САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

Том XXVI

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1993 г.


Содержание

Разве Саи говорит?
Глава 1. Чистота - путь к Божественности
Глава 2. Спортивные игры и развлечения должны стать священными
Глава 3. Затруднительное положение человека сегодня
Глава 4. Целостный подход к болезням человека
Глава 5. Врачи, пациенты и общество
Глава 6. Добивайтесь милости Бога с помощью Шраддхи и Вишвасы (убежденности и веры)
Глава 7. Служите Богу - воспевайте Имя
Глава 8. Новые горизонты Института Саи
Глава 9. Чайтанья и "неприкасаемый"
Глава 10. Жизнь Самартхи Рамадаса
Глава 11. От самопознания - к самореализации
Глава 12. Мученичество Мансура
Глава 13. Искры от Божественной Наковальни
Глава 14. Верьте в Бога - Единственого Защитника
Глава 15. Сок, сахар и сладость
Глава 16. Великое значение матерей для нации
Глава 17. Человек, ум и Атма
Глава 18. Покорите ум и осознайте себя
Глава 19. Человек, ум и Космос
Глава 20. За пределами ума
Глава 21. Мысленные волны создают космос
Глава 22. От Ума к Запредельному Уму
Глава 23. Следуйте за интеллектом, а не за умом
Глава 24. Сущность Шад-даршан
Глава 25. Ревность - главная причина зла
Глава 26. Бог и судьба
Глава 27. Пути Господа неисповедимы
Глава 28. Бхарата: тогда и сейчас
Глава 29. Праведный царь и добродетельные подданные
Глава 30. Роль Аватара в космической игре
Глава 31. Слава Лотосных Стоп Господа
Глава 32. Славное Ведическое наследие Индии
Глава 33. Послание Упанишад
Глава 34. Значение и важность Яджн
Глава 35. Образование должно развивать человеческие ценности
Глава 36. Чистота, терпение, упорство::шаги к Богу
Глава 37. Пусть торжествует любовь
Глоссарий

Глава 6

Добивайтесь милости Бога с помощью Шраддхи и Вишвасы (убежденности и веры)

Почему Солнце всходит и заходит каждый день?
Почему звезды, так мирно сияющие на ночном небосводе, прячутся днем?
Почему ветер, дующий неустанно, защищает живые существа?
Почему, не зная отдыха, бегут журчащие ручьи?
Почему между мириадами людей в мире существуют различия
В религиях, расах, кастах и благополучии?
Кто Господь всего этого? Кто Правитель?
Так смелее же идите вперед, учитесь выполнять Его законы!

Ишанах сарва видьянам
Ишварас — сарва бутанам
Брахмадхипати Сада Шивохам.

Все творение — это космический танец Господа. Это изумительный и несравненный танец. Это захватывающее зрелище.

В этом мире рождение и смерть, счастье и горе непрерывно следуют друг за другом. Однако Суматхи, жемчужина чистоты, смогла задержать восход Солнца, чтобы отвратить смерть мужа. Чтобы вернуть мужа к жизни, Савитри успешно противостояла самому богу Смерти. Такие выдающиеся силы даются только человеческим существам.

В творении господствуют дхарма и адхарма

В этом творении широко распространены как дхарма (праведность), так и адхарма (неправедность). В одно время преобладает праведность. В другое царит неправедность. Только в человеке, исполненном преданности, может воплотиться божественное триединство Истины, Благодати и Красоты (Сатьям, Шивам, Сундарам).

В противостоянии судьбе человек становится добычей страхов и сомнений. В тот миг, когда Камса услышал, что ребенок, рожденный его сестрой Деваки, лишит его жизни, он тут же захотел убить ее. Васудева спас жену, пообещав Камсе, что будет отдавать ему всех детей Деваки. Власть, дающая право выбора: убить или сохранить жизнь, дана только человеку.

Каждое человеческое существо есть частица Божественного. Когда человек выполняет свой долг, его жизнь наполняется содержанием. Долг — первейшая обязанность человека. Если человек наделен богатством, его долг — наслаждаться им. Но желать или домогаться чужого богатства есть преступление. Благосостояние не ограничивается деньгами, золотом или другой собственностью. Все знания и умения, достигнутые человеком, тоже составляют его благосостояние. Даже здоровье есть благо. Способность думать — благо. Физическая сила и умственные способности — благо. Свободное время — тоже величайшее благо.

Следовательно, первоочередная задача человека — правильно использовать свое время и все другие формы благосостояния. К несчастью, сегодня человек зря расходует время, благосостояние и таланты окружающих. Это есть адхарма — противоположность праведности.

Дхарма подразумевает правильное использование времени

Я часто советую студентам не предаваться излишним разговорам, потому что это большая трата времени. Более того, пустая болтовня отбирает время и у вашего собеседника. Это тоже неправильно.

Дхарма подразумевает правильное использование времени и ресурсов. Адхарма — это злоупотребление своими и чужими временем и ресурсами.

