САТЬЯ САИ ГОВОРИТ
ТОМ IV
Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы c 1964 по 1965 г.
Содержание
Беседы Бабы Разве Саи говорит? САТЬЯ САИ ГОВОРИТ 1. Гуру - это проводник 2. Шравана и Смарана 3. Уничтожайте эго 4. Грозовая туча 5. Сандаловое дерево 6. Пузырь гордыни 7. Раскаяние и ложь 8. "Я" позади глаза 9. Будьте служителем 10. Джапа и Бхаджа 11. Истинный родственник 12. Каков ваш истинный возраст? 13. Путь к присутствию 14. Вера - это фундамент 15. Величие Бога не изменяется и не умаляется 16. Узы, которые не связывают 17. Проколите пузырь гордыни 18. Пусть флаг реет 19. Карма и Каруна 20. Через веселье и стоны 21. Нама и Нами 22. Плавание от "да" до "нет" 23. Балансовый отчет о жизни 24. Актеры и действие 25. Являются ли слова просто звуками? 26. Ишвара дарует айшварью 27. Человеческий плот 28. Вы рождены ради вас самих 29. Диагноз вашей болезни 30. Нет шрамы в ашраме |
31. Закройте окно, чтобы не погасла лампа 32. Солнце у вашего порога 33. Следуйте по Его стопам 34. Каре Канканам 35. Приятное и полезное 36. Бремя значка 37. Рекруты для Моей армии 38. Шива и шава 39. Бессмертие, несмотря на смерть 40. Корень или веревка? 41. Стремитесь к более благородной роли 42. Дхарма и Дхармасала 43. Голос грома 44. Пробудитесь! Поднимитесь! 45. Трехдневный праздник 46. Дороги к Богу 47. Эта радость и та 48. Манасара саровар 49. У пандитов есть ключи 50. Недостаток питания и лекарство 51. Редкостная возможность 52. Кодекс правильного поведения 53. Веревка на шее 54. Будьте над и вне 55. Множество святых людей 56. Матхам и Матхи 57. Подъем деревень 58. Птица на качающейся ветке 59. Бессмертный Проводник в Бессмертие 60. Главное лицемерие 61. Колеса: внешнее и внутреннее 62. Новый год Веры |
49. У пандитов есть ключи
Эта область называется Конасима - дельта, окраина суши; она известна как родина традиционного изучения Вед и Шастр. Даже в наши дни здесь много знатоков санскрита и множество пандитов, сведущих в Ведах, которые продолжают следовать суровой дисциплине, диктуемой дхармашастрами, чем заслуживают уважение народа всей страны. Раз этот район заслужил славу хранилища духовной науки, он должен также стать примером освобождения от власти богатства и желаний (артхи и камы), их нужно уничтожить нравственным законом (дхармой) - первой из задач человеческой жизни (пурушартх). Это действительно большое несчастье, что Индия, которая в течение многих веков была верна духовным, адхьятмическим, идеалам и придерживалась их, несмотря ни на какие политические и экономические перемены, в эту эпоху Кали вступает в конкурентную борьбу, пренебрегая нравственными законами, установленными в древности. Дхарма - это изначальная форма (сварупа) Индии, а сатья, истина, - ее изначальная природа (свабхава). Однако большинство людей в наше время жаждут добиться благосостояния во что бы то ни стало, любыми средствами. Эта порочная идея служит причиной неудовлетворенности людей всех классов, а попытка достигнуть удовлетворения, приводит в дальнейшем к возникновению неправедности, к адхарме. Именно эта ситуация побудила Меня основать Прашанти Видванмахасабху, и многие пандиты (ученые, сведущие) этого района являются её членами. Сейчас у них есть грандиозная возможность использовать свой талант для служения человечеству и посвятить жизнь плодотворной деятельности.
Результатами деятельности бывает либо радость, либо горе, в зависимости от того, какими привязанностями руководствовался человек при совершении этих поступков. "Я" и "мое" - это два ядовитых зуба змеи, вырвите их, тогда сможете без опаски брать змею в руки и играть с ней. Вовсе не требуется отказываться от всякой деятельности. Безусловно, необходима активная деятельность. На этой планете кармы (кармабхуми) карму можно превзойти только кармой. Птицы и животные не осознают этой тайны, только человек может выбирать и принимать ту деятельность, которая наилучшим образом будет способствовать его освобождению от цепей кармы. Если он добивается счастья путем удовлетворения требований своих чувств, то скоро убедится, что счастье, достигнутое таким путем, неразрывно связано с несчастьем.
Вы знаете из собственного опыта, что глубокий сон дает ощущение максимального счастья. Подумайте немного, испытываете ли вы в бодрствующем состоянии в той же степени ощущение спокойствия, тишины, уравновешенности, счастья? Вот почему нидру (глубокий сон) считают наиболее близкой к самадхи (высшей степени единения с Богом). Именно во время глубокого сна гасятся импульсы, инстинкты, волны мыслей, и тогда счастье становится совершенным и полным. Это случается, когда солнце джняны (знания) освещает вас. Оно не оставляет даже крохотной частицы темноты; на самом деле, темнота ведь не что иное, как отсутствие света. Есть три начала, которые нужно преодолеть, прежде чем на вас снизойдет джняна: дехататва (физическое), индрийятатва (чувственное), манасататва (ментальное). Даже ум необходимо победить, чтобы познать сущность Единства, ибо ум жаждет изменчивости и перемен, он наслаждается сопричастностью к объектному миру, называемому вритти. Предотвращение возникновения в уме этих вритти (волнений ума), расходящихся кругов в манаса сароваре - озере ума, которые образуются, когда туда попадает желание или мысль, или решение, - вот в чем заключаются функция науки, называемой "йога" - соединение, связь. Соединение чего с чем? Соединение "твам" с "тат", вас со всеми остальными, приводящее к единому и неделимому целому.
