САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

Том XXVI

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1993 г.


Содержание

Разве Саи говорит?
Глава 1. Чистота - путь к Божественности
Глава 2. Спортивные игры и развлечения должны стать священными
Глава 3. Затруднительное положение человека сегодня
Глава 4. Целостный подход к болезням человека
Глава 5. Врачи, пациенты и общество
Глава 6. Добивайтесь милости Бога с помощью Шраддхи и Вишвасы (убежденности и веры)
Глава 7. Служите Богу - воспевайте Имя
Глава 8. Новые горизонты Института Саи
Глава 9. Чайтанья и "неприкасаемый"
Глава 10. Жизнь Самартхи Рамадаса
Глава 11. От самопознания - к самореализации
Глава 12. Мученичество Мансура
Глава 13. Искры от Божественной Наковальни
Глава 14. Верьте в Бога - Единственого Защитника
Глава 15. Сок, сахар и сладость
Глава 16. Великое значение матерей для нации
Глава 17. Человек, ум и Атма
Глава 18. Покорите ум и осознайте себя
Глава 19. Человек, ум и Космос
Глава 20. За пределами ума
Глава 21. Мысленные волны создают космос
Глава 22. От Ума к Запредельному Уму
Глава 23. Следуйте за интеллектом, а не за умом
Глава 24. Сущность Шад-даршан
Глава 25. Ревность - главная причина зла
Глава 26. Бог и судьба
Глава 27. Пути Господа неисповедимы
Глава 28. Бхарата: тогда и сейчас
Глава 29. Праведный царь и добродетельные подданные
Глава 30. Роль Аватара в космической игре
Глава 31. Слава Лотосных Стоп Господа
Глава 32. Славное Ведическое наследие Индии
Глава 33. Послание Упанишад
Глава 34. Значение и важность Яджн
Глава 35. Образование должно развивать человеческие ценности
Глава 36. Чистота, терпение, упорство::шаги к Богу
Глава 37. Пусть торжествует любовь
Глоссарий

Глава 11

От самопознания — к самореализации

Всем космосом правит Бог;
Богом правит Истина;
Истиной правит Высшая Мудрость;
Кто мудр и верен истине,
Кто благороден душой, -
Тот равен Богу.

Весь космос находится под властью Бога. Господь космоса подвластен Истине. Истина подвластна Утаме (человеку, обладающему высшей мудростью). Такое благородное существо — само воплощение Бога (Утамо пара Девата).

Бог — воплощение Времени. Время вечно. Оно не имеет конца. Оно безгранично. Напротив, продолжительность жизни человека ограничена. Из-за ограниченности срока своей жизни человек вынужден отмерять время часами, днями, месяцами и годами, а они приходят и уходят, будучи мимолетными по самой своей природе. Господь утверждает: “Акшайя Калах” (Я есть Вечное Время). Поистине достойно сожаления, что это вечное время человек вынужден рассматривать как череду неуловимых мгновений. Действия людей управляются изменениями времени и обстоятельств.

В череде лет нынешний новый год известен как “Шримука”. Прошедший год назывался “Ангираса”. Прощаться с годом Ангираса и приветствовать год Шримука считается естественным среди обычных людей. Не понимая безграничной и священной природы Времени, люди делят время на части, провожают один год и встречают другой. В этой ситуации все действия человека выглядят искусственными.

Сегодня, когда один человек встречает другого, он приветствует его словами :”С Новым Годом!”. Другой отвечает: “И вас также!”. Эти слова не имеют смысла. Если в какой-то момент какого-то дня кто-то желает другому счастья, обретет ли он счастье? Вся жизнь людей подчинена искусственному поведению.

Движущееся Время и неизменный ум

Время движется быстро, как ураган. Жизнь человека сокращается каждый миг, подобно тающему куску льда. Месяцы и годы катятся в прошлое в Колесе Времени. Все вокруг подвергается изменениям, но человеческий ум и буддхи (духовный разум) остаются неизменными. Годы проходят прямо перед нашими глазами. Сколько эр исчезло в нашу эпоху!

