Послесловие русского переводчика к книге Фиды Хасснайна "В поисках исторического Иисуса"

   Во время своих путешествий по Индии переводчику этой книги довелось посетить холм святого Фомы, где апостол провёл четыре последних года своей жизни. В 1547 г. на вершине этого холма была построена христианская церковь св. Фомы. При строительстве её фундамента в земле было найдено каменное резное изображение христианского креста, в отношении которого существует письменное свидетельство, что оно было высечено апостолом Фомой. Этот крест представляет большой интерес по разным причинам.

   Во-первых, вокруг резного изображения креста имеется надпись, сделанная на древнем языке нагари-палиду, которая гласит: "Через страдания на кресте мессия Иисус принёс спасение миру". Важно отметить, что здесь идёт речь только о страдании Иисуса на кресте, а не о Его смерти на нём. Апостол Фома, который, по-видимому, провёл с Иисусом больше всего времени из всех тех людей, которые находились рядом с Христом за всё время Его жизни, прекрасно знал, что Иисус пережил распятие, поскольку Фома даже выстроил гробницу Иисуса (Розабал) в Шринагаре в соответствии с предсмертными предписаниями Иисуса, прожившего 125 лет. Фома провёл рядом с Иисусом первые 12 лет Его жизни, написав "Сказание Фомы, израильского философа, о детстве Христа" ( т.н. "Евангелие детства"), и наиболее известные несколько лет жизни Иисуса перед Его распятием, в результате чего он написал ещё одно евангелие, которое было найдено в Наг-Хаммади в Египте в 1945 г. (наряду с евангелиями от Марии Магдалины и Филиппа), и которое вызвало большой интерес, поскольку в нём содержится 118 высказываний самого Иисуса (это евангелие и отношение к нему Ватикана легли в основу сюжетной линии американского фильма "Стигматы"). Кроме того, Фома также провёл рядом с Иисусом последние 70 лет Его жизни, будучи Его спутником и помощником. Примечательно, что Иисус и Фома были настолько похожи друг на друга, что их часто путали (см., например, главу 15 "Индия", раздел "Таксила").

   Во-вторых, на хорошо сохранившемся резном изображении каменного креста, который также украшен различными резными орнаментами, отсутствует фигура Иисуса Христа, столь традиционная на нынешних изображениях христианского креста.


Резное изображение христианского креста, высеченное апостолом Фомой и сейчас находящееся на алтаре церкви св. Фомы на горе св. Фомы в Ченнае (Мадрасе)


Икона Богоматери, нарисованная св. Лукой и принесённая св. Фомой в Индию, находится у алтаря церкви св. Фомы на горе св. Фомы в Ченнае (Мадрасе)

   В-третьих, форма самого креста вызывает большой интерес. Она гораздо больше напоминает форму традиционного мальтийского креста, чем того креста, на котором был распят Иисус. В некоторых дошедших до наших дней восточных учениях упоминается сома-чакра, находящаяся в голове немного позади и выше аджня-чакры ("третьего глаза"), и по своему расположению она примерно соответствует шишковидной железе. Утверждается, что она соответствует центру сознания Шивы, или универсального Сознания, и что у неё имеется 4 лепестка (в отличие от аджни, у которой 2 лепестка), расходящиеся в четыре стороны в форме расширяющихся лучей. Существуют отдельные свидетельства, что достижение Бого-осознания, или "царства Божьего", о котором говорил Иисус, соответствует раскрытию этой чакры вселенского сознания, и что изображение этой чакры – это тот самый символ, который использовался в первоначальном христианстве. В результате массовых гонений на христианство в первые века нашей эры как все апостолы, так и сотни других прямых учеников Христа погибли мученической смертью, и традиция преемственности учения фактически была прервана. Когда в 3-4 веке христианство начало набирать силу и становиться официальной религией, многие эзотерические аспекты учения Христа уже были практически утрачены, и стало господствовать мнение о том, что крест первоначального христианства – это крест, на котором был распят Иисус. Это верование сохранилось до наших дней. В то же время в закрытом мальтийском ордене, центр которого расположен на небольшом уединённом острове, отдельные традиции первоначального учения Христа сохранились в более чистом виде по сравнению с нынешним христианством, свидетельством чего помимо прочего служит форма мальтийского креста.