И Я, и эти уважаемые ученые говорим всем вам, собравшимся здесь, что йогу возможно и необходимо усвоить. Не требуется много рассуждений, чтобы убедиться в правильности этого пути, и он должен быть пройден шаг за шагом, пока не будет достигнута цель. Вас пришло сюда много тысяч из селений и городов, находящихся за многие мили отсюда; вы потратили много денег, времени и сил. Увезите с собой отсюда этот урок, захватите, по крайней мере, как минимум, знание, что привязанность причиняет боль, а отсутствие привязанности, абстрагирование приводит к счастью. Но вы не сможете легко абстрагироваться от деятельности: ум цепляется то за одно, то за другое. Заставьте его зацепиться за Бога, направьте его на то, чтобы все поступки совершать во имя Бога, а уж успех или неудачу, потери или приобретения, радость или уныние, которые станут результатами этих поступков, отдайте на волю Господа. Тогда вы овладеете секретом спокойствия (шанти) и удовлетворения.
Чтобы достигнуть этой степени самоотречения, самоотдачи, у вас должна быть вера в Бога. Этот мир - Его игра, он не пустой сон, он имеет цель и смысл. Он средство, при помощи которого каждый может открыть Бога, увидеть Его в красоте, грандиозности, законах и великолепии Природы. Все это лишь тень Его славы и Его величия, вот почему Веды состоят из трех частей, или канд: кармы, упасаны и джняны. Карма (деятельность) дает осознание вездесущности, имманентности, всемогущества Бога. Упасана (поклонение) дает полное и безоговорочное признание того, что Бог есть во всем сущем; когда вы почувствуете, что нет ничего другого - вот джняна (знание)! В прежние времена, когда люди соблюдали дисциплину, которая давала им шанти и соукхью, спокойствие и удовлетворенность, они были счастливы; их не могло коснуться смятение от страха и разочарование. А в наши дни бакалавры и магистры наук не могут получить работу, соответствующую их уровню; зарплата слишком мала даже для их собственного существования. Они беспомощны и несчастны; они не могут помогать своим родителям и поддерживать их.
Даже сами ученые, изучающие Веды, пали жертвами этой погони за должностями и степенями, потому что их дети слишком рьяно гоняются за сверкающими блестками степеней, которые не могут наполнить их желудки и утолить жажду мира и спокойствия. Они потеряли веру и в сами Веды; еще бы, ведь они могут, отбросив их в сторону, быстро получить взамен несколько рупий. Тем не менее, в Андхра Прадеш еще остались такие знающие, которые хранят свою веру и с ясной душой относятся к окружающему миру. Они неизвестны журналистам, они живут уединенно и счастливо. Никто их не тревожит, и они не тревожат никого.
В наше время люди прекрасно знают истории кинозвезд и глубоко невежественны в своей собственной истории. Обратите внимание на свои истинные нужды: воспитывайте в себе добродетели, которые добавят счастья и вам, и другим людям, не приобретайте таких привычек, которые разрушают ваше здоровье, опустошают кошелек и порочат вас в глазах окружающих. Я желаю, чтобы бхакты (преданные) совершенствовали свое поведение и характер. Нет ничего хорошего в нарочитом посещении храмов и рьяном участии в санкиртанах (совместном пении) с цимбалами в руках. Это лишь видимость энтузиазма. Бог видит чувство, бхаву, а не внешнюю помпезность, бахьям, что стоит за ним. В Ведах есть два таких наставления: сатьям вада, дхармам чара - говорите правду, практикуйте праведное поведение. Саткарма (благие дела) - это дерево, садбхава (хорошие намерения) - корень. Садбхава - это то, что наилучшим образом послужит вашим интересам, а именно достижению бесконечного счастья, окончательного освобождения от круга рождений и смертей. Отвратите свой ум от чувственных удовольствий и утвердите его в Боге; тогда чувства (бхава) станут чистыми и будут служить добру.
Некоторые люди смеются над садхаками (идущими по пути духовного просветления) и называют их праздными наблюдателями, которые желают чего-то такого, что нельзя пощупать, нельзя взвесить и нельзя купить или продать! Как можно ничего не знать о фундаменте, а знать лишь о стенах и террасе? Можно быть избавленным от страха, только если уверен в надежности фундамента. Вы ведь не можете ни взвесить, ни увидеть свое дыхание, хотя оно и существенная часть жизни. Невидимое - это основа видимого. Если вы попадаете в капкан видимого, вы никогда не поймете значения невидимого.
Вот что нужно знать каждому, а не те груды информации, которыми в наше время заполнены у людей головы. Ключи к освобождению можно найти в Ведах, и эти пандиты владеют ими. Именно по этой причине Бхарата (Индия) называет себя гуру гуманности. Каждый человек должен быть погружен в шанти, работать над собой, чтобы достигнуть посвящения всех своих поступков Богу, отказа от привязанностей, полной отдачи себя Господу в виде поклонения Ему, отказа от погони за выгодой. А что мы сегодня видим? Нет спокойствия ни в семье, ни в уме, нет сердечности между родственниками, нет уважения к родителям, нет любви между друзьями. Сначала вы должны добиться победы в своем доме, а потом нужно призывать и других последовать вашему примеру. Недостаточно простой преданности. Она должна управляться рассудком и распознаванием. И еще она должна проистекать из здравомыслия. Умение рассуждать делает преданность острым инструментом. Разум делает ясной цель вашего временного пребывания на земле, цель работы интеллекта, которым вы наделены. Тогда преданность вдохновит вас наполнить дни целенаправленной, контролируемой деятельностью, направленной на освобождение.
Амалапурам
28-03-65