? Духовная жизнь человека ведь тоже должна выливаться в новые формы, не так ли? Где благодарность за расширение жизненных горизонтов, за красоты и щедрость природы и за претворение в жизнь основных жизненных ценностей? Смените свою любовь к наслаждениям на более прочную радость внутреннего созерцания!

Тьягараджа нашел эту радость. Он дал выражение ей в переливах аккордов, в простых и душевных словах, вызывающих слезы восторга и трепет сердечный. Раджа Рамнада; возглавивший наш фестиваль, прибыл из Тамиланда; ему непонятен язык телугу, на котором пел Тьягараджа. Но музыка изумила его; ему пришлись по душе эти крити (песни). Понимание смысла песен и всех тех событий, которые им помогли зазвучать, дадут вам впитать их дух и постичь высоту преданности Тьягараджи. Язык, на котором он пел, есть язык истинного искателя, садхака, борющегося с собой. И, что весьма редко встречается, это — язык мудреца, достигшего умиротворения. Вы легко можете изучить этот язык, язык садхаки! Не отчаивайтесь из-за того, что он для вас непривычен. В этой сфере нет места для ненависти, как и между двумя нашими штатами.

Это — священная задача собравшегося здесь комитета. Его членам может показаться порой, что тяжесть этой задачи для них непомерна; быть может, они пошатнутся под грузом разочарований и трудностей. Но Я уверяю их: нет никаких причин отказываться от надежды! Господь Шриниваса откроет глаза, и ваша задача окажется выполненной. А Он непременно откроет глаза! Только имейте терпение и молитесь. Молитва творит чудеса. Воспевайте же Славу Господа и повторяйте Имя Его в сокровенной глубине вашего сердца. Вот что приведет вас к успеху!

Тирупати, 5.04.1962 г.