Meditation in raja yoga, Buddhism and according to neurophysiology: A practical guide
Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

ТОМ IV

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы c 1964 по 1965 г.


Содержание

Беседы Бабы
Разве Саи говорит?
САТЬЯ САИ ГОВОРИТ
1. Гуру - это проводник
2. Шравана и Смарана
3. Уничтожайте эго
4. Грозовая туча
5. Сандаловое дерево
6. Пузырь гордыни
7. Раскаяние и ложь
8. "Я" позади глаза
9. Будьте служителем
10. Джапа и Бхаджа
11. Истинный родственник
12. Каков ваш истинный возраст?
13. Путь к присутствию
14. Вера - это фундамент
15. Величие Бога не изменяется и не умаляется
16. Узы, которые не связывают
17. Проколите пузырь гордыни
18. Пусть флаг реет
19. Карма и Каруна
20. Через веселье и стоны
21. Нама и Нами
22. Плавание от "да" до "нет"
23. Балансовый отчет о жизни
24. Актеры и действие
25. Являются ли слова просто звуками?
26. Ишвара дарует айшварью
27. Человеческий плот
28. Вы рождены ради вас самих
29. Диагноз вашей болезни
30. Нет шрамы в ашраме
31. Закройте окно, чтобы не погасла лампа
32. Солнце у вашего порога
33. Следуйте по Его стопам
34. Каре Канканам
35. Приятное и полезное
36. Бремя значка
37. Рекруты для Моей армии
38. Шива и шава
39. Бессмертие, несмотря на смерть
40. Корень или веревка?
41. Стремитесь к более благородной роли
42. Дхарма и Дхармасала
43. Голос грома
44. Пробудитесь! Поднимитесь!
45. Трехдневный праздник
46. Дороги к Богу
47. Эта радость и та
48. Манасара саровар
49. У пандитов есть ключи
50. Недостаток питания и лекарство
51. Редкостная возможность
52. Кодекс правильного поведения
53. Веревка на шее
54. Будьте над и вне
55. Множество святых людей
56. Матхам и Матхи
57. Подъем деревень
58. Птица на качающейся ветке
59. Бессмертный Проводник в Бессмертие
60. Главное лицемерие
61. Колеса: внешнее и внутреннее
62. Новый год Веры

36. Бремя значка

Я позвал вас сюда сегодня, чтобы рассказать вам о состоянии, которое необходимо культивировать в себе, когда совершаете добровольное служение в Нилаияме. Я Сам выбрал вас для этого, и это само по себе редкая привилегия. Среди тысяч людей, приехавших на праздник Упанаяны и Шиваратри, очень многие просили от всего сердца, чтобы им была дана такая возможность, но Мой взгляд остановился на вас, и только вы были выбраны. Я должен сказать, что это добровольное подвижничество - не минутный порыв, оно не может быть выполнено должным образом без глубокой дисциплинированности, долгой подготовки и смирения. Нельзя стать готовым к этой роли так вот, вдруг, с такой же скоростью, как значок прикрепляют к рубашке.

Во-первых, нужно осознать значение аджны, приказа, который, как Я считаю, является скорее наставлением, указанием, чем приказом. Гита была аджной Кришны, хотя Кришна и дополнял ее многочисленными объяснениями: зачем и почему. Арджуна признал, что он - прапанна, то есть отдавшийся воле Кришны. Поэтому Кришне не было необходимости доказывать правильность Своих распоряжений. И еще, чтобы Арджуна мог сражаться от всего сердца, Кришна приводил ему доводы, которые поддерживали Арджуну в действиях, предписанных ему Кришной. Я тоже хочу, чтобы вы знали, почему Я желаю, чтобы вы поступали именно так, и почему Мне не нравится, когда вы ведете себя по-другому.

Следующее, вы должны развивать в себе любовь по отношению ко всем. Не думайте, что такой доброволец (севадал) - какая-то особо избранная личность, более преданная, чем остальные; не смотрите на остальных сверху вниз, как на надоедливых и путающихся под ногами людей. Если у вас есть любовь по отношению ко Мне, то есть любовь и по отношению ко всему остальному, потому что Саи есть в каждом человеке. Вы поете бхаджан: "Антхаа Сайи майям, ее джагамантхаа сайи майям", - "Все исполнено Саи, весь мир наполнен Саи". Можете ли вы после этого любить одного только Саи? Здесь, на стенах молитвенного зала есть много изображений Свами, вы почитаете эти изображения, вы принимаете их за Меня Самого. Если кто-то говорит об этих изображениях дурно, вам это не нравится, не так ли? Вы стоите перед этими изображениями и радостно восклицаете: "О, Свами" Помните, каждый человек - это Мое изображение, более того, каждое живое существо - Мое изображение. Антхаа Сайи майям, не правда ли? Когда вы ведете себя грубо с другими, вы ведете себя грубо со Мной. Когда вы кого-то оскорбляете, вы оскорбляете Меня.