   Иисус изучал раджа-йогу (в частности, в г. Пури) и буддизм (в частности, в г. Сарнатхе) в Индии, и Он был хорошо сведущим в этих религиозных и духовных традициях. В древних писаниях индуизма и буддизма сохранились упоминания об Иисусе соответственно как об Исса-натхе и бодхисаттве. Натхи – это закрытый орден совершенных сиддха-йогов, которые достигли немыслимых высот самореализации по сравнению с обычными сиддха-йогами. Главой этого ордена считается индуистское божество Даттатрея (учитель Шивы), а один из Его учеников – Матсьендранатх (впоследствии ставший известным как Ченрези, а затем – как бодхисаттва Авалокитешвара) – основателем этого ордена. Натхи могут рассматриваться как "теневой" аналог хорошо известных в Индии аватаров, и основная деятельность натхов зачастую остаётся за кадром. Факт признания Иисуса в Индии натхом и получение Им прижизненного статуса бодхисаттвы в возрасте примерно 30 лет говорит сам за себя, и он указывает на то, что с эзотерическими знаниями Иисус был знаком далеко не понаслышке. Многие поучения Иисуса – практически слово в слово аналоги поучений буддизма махаяны (в частности, поучение о том, что следует подставить вторую щёку), который набирал силу именно во время жизни Иисуса. В свете всего этого становится более понятно, почему Иисус выбрал именно крест сома-чакры – вселенского сознания Шивы – в качестве символа для своего учения. Крест именно такого типа был запечатлён апостолом Фомой и ныне находится на алтаре церкви св. Фомы на горе св. Фомы в г. Ченнае (Мадрасе).

   Папа римский Иоанн Павел II посетил холм и церковь св. Фомы в Мадрасе 5 февраля 1986 г., тем самым признав тот факт, что апостол Фома жил и был похоронен в этом городе. Рядом с крестом на алтаре находится надпись на английском языке, в которой говорится следующее:

   "Апостол Фома был проткнут копьём и убит на этом священном месте.
   Имеется письменное свидетельство о том, что этот каменный крест на алтаре был собственноручно высечен св. Фомой, что он считается чудотворным, и что на нём выступали капли крови несколько раз во время месс в период времени с 1551 по 1704 гг.
   Надпись на кресте сделана на языке нагари-палиду, и она означает "Через страдания на кресте мессия Иисус принёс спасение миру".
   Икона Богоматери, нарисованная св. Лукой, была принесена св. Фомой в Индию".

   Сам факт спасения Христом человечества может быть проинтерпретирован следующим образом: Иисус был распят фарисеями-лицемерами за Его проповеди и распространение Им Его богооткровенного учения о необходимости и путях спасения души (находившегося в антагонизме с эгоистичными мирскими целями святош-фарисеев, рвавшихся к политической власти), и именно эта деятельность Иисуса привела к Его распятию. Фактически это означает, что спасало и будет спасать людей не распятие Иисуса на кресте, а Его учение и, главное, следование людей Его учению. Но монополизировавшая Иисуса христианская церковь провозгласила более "удобный" как для неё самой, так и для многих "христиан" постулат о том, что "Иисус умер за наши грехи, и что мы спасены Его смертью". Этот постулат справедлив только отчасти. Действительно, обращение человека на духовный путь требует исчерпания его негативной кармы тем или иным способом – или её отработки им самим, или же его духовным учителем. Фактически мессия Иисус, обративший множество людей на духовный путь, взял на Себя множество негативной кармы этих людей, большинство из которых по кармическим причинам ещё не было готово к становлению на путь духовной практики, и это – одна из причин Его распятия на кресте. Но до тех пор, пока человек не станет реализовывать учение Иисуса на практике, он не обретёт спасение, и постулат о том, что "Иисус умер за наши грехи, и мы спасены Его смертью" в таком случае будет оставаться пустым звуком для этого человека.

   Для России, Украины и остального постсоветского пространства, где преобладает православная христианская религия с множеством различных конфессий, данная книга представляет несомненный интерес. Учитывая 70 лет советского атеизма и фактическую неспособность большинства людей на постсоветском пространстве серьёзно верить в какие-либо абстрактные духовные идеалы, показ исторической фигуры Иисуса Христа как живого человека, Его сложных и напряжённых отношений с лицемерными фарисеями-святошами и тех страданий, через которые Ему пришлось пройти ради утверждения Своих идеалов, несомненно поднимет волну интереса к личности и учению Иисуса Христа.


