САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

Том XXVI

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1993 г.


Содержание

Разве Саи говорит?
Глава 1. Чистота - путь к Божественности
Глава 2. Спортивные игры и развлечения должны стать священными
Глава 3. Затруднительное положение человека сегодня
Глава 4. Целостный подход к болезням человека
Глава 5. Врачи, пациенты и общество
Глава 6. Добивайтесь милости Бога с помощью Шраддхи и Вишвасы (убежденности и веры)
Глава 7. Служите Богу - воспевайте Имя
Глава 8. Новые горизонты Института Саи
Глава 9. Чайтанья и "неприкасаемый"
Глава 10. Жизнь Самартхи Рамадаса
Глава 11. От самопознания - к самореализации
Глава 12. Мученичество Мансура
Глава 13. Искры от Божественной Наковальни
Глава 14. Верьте в Бога - Единственого Защитника
Глава 15. Сок, сахар и сладость
Глава 16. Великое значение матерей для нации
Глава 17. Человек, ум и Атма
Глава 18. Покорите ум и осознайте себя
Глава 19. Человек, ум и Космос
Глава 20. За пределами ума
Глава 21. Мысленные волны создают космос
Глава 22. От Ума к Запредельному Уму
Глава 23. Следуйте за интеллектом, а не за умом
Глава 24. Сущность Шад-даршан
Глава 25. Ревность - главная причина зла
Глава 26. Бог и судьба
Глава 27. Пути Господа неисповедимы
Глава 28. Бхарата: тогда и сейчас
Глава 29. Праведный царь и добродетельные подданные
Глава 30. Роль Аватара в космической игре
Глава 31. Слава Лотосных Стоп Господа
Глава 32. Славное Ведическое наследие Индии
Глава 33. Послание Упанишад
Глава 34. Значение и важность Яджн
Глава 35. Образование должно развивать человеческие ценности
Глава 36. Чистота, терпение, упорство::шаги к Богу
Глава 37. Пусть торжествует любовь
Глоссарий

Глава 8

Новые горизонты Института Саи

Студенты! Не гордитесь тем, что вы получили схоластические знания. Истинная форма знания — скромность. Остерегаясь гордости и самодовольства, преследуйте правильную цель.

Студенты сегодня получают значительные научные знания. Это служит только развитию цивилизованной жизни в проявленном мире. Но что сегодня необходимо студентам, так это очищение сердца. Это возможно лишь через внутренний процесс. Студенты, которые восприняли современную культуру, должны не только развивать свой интеллект, но и расширять свой взгляд на мир.

Сегодня студентам следует выполнять двойной долг — идти в ногу с современной цивилизацией и оберегать древнее духовное и культурное наследие страны. Студенты должны блистать как идеальные граждане нации.

Полное образование — то, которое делает человека сострадательным. Кроме соответствующих упражнений для тела студентам следует раскрывать свое сердце и содержать его в чистоте.

Два вида знаний в системе образования

Сегодня в системе образования существуют два вида знаний. Одно относится к разнообразной информации о различных вещах. Другое связано с очищением жизни человека. Первое относится к физическому миру. Второе — к духовному. Первое нужно для получения средств к существованию. Второе нужно для достижения главной цели человеческой жизни.

Приобщаясь к первому типу образования, вы имеете возможность исследовать разнообразные вещи и устанавливать научные истины. Например, вы нашли, что вода состоит из двух частей водорода и одной части кислорода. Так вы узнаёте состав воды. Но с социальной и духовной точки зрения важно, чтобы вода справедливо распределялась между всеми людьми.

Национальная система образования требует воспитания скромности, преданности и послушания. Когда студенты пройдут через такую систему, они не только будут проявлять внутреннюю божественность, но и развивать дисциплину. Если образование состоит лишь в научном знании, мир — безнадежен. Научное знание само по себе не составляет образования. Знание есть характер. Характер есть сила. Характер — сама жизнь. Характер — вот отличительный знак истинного образования.

К несчастью, сегодня студенты забивают свои головы множеством информации, но в этом процессе их личности разрушаются. Заполняя ум научными фактами и захваченные физическими исследованиями, они подрывают свою человеческую суть.

