САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

Том XXVI

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1993 г.


Содержание

Разве Саи говорит?
Глава 1. Чистота - путь к Божественности
Глава 2. Спортивные игры и развлечения должны стать священными
Глава 3. Затруднительное положение человека сегодня
Глава 4. Целостный подход к болезням человека
Глава 5. Врачи, пациенты и общество
Глава 6. Добивайтесь милости Бога с помощью Шраддхи и Вишвасы (убежденности и веры)
Глава 7. Служите Богу - воспевайте Имя
Глава 8. Новые горизонты Института Саи
Глава 9. Чайтанья и "неприкасаемый"
Глава 10. Жизнь Самартхи Рамадаса
Глава 11. От самопознания - к самореализации
Глава 12. Мученичество Мансура
Глава 13. Искры от Божественной Наковальни
Глава 14. Верьте в Бога - Единственого Защитника
Глава 15. Сок, сахар и сладость
Глава 16. Великое значение матерей для нации
Глава 17. Человек, ум и Атма
Глава 18. Покорите ум и осознайте себя
Глава 19. Человек, ум и Космос
Глава 20. За пределами ума
Глава 21. Мысленные волны создают космос
Глава 22. От Ума к Запредельному Уму
Глава 23. Следуйте за интеллектом, а не за умом
Глава 24. Сущность Шад-даршан
Глава 25. Ревность - главная причина зла
Глава 26. Бог и судьба
Глава 27. Пути Господа неисповедимы
Глава 28. Бхарата: тогда и сейчас
Глава 29. Праведный царь и добродетельные подданные
Глава 30. Роль Аватара в космической игре
Глава 31. Слава Лотосных Стоп Господа
Глава 32. Славное Ведическое наследие Индии
Глава 33. Послание Упанишад
Глава 34. Значение и важность Яджн
Глава 35. Образование должно развивать человеческие ценности
Глава 36. Чистота, терпение, упорство::шаги к Богу
Глава 37. Пусть торжествует любовь
Глоссарий

Глава 3

Затруднительное положение человека сегодня

Влияние западного стиля жизни и иностранного языка
Подорвало славную культуру и праведное поведение
Граждан Бхараты.
Пора бхаратийцам проснуться и приложить усилия
для возрождения ее былой славы,
Чтобы восстановить мудрость и культуру своей родины.

Для обеспечения мира и безопасности этой великой страны в первую очередь необходимы терпимость, понимание и единство среди ее народа. Чувство, что один божественный Атман населяет все существа, должно взращиваться для того, чтобы торжествовали мудрость, социальная справедливость и дружелюбие. Все человечество следует рассматривать как единое братство, основанное на всеобщей любви. Только тогда можно достичь цели человеческой жизни. Чувство единства необходимо для наслаждения, получаемого от осознания божественности в каждом.

В древние времена риши (мудрецы) наслаждались полнотой человеческой жизни. Они испытывали блаженство всеобщей любви сами и несли его всему человечеству. Они оставили нам Премататтву (доктрину любви), которая является средством познания внутренней Реальности.

Сегодня для жителей страны нет мира и безопасности, да и во всем мире царит беспорядок. Ненависть и раздражение буйно разрослись среди людей. При этих обстоятельствах люди должны следовать лишь одному пути — пути любви.

Человек стал рабом эгоизма

С быстрым ростом промышленного развития на Западе стала вырождаться человечность. По этой причине человек удаляется от своей внутренней Реальности. И хотя человек значительно продвинулся в области науки и технологии и достиг высокого уровня в развитии мирского и физического знания, он далеко отклонился от духовных и моральных целей. Каждый предается только эгоистическим устремлениям. Фактически человек стал рабом эгоизма.

Вследствие промышленного и научного развития человек придает слишком большое значение физическому телу, считая его истинным “я”. Он проводит свое время, угождая нуждам и комфорту физического тела. Он использует тело как игрушку и механически играет им. Тело функционирует благодаря праджня шакти (целостному сознанию), которое управляет функциями через спандана шакти или прана шакти (пульсирующую жизненную силу).

Тройная сила, посредством которой действует человек

Человек действует благодаря комбинации трех сил — излучения, вибрации и материальности. Тело есть только материя. Она называется пракрити. Прана шакти (сила праны) заставляет ее вибрировать. Эта вибрация управляется праджня шакти, которая является целостным сознанием. Таким образом, человеческая жизнь есть комбинация сознания, жизненной силы и материи. Не понимая этого, человек будет и впредь заботиться только о теле, имея неверное представление, что тело является источником всех сил.