Краткое содержание книги Фиды Хасснайна "В поисках исторического Иисуса"
Иллюстрации к книге Фиды Хасснайна "В поисках исторического Иисуса"

   За последние две тысячи лет отношение к личности Иисуса Христа менялось кардинальным образом, и сведения, дошедшие до нас в четырёх канонических евангелиях и нескольких других текстах Библии, много раз редактировались в угоду тем или иным политико-религиозным амбициям правящих кругов.

   В книге рассказывается об историческом Иисусе Христе по сведениям, приведённым как в канонических, так и в дошедших до нас апокрифических источниках (одних только евангелий насчитывается более 50). Книга начинается с показа истории иудеев и Моисея. В книге также упоминаются факты о детстве Иисуса, взятые из других конфессий – в частности, католики верят, что у Иисуса были братья, которые даже в канонических евангелиях упоминаются как братья Иисуса: Фома (Иуда Дидим ("Близнец")), Иаков, Иосия и Симон. Затем отображается уход Иисуса в 13 лет в составе каравана на Восток, Его жизнь и обучение в Индии, конфликт с ортодоксальными браминами – индуистской аналогией фарисеев – в храме Джаганнатхи в Пури с последующей попыткой убить Иисуса, похожей на незавершённую аналогию распятия – были посланы солдаты, чтобы схватить и казнить Иисуса. Но поскольку Иисус не считал Индию местом Своей Миссии (поначалу Он считал, что Его задача – спасение исключительно евреев, см. Матфей 15:22-28, также Марк 7:25-30), Он уходит к буддистам Сарнатха и получает там прижизненный статус бодхисаттвы в возрасте 30 лет.

   Возвращение Иисуса в Иерусалим, Его проповеди и миссия в Израиле, вероятная свадьба Иисуса и Марии Магдалины (которую римский папа св. Григорий Великий в 591 году постановил считать проституткой, и только лишь в 1969 году Ватикан перестал считать её блудницей) в Кане, история распятия, показ тайной операции ессеев по спасению Иисуса. Уход Иисуса из Иерусалима на Восток с тремя Мариями, встреча с Фомой в Таксиле. Второй приход Иисуса в Индию, жизнь в Кашмире, участие в 4-ом Вселенском буддийском соборе в 80 г. при дворе императора Канишки, на котором махаяна (путь бодхисаттв, воплощающихся снова и снова ради того, чтобы вести людей к спасению) буддизма официально становится главной государственной религией, навсегда оттесняя главенствовавшую до этого тхераваду буддизма (путь индивидуального спасения любой ценой в этой жизни), и массовое появление после этого собора буддийских икон бодхисаттвы в форме распятия. Искажение учения Моисея и поучений Христа фарисеями. Смещение акцента в поучениях Иисуса в конце жизни на почитание Учения, а не Учителя, явившееся предтечей ислама, поскольку духовенство – в данном случае в лице фарисеев – в очередной раз дискредитировало свою роль посредника между человеком и Богом, выродившись в далёкий от духовности ещё один социальный институт по сбору "налогов". Смерть Христа в возрасте 125 лет, уход Фомы на юг Индии (в Кералу и Тамилнаду) согласно предсмертному предписанию Иисуса.

   Показ искажения учения Иисуса уже в первом веке, на Никейском (325 г.) и Византийском (553 г.) соборах. Инквизиция, официальное признание в 1992 г. Ватиканом того факта, что Земля движется вокруг Солнца, а не наоборот, и посмертная реабилитация в связи с этим Галилео Галилея. Получение в 1959 г. неоспоримых научных доказательств того, что в Туринской плащанице лежало живое тело Иисуса, и неуклюжие политические интриги Ватикана в отношении дополнительных фальсифицированных исследований плащаницы и, в конце концов, последующее изменение догматов официальной церкви о том, что "смерть Христа на кресте не является необходимой для спасения христиан – достаточно, что Он пролил Свою кровь".