Эры приходят и уходят, эпохи катятся мимо, но ум человека остается таким же, как и раньше. Что может значить приветствие “с Новым Годом!” в такой затруднительной ситуации? Оно похоже на сцену в мировой драме.

Устранение желаний приводит к Мукти

Практика проведения богослужений и почитания старших в день Нового Года также является притворным актом в игре жизни. В то время как источник счастья находится внутри вас, вы пытаетесь получить счастье от других, и это неестественно. Если вы хотите возвысить себя и выйти на более высокий уровень, вы должны использовать соответствующие средства. Это не означает пытаться летать, как птицы. То, к чему вы стремитесь, — мукти (освобождение). Веды заявляют: освобождение не падает с неба. Его нельзя найти в преисподней или на земле. Оно может быть достигнуто только устранением желаний, которые оставляют занозы в сердце.

Приведу пример. Обрывки бумаги или кусочки хлопка летают в воздухе, так как они очень легки. Человек не может подняться духовно, ибо добровольно взваливает на себя груз мамакары и ахамкары (чувств “мое” и “я”). Человек становится тяжелее с каждым днем. Его желания ненасытны. Его эгоизм и озабоченность непомерно растут. Как могут тяжело загруженные ум и чувства помочь человеку достичь освобождения? Это невозможно.

Человек, ищущий Освобождения, не может достичь его просто почитанием старших или медитацией. Это формальные действия. Такими искусственными средствами нельзя получить священный, тонкий и неограниченный божественный опыт.

Мокша (освобождение) — это не какое-то определенное место. Это не есть что-то, что можно получить от учителя или любого другого человека. Освобождение — это осознание своей истинной Сущности. Захваченная внешним миром, накоплением внешних объектов, человеческая жизнь становится с каждым днем все более обременительной. Только избавившись от этого бремени, можно надеяться достичь духовных высот.

Духовность сейчас ассоциируется с такими занятиями, как посещение религиозных лекций, декламирование шлок, перебирание четок и пение баджанов. Люди воображают, что освобождения можно достичь такими средствами. Для начала им следует избавиться от животного начала. Избавляясь от животных качеств, входя в человеческое сословие, человек начинает постигать Божественное.

Познание должно быть постоянной деятельностью человека

В каждом человеке присутствуют животное, человеческое и божественное начала. Сегодня происходит рост животных качеств в человеке. Поэтому такие качества, как доброта, сострадание и симпатия встречаются все реже. Эгоизм и своекорыстие — животные качества. Животное заботится только о внешних объектах. Оно не имеет внутреннего видения и силы различения. Но человек наделен и внутренним видением, и силой различения.

Человек, в отличие от животного, обладает умом, который наделяет его вичарана шакти — способностью отвечать на вопросы “как” и “почему”. Человек, следовательно, должен пытаться вникнуть в то, что вечно и что преходяще, что истинно и что ложно, что хорошо и что плохо. Только тогда человек превзойдет животные наклонности и станет настоящим человеком. После этого его божественность сама проявит себя. Это божественное начало внутренне присуще человеку. Оно не приходит извне. Оно проявляется само изнутри.

Божественность — качество, неотъемлемое от человеческой природы. Он должен осознать это своими собственными усилиями. Атмическое начало не появляется от внешней силы. Оно основано на внутреннем источнике.

Человек должен постоянно вникать в себя. Он должен осознать свою человеческую сущность. Из-за влияния эпохи Кали гуманность находится в упадке. Злобность, безнравственность, безжалостность и другие пороки переходят всякие пределы. Люди ведут себя хуже, чем животные. Они издеваются над невинными и неграмотными. Они ведут себя как демоны.

Один и тот же дух живет во всех существах

Чтобы избавиться от демонических качеств, человек должен задаться вопросом: “Кто я?” Книжное обучение в этом случае бесполезно. Атмическое блаженство (Атма-ананду) можно испытать только через осознание того, что единый дух пребывает во всех живых существах. Это состояние достигается лишь духовным поиском. Заучивание шлок Бхагавад Гиты не избавит человека от несчастий. Должна произойти внутренняя трансформация.

