САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

том II

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1960-1962 гг.


Содержание


1.   ОСНОВАНИЕ ВИДЬИ
2.   ЩЕЛЧОК ФОТОКАМЕРЫ
3.   ОПАСНОСТЬ СОМНЕНИЙ
4.   САИ КАК ХРУДАЯ-СТХАИ
5.   ВЕРЬ В СЕБЯ!
6.   ПОДЛИННЫЙ ПАНЧАНГАМ
7.   ШАГИ ПО ПУТИ САДХАНЫ
8.   РАМАЯНА ВАШИХ СЕРДЕЦ
9.   НАЧИНАЙТЕ САТСАНГ
10. ИМЯ НАРАЯНЫ
11. СОВЕРШЕННЫЙ УЧЕНИК
12. С ПРАТЬЯКШЕЙ - К ПАРОКШЕ
13. ПУСТЬ ЗАСИЯЕТ АНТАХКАРАНА!
14. БУДЬТЕ БЛАГОДАРНЫ ДОКТОРАМ!
15. МИТХИ И ГАТХИ
16. ШИВА САНКАЛЬПА
17. ИСПЫТАЙТЕ ЭКАТВАМ!
18. САРВАТА ПАНИ ПАДА
19. ВИДЕНЬЕ ПУРУШИ
20. АТМА, ЗОВУЩАЯ ПАРАМАТМУ
21. АДХАРА И АДХЕЙЯ

22. АЗБУКА ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
23. СУДЬБА - НЕ ЖЕЛЕЗНАЯ КЛЕТКА!
24. ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ ЧЕЛОВЕКА
25. ПОИСКИ СПОКОЙСТВИЯ
26. ГЛАЗА, А НЕ ПОЛУГОДИЕ (НАЯНА, А НЕ АЯНА)
27. ИЗНАЧАЛЬНО ПРИСУЩЕЕ ВАМ
28. ПРОВОДИТЕ ВСЕ СВОИ ДНИ С ШИВОЙ!
29. ВСТРЕЧАЙТЕ ИСПЫТАНИЯ С РАДОСТЬЮ!
30. ВБЛИЗИ И ВДАЛИ
31. СЛОМАННЫЙ ЛУК
32. ВНУТРЕННИЙ РОСТ
33. ПРЕВЗОЙДИТЕ ТРИЕДИНСТВО (ТРИПУТИ)!
34. ДРАГОЦЕННЕЙШЕЕ СОКРОВИЩЕ
35. ЧТО ДХАРМА И ЧТО НЕ ДХАРМА?
36. БРАМИН
37. ПУРНААХУТИ
38. ОТКРОЙТЕ ГЛАЗА!
39. ПЛАНИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
40. ЕДВА ЗАМЕТНЫЙ СЛЕД ЭГО
41. РОСТКИ ВЕРЫ
42. ПЕЧАЛИ И БОГ

ГЛОССАРИЙ


22. АЗБУКА ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наши беседы стали уже ежедневными, так что, может быть, у вас от них порой даже болит голова. Хорошо, когда праздники происходят нечасто — они не должны стать привычкой! Войдя в повседневность, они утрачивают притягательность и вкус. Я обращаюсь к вам каждый вечер, после того, как другие заканчивают говорить. Пусть вам даже нравится это, все же Я опасаюсь, как бы ваша ноша не оказалась чрезмерной. Митха (умеренность) необходима в еде, питье и работе — как физической, так и духовной; она — наилучшая итха (лекарство), и только благодаря ей вы продвинетесь в гатхи (положении).

Но в том, что имеет отношение к Богу, нет разговора о чрезмерной или недостаточной дозировке; всякая "доза" должна приниматься с почтением. Но Я не стал бы прописывать вам ту микстуру, которую только что дал вам Тирумачалар! Его речь была в основном посвящена "личной жизни" богов - их неурядицам и семейным проблемам. Но когда даже преданным предписано переступить "приятности и неприятности" родственных отношений, чтобы заслужить Милость Господа, то как можем мы рассуждать о том, что сами боги опутаны этими низменными узлами? Вы пятнаете Божественность нечистотой своих погруженных в мирское умов! Единственная родня, признаваемая Господом — это Его преданные, отдавшие свои жизни на служение Ему, настроившие свои сердца на Его Божественную Мелодию. Приписывать Божественности материальные связи, свойственные человеческим семьям — просто бессмыслица! Господь, стоящий превыше Времени и Пространства, до их Начала и после Конца, недоступен системе понятий, свойственных эфемерной памяти человека и краткосрочным явлениям семейных или общественных отношений. Подобные описания лишены смысла для тех, кто испытал Славу, которая есть Сам Бог!

Не придавайте Богу черты современности по вашим прихотям! Он — не древний и не современный; Его Лик неизменен, как и Слава Его. Представляйте Его, если вам этого хочется, в новомодной манере и в нынешнем стиле, чтобы Он мог быть понят вами сегодня. Если дитя не принимает пилюлю — спрячьте ее в банан и дайте ему; пусть он примет лекарство вместе с этим плодом. Но не изменяйте состава таблетки в угоду ребенку — так вы никогда не вылечите его!