   Примечательно, что после распятия Иисуса, которое, судя по всему, с точки зрения Иисуса могло быть предотвращено только ярким божественным вмешательством, а не человеческими усилиями (Иосиф из Аримафеи за взятки добился отмены распятия, но Иисус сам настоял на его проведении), Иисус начинает проповедовать среди арабов, которыми Он ранее всячески пренебрегал (Матфей 15:24). В новом учении Иисуса (см. "мусульмане Иссы", глава 18 "Назад в Кашмир"), которое Он проповедовал на всём Ближнем Востоке и в Индии многие десятилетия после распятия, роль духовенства как посредника между Богом и человеком сведена к абсолютному минимуму – только лишь разъяснению (при необходимости) священного писания, и при этом все молитвы человека должны быть обращены только напрямую к Богу – никакой первосвященник не должен претендовать на статус "его святейшество" и роль "посредника" между Богом и человеком, так как история показывает, что "посредник" неизбежно переводит свою деятельность с духовно-религиозного плана в хозяйственно-финансовый, в результате уничтожая духовность и даже религию на корню. Фактически это новое учение Иисуса было предтечей ислама, подготовленного всей деятельностью Иисуса после распятия.


Содержание книги Фиды Хасснайна "В поисках исторического Иисуса"
(Из апокрифических, буддийских, исламских и санскритских первоисточников)
Иллюстрации к книге Фиды Хасснайна "В поисках исторического Иисуса"

   Введение
   1 Кашмир и евреи
Кашмир – Касситы – Рассредоточение евреев – Племя Израилево в Кашмире – Греки и Кушаны – Недавняя история.
   2 Ладакх: Земля Будды
Лех – Церковь моравианской миссии.
   3 Легенда об Иисусе в Ладакхе
Нотович – Достоверность рукописей подтверждена – Подавление и сокрытие.
   4 Что ламы знали об Иссе
   5 Рождение Иисуса
Иосиф и Мария – Девственное рождение – Версия ессеев – Дата рождения Иисуса – Волхвы.
   6 Детство Иисуса
Буддийская версия – Иисус в Египте – Молодость – Посвящение.
   7 Ранние путешествия Иисуса
Первое путешествие Иисуса в Индию – Джаганнатх и Варанаси – Иисус среди буддистов – Возвращение на запад – Иисус прибывает в Персию.
   8 Посвящение Иисуса
Иисус возвращается в Египет – Греция – Англия.
   9 Пастырство Иисуса в Израиле
Иоанн Креститель – Иисус Учитель – Капернаум – Марфа и Мария Магдалина – "Идите к заблудшей овце" – Евангелие от Варнавы – Вера и молитва – Преображение.
   10 Ессеи и раннее христианство
Хананеи и евреи – Секты Израиля – Ессеи – Первоисточники о ессеях – Рукописи Мёртвого моря – Завет двенадцати патриархов – Распятие на кресте глазами свидетеля – Евангелие Иисуса Христа эпохи Водолея.
   11 Распятие Иисуса на кресте
Иерусалим – Суд и распятие на кресте – Когда было распятие на кресте? – Голгофа – Страсти Господни.
   12 Туринская плащаница
История плащаницы – Доктора и учёные – Отпечаток Сатьи Саи Бабы
   13 Воскресение Христа
Индуистская версия распятия на кресте – Версия ессеев – Иисус исцелён – Жизнь после смерти – История воскресения Христа.
   14 Парфия
Павел – Апостольство – Необходимое изгнание – Персия – Первоисточники.
   15 Индия
Фома – апостол Индии – Таксила – Христиане св. Фомы – Симон Пётр в Индии – Дева Мария покоится в г. Мари – Позднее индийское христианство.
   16 Пророк Хазрат Исса
Исламские историки – Имена Иисуса – Святой Коран – "Масих хиндустан мейн".
   17 Розабал
Гробница Йузу Асафа – Декрет от 1194 г. хиджры – Рельефное изображение стоп Иисуса Христа – Варлаам и Иоасаф – Лондонская конференция 1978-ого г.
   18 Назад в Кашмир
Распространение иудейских племён – "Бхавишья махапурана" – "Раджатарангини" Калханы – Прекращение существования христианства в Кашмире – Мусульмане Иссы.
   19 Писания мулл
Персидские записи о Йузу Асафе в Кашмире – Такхат Сулейман – Подтверждения – Проповеди Йузу Асафа.
   20 Буддизм и христианство
В поисках буддийских рукописей – Раннехристианские реликвии – Обзор христианских первоисточников – Тексты, отвергнутые церковью – Рукописи Мёртвого моря.
   21 Переход Йузу