Все вы знаете, что Америка — страна изобилия, где нет дороговизны продуктов питания. Люди там хорошо едят и наслаждаются материальными удовольствиями. Они едят вдоволь и живут роскошной жизнью. Однако, по сравнению с другими странами, в этой стране наибольшая смертность от заболеваний сердца,

Швеция — одна из богатейших стран Европы, и ее правительство заботится о максимальном комфорте и благосостоянии своих граждан. Несмотря на такое процветание, в этой стране больше самоубийств, чем где бы то ни было, и огромное количество разводов. В чем причина? Не в недостатке каких-либо физических и материальных возможностей, но в недостатке духовности. Причина в том, что люди отождествляют себя с физическим телом, тленным и непостоянным, и находятся в неведении о своей внутренней Реальности, которая есть неизменное и вечное бытие. Они ведут искусственную жизнь.

Сила Гаятри-мантры

В Индии с древних времен духовное сознание развивалось с помощью священной Гаятри-мантры. Мантра “Ом Бхур Бхувах Суваха” отражает три основных божественных принципа, присущих каждому. Бхур означает материю, Бхувах — это прана шакти (принцип вибрации), Суваха — это праджня шакти (осознание, или излучающее свет знание). Эти три составляющие силы — излучение, вибрация и материальная энергия — активизируют человеческое существо. Но человек не способен осознать этот факт.

В мифологии Бхараты мудрец Нарада известен как Трилока-санчари (постоянно путешествующий по трем мирам). Нарада символизирует жизненный принцип. Три мира — это Бхур, Бхувах, Суваха, означающие материальную энергию, жизненную силу и скрытую Атма шакти (духовную энергию).

Человек не совершает усилий, чтобы понять отношения между пракрити (проявленным миром), дживаатмой (человеком) и Параматмой (Высшим Духом). Они очень тесно взаимосвязаны. Отношения между Параматмой и пракрити — Богом и природой — такие же, как между матерью и ребенком. Отношения между человеком и обществом такие же, как между пчелой и цветком. Как ребенок питается материнским молоком, как пчела питается нектаром с цветка, так и человек должен наслаждаться дарами природы. С незапамятных времен человек заражен отрицательными идеями. Есть притча о том, как один жадный человек зарезал гусыню, которая несла золотые яйца, думая, что он вытащит все яйца сразу. Такие безумные действия сегодня свободно совершаются учеными, эксплуатирующими дары природы сверх всяких пределов. При этом создается разрушительный дисбаланс, являющийся причиной стихийных бедствий — землетрясений и наводнений, несущих опасность человечеству. Мы не можем обвинять в этом науку как таковую. Ответственны за это те, кто применяет научные открытия без различения. Они не в состоянии взвешенно рассмотреть последствия избыточного истощения природных ресурсов.

Не спускайте с цепи негативный аспект природы

Человек должен считать себя членом общества и трудиться на благо общества, подобно тому как органы его тела служат благу тела. Общество есть часть пракрити (природы), а пракрити есть часть Параматмы (Господа). Таким образом, между человеком и Богом существует тесное родство. Природа более изменчива, чем человек, и, чтобы сохранить ее, человек должен эксплуатировать ее в разумных пределах. Когда человек безрассудно портит природу, она реагирует враждебно и случаются катастрофы. Чтобы защитить природу, человек должен установить потолок для желаний. Не следует приводить в действие негативный аспект природы.

Но ученые не беспокоятся о тех пагубных эффектах, которые могут выпасть на долю общества благодаря их изобретениям. Они не заботятся о благополучии общества и используют ум для создания оружия разрушения.

Нужно проявлять осторожность в создании комфорта, так как излишний комфорт может испортить ум человека и вызвать несчастье вместо счастья. “На шрейо нийямам вина” (Ничто хорошее не может быть достигнуто без определеных ограничений). Из-за развития технологии и производства избыточного комфорта жизнь стала искусственной и духовность пришла в упадок. Наука все делит на части, тогда как духовность утверждает единство в многообразии. Сегодня человек не прикладывает усилий к тому, чтобы взрастить чувство единства.