Здесь - ваш дом, и все собравшиеся на этот праздник - атхити, гости, ваши родные и близкие. Есть шесть обязанностей, которые каждый грихастха (семьянин) должен выполнять каждый день: снана, сандхья, джапа, хома, пуджа и атхитхисаткар, что означает: омовение; поклонение Богу - утром, днем и вечером; повторение Имен Господа; предложение ритуальных предметов жертвенному огню; ритуальное Богослужение и гостеприимство. Нужно следить, чтобы с гостями обращались в соответствии с законами гостеприимства. Вы - севака, предназначенный для служения. Благодарят ли вас люди, которым вы служите, или злословят на ваш счет, вы должны с радостью выполнять возложенную на вас задачу. Ибо помните, вы служите не им, а себе. Будь то цветы или шипы - принимайте их одинаково спокойно. Ликуют или огорчаются только те, кто отождествляет себя с телом, вы же должны ощущать, что вы - хозяин тела, дехи, а не тело, деха, это даст вам силу служить еще лучше.

Когда выполняете какую-то работу, не спорьте, что вот эта ее часть - ваша, а остальное нет; не ограничивайте свои возможности. Поддерживайте каждого, с радостью предлагайте каждому свое содействие, каждому оказывайте поддержку. Действуйте в соответствии с идеалом святого общения, сатсанга, вливая в каждого энергию и энтузиазм. Это не значит нести большую ношу, нежели вам предназначено. Не вмешивайтесь грубо и бестактно в чужие дела, не критикуйте со злостью других людей. Будьте достойны статуса человека, связанного с Прашанти Нилайямом. Здесь не должно быть места ненависти, вражде и даже ревности к успехам других. Распространяйте вокруг себя атмосферу Высшего Мира (Прашанти). Не спешите бросаться к первому встречному, чтобы сообщить о его несуществующих промахах и ошибках, которых нет. Этот энтузиазм направлен не по тому руслу.

Не делайте ничего такого, что может помешать спокойствию других, ибо вы по своему собственному опыту знаете, как важны покой и тишина. Я надеюсь, что вы знаете это. Ведите себя с другими так, как вы хотели бы, чтобы вели себя с вами. Это мера вашей любви. Разыщите снаружи стариков, которые сидят на солнце или в темноте, не сумев попасть внутрь, потому что они слишком слабы, чтобы протолкнуться вперед, найдите тех, у кого плохое зрение или слух, приведите их вежливо сюда поближе, и пусть те, кто помоложе, уступят им место. Вам не следует претендовать на какие-то особые привилегии из-за своих значков, которые вы прикрепили в знак своего служения здесь. Те, кто пришел первым, имеют право первоочередного выбора места; не спорьте с ними и не создавайте суеты. Пусть люди спокойно сидят на тех местах, которые заняли, когда приехали; каждый должен заслужить свое место и требовать его, но не в аудитории, а в Моем сердце; не требуйте его в этом сделанном из кирпича и цемента зале. Правилами Прашанти Нилайяма установлено, что те, кто пришел после бхаджана или после начала беседы, не должны своими попытками пролезть поближе отвлекать внимания тех, кто погружен в слушание. Следите, чтобы это строго соблюдалось. Когда началась программа, не должно происходить ничего такого, что отвлекало бы внимание. Вы приезжаете сюда в стремлении к самосовершенствованию и прогрессу в духовной сфере, отрываясь от родных и близких, так зачем возвращаться к старым привычкам, которые способствуют эгоизму и вражде?

Добровольные служители не должны ждать возможности услужить, они должны искать ее, постоянно находясь в бдительной готовности. Тогда они повсюду найдут людей, нуждающихся в помощи. Только каменное сердце не чувствует чужих страданий.

Я велел всем обитателям ашрама справляться у соседей, все ли у них в порядке. Это не просто долг вежливости, а искренний знак любви. Среди многих тысяч людей, которые здесь собрались, есть такие, которые будут благодарны за любую оказанную им помощь. Пусть чьи-нибудь добрые руки приведут их туда, где раздают пищу, или к ночлегу, к реке или к мандиру, в аудиторию или в госпиталь. Разговаривайте с ними деликатно и постарайтесь быть им полезными.

Разве вы не видите и не слышите Меня, когда Я хожу между ними? Я говорю с ними мягко и с любовью, потому что горячо их люблю, несмотря на все их недостатки. Зачем же вам быть резкими и грубыми? Нет родства более близкого, чем родство, связанное духовными узами. Даже семейные отношения не настолько твердо основаны на идентичности цели и тождестве усилий, ведущих к ней. Вы связаны узами, которые гораздо более долговечны и более приятны. Пусть люди возвратятся домой счастливые от своего открытия, что в Прашанти Нилайяме у них есть родные и близкие, которые уважают и любят их так, как не любил до сих пор ни один кровный родственник.