   Библиография
   Хронология
   Биография автора


Статья о подробных исследованиях Туринской плащаницы, продолжение


Гробница Иисуса Христа, г. Шринагар, штат Кашмир, Индия

Фотогалерея гробницы Иисуса

   Гробница Иисуса Христа называется Розабал и находится в г. Шринагар рядом с мечетью Дастгир Сахиб, в столице индийского штата Кашмир. Кашмирские мусульмане называют это место гробницей св. Иссы, сына Мариам, одного из 28 пророков ислама (наряду с Мухаммедом и Моисеем), упоминающегося в Коране в связи с появлением христианства как промежуточной формы развития учения иудаизма перед появлением ислама, который мусульмане считают кульминацией развития монотеизма. Имя Иисуса на надписи у гробницы – Юза Асаф, где Юза (Южа) – искажённое Иешуа, Асаф в переводе с тогдашнего местного языка – Пастырь ("Христос"). Подробное описание этой гробницы приведено в книге Фиды Хасснайна "В поисках исторического Иисуса". Иисус, не говоря уже о Моисее, могила Которого находится в Кашмире в 80 км от могилы Иисуса, не почитается мусульманами так же активно, как Мухаммед, и это одна из причин относительной безлюдности этого места в ныне на 100% мусульманском Шринагаре, охваченном войной в результате насильственной исламизации Кашмира последние пять веков и к тому же особенно страдающим последние пятьдесят лет от нестихающего террора вообще и от истребления индуистов и сикхов в частности.

Внешний вид гробницы Иисуса, г.Шринагар, Кашмир
27 июня 2005 г.


Вид на саркофаг внутри гробницы Иисуса, г.Шринагар, Кашмир;
собственно могила находится под саркофагом в подвальном этаже


Вид через отверстие в стене (со стороны улицы) гробницы Иисуса, г.Шринагар, Кашмир


Вид через окно (со стороны улицы) гробницы Иисуса, г.Шринагар, Кашмир


Весло в форме сердца, лодочник на озере Дал в Шринагаре, Кашмир;
вёсла такой формы встречаются только в Израиле и Кашмире,
куда мигрировали некоторые утерянные колена израилевы


Фида Хасснайн - автор книги "В поисках исторического Иисуса" - в своём доме в Шринагаре
fida_hassnain001.jpg
fida_hassnain002.jpg
fida_hassnain003.jpg
fida_hassnain004.jpg

История христианства с точки зрения борьбы с деструктивными тоталитарными сектами

  В течение 1-3 веков н.э. тогдашние тоталитарные режимы относились к первоначальному христианству исключительно как к деструктивной тоталитарной секте, противостоящей традиционным религиям предков, свидетельством чего, например, стала наглядно изображённая Мэлом Гибсоном выходка первосвященников-фарисеев – распятие основателя неугодной секты, а также тот факт, что были убиты как все апостолы, так и практически все из нескольких сотен прямых и ближайших учеников Иисуса.

  Даже в совсем недавнем прошлом, с 1917 по 1989 гг., на 1/6 части суши христианство совершенно официально считалось опиумом для народа и преследовалось наряду с остальными сектами, и только 15 лет назад, в 1991 г., оно окончательно вышло из полуподполья.

  За последние две тысячи лет политика и тоталитарные режимы не стали чище, но деструктивная тоталитарная секта Иисуса Христа, усилиями иерархов церкви, начиная с первого папы римского – апостола Петра (Деян. 4:33-5:12), выхолощенная с течением веков в легальную благообразную религию под названием христианство (из нескольких сотен страниц Библии изречения Иисуса составляют от силы пару страниц) и низведённая до уровня, приемлемого (с точки зрения властных структур) для понимания филистерами, стала ещё одним средством манипулирования общественным сознанием (например, насаждения чувства изначальной грешности народа, его раболепия и необходимости пожизненного покаяния, в т.ч. в виде откупных в форме десятины). При этом фраза Иисуса "Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие" (Марк 10:25) и образ жизни христианских первосвященников с их отношением к своему образу жизни ясно показывают, насколько последние сами уважают пропагандируемое ими учение и насколько руководствуются им в жизни, и куда они не войдут после этой жизни. Во времена Иисуса "верблюдом" называли разновидность каната. Представление о соотношении размеров "верблюда" и тогдашних игольных уш можно получить из следующего стиха евангелия от Марка: "Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?".

