САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

том II

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1960-1962 гг.


Содержание


1.   ОСНОВАНИЕ ВИДЬИ
2.   ЩЕЛЧОК ФОТОКАМЕРЫ
3.   ОПАСНОСТЬ СОМНЕНИЙ
4.   САИ КАК ХРУДАЯ-СТХАИ
5.   ВЕРЬ В СЕБЯ!
6.   ПОДЛИННЫЙ ПАНЧАНГАМ
7.   ШАГИ ПО ПУТИ САДХАНЫ
8.   РАМАЯНА ВАШИХ СЕРДЕЦ
9.   НАЧИНАЙТЕ САТСАНГ
10. ИМЯ НАРАЯНЫ
11. СОВЕРШЕННЫЙ УЧЕНИК
12. С ПРАТЬЯКШЕЙ - К ПАРОКШЕ
13. ПУСТЬ ЗАСИЯЕТ АНТАХКАРАНА!
14. БУДЬТЕ БЛАГОДАРНЫ ДОКТОРАМ!
15. МИТХИ И ГАТХИ
16. ШИВА САНКАЛЬПА
17. ИСПЫТАЙТЕ ЭКАТВАМ!
18. САРВАТА ПАНИ ПАДА
19. ВИДЕНЬЕ ПУРУШИ
20. АТМА, ЗОВУЩАЯ ПАРАМАТМУ
21. АДХАРА И АДХЕЙЯ

22. АЗБУКА ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
23. СУДЬБА - НЕ ЖЕЛЕЗНАЯ КЛЕТКА!
24. ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ ЧЕЛОВЕКА
25. ПОИСКИ СПОКОЙСТВИЯ
26. ГЛАЗА, А НЕ ПОЛУГОДИЕ (НАЯНА, А НЕ АЯНА)
27. ИЗНАЧАЛЬНО ПРИСУЩЕЕ ВАМ
28. ПРОВОДИТЕ ВСЕ СВОИ ДНИ С ШИВОЙ!
29. ВСТРЕЧАЙТЕ ИСПЫТАНИЯ С РАДОСТЬЮ!
30. ВБЛИЗИ И ВДАЛИ
31. СЛОМАННЫЙ ЛУК
32. ВНУТРЕННИЙ РОСТ
33. ПРЕВЗОЙДИТЕ ТРИЕДИНСТВО (ТРИПУТИ)!
34. ДРАГОЦЕННЕЙШЕЕ СОКРОВИЩЕ
35. ЧТО ДХАРМА И ЧТО НЕ ДХАРМА?
36. БРАМИН
37. ПУРНААХУТИ
38. ОТКРОЙТЕ ГЛАЗА!
39. ПЛАНИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
40. ЕДВА ЗАМЕТНЫЙ СЛЕД ЭГО
41. РОСТКИ ВЕРЫ
42. ПЕЧАЛИ И БОГ

ГЛОССАРИЙ


24. ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ ЧЕЛОВЕКА

Изучение священных книг и слушание религиозных бесед предназначены для развития самоконтроля и внутреннего спокойствия. Но из того, какой шум здесь стоял, Я сделал вывод, что все ваши ученые занятия были пустой тратой времени. Вас нисколько не извиняет многочисленность этой аудитории — ведь если каждый из вас перестанет шуметь и извиняться, то тишина наступит мгновенно. То, что вы ждали с самого раннего утра и начали проявлять беспокойство ~ тоже не оправдание. Ваша серьезность, кажется, улетучилась как дым, когда долгожданное событие наконец началось! Если каждый из вас замолчит, то сколько бы вас здесь ни было, всем будет казаться, что этот зал пуст. Так что старайтесь. Старайтесь хранить тишину! Помните, ради чего вы находитесь здесь и ради чего так долго ждали... а также о том. Кого вы собираетесь слушать.

Уже лучше. Хорошо! Вот почему Я всегда утверждал, что настоящая суть человека — шантам (спокойствие, уравновешенность), и если только он постарается, он вновь откроет в себе свою подлинную природу. Ему надо только тянуться вверх, чтобы он вспомнил свое происхождение от Брахмана и свою тождественность с неизменной Атмой. В шуме и крике человек сбивается с пути истинного, а в тишине ведет себя достойно, как все вы сейчас. Ваш собственный энтузиазм — причина случившейся с нами задержки, потому что, как было сообщено, дорога к мандиру (залу поклонения) перегружена, и даже в самом мандире нет и квадратного дюйма свободного места! Так что было предложено, чтобы освящение статуи происходило в этом бунгало. Позже она будет доставлена в мандир и установлена там.