Тесное родство человека, Бога и природы

Приведу пример. В атмосфере существует озоновый слой, который защищает людей на земле от пагубных эффектов солнечного излучения. С развитием промышленности появляется все больше предприятий и фабрик, выбрасывающих вредные газы в атмосферу, в результате чего озоновый слой становится тоньше, и если так будет продолжаться, это может вызвать гибельные последствия. Ученые пытаются остановить разрушение озонового слоя, но не могут найти решения.

Реальная причина этого в том, что все больше и больше углекислого газа, который в нормальных условиях поглощается растениями, выделяющими кислород в процессе фотосинтеза, выбрасывается в атмосферу. Но в результате вырубки лесов, которая достигла угрожающих масштабов, содержание углекислого газа в атмосфере значительно повысилось. Таким образом, решением этой проблемы является интенсивное лесонасаждение, повсеместное выращивание деревьев и защита их от беспорядочной вырубки. Связь между человеком, природой и Богом очень тесна, но ученые не в состоянии это понять.

Необходимо все рассматривать тщательно. Дхарма — слово, родившееся в Индии, и его часто интерпретируют неправильно. Позиции людей Запада и наших сотечественников сильно различаются. На Западе люди ревностно борются за права индивидуума. Сразу же после рождения ребенок получает права. Отец, мать, общество и правительство — все имеют права. Работник имеет права, начальник имеет права. В то время как на Западе люди больше озабочены правами, люди Бхараты придают особое значение дхарме или обязанностям каждого.

Понятие дхармы специфично для Индии

Слово “дхарма” — особенность Индии. Оно не существует ни в одном языке, кроме санскрита, и ни в одной другой культуре как понятие. Одними оно переводится как “праведность”, другими как “религия”, третьими даже как “разум” и т.д. Но дхарма — это дхарма. Не существует другого слова с тем же значением. “Дхармо ракшати ракшитаха” (Дхарма защищает того, кто защищает ее). То, что контролирует и охватывает все, есть дхарма. Есть множество различий между дхармой и религией. Дхарма сравнима с океаном, религия — с небольшим озером.

Религия относится к индивидууму, тогда как культура — “основополагающий порядок”. Люди используют термины “мусульманская культура”, “индуистская культура”, “христианская культура” и сражаются друг с другом. В действительности между религиями нет различия. Нет различий между человеком и человеком, поскольку Бог присутствует в форме любви в каждом. Поэтому неправильно вступать в конфликты на основании религиозных разногласий. Все принадлежат к расе человечества. Если понять эту истину, можно постичь дхарму.

Карманьева адикарасте ма палешу” — говорит Гита. Вы имеете право только исполнять свои обязанности. У вас нет права требовать плодов своих действий. Нельзя получить свои права иначе, чем выполняя свой долг. Вы несете ответственность за выполнение своих обязанностей. Однако сейчас люди требуют прав и не хотят исполнять свои обязанности. Результат придет независимо от того, требуете вы его или нет. Право и ответственность — как два крыла у птицы или как два колеса у велосипеда. Далеко ли вы уедете на одном колесе? Может ли птица лететь с одним крылом?

Если вы ответственно выполняете свой долг, результат придет сам. Это то, что каждому следует понять сегодня. Если все начнут добросовестно исполнять свой долг, в мире не будет болезней и волнений. Именно из-за того, что люди заявляют о правах, не выполняя обязанностей, в мире царят хаос и замешательство. Человек находится в конфликте с самим собой, так как он стремится реализовать свои права, не выполняя свой долг.

Тело дано человеку для служения другим

Человеку необходимо понять свою реальность. Тело дано ему для выполнения обязанностей. Каких обязанностей? “Паропакарартам идам шарирам” (это тело дано для помощи окружающим). Итак, ваша обязанность — помогать другим. Но люди не придерживаются этого взгляда.

Сегодня в стране царят разногласия, нищета и беспорядок, поскольку такой взгляд на вещи отсутствует и люди придерживаются ограниченных взглядов. Им следует отбросить узкоэгоистические чувства и практиковать расширение любви. Вы должны взращивать чувство, что все человеческие существа принадлежат к одной семье. Божественное начало одно во всех существах.

Неизменное Совершенное Осознание

Лампочек много, но ток один.
Драгоценностей много, но золото одно.
Существа многочисленны, но дыхание одно.
Наций много, но Земля одна.