Сегодня — праздник Югаадхи, первый день первого месяца нового года, знаменующий начало Васанта риту (сезона весны).

Среди четырех Юг Криты, Треты, Двапары и Кали — нынешняя юга называется эпохой раздоров, Кали югой. Раздоры везде — между мужем и женой, учителем и учеником, в любых других отношениях. Какова причина этих раздоров? Отсутствие взаимного доверия. Никто никому не верит. В результате ненависть и горечь нарастают в общественной, этической, политической, экономической и всех других областях. Раздоры есть даже в науке. Недостаток доверия ослепил людей, и они не видят друг друга.

Вера в священные высказывания Вед

Люди верят в то, во что не следует верить, но не верят тому, во что обязаны верить. Люди готовы верить утверждениям журнальных авторов, предсказаниям попугая, принадлежащего уличному астрологу или бродячему хироманту, но не верят в священные изречения Вед.

Веды утверждают: “Тат Твам Аси”, “Ахам Брахма-асми”, “Со-Хам” (“Ты есть То”, “я есть Брахман”, “я есть Он”). Ведическое изречение “Со-Хам” подтверждается вдохом и выдохом, которые совершает каждый. Но никто не верит этому. Люди верят фильмам, романам, газетам и многим другим источникам. Но они не верят в истину о своем Атме (“Я”). Из-за недостатка веры в свое “Я” человек слабеет и теряет свое человеческое начало. Человек без Атма-вишвасы (веры в себя) — не человек. Без веры в себя — как можем мы быть довольны собой? Как недовольный собой человек может питать надежду на Самореализацию? Это невозможно.

Фундамент дворца Самореализации — вера в себя, его стены — удовлетворенность собой, его крыша — самопожертвование. Доверие — корень всего этого. Живите с верой и доверием.

Красоту весны называют “Вишнуприйя”

В день Нового Года природа сияет во всей своей славе, усыпанная цветами, с шелестом молодых листьев на ветру и с кукушкой, зовущей свою пару сладкозвучным голосом. Васанта риту (весна) приходит во всей своей красе и свежести. Это время, когда природа предстает перед нами в своем прекраснейшем и великолепном облике. Красота весны зовется “Вишнуприйя” (возлюбленная Господа). В действительности, она не просто возлюбленная Господа, она есть сама форма Господа. Есть хорошо известные поговорки: “Аланкара прийо Вишну” (Господь любит украшения), “Намасакаро Арунаприйя” (Солнце любит приветствия). Господь любит приход весны, когда каждое дерево в цвету.

Сегодня мы встречаем весну. Но недостаточно приветствовать ее один день. Некоторые люди отмечают положение планет при наступлении нового года и пытаются предсказать ход вещей в будущем. Новый год не следует оценивать по его названию — “Шримукха”. Известно, что многие не оправдывают своих имен. “Шри” означает счастье, благоприятствование, почет. Год объявляется счастливым, многообещающим и благоприятным. Но прогнозы на этот год противоположны тому, что обещает имя.

Астрологи делают свои предсказания на основании относительного положения планет. Солнце, как ожидается, принесет саурьям (доблесть). Луна, как говорят, принесет изобилие. Раху (серп восходящей Луны) должен принести внутреннюю силу. Рохини (девятый лунный дом, созвездие и звезда Альдебаран) принесет счастье. Сани (Сатурн) даст физическую выносливость. Но в этом году результаты будут противопложны этим благоприятным знамениям.

Опасности, с которыми столкнется страна

Один из неблагоприятных факторов — истончение озонового слоя над землей. В результате увеличивается опасность пожаров. Также есть опасность от взрывов бомб, о которых вы постоянно читаете в газетах. Страна подвергается подобным опасностям из-за бедствий, созданных человеком.

