САТЬЯ САИ ГОВОРИТ
ТОМ IV
Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы c 1964 по 1965 г.
Содержание
Беседы Бабы Разве Саи говорит? САТЬЯ САИ ГОВОРИТ 1. Гуру - это проводник 2. Шравана и Смарана 3. Уничтожайте эго 4. Грозовая туча 5. Сандаловое дерево 6. Пузырь гордыни 7. Раскаяние и ложь 8. "Я" позади глаза 9. Будьте служителем 10. Джапа и Бхаджа 11. Истинный родственник 12. Каков ваш истинный возраст? 13. Путь к присутствию 14. Вера - это фундамент 15. Величие Бога не изменяется и не умаляется 16. Узы, которые не связывают 17. Проколите пузырь гордыни 18. Пусть флаг реет 19. Карма и Каруна 20. Через веселье и стоны 21. Нама и Нами 22. Плавание от "да" до "нет" 23. Балансовый отчет о жизни 24. Актеры и действие 25. Являются ли слова просто звуками? 26. Ишвара дарует айшварью 27. Человеческий плот 28. Вы рождены ради вас самих 29. Диагноз вашей болезни 30. Нет шрамы в ашраме |
31. Закройте окно, чтобы не погасла лампа 32. Солнце у вашего порога 33. Следуйте по Его стопам 34. Каре Канканам 35. Приятное и полезное 36. Бремя значка 37. Рекруты для Моей армии 38. Шива и шава 39. Бессмертие, несмотря на смерть 40. Корень или веревка? 41. Стремитесь к более благородной роли 42. Дхарма и Дхармасала 43. Голос грома 44. Пробудитесь! Поднимитесь! 45. Трехдневный праздник 46. Дороги к Богу 47. Эта радость и та 48. Манасара саровар 49. У пандитов есть ключи 50. Недостаток питания и лекарство 51. Редкостная возможность 52. Кодекс правильного поведения 53. Веревка на шее 54. Будьте над и вне 55. Множество святых людей 56. Матхам и Матхи 57. Подъем деревень 58. Птица на качающейся ветке 59. Бессмертный Проводник в Бессмертие 60. Главное лицемерие 61. Колеса: внешнее и внутреннее 62. Новый год Веры |
9. Будьте служителем
Сегодня саптаха, или "неделя", празднует свою самаапти. Это слово означает "окончательное действие", но оно имеет и более глубокое толкование. Оно означает достижение (апти) Брахмана (самы). Это окончательный плод слушания духовных уроков и дискуссий, размышления над ними и погружения в них. В мирском смысле оно означает заключительный период времени, в духовном - за границами времени!
Каков же итог и суть всех этих бесед? Если человек ищет постоянного спокойствия и счастья, он должен отказаться от погони за чувственными объектами. Материальные блага несут с собой не только счастье, но и горе. Накопление богатств, умножение желаний приводят лишь к чередованию счастья и горя. Привязанность - это корень как радости, так и горя, непривязанность - спаситель. Асакти - это смерть (марака); анасакти -спаситель (тарака). Миллионер платит подоходный налог со слезами на глазах, директор школы с радостью отказывается от мебели и лабораторных приборов своей школы, когда передаёт их в другое место. Почему? Потому что директор знает, что он здесь только служитель, а не хозяин. Он не привязан к этим предметам, он знает, что они принадлежат правительству. Поэтому точно так же почувствуйте, что ваша семья, ваш дом, ваши поля, ваша машина - всё это собственность Господа, и что вы - только Его доверенное лицо; будьте готовы отдать их без малейшего недовольства, когда придет повестка.
Священная литература нашей страны: Веды, Шастры, Итихасы, Манусмрити и Пураны - содержит в себе лекарства, которые излечивают от привязанности. Другие лекарства, которые вам предлагают, хотя, может быть, и более приятны, но стоят времени и денег и не утоляют боль. Внутренняя свобода от желаний и привязанности (тьяга) не означает, что вы не должны ценить вещи, вы можете даже заботиться о них. Но всегда помните, что они временны, что радость, которую они приносят, незначительна и преходяща, то есть, не развивайте привязанность (моху) по отношению к ним. Осознайте их истинную ценность, не переоценивайте их.