Людям следует хорошо прочувствовать эти строки. Только тогда человечество будет процветать. Божественность присутствует в каждом, и нужно всем сердцем стремиться достичь ее. Недостаточно пропагандировать теорию. Многие проповедуют, но редко кто практикует. Многие говорят одно, а действуют по-другому. Должна быть гармония мысли, слова и дела. Это есть единство сердца, головы и рук. В наши дни, однако, люди думают одно, говорят другое, а делают третье. Поэтому праджня шакти (сила сознания), прана шакти (жизненная сила) и материальная сила распылены по разным направлениям. Материя, жизненная сила и сознание должны объединиться.

Нужно внимательно относиться к совести, которая всегда говорит правду. Она никогда не заведет вас на неверный путь. Веды называют это “Праджнянам Брахма” (неизменное совершенное осознание). Оно присутствует как в теле, так и в уме, интеллекте и внутренних инструментах. Никто не прилагает усилий, чтобы постичь скрытую божественную силу в себе. В мире сегодня люди заботятся только о материальных вещах. Эгоизм нарастает. “Права” рождаются из эгоизма и кончаются в конфликтах. Дхарма рождается из премы (любви) и растворяется в Атмане (духе). Следует отбросить “права” и вооружиться “обязанностью”, рожденной любовью. Жизнь такого человека будет истинной.

Божественное начало обеспечивает функции всех органов тела. Это начало есть праджня шакти, жизненная сила, а также Чайтанья (Сознание). Сознание присутствует во всем. Оно есть Брахман. “Один есть во всех существах”. Это сутра (афоризм). Сутра означает также нить. Когда вы составляете гирлянду из цветов, нить, удерживающая их, одна, хотя цветов много. Они могут быть в различных стадиях цветения и меняться каждый день, но нить будет неизменна сегодня и завтра. Подобным образом Чайтанья ) одно и то же и в младенческом возрасте, и в детстве, и в старости. Хотя описание человека — мальчик, мужчина, старик — меняется, Чайтанья внутри не подвергается изменениям. Нет различия также между мужчинами и женщинами. Изменения происходят с телом, но не с Атмой, который неизменен. Он пребывает в полном блеске во все времена. В Нем — красота. Следует понять принцип красоты.

Служение человечеству есть красота

Красота рук — в милосердии. Красота речи — в истине. Красота ушей — в мудрости. Какая еще нужна красота, кроме этой? Красота жизни — в служении человечеству. В штате Каннада существует мудрая поговорка о том, что дома делают красивой деревню, цветы делают красивой ветку дерева, луна украшает небо, волны украшают океан, а характер делает красивым человека.

Каждый человек наделен интеллектом. Когда вы искусно используете его, он служит хорошо. Но в действительности человек неправильно использует знания. Он называет это технологией, которая на самом деле является “трюкологией”. Из-за этого человек не живет в покое. Человек лжет, чтобы доставить удовольствие другому. Он может думать, что обманывает другого. Но в действительности он обманывает себя. Нельзя идти против совести. Совесть есть чит, сознание есть сат. Они соединяются и дают ананду. Они — как сироп, получаемый смешиванием воды и сахара (сат + чит). Сироп — это ананда. “Я” и “ты” должны объединиться, чтобы сказать “мы”. Многие неправильно понимают это и говорят “Я и ты — одно”. Это неправильно. “Я и ты — Мы” — вот правильное утверждение. “Мы и Мы есть Один”. Я в тебе и ты во мне, таким образом, мы — одно. Это комбинация Атмы с Атмой, но не материи с материей. Связь между материей и материей есть жизненная сила. Жизнь поддерживается безграничной силой праджня шакти. Праджня — источник, и прана приводится ею в движение. Даже если есть жизнь, — пока отсутствует праджня шакти, жизнь бездействует. Человеческая жизнь, таким образом, является комбинацией праджны, праны и материи. Человек находится в неведении по поводу этой истины и связывает себя с телом, которое есть всего лишь материя.

Единство ведет к чистоте и божественности

Древние риши называли эти три понятия бхур, бхувах и суваха. Когда вы поймете это единство в каждом — в ребенке, взрослом или старике, — как вы сможете кого-то ненавидеть? Когда вы придерживаетесь принципа единства, вы будете жить в мире. Политика “разделяй и властвуй” ведет общество к разрушению. В духовной области единство должно быть основой. Оно ведет к чистоте и божественности.