Вы должны осознать, что этот значок, который Я дал вам, - не пропуск в счастливую жизнь, он означает напряженный режим работы, отказ от комфорта, готовность к тяжелому труду, недосыпанию и самопожертвованию. Если вы привыкли к комфортной жизни, вы здесь бесполезны как служащие. Сведите свои желания до минимума, не поддавайтесь соблазну принести транзистор и слушать всю эту расслабляющую чушь. Проверьте свою комнату, стол, шкаф - и вы увидите, как много лишнего у вас скопилось. Вы приобретали эти вещи, потому что у кого-то они были, и вы чувствовали себя менее значительными, как бы умаленными, потому что у вас их не было. Глупое желание считаться современным и идти в ногу с модой заставило вас обзавестись ненужными привычками и вещами. Человек может обойтись гораздо меньшим количеством вещей, чем ему кажется. Когда какая-то вещь находится с вами некоторое время, вам она кажется совершенно необходимой, и вы просто не знаете, как без нее жить. Как шелкопряд вы вьете вокруг себя кокон в соответствии со своими наклонностями. Не давайте развиваться дорогим привычкам, дорогим как с материальной, так и с духовной точек зрения. Бдительным оком следите за своими симпатиями и антипатиями, и отбрасывайте все, что затрудняет ваш путь.

Непривязанность обычно называют "вайрагьей", или отсутствием раги. Это драгоценное качество, которое, поскольку оно должно удерживаться в вас, должно быть основано на джняне. Теперь о серебряной статуэтке Ширди Саи Бабы. Когда вы думаете о серебре, о его красоте и стоимости, там нет Саи; когда вы думаете о Саи, Его махимах (чудесах), Его лилах (играх), тогда нет серебра! Когда вы стоите в Тирупати перед статуей Венкатесвары и думаете о камне, его цвете, геологическом строении, весе и тому подобном, то в вашем уме нет Венкатесвары; исполнитесь мыслями о Господе Семи Холмов, тогда перед вами не станет камня! Поэтому старайтесь повсюду: в этом ковре, в этом полотенце, в этом сосуде, в этой стене - видеть Брахмана, и вы наполнитесь знанием, джняной. Тогда не будет привязанности, это "Сарвам Брахма Майям" - итог всей садханы. Не огорчайтесь, начните эту практику прямо сейчас и занимайтесь ею постоянно, шаг за шагом: сначала, по крайней мере, старайтесь во всем видеть Его; предлагайте все Ему, делайте все как для Него, оставьте все Ему. Будьте орудием, у орудия нет симпатий и антипатий, будьте только инструментом, но эффективным инструментом.

Всегда распространяйте вокруг себя радость. Не изливайте на других своих горестей и тревог, пусть на вашем лице всегда будет улыбка, чтобы каждый, кто вас увидит, заразился бы от вас хорошим настроением и радостью. Вы должны не только любить других людей, но и сами быть настолько добрыми и хорошими, чтобы быть достойными любви других. Старайтесь утешать, ободрять, поддерживать и просветлять тех, кто несчастен, упал духом, слаб или не обладает достаточным духовным знанием. Готовьтесь к этой роли. Именно такая роль вам сейчас отведена. Возможность, которую Я вам сейчас предоставил: поработать здесь в качестве добровольного служителя - это призыв к личному совершенствованию и садхане. Когда тысячи людей жаждут получить такую возможность, представьте, как повезло вам и как велика ваша ответственность.

Когда вы помогаете ревностным садхакам совершать дхьяну без помех, вы заслуживаете не только благодарности, но и похвалы. Например, мать торопится в зал в 4.30 для совместного чтения пранавы (мантры Ом) и оставляет ребенка спящим под навесом. Если ребенок тем временем проснулся и начал плакать, женщины-служители могут без просьбы матери взять на руки, приласкать и успокоить ребенка нежной колыбельной, пока мать не вернется. Служите людям с радостью, без чувства превосходства, чтобы на лице не было кислой мины или недружелюбия. Пусть люди знают, что вы действительно рады возможности помочь.

Не изображайте покровительства, не относитесь к людям свысока. Если вы просто говорите: "Не разговаривайте громко", то тем самым вы показываете свое пренебрежение к ним. Объясните людям, что тишина - это первая ступенька на лестнице садханы, что это отличительный признак Прашанти Нилайяма, что они должны научиться сделать каждое место, где находятся, Прашанти Нилайямом, что громкий разговор мешает тем, кто практикует намасмарану (памятование имени Господа), или дхьяну (медитирует на Господа), или джапу (повторяет имена Господа), что этот шум порождает другой шум. Здесь мастерская, куда стекаются поврежденные умы и сердца для ремонта и восстановления. В обычной мастерской слышен грохот молотов, лязганье колес, гудение моторов и стук цепей. В этой мастерской должно быть слышно лишь шепотом произносимое имя Господа. С новыми запчастями, покрытые свежей краской, выезжают автомобили из мастерской как новенькие, и могут еще проехать множество километров. Люди также должны найти для себя такую мастерскую: для тех, кто поизносился в пути, устал или только еще готовится к долгому путешествию.

Прашанти Нилаям
24-2-65