Испытывающий жажду пассажир спросил водоноса на деревенской станции железной дороги, чиста ли его кожаная сумка. Ответ был таков: "Относительно чистоты я могу сказать только, что сумка, из которой льют эту воду, чище сумки, в которую наливают". Вы должны больше заботиться о чистоте своего ума и интеллекта, чем о чистоте внешних частей тела. Вместо того чтобы критиковать других и искать ошибки в их поступках, подвергните себя критической оценке, разберитесь в себе хорошенько и исправьте свои собственные ошибки. Не уподобляйтесь танцовщице, которая ругает барабанщика, когда сама сбивается с такта.
Пракрити (Мать-Природа) так же не имеет возраста, как и Бог. Кто знает, когда Бог решился на создание Вселенной? Она так же не имеет начала (анади), как и Бог; мы не можем определить, когда она появилась, но мы можем определить, когда она перестанет существовать, по крайней мере, для каждого из нас. Когда вы смотрите в колодец, ваше отражение всегда там; поскольку это касается вас, то вы можете устранить его из колодца в тот самый момент, когда решите больше не ходить к колодцу и не обращать на него никакого внимания.
Шастри, который сегодня выступал, дал поучительное и убедительное исследование концепций об арье и анарье в Рамаяне; но сейчас вы должны сосредоточиться на болезни, от которой страдаете и на ее излечении. Глупость, эгоизм и явное невежество - вот причины сегодняшних несчастий человека. Глаза, уши и язык ведут человека к беспокойству и злобе, вместо того чтобы сделать его посланником мира и гармонии. Интеллект - это корень гордыни и зависти. Вишну Джаганнатха (Вселенский Господь) в Пури, а в Каши - Шива Вишвешвара; где, скажите здесь место вражде между теми, кто поклоняется в Пури и теми, кто поклоняется в Каши? Вишну - это Гопал (защитник коров), а Шива - Пашупати (владыка коров). И все же до сих пор природное побуждение человека бороться возникает в его сердце, и он использует имена Господа для оправдания этой борьбы со своими ближними, которой он наслаждается.
Трудно практиковать даже то, в истинности чего вы убеждены. Взгляните на Дрону на поле битвы. Когда он услышал, что его сын Ашваттхама убит, он так обессилел от горя, что забыл, где находится и для какой цели; даже если бы это было правдой, ему не следовало бы складывать оружие, забыв о том, для чего он пришел на поле боя. Привязанность (моха) внушила ему так поступить, что и послужило причиной его поражения и смерти.
Сегодня, в этот последний день, здесь тысячи людей, как, впрочем, и во все другие дни; поэтому Я бы хотел сказать не о том, что приносит выгоду, а о том, что нужно практиковать каждый день. Развивайте в себе самоотречение от нужд и желаний. Когда вы в своей квартире сваливаете в кучу разные вещи, то тем самым способствуете образованию грязи и пыли; поэтому точно так же не собирайте и не храните в уме слишком много материала. Путешествуйте налегке. Пусть у вас будет лишь самое необходимое для поддержания жизни и здоровья: не портите пищу, добавляя слишком много соли. Жизнь становится трудно переносимой, если вы сдабриваете ее слишком большим количеством желаний. Соизмеряйте свои желания со своими возможностями, и даже тогда пусть у вас останутся лишь те желания, которые будут способствовать окончательному счастью. Не гонитесь за модой и общественным признанием, не напрягайте свои силы до такой степени, что их уже невозможно будет восстановить. Кроме того, придерживайтесь своего долга (дхармы) и того свода правил, который соответствует той стадии вашей жизни, которой вы достигли.
Не ставьте во главе всего свои нужды и потребности, вы получите гораздо больше радости, считаясь с нуждами других, с блаженством других, как с более важными. Уважайте старших и культивируйте сердечность между братьями и сестрами, учителями и студентами, работодателями и служащими и т.п.
Заботьтесь о коровах, ибо корова - символ беззаветного служения дхарме. Вот почему, когда проходит ритуал открытия вновь построенного дома, хозяин первой впускает туда корову. Однажды риши (мудрец) совершал омовение в Тривени сангам (у слияния трех священных рек): Ямуны, Ганги и Сарасвати. Когда он погрузился в священные воды, какие-то рыболовы закинули сеть, и его вытащили на берег как редкий улов. Тут же находился раджа, пребывавший в затруднении, потому что рыболовы настаивали на том, чтобы считать это настоящим уловом, а риши сказал, что им полагается заплатить награду, прежде чем отпустить его. И каков же был приз за "рыбу-риши"? Тысяча варах (свиней)? Риши протестовал, он говорил, что не настолько дешев. Пять тысяч? Этого тоже было слишком мало, заметил риши. Тогда йог, который находился тут же, предложил блестящее решение. Он сказал: "Дайте корову, этого достаточно", - и корову сочли достаточной компенсацией за мудреца. Вот мера ценности коровы.