Помните, Саи обитает не в зданиях из камня или из кирпича и цемента! Он живет в нежных сердцах, согретых симпатией и благоухающих вселенской Любовью. Храмы и почитание изображений ценны для пробуждения высших импульсов человека, чтобы направить его инстинкты в русло общего блага. Вот почему Индия не упускает малейшей возможности направлять человека к Божественному! Все виды искусства служат этой цели. Даже пьяный бормочет мотивы полузабытых киртанов, воспевая как Божью Славу, так и радость самопознания. Любого человека в этой стране, на какой бы ступени духовного роста он ни находился, побуждают и мягко подталкивают двигаться вперед. Это делает Индию Духовной Академией Человечества. Вам выпала честь провести эту жизнь на руках у Матери-Индии, точнее сказать, у самой Веданты! Помните об этом наследии и будьте достойны его!

Не завидуйте странам, пытающимся достичь Луны или Марса и освоить богатства внешнего космоса. К чему вам пространство, когда вы — рабы любого порыва злобы и страха? Ради чего устремляться со скоростью десять тысяч миль в час, когда разум подвержен импульсам темного прошлого? Взгляните на волны а-шанти (беспокойства), затопляющие даже самые передовые западные сообщества, и вы увидите дикую поросль стяжательства и гордыни, греха и скверны. Им неведома богобоязнь, уважение к старшим и страх греха. Они ценят лишь внешние знаки богатства и власти — вместилище, пренебрегая его содержимым!

Например, это мраморное изображение — всего только сосуд. То, что он вмещает в себя — Татва (истинная природа) Саи. Подобно тому, как чаша — адхара (то, что содержит), а молоко в ней — адхейя (содержимое), так и вы вливаете Саи-татву в эту Форму и зовете ее Саи Баба. Наполнив ею иной сосуд, другой формы, вы назовете ее Шринивасом, Шивой, Кришной или Рамой.

Для тех, кто все еще находится в детском саду садханы, эта статуя так же необходима, как картинки в азбуке. Пока вы не научитесь представлять себе лошадь, как только увидите буквы, составляющие это слово, изображение с подписью должно быть у вас перед глазами. Так и тут необходимо иметь перед глазами Форму, подобную этой статуе, и называть ее Саи, чтобы слегка упорядочить ваши расплывчатые представления о Божественной Татве. Когда вы сумеете воспринимать Саи Татву вне зависимости от всех форм, или как совокупность всех Форм и Имен, то изображение станет ненужным, и вы легко расстанетесь с ним.

Установление мраморной статуи в этом мандире совсем не означает конца ваших духовных усилий. По сути, это лишь только начало! Великое множество храмов и в нашей стране, и в других находятся на разных стадиях разрушения. К чему же весь этот шум о строительстве еще одного храма, пополняющего этот список? Новые храмы встают, а старые исчезают из памяти и рассыпаются в прах. Все это происходит потому, что вы не осознаете единство Субстанции, предстающей во множестве форм и под разными именами. Одна из глав вашего подвижничества (тапаса) завершена: вы воздвигли это изображение и утвердили его функцию; но перед вами — начало следующей главы: благодаря своей преданности (бхакти) вы должны вдохнуть в него вечную жизнь. И тогда оно поможет вам так изменить вашу жизнь, чтобы вы были достойны предстать перед Саи с молитвенно сложенными руками. Только нищие и святые предстают перед Господом в полной самоотдаче!

Мне не нравятся люди, которые тратят бесценные мгновения своих кратких жизней на праздные разговоры и беспредметные хлопоты. И еще Я не люблю трусливое промедление. Действуйте! Действуйте всеми силами тела и разума — со всем мастерством, смелостью и убежденностью, которыми вы наделены в избытке! И Бог благословит вас. Вам, должно быть, известна история одного преданного Рамы, который сидел у дороги рядом со своей опрокинувшейся повозкой и оплакивал свое невезение. Он стал призывать Раму и умолять Его перевернуть телегу обратно. Когда Рама не появился, чтобы поднять ее и починить колесо, он начал бранить свою веру. Он усомнился и в опыте мудрецов, воспевших Раму как Океан Милосердия. Тогда Сам Рама явился ему, но лишь для того, чтобы сказать: "Ты — глупец! Я одарил тебя разумом и физической силой, а ты не используешь их! Они пригодятся тебе в решении этой задачи. Но если, сделав все, что возможно, ты увидишь, что этого мало — тогда зови на помощь Меня! Я буду рад облегчить твою ношу Моей Благодатью". Да, преданные Рамы с Его Именем на устах и с Его Формой перед своим мысленным взором, двигали горы и выстроили мост через' море. Но вы, называющие себя атмабхактами, слишком слабы даже для того, чтобы нести на себе свое тело, не говоря уже о поддержании вашей родни!