Пусть Господь станет вашим Отцом и Матерью! Но это — лишь первый шаг на пути преодоления родственных уз и полного слияния с Абсолютом. Не останавливайтесь на нем; вступите в Обитель, в которую вас приведут эти шаги! Атмасабандха (связь с Душой) — вечная и неизменная Сабандха (соединение). Когда вы делаете первый шаг, вы используете цветы, зажигаете лампаду и благовония для поклонения Господу в форме Сагуны (с атрибутами). Вскоре ваша бхакти взойдет к новым формам благоговения, к новым дарам — более чистым и более приемлемым и достойным вашего Господа. Но нельзя слишком долго цепляться за старое; вы сами почувствуете, что пора принести Господу что-нибудь более долговечное, чем цветок, и что-то более принадлежащее вам, чем фимиам. Вы захотите очистить себя и сделать саму вашу жизнь благоухающим пламенем. Вот — Истинное поклонение и настоящая бхакти! Не приближайтесь ко Мне с руками, полными хлама — ибо как Я могу наполнить их благодатью, если они полны и без того? Приходите с пустыми руками и уносите с собой Мое Сокровище, Мою Любовь!

Те, кто заставляет своих преданных поклоняться своим стопам, и те, кто считает такое почтение великим благом, лишены здравого смысла. Падапуджа (ритуальное поклонение стопам гуру) всегда делается напоказ — это знают и гуру, и его шишья (ученик). Да и к чему оказывать знаки почтения телу, которое дряхлеет с каждым мигом быстротечного времени? Также весьма неправильно предлагать деньги, золото и другие предметы — будь то от избытка или заработанные в поте лица. В конце концов, всё это — побрякушки, не имеющие цены. Подчиняйтесь гуру, следуйте его наставлениям, идите вперед по духовной стезе — вот лучшее исполнение падапуджи! Когда вы достигаете в этом некоторого успеха, стремление к падапудже исчезает само собой; оно неизбежно исчезнет! В наши дни эту пуджу совершают те, кто предпочитает эту подмену истинного почитания, которого ожидает от них сам гуру! Предложите ему свое сердце, чистое и святое, так расширенное садханой, что оно принимает все существа в свои объятия! Предложите всё это гуру — но только такому гуру, которому чуждо возвеличивание себя и нападки на своих соперников.

Отдание почестей — просто способ воспитания ваших эмоций. Человеческие импульсы и эмоции следует тщательно направлять и контролировать. Как ревущие воды реки Годавари нуждаются в том, чтобы их обуздали плотинами, успокоили дамбами и приручили системой каналов, чтобы они спокойно и без наводнений текли в океан, так и накопленные веками человеческие инстинкты должны быть воспитаны и преображены его контактом с высшими силами и идеалами.

Созрев, плод падает с ветки по собственной воле. Так и вайрагья (непривязанность), напитав ваше сердце, заставит вас разомкнуть контакт с этим миром и упасть в объятия Господа.

Есть три пути достижения Бога. Один из них — путь орла, поражающего цель молниеносно и страстно и безразличного к судьбе объекта своих вожделений; второй — путь обезьяны, прыгающей от плода к плоду, выбирая, который из них все же вкуснее; и путь муравья — медленно, но уверенно достигающего своей цели. Муравей не сбивает плод с ветки и не стремится попробовать всё на своем пути; он берет только то, что ему необходимо и что он может переварить. Не теряйте времени, отпущенного вам на земле, на пустые затеи и на потакание слабостям — они не дадут вам войти в нужную дверь! Когда же наконец вы войдете в тепло и покой "внутреннего себя"? Пусть уединение и тишина примут вас отныне и навсегда; черпайте радость свою только в них!

Раз невозможно вплавь пересечь бурный поток, вы строите плот. Если вы не можете овладеть собственной ниргуной (бесформенным), то обращайтесь к сагуне (форме с атрибутами) и призовите на помощь арадхану и упасану (поклонение и созерцание)! Но не следует оставаться дольше, чем необходимо, на шатком плоту! Однажды вам придется разрушить привычное поклонение и следовать дальше. Патрам, пушпам, палам, тойям (лист, цветок, плод, вода) — все это учебники, необходимые детям для обучения в школе. Очистите разум от всех животных и примитивных импульсов, формировавших его от рождения к рождению. Иначе, как молоко, налитое в сосуд для приготовления масла, скоро свернется, так и все чудесные опыты восприятия истины, красоты и величия, будут запятнаны до неузнаваемости. Не пренебрегайте своим внутренним долгом — особенно, когда у вас есть возможность соприкасаться со Мной! Я не вижу, чтобы вы предлагали Мне то, что Я ищу; вы приносите лишь ничтожное и загрязненное. Я крайне сочувствую вам, видя, как вы встревожены и озабочены, тогда как лекарство от всех ваших бед — у вас под рукой.

Умерьте ваши хотения и умалите желания! Все ваши материальные побрякушки так эфемерны! Когда смерть лишит вас силы сопротивляться, то ваши родственники, стремясь завладеть кольцом из вашего носа, в спешке могут отрезать вам нос! Нагромождая желание на желание, вы делаете для себя невозможным радостный уход из этого мира, когда вас позовут. Обогащайтесь же добродетелью и духом служения, преклоняясь пред Высшею Силой! Вот что угодно Мне и спасительно для вас.

Прашанти Нилаям, 26.10.1961 г.