Соблюдайте правила, предписанные Шастрами, уважайте культуру своей страны и оказывайте уважение стране, в которой вы родились. Индийцу свойственна вера в провидение и ему присущ страх греха. Ухаживайте за своими престарелыми родителями, почитайте их. Если вы будете чтить свою мать, то Мать всей Вселенной защитит вас от зла. Если вы будете чтить отца, то Отец всего сущего будет защищать вас. Это такая же истина, как то, что если вы чтите своих родителей, то и ваши дети будут почитать вас.
Пока Я говорил о Боге, защищающем вас, Я вспомнил одну записку, которую Мне кто-то прислал. В ней Меня просили объяснить, почему Я не упоминаю имя Саи Бабы в Своих беседах, хотя Я и ношу имя Аватара Саи Бабы. Очевидно тот, кто написал записку, подразумевал тех людей, которые заняты публикациями работ о Раме, о Кришне или о Саи Бабе. Для тех, кто знает, Саи, Рама, Кришна, Вишну - все является Одним, различия заключаются только в упадхи, то есть в обстоятельствах, образе и в имени. Власть, величие, миссия, поучения те же самые, хотя частные проявления могут быть разными в соответствии с надобностями и целями времени. Вот почему, хотя вы и верите, что Рама и Кришна суть одно и то же, вы не одобряете, когда кто-то говорит, что Рама поднял Говардхангири или что Кришна разбил Шивадханус. Я не придаю никакого значения различию между разными проявлениями Божества. Саи, Рама, Кришна... Я не провозглашаю, что именно это имя более важно и что другие не столь значительны.
Есть много попыток строить в Мою честь мандиры, храмы; люди собирают для этой цели пожертвования. Мне не нравится этот энтузиазм. Совершайте поклонения в любом храме любому образу под любым именем. Вы пренебрегаете древними храмами в своих городах и строите новые. И очень скоро новый храм тоже будет забыт, когда вы найдете причины построить другой. Люди, которые планируют новые мандиры, создают комитеты и собирают пожертвования, способствуют распространению атеизма, потому что ими движет скорее эгоизм, алчность и злоба, чем благородная преданность и духовное служение. Дхана (богатство) - это мирской поток, садхана (духовная практика) - поток духа. Когда эти мнимые преданные приходят к вам со своими списками и книжками, не давайте им ни пайсы. Зачем вам зал для совершения намасмараны, джапы или дхьяны (памятования Господа, повторения Имени Господа или медитации на Господа)? Присутствие других будет скорее мешать, чем помогать; сделайте мандиром (храмом) свой дом, медитируйте в своей комнате, которая станет для вас местом поклонения. Пойте бхаджаны (песни, прославляющие Бога) в своем собственном доме, и, кроме того, пусть ваша мягкая, доброжелательная речь, смирение, уважение старших, праведность, вера и твердое соблюдение постов станет примером для других. Этот путь сделает больший вклад в теизм, чем создание обществ, сбор пожертвований и посещение мандиров.
Господь смотрит на искренность, простодушие и постоянную радость при созерцании Его имени и образа. Если вы бдите двенадцать часов подряд на Шиваратри вследствие болезни, то такое бдение не принесет благоволения Бога. Если вы поссорились с женой и отказываетесь от еды целый день, то это не зачтется в книге Бога как пост. Если ваше погружение в полубессознательное состояние вызвано выпивкой, то вы не будете считаться человеком, достигшим самадхи. Не-бхакта не может быть бхактой, то есть тот, кто подумывает, какую выгоду он сможет извлечь из служения Богу, не может быть истинным девоти, преданным. Они хвалят Раму до небес в один день и ругают в другой, когда удача от них отворачивается. Те, кто декларируют, что Саи Баба - велик, а другие Аватары - нет, не знают даже основ духовной науки. Они не годятся для вступления в сферу духовного служения. Я хочу предостеречь вас от таких людей, появившихся в последнее время, которые используют Мое имя в своих личных целях. Будьте внимательны и обращайтесь с ними, как они того заслуживают.
Бережно храните в своих сердцах амритавакью (послание, разрушающее смерть), которое вы услышали за эти семь дней, размышляйте над ним в тишине медитации (дхьяны), а затем попытайтесь понять замечательную цель этого поистине бесценного человеческого рождения. Я благословляю вас всех.
Мадрас
19-08-64