Эти опасности могут быть предотвращены, если люди поймут священный смысл человеческого существования. Люди должны спросить себя, как они используют время, данное им. В году 31.536.000 секунд. Как человек использует эти драгоценные мгновения? Сколько секунд он отводит для почитания старших и обязанностей по отношению к своим родителям? Сколько секунд он тратит на добывание пищи? И сколько он тратит зря на бесполезные действия? На кино и телевизор? Сколько времени уходит на чтение пустых романов? И сколько — на изучение полезных книг? Как много времени он посвящяет Богу? Как много времени остается для очищения внутренних чувств?

Если провести исследование такого рода, то обнаружится, что обычный человек тратит почти все свое время на мирскую активность. Он не тратит даже десяти минут, даже десяти секунд на искренний духовный поиск и самопознание.

Внешне многие включены в поиск Истины, многие посвящают какое-то время Богу, многие пускаются в паломничество. Но даже в этих путешествиях они не сосредоточивают свои мысли на Боге даже на несколько секунд. Они не заняты внутренним поиском.

Чтобы искать Истину и переживать божественный опыт, нет необходимости куда-то ехать. Внутренняя сущность не очищается уходом в лес или посещением храмов. Отказавшись от мира, человек должен исследовать свою внутреннюю жизнь. Это жертвенность, предписанная Ведами для достижения бессмертия.

Практика более существенна, чем наставление

Те, кто объявляют себя садхаками (духовными искателями), на самом деле преследуют эгоистические цели. Бог вездесущ. Чтобы получить божественный опыт, вы должны предпринять внутреннее исследование, остановив бег ума. Люди сейчас учатся всю жизнь, но не хотят применять на практике то, что изучили. Практика более важна, чем простое накопление знаний. Важно не копить информацию, а изменять себя. Какая польза от всей этой информации, которую вы насобирали? Как много из этой коллекции воплотили вы в свою реальную жизнь? Получили ли вы блаженство от этого? Ответ: вы — герои (hero) в накоплении информации, но нули (zero) в применении ее на практике. Таким образом жизнь проживается зря, а не с определенной целью.

Первым шагом для каждого должно быть осознание своей сущности. Во многих случаях люди, изучая все больше и больше книг, все глубже погружаются в сомнения. Кроме того, что их ум заполняется книжным хламом, каков результат всего их обучения? Между книгами, не имеющими сознания, и умом, заполненным книжными знаниями, нет различия. Они одинаково стерильны. И то и другое все равно что живые мертвецы. Книжное знание без практики может быть полезно для обучения других, но бесполезно для самого человека. Тот, кто не придерживается того, что проповедует, зря тратит время других людей. Для начала правильно используйте свое время. Поэтому Я постоянно советую студентам и другим меньше говорить. Занимайтесь духовным поиском и практикуйте хотя бы малую часть того, что вы узнали.

Сегодня мы провожаем старый год Ангираса и встречаем новый год. Но в действительности мы не должны провожать этот год, потому что его название напоминает о присутствии Божественного (расы) в каждом члене (анге) вашего тела. Приветствуйте все годы. Не провожайте их. Развивайте равное отношение ко всему. Не грустите о прошлом.

Испытываемое удовольствие будет находиться в обратной пропорции количеству желаний. Чем больше желаний, тем меньше счастья. Поэтому стремитесь постоянно сокращать свои желания. В путешествии по жизни, как и в обычном железнодорожном путешествии, — чем легче багаж (желаний), тем больший комфорт вы испытываете.

Истинное значение Мокши

Воплощения Любви! Осознайте, что святость ассоциируется с человеческой жизнью. Но из-за капризов чувств человек привязывается к различным объектам и людям исключительно из эгоистических соображений. Вся любовь, в которой он признается, происходит не от любви к окружающим, а от любви к себе. Когда этот эгоизм исчезнет, появится настоящее единство. Не станет ни ненависти, ни любви. Наступит саматвам (безмятежость). Не будет чувства отделенности. Это — истинная Мокша (освобождение).