Каждый человек имеет свой ум, в котором возникают мысли под действием его ичча-шакти (силы воли). Одни склонны почитать Раму. Другие предпочитают Шиву. Третьи наслаждаются служением Кришне. Четвертых воодушевляет размышление об Иисусе. Пятых вдохновляет мысль об Аллахе. Все это основано на индивидуальных склонностях.

Но для умов всех людей, в какой бы стране они ни жили, какую бы форму ни почитали, какому бы божеству ни служили, какое бы имя ни воспевали, существенны две вещи: вишвасам (вера) и шраддха (убежденность). Без убежденности даже самые обычные дела не могут быть сделаны хорошо. Ничего не может быть достигнуто без шраддхи.

“Шраддхаванам Лабхате Джнянам” — говорит Гита. (Только ревностный искатель может получить знание Божественного). Каким бы он ни был умным, без убежденности он не достигнет ничего. Убежденный человек может разжечь маленький уголек в огромный костер.

Шраддха и вишваса — проявление Шакти и Шивы

Шраддха (убежденность) — средство постижения Божественного. Что означает шраддха? Она означает Дайва-шакти (божественную силу). Она также называется Бхавани. Это имя богини, Шакти (божественной энергии), или пракрити (природы).

Следующим идет вишвасам (вера). Что есть вера? Она символизирует Ишваратвам (божественное начало). Через шраддху (убежденность) проявляются ичча шакти, крийя шакти и джняна шакти (сила воли, сила действия и сила мудрости). Сущность этих трех сил есть Ишваратва (Божественное). Они создают силу вишвасы (веры).

Таким образом, шраддха и вишваса символизируют Парвати и Парамешвару. Человечность представляет комбинацию Шакти (или природы) и Шивы. Они нераздельны, как огонь и горючесть. Сахар и сладость связаны подобным же образом. Не бывает сахара без сладости. Там, где сладость, там и сахар. Так же, глубоко символично, связаны друг с другом шраддха и вишвасам. Они присутствуют в человеке в форме Шивы и Шакти.

Вся Пракрити (природа) есть Ардхнарисварупа (женская половина божественной пары). Человек, не имеющий шраддхи и вишвасы, — все равно что мертвец.

Хотя и шраддха (как форма природы) и вишваса (как форма Бога) существуют в человеке, человек зря теряет свою жизнь, игнорируя Бога. Убежденность и вера вместе составляют духовность. Без них все духовные практики бесполезны.

Посвящайте все действия Богу

Как человек может постичь присутствие в себе Шивы и Шакти? Посвящая Богу все свои действия. “Маткармакрит, Матпарамах, Мад-бхактах”, утверждает Гита (Что бы ты ни делал, посвящай это Мне. Прими Меня своим Господом. Будь предан Мне). Это послание Господа в Гите. Это — правильный путь служения Сакаре (проявленному Богу). Этот вид служения развивает преданность.

Только хорошо вспаханная, прополотая, удобренная и засеянная добрыми семенами земля даст хороший урожай. Подобно этому, когда поле вашего сердца будет прополото от сорняков плохих мыслей и качеств, удобрено хорошими чувствами и добродетелями и засеяно семенами Премы (Любви), вы сможете насладиться священным урожаем джняны (мудрости).

Духовному искателю предписано два пути: видвамсака и видаяка (деструктивный и конструктивный путь). Видвамсака относится к очистке поля от сорняков и колючек до тех пор, пока оно не будет готово к посеву. Видаяка относится к культивированию семян благих качеств, которые принесут урожай счастья. Таков правильный путь заполнения сердца шраддхой и вишвасой.

Преданному недостаточно заявлять, что он любит Господа. Он должен узнать, любит ли Господь его. Вы должны увидеть, как Господь проливает на вас Свою милость. Только тогда ваша преданность будет иметь смысл.

Во всех своих действиях человек не должен руководствоваться только своими интересами. Он должен выяснить, все ли его действия одобряются его совестью. Так же, как Бог всегда счастлив, преданный тоже должен быть сантуштах (всегда счастливым). Но в наше время люди не имеют удовлетворения или чувства счастья. Они истощены сомнениями и дурными предчувствиями. Как могут такие люди всегда испытывать божественное счастье? Сказано, что колеблющийся — лишь живое создание, но тот, кто тверд и непоколебим, — божественен.

Считайте Бога другом

Бога называют Сухрит (сердечный друг). Во всех человеческих привязанностях есть элемент эгоизма. Только Бог изливает Свою любовь без малейшего следа эгоизма. Человек не может понять эту священную суть божественной Любви. Я хотел бы проиллюстрировать, что значит считать Бога другом, на примере Пандавов, для которых Кришна был всем. Когда Арджуна вернулся в Хастинапуру из Двараки после смерти Кришны, он не мог найти в себе сил ответить на вопрос своей матери Кунти о том, что случилось с Кришной. Наконец со слезами на глазах он сказал, что Кришна, который был их колесничим, советчиком, наставником, другом, господином и всем остальным, оставил мир. Нет большего счастья, чем иметь Бога другом.