  Кроме того, если Иисусу пришлось сказать Своим апостолам фразу "любите друг друга" (Иоанн 13:34) – заповедь, которой и так естественным образом следует любой разумный человек, фразу, которая является неотъемлемым подразумеваемым постулатом и аксиомой на духовном пути и потому не нуждающейся в отдельном указании, то это говорит многое о нравах, царивших в то время, и в таком случае они мало отличались от нравов, царящих в закоулках Нью-Йорка или Питера. Соответственно выглядит крайне маловероятной возможность донести до тогдашних людей или даже апостолов то действительно возвышенное учение, которое не могло не иметься у Иисуса.

  Человек не может заставить себя любить других по ментальному повелению – состояние любви к ближним приходит естественным образом в результате личностного роста и трансформации (называемого в оккультных кругах духовным), и попытки навязать любовь ментально извне не приносят долговременного результата, неизбежно заканчиваясь психологическими проблемами и фрустрацией.

  Подлинное учение Иисуса оказалось выхолощенным вначале Его непосредственным окружением, например, св. Павлом, а затем многочисленными "улучшениями" Библии христианской церковью, монополизировавшей Иисуса. Св. Павел, который изобрёл доктрину о том, что "мы спасены смертью Христа на кресте", встретился с Иисусом – будучи ещё антисектантом Савлом – на своём пути в Дамаск (куда он официально шёл с целью найти Иисуса и организовать второе и последнее распятие) уже после того, как Иисус пережил распятие, и потому Павел прекрасно знал, что Иисус не умер на кресте. Встреча была выдана апостолами за голос Иисуса с неба, чтобы не приводить к усилению поисков Иисуса властями. И всё же искушение создать экзальтированный и ставший самым знаменитым догмат христианской церкви взяло верх. Но даже манипуляции св. Павла блекнут перед тем, как Ватикан веками кромсал Библию и "еретиков" в угоду своим политическим амбициям, пока в 1611 г. английский король Яков не стандартизировал Библию, приняв её довольно официальную и официально не подлежащую дальнейшим изменениям версию. "Еретикам"-иноверцам, правда, после этого легче не становилось...

  С течением веков христианство разделилось на три основные конфессии – православную, католическую и протестантскую церкви – и тысячи различных сект, что не может не указывать на то, что они заметно отличаются от первоначального христианства, иначе не было бы смысла менять название. В этой связи интересно отметить, что слова "христианство" или "христианское" отсутствуют в названиях подавляющего большинства существующих нескольких тысяч направлений христианства.

  Примечательно, что деструктивная тоталитарная секта Иисуса Христа (см. выше) при всей её нынешней раскрученности всё же уступила пальму первенства по количеству адептов и особенно по их идейной стойкости другой секте, которая во время её создания также считалась тогдашним тоталитарным режимом крайне опасной и деструктивной тоталитарной сектой и всячески преследовалась правящим режимом, а её основатель Мухаммед много раз был на волосок (или паутинку) от гибели. Позже эта секта стала известна как ислам.

  P.S. Автор статьи безмерно уважает Иисуса Христа и Мухаммеда (учение Которого фактически стало венцом усилий Иисуса в пропаганде следования Учению, а не лицемерного поклонения Учителю), а также всё то хорошее, что есть в христианстве, или, точнее, во всех его разнообразных и порой противоречивых вариациях. Своей статьёй он всего лишь стремится показать, насколько меняется отображение картины при изменении точек зрения и используемой терминологии. В этом находящемся в динамическом равновесии мире всё переплетено настолько тесно, что "добро" неизбежно присутствует в "зле" и способно оказываться им, и наоборот, как это, например, наглядно показано в фильме "Столкновение" ("Crash", получившем Оскара за лучший фильм года в 2006 г.) и символе инь-ян, изобретённом всего пару веков назад.

– 2006



Дорожный указатель в Шринагаре: "Йус-марг" – "Проспект Иисуса"


Вид на Розабал из космоса (Google Earth, фото примерно 2006 г.):
(координаты: 34º05'39.10" северной широты, 74º48'58.76" восточной долготы)