Мокша не означает достижения какой-то божественной сферы. Божественность внутри вас. Все, что вам нужно сделать — это проявить ее. То, что не существует, не может проявиться. То, что существует, не может исчезнуть. Все присутствует здесь и сейчас. Таким образом, нет необходимости в каком-либо поиске или садхане. Что бы вы ни делали, делайте это как жертвоприношение Богу. Не делайте различий между “моей работой” и “работой Бога”. Когда вы делаете разделение, вы вызываете к жизни вражду. Там, где есть вражда, нет места божественности, чистоте и единству.

Когда Бог заполнит ваше сердце, в нем больше не будет места ни для чего. Но сегодняшние духовные искатели обращаются с сердцем, как с музыкальной шкатулкой. Они переходят от одного “Свами” к другому и от одной садханы к другой. Какая польза от такой карусели? Это трата времени и всей жизни. Одно сердце, одна мысль, один Бог, одна цель. Произносите ли вы имя Аллаха или Иисуса, Будды, Зороастра или Гуруджи (Нанаки) — все одно и то же. Сегодняшний день — день священной памяти Гуру Нанаки, который начал проповедовать свое учение в день Югаадхи.

Чистота, единство и божественность

Сегодня мы празднуем Югаадхи. Но каждый может выбрать свой день для празднования нового года. Бог один. Все имена связаны с Богом. Вы не должны испытывать отвращения ни к чему. Вы должны развивать в себе чувство равенства. Только тогда вы будете осознавать единство, которое лежит за многообразием.

Сегодня вы должны в первую очередь концентрироваться на чистоте. Для этого нужно постепенно уменьшать свои желания. Невозможно отказаться полностью от всех желаний. Но ограничьте свои желания необходимым минимумом. Не потворствуйте излишним или неограниченным желаниям в отношении благосостояния и собственности. Воспитывайте в себе трупти (чувство удовлетворенности). Недовольный человек теряет все. Только довольный человек испытывает настоящую радость. Тот, чьи желания безграничны — самый бедный человек. Тот, кто не имеет желаний — самый богатый. Обладающий богатством человек может совсем не иметь сна. Несомненно, вы должны стремиться обладать тем, что вам необходимо. Но избыточное благосостояние нежелательно.

Культивируйте человеческие ценности

Люди слушают духовные проповеди. Насколько они в жизни следуют учениям? Без развития человеческих ценностей все духовные упражнения и обучение бесполезны. Если каждый проверит себя, он обнаружит, как низко он пал в этом отношении. Рамакришна Парамахамса однажды дал пощечину Рани Расмани на духовном собрании, когда заметил, что, делая вид, что слушает его проповедь, она думала о каких-то правовых вопросах. Многие возмутились поступком Рамакришны, но после его объяснения Рани признала его правоту. Сегодня никто не имеет права наказывать заблудших преданных. Каждый должен сам себе давать пощечины и исправляться самостоятельно.

Нет большого значения в том, что вы празднуете приход Нового года. Вы должны развивать новые идеи и идеалы. Почувствуйте свое единство со всеми, так как единый Бог обитает во всех. Не должно быть ненависти ни к человеку, ни к религиям.

Занимайтесь самопознанием. Первейшее условие очищения сердца — сатсанг (общество хороших людей). Именно потому, что все вы собрались здесь, вы можете извлечь пользу из послания Свами. Находясь в достойном обществе, вы должны слушать только то, что священно.

Ленкция 24-3-1993, день Югаадхи, Бриндаван

Рамаяна и Махабхарата — в высшей степени священные книги, которые прямо говорят нам о многих вещах, в особенности о том, как мы должны себя вести. Рамаяна и Махабхарата будут помогать нам в нашей повседневной жизни, как два глаза. Мы не способны понять истинное значение этих жемчужин и думаем, что Махабхарата — это повесть о войне между сыновьями двух братьев, а Рамаяна — история о том, как демон похитил жену Рамы и как Рама ее возвратил. Это не так, и два этих эпоса — как голова и сердце Индии, они так же жизненно необходимы Индии, как сердце и голова — человеческому телу.

– БАБА