Целью должно быть взращивание добрых качеств

Самоотверженность и скромность — качества, которые лежат в основе человеческой личности. Помимо получения академических знаний студент должен ставить целью развитие добрых качеств. Образование позволяет вам достигнуть известности, но нужно также совершенствовать личность. Качества характера и составляют это совершенствование. Образование и облагораживание соединяются для развития человеческой личности.

К несчастью, люди сегодня озабочены только академическим образованием и игнорируют взращивание добрых качеств. Сегодня прогресс научного и технического образования фактически разрушил святость человеческой личности. Даже великий военный лидер и премьер-министр Британии Уинстон Черчилль однажды заявил: “Человек подчинил себе все, но не смог победить себя”. Прахлада осудил своего отца, Хираньякашипу, сказав ему, что хотя тот и завоевал три мира, но не знает, как победить свои чувства.

Если вы неспособны контролировать свои чувства, какова польза от любого вида знаний? Все знания бесполезны, если вы не обрели Самосознания. Такой человек может называться интеллектуально талантливым, но не интеллигентным.

Первым шагом, следовательно, должно быть познание своего “Я”. Духовность — путь к самопознанию. В образовательном процессе должно уделяться равное внимание как развитию хороших качеств, так и академическим занятиям.

В течение последних двух столетий было сделано много удивительных и даже опасных достижений в научной области. Эксплуатируя ресурсы Земли, люди гордятся своими свершениями. Они создали атомную бомбу, которая может вызывать огромные разрушения. Является ли это признаком мудрости — гордиться своей способностью разрушить мир? Это — демоническая сила. Западные нации сейчас сожалеют о последствиях своих ужасных открытий.

Виджняна должна соединяться с праджняной

Необходимо, чтобы развитие науки сопровождалось соответствующим развитием силы вивеки (различения). Виджняна (наука), несомненно, необходима. Но она должна соединиться с праджняной (божественной мудростью). Праджня — сущностное начало человека. Это “целостное осознание”, праджнянам, в Веданте приравнивается к Брахману (Высшему Абсолюту).

Когда наука соединяется с праджной, различение будет естественным следствием этого. Предавая забвению праджну и занимаясь виджняной, человек создает пародию на свое существование. Недостаточно сделать из человека специалиста, целью образования должно быть создание “целостного человека”.

Хорошо известно, что индийская экономика проходит через критическую фазу. Но это не такая вопиющая проблема, как упадок нравственности и разрушение характера. Если это падение нравов не остановить, образование будет полностью разрушено. Студенты, следовательно, должны стараться развивать нравственность и этику. Без этого вся нация будет разрушена.

Четыре формулы развития человеческих качеств

Зарабатывание денег не должно быть первочередной целью студентов. Цель образования — не престижная работа, а развитие человеческих качеств. Существует четыре условия для такого подхода к образованию и к жизни. Это: “Тьяджа дурджана самсаргам” (не связывайтесь с дурными людьми), “Бхаджа садху самагамам” (ищите хорошее общество), “Куру пуньям ахоратрам” (включайтесь в благую деятельность) и “Смара нитья-анитьятам” (помните, что вечно и что преходяще).

Вы должны бежать от дурной компании. Дурная компания может испортить даже хорошего человека. Отреченный может превратиться в скупца. Это влияние дурной компании. Древние мудрецы считали, что дурная компания все равно что соседство ядовитой змеи. Для того, чтобы избежать подобного общения, они уходили в уединение в леса. Змея может ужалить человека один раз, тогда как дурной человек изливает яд на окружающих все время. Дурной человек — тот, кто наполнен дурными мыслями, говорит дурные слова и совершает дурные дела.

Махабхарата дает четыре примера дурных людей, составляющих так называемую “четверку злодеев” (душта чатуштаям). Первый из них — Шакуни (дядя Дурьодханы по матери). Он был полон дуралочана (дурных мыслей). Он был абсолютно чужд добрым идеям. Он постоянно строил планы нанесения кому-либо зла.

Второй из них — Дурьодхана. Он избрал Шакуни своим советчиком. Дурьодхана занимался душчарьей (дурными делами). Они были товарищами по злу.