Воплощения божественной Любви! Духовность — это не просто богослужение, джапа (повторение имени) или дхьяна (медитация). Они могут быть полезными занятиями, но не они составляют духовность. Изживание животных качеств, движение от человека к Богу — вот истинная духовность. Человеческие, животные и божественные черты есть в каждом. Нужно избавляться от животной природы и развивать божественную.

Что такое садхана? Это — совершение хороших дел в этом теле. Хорошие дела есть Божьи дела (в английском: good work — God’s work). Суть восемнадцати Пуран, записанных Вьясой выражена им в афоризме “Всем помогай и никого не обижай”. Это — истинная преданность Богу. Если вы совершаете службы и медитируете, но при этом причиняете боль другим, может ли это быть настоящей садханой?

Бог есть любовь; любовь есть Бог

Даже если вы рассердились на кого-то, нельзя тотчас же давать волю действию. Такие поспешные действия чреваты нежелательными последствиями. “Спешка приводит к потерям; потери вызывают беспокойство”. Перед тем как бросаться причинять боль тому человеку, на которого вы рассердились, вам следует подумать, правильно или неправильно вы поступите. Постепенно, по мере того как ваше раздражение будет утихать, вы измените свое мнение и откажетесь от поспешных действий. Это — практический путь самоконтроля в повседневной жизни. Это путь, который мы называем культурой. Вам следует придерживаться таких продуманных действий, так как они служат основой общества и поощряют добрую волю и единство. Нужно культивировать добрые мысли. Это — настоящая садхана.

Бог есть Любовь, Любовь есть Бог. (Бхагаван спел баджан “Према Ишвара Хей, Ишвара Према Хей”). Любовь одна. Нехорошо причинять другим боль. Мир — это глобус. Вы знаете, что нужно поддерживать баланс, чтобы мир был стабильным. Мы используем природные ресурсы без всяких ограничений и создаем дисбаланс.

Я посещаю Мадрас уже 45 лет. Сейчас Я вижу, что движение транспорта не прекращается даже в 2 часа ночи, так же, впрочем, как и в Бомбее. Таким образом, выделяется больше углекислого газа. Повсюду вырастают новые заводы и фабрики и увеличивается загрязнение воздуха и количество заболеваний. Все это — опасные побочные следствия технического прогресса.

Любите всех и служите всем

Человек может служить Богу только путем шрамы и Премы (усилий и любви). Лучший способ служить Богу — это любить всех и служить всем.

В Матхуре жила одна пожилая леди. По ночам она ходила по городу и раздавала одеяла беднякам, дрожавшим от холода. Как-то раз она укрывала нищего, склонив, как обычно, голову. Несколько молодых людей собрались возле нее и спросили: “Леди! Вы делаете такое благородное дело, почему же вы ходите с опущенной головой?” Она ответила: “Бог делает так много для людей с помощью тысяч рук. А я могу служить людям только этими двумя. Разве мне не следует стыдиться этого?”

Мы не готовы делиться с другими, но лишь готовы получать все, что можем взять. Это односторонний путь. “Нельзя достичь бессмертия, не принося жертв” — говорят Веды. Вы должны жертвовать и делиться тем, что имеете, с другими. Только тогда вы будете жить в мире. Следует делать других счастливыми. Вы должны выполнять садхану жертвенности. Вы должны оказывать помощь другим преданным. Украшение рук — милосердие, а не браслеты.

Ум подобен ключу, отпирающему замок сердца. Если вы направите его к Богу, вы обретете освобождение; если повернете его к миру — окажетесь в плену. Вам следует развивать чувство “Лока самаста сукхино бхаванту”(Да будут счастливы все существа во всех мирах). Вы должны стремиться к единству мира. От единства происходит чистота, и из чистоты появляется божественность. Сейчас в мире есть лишь сообщества и вражда, которые должны быть отброшены.

Према — связующий фактор для объединения всего человечества. Взращивайте прему, Всеобщую Любовь.

Лекция Сатьи Саи Бабы в Камарадж Мемориал Холл, Тейнампет, Мадрас. 21-1-93

Махабхарата и Рамаяна — ценнейшие жемчужины Индии; они подобны бескрайним океанам. Если мы будем смотреть на эти океаны с берега, то увидим ограниченное пространство, но если взобраться на гору, мы получим более полный вид и лучшее понимание. Надо углубиться в океаны, найти и оценить сокровища, таящиеся в них.

БАБА