Установив образ Саи в своей деревне, вы отныне должны взращивать Прему, ибо Саи — это Премасварупа (олицетворение Любви)! "Са" - значит "Сарвашакти" (Всемогущий), Сарвасакши (Свидетель всего); "аи" — мать, а "Баба" — отец. Према Саи — это любовь, свойственная отцу и матери — не земных, а тех, кто наблюдает каждую мысль, слово и дело каждого существа. Чтите своих земных отца и мать, и тогда вы передадите это почтение небесным, или своему Хранителю — Богу. Научитесь устанавливать незримого Бога в ваших сердцах, когда будете устанавливать это вполне зримое изображение в храме (мандире)! Перейдите от стулы (грубого) к сукшме (тонкому)!

Как больной нуждается в докторе, так и преданному нужны Имя и Форма, к которым он может прийти за утешением и советом, которые вселяют в него смелость и вдохновенье. Поэтому Я устанавливаю эту статую лишь для того, чтобы помочь вам сделать великий шаг в вашей духовной практике, на вашей стезе к гармонии и покою. "Где воспевают Мое Имя, там Я воцаряюсь!"

Вам неизвестна Божественность — сердцевина вашего существа; и в то же время вы ищете ее у других! Вот в чем трагедия. Вы унижаете сами себя чувством беспомощности, слабости и униженности. Трусость и самоосуждение никогда не становятся искрами Божьего Пламени! Сатья (истина) может раскрыться для вас лишь небольшими упражнениями в вивеке (распознавании). Рожденный в иллюзии, дышащий ею и пресмыкающийся перед нею человек не осознает своего собственного наследия и ощущает себя неспособным получить его. Он теряет надежду, не видя спасения. Каждое его усилие по достижению шанти (спокойствия) сжимает его все теснее в кольцах а-шанти (беспокойства). Цветы различных сортов обладают своим особенным ароматом — но люди растут из единого корня — Брахмана. Благоухание исходит из их Божественней Сути — из настоящей причины их бытия, ибо каждый из них должен будет познать эту Суть и тем завершить бесконечную цепь смертей и рождений. Как студент, получивший диплом, покидает свой колледж, — так и постигнувший Истину получает Освобождение. Он свободен теперь от учения, колледжа и ото всей суеты!

Но сперва вы должны получить ученую степень! Почему вас всегда отвращают усилия, необходимые для успешной сдачи экзаменов? Нет — вы бежите то за этим учителем, то за тем! Превознося его до небес, вы называете себя его учениками. Но что вам даст его победа? Да, он преуспел, в отличие от вас. Его заслуги — уже на его счету в банке; он может выписывать чеки на свой депозит. Но разве можете вы снять с его счета? Даже сегодня в Гималаях живут великие мудрецы — Свидетели всего сущего; их Према объем-лет весь человеческий род! Но вам это не поможет; вам в одиночку придется протаптывать вашу тропу, рассчитывая лишь на себя самого. Они дадут вам лишь путеводные карты и ободрение! Вы собрались сегодня в Репалле из сотни дальних деревень, и вам известно, что вскоре придется вернуться домой. Вы неизбежно должны возвратиться туда, откуда пустились в свое путешествие через рождение и смерть — к Брахману!

Солнце одно, но оно отражается в миллионе сосудов, горшков и колодцев. Параматма (Бог) одна, но она отражается в многочисленных дживи (индивидуальностях), и в каждой явлена Атма (душа). Сколько людей здесь собралось! И в каждом сердце — сияние Свами. Вот подлинная Атмананда (душа, наполненная блаженством)! Пусть она всегда остается молодой, лелейте ее с сердечной любовью! Вот в чем секрет истинного Мира, шанти.

Установление статуи Шри Саи Бабы в мандире, Репалле, 2.12.1961 г.