Третий — Душасана (брат Дурьодханы). В компании Шакуни и Дурьодханы Душасана прославился своим душправартхана (дурным поведением). Когда эти три злодея сошлись вместе, “даже звезды начали падать среди бела дня”, как говорит сказание. Весь космос восстал против злодеев.

Карна, из-за неправильного чувства дурабхиманам (ложной привязанности), присоединился к этому трио. Благодарность, несомненно, хорошее качество. Но из-за того, что Дурьодхана пришел ему на помощь в критический момент, у Карны появилось чувство рабской привязанности к Дурьодхане. Карна по природе был хорошим и благородным человеком. Но в компании дурных людей он также стал дурным. Несмотря на его доблесть, отвагу и умственные способности, Карну постигла катастрофа, так как он удалился от Бога. Какой у Карны был недостаток? Дурабхиманам (слепая привязанность).

Четыре вида дурных людей

Дурные мысли, дурные дела, дурное поведение и привязанность к дурным людям — вот четверка злодеев (Душта чатуштаям).

Итак, студенты должны отказаться от компании дурных людей. Когда вы достигнете духовной зрелости, вы можете общаться с кем угодно. Но на нынешней стадии, когда ваши сердца уязвимы и ваш ум недостаточно развит, вам не следует связываться со всеми и каждым. Пока вы духовно незрелы, вам нужно быть осмотрительными в общении.

Эти четыре правила должны направлять вашу жизнь. Если вы будете следовать им, вы сможете овладеть любыми знаниями с помощью милости Бога.

Это иллюстрирует история Падмапады, который получил духовное знание от Ади Шанкары исключительно благодаря преданному служению учителю. Служение учителю есть пуньякарма (похвальное дело), которое он совершал постоянно. Это очистило его жизнь. Когда он нес одежду гуру с другого берега Ганги, где он стирал ее, река разлилась и вода достигла его шеи. Он взмолился о помощи Господу Шанкаре, чтобы тот помог ему вовремя принести одежду. Он добрался до берега, ступая по каменным лотосам, которые появлялись под его ногами на поверхности воды. За это он получил имя Падмапада, и духовное знание снизошло на него милостью учителя.

Служение гуру освящает жизнь человека

Теперь приведу историю Ашваттамы, который в знак милости за преданное служение получил от своего гуру драгоценную диадему чудамани. Диадема, которую Ашваттама носил на голове, спасла его от меча Арджуны, поклявшегося отсечь голову Ашваттаме за его преступное убийство Упа-пандавов (сыновей Драупади и Пандавов). Хота Арджуна намеревался исполнить свою клятву и привел Ашваттаму к Драупади, она, щедрая сердцем и вдохновленная Кришной, нашла способ казнить Ашваттаму, не отрубая ему голову. Она сказала, что если брахман (член высшей касты жрецов) содержался в доме как пленник, а потом был отпущен на свободу, это равносильно обезглавливанию. Она также сказала Арджуне, что отрубать голову, увенчанную драгоценной диадемой — подарком гуру, — значит действовать вопреки дхарме.

Студенты должны помнить эти четыре принципа: 1. Избегать компании дурных людей 2. Искать общества хороших людей 3. Постоянно творить добрые дела 4. Помнить, что вечно, а что — преходяще.

Вы должны напоминать себе, что вы — люди, а не животные. Не давайте волю дурным мыслям. Развивайте внутренний взгляд, чтобы постичь Божественное внутри вас. В этом значение того, что верующие закрывают глаза, находясь внутри храма. Они молят Бога, чтобы Он открыл им внутреннее зрение.

Уникальные ректор и вице — ректор

В сегодняшней повестке дня мы считаем два пункта важными: один — увольнение и второй — принятие. Это не так. Оба — принятие. У Саи не бывает “увольнений”. Свами не стоит на пути у тех, кто хочет уйти. Но Я никого не прошу уходить.

В течение прошедших двух лет проф. Сампат обращался с персоналом и студентами, как с членами семьи. Учителя, студенты и все другие жили как члены одной семьи. В других учебных заведениях вице-ректор появляется на людях раз в год. Ректора вообще трудно увидеть. Но в нашем институте не только вице-ректор, но и Ректор всегда на месте.

Самый поразительный факт — это то, что Ректор проводит все 24 часа со студентами. Как они будут отвечать на экзаменах? Будут ли достаточно подготовлены? Говоря со студентами даже на такие простые темы, Свами вселяет в них радость. В таком же духе вице-ректор, начиная с утренней молитвы и до позднего вечера обсуждает со студентами их проблемы. Профессор Сампат — преданный. Он приехал сюда не из-за должности. Единственной целью мистера и миссис Сампат было вести святую жизнь в тесной близости со Свами. Приехав сюда, он выполнял свой долг на пределе своих сил, без каких-либо недостатков с его стороны. Это его дом, не Мой. И в этом доме каждый был занят доверенным ему делом. Я говорю это не для того, чтобы похвалить его. Он выполнил свой долг. Этого достаточно.

Необходимость исследований по применению солнечной энергии

Не считайте, что с этого дня он бросит свой пост. Проведя остаток жизни со Свами, делясь со студентами всеми своими знаниями, он должен внести уникальный вклад в развитие нашего института. Он — специалист по электронике. Вдобавок, он интересуется использованием солнечной энергии. Индийцы почитают Солнце. Солнце — огромный шар из водорода и гелия. Есть богатые возможности для использования хотя бы малой доли солнечной энергии, попадающей на Землю. Мое желание — чтобы “наш Сампат” остался здесь и применил свои знания по использованию солнечной энергии. Солнце — воплощение сияния. Откуда исходит этот свет? Как он появляется? Ни один ученый не может ответить на вопрос, как этот свет достигает нас. Он исходит из божественной силы. Бог есть сияние. Он имеет блеск миллиона солнц. Сегодня вы не способны использовать энергию одного солнца. Как вы можете измерить мощь Того, Кто имеет блеск миллиона солнц? Солнечная система — маленькая свечка по сравнению с сиянием Бога.

Для развития солнечной энергетики с позиций ее божественной природы необходимы специальные исследования в нашем Институте с применением современных компьютеров. Я хотел бы, чтобы профессор Сампат определил, какое оборудование нужно для этой цели и проводил свои работы здесь в последующие годы.

Рамаяна должна находить применение в Институте Саи

Новый вице-ректор, доктор Ханумантаппа, был преданным Свами последние 25 лет. Когда открылся колледж Саи в Бриндаване, он приезжал из города и вел занятия по коммерции для наших студентов. Но это не все. Он был тесно связан с нашими образовательными учреждениями с самого начала. В то время наш колледж в Бриндаване был присоединен к Бангалорскому университету. С тех пор доктор Ханумантаппа участвовал в разнообразной деятельности. Он — пламенный преданный. И приходящий, и уходящий вице-ректоры должны работать в согласии, делать наш институт идеальным и проводить новаторские работы во всех областях образования для пользы наших студентов. Они должны быть как Рама и Лакшмана. Наш Институт должен быть как Сита. Когда здесь будут Рама, Лакшмана и Сита, наши студенты станут подобны Бхарате и Шатругне. Рамаяна должна быть вновь разыграна здесь и предъявлена миру.

В чем внутреннее значение Рамаяны? “Сатьям вада, дхармам чара” (говори правду и действуй по справедливости). Сегодня эти два пути надо поддерживать. Без них жизнь бессмысленна.

Почтенный профессор Сампат

Профессор Сампат мог бы еще продолжать работу на своем посту некоторое время. Но официальные правила предусматривают возрастной предел. Поэтому он должен оставить должность. Но это только подчинение внешним законам. Он не уйдет из сердца Свами. Его самоотверженный труд достоин уважения. Мы еще сильнее привязали его к себе. Привязали тем, что он должен отдать нашим студентам все знания, накопленные им, и предложить нации новые открытия, сделанные в нашем институте в Прашанти Нилайям.

Я надеваю два золотых кадьяма (браслета) на запястья профессора Сампата. Сампат! Мы связываем обе твои руки. Таким образом, ты будешь пленником, занятым в полную меру своих возможностей работой Свами, и будешь наслаждаться этим служением.

Лекция Сатьи Саи Бабы в Шри Сатья Саи институте высшего образования 4-3-1993