Цель человека — пребывание в Боге

Одно из имен Бога — Ниваса (Высшая Обитель). Следует стремиться обитать в Боге. Этот космос — обитель Господа. Мы живем в космосе. Мы не отдельны от него. Священное чувство, что мы живем в обители Господа, должен лелеять каждый. Оно не возникает в человеке из-за барьеров, воздвигнутых рагой, бхайей и дхвешей (привязанностью, страхом и ненавистью). Привязанность — чувство, возникающее, когда человек считает, что что-то внешнее может принести ему удовлетворение и счастье. Это чувство разделенности должно уйти. Взамен ему должно прийти осознание, что одни и те же составляющие присутствуют во всех и во всем. Тогда разделению и отчуждению не останется места, и придет чувство единства.

Там, где привязанность, там и ненависть (дхвеша), являющаяся отражением привязанности (раги). Страх рождается из привязанности: страх потерять то, что имеешь. Привязанность и страх порождают ненависть. Эти три чувства сбивают человека с пути шраддхи и вишвасы. Поэтому их следует строго контролировать.

Чтобы познать свою внутреннюю божественность, человеку следует обратить свой взор внутрь. Все, что воспринимается во внешнем мире, подвержено изменениям. Человек не способен черпать счастье в неизменном мире. Он жаждет изменений. Но изменения, которые ему следует искать — божественные изменения, а не изменения в земном мире. Он должен искать истину о своей сущности. Находясь в невежестве относительно своей истинной природы, человек опустошается страхами. Пока остается страх, Бог будет уклоняться от него. Человеку нужно развивать веру в Божественное (Шиву) внутри себя, чтобы избавиться от страха и овладеть Брахмабалой (силой Бога).

Различие между ратри и Шиваратри

Каждой ночи присуща темнота. Но сегодня Шиваратри (ночь Шивы). В чем различие между ратри и Шиваратри? Для человека, осознавшего свою божественность, каждая ночь — Шиваратри. Для человека, погруженного в мирские заботы, все ночи одинаковы. Эти ночи отмечены темнотой. Сегодняшняя ночь отмечена светом. Духовность — это маяк, светящий людям, полным безысходности, погруженным в ненасытные желания. Имя Бога — маяк. Через воспевание имени может быть постигнут Носящий имя.

Человек должен продвигаться от тела к Божественному. Человек — часть общества. Общество — часть природы. Природа — часть Бога. Атма присутствует везде. Он не знает территориальных барьеров. Он вездесущ. Цель соблюдения обетов Шиваратри — осознать вездесущность Бога. Этой цели служат не пост и не бодрствование в течение ночи. Это только вспомогательные средства для того, что считается главной целью. Осознание Бога не следует отодвигать на отдаленное будущее. Оно должно происходить здесь и сейчас. Это — цель Шиваратри.

Концентрируйте ум на Боге

Сегодня люди забыли свое божественное предназначение и проживают жизни зря, расходуя их на мирские стремления. Они не верят в свое будущее. Где нет веры, там нет и Шивы. Они испытывают недостаток шраддхи (убежденности). Поэтому Парвати также отсутствует. Прискорбное положение человека сегодня состоит в том, что он лишил себя милости и Шивы, и Парвати. Он сможет обрести ее, возродив в себе человеческие ценности. Ему придется овладеть джняной (духовной мудростью), которая появляется из шраддхи (духовной убежденности). Истинные ценности человека — ичча-шакти, крийя-шакти и джняна-шакти (сила воли, сила действия и сила знания). Они представляют тройной аспект Божественного: Сатьям, Шивам, Сундарам (Истину, Благость и Красоту). Это вечные истины. Хотя человек снабжен этими божественными силами, он пускается в погоню за мелочами. Когда Бог готов даровать освобождение, к чему ввязываться в путы мирской жизни?

Человек должен искать только Бога. Если вы обрели милость Бога, все остальное придет с легкостью. Для этого нужно отказаться от привязанности, страха и ненависти. Нужно посвящать все действия Богу, который вездесущ.

Бодрствование и пост во время Шиваратри превратились в фарс. Истинные бодрствование и пост состоят в концентрации ума на Боге в течение всей ночи. Милость Бога — прямое следствие ваших действий. Каждому следует выяснить для себя, в каком духе он выполняет свое богослужение. Бога можно достичь только путем шраддхи и вишвасы. Бог — в каждом. Когда человек осознает этот факт, в нем не будет места для дурных качеств.

Воплощения божественной Любви! Посвятите себя исполнению своих обязанностей. Не тратьте зря свое и чужое время на пустые разговоры. Начав с исполнения своего долга, человек должен придти к высшей цели — единению с Богом. Шиваратри — благоприятная возможность для концентрации ума на Боге. Посвятите хотя бы одну эту ночь созерцанию Господа, исключив все другие мысли и тревоги.

Лекция Сатьи Саи Бабы в аудитории Пурначандра, 19-2-1993, Махашиваратри

Я показываю вам на Своем примере, каким образом заполнять полезной деятельностью каждое мгновенье жизни. Вы говорите между собой: “О, Свами отдыхает; Свами спит”. Но Я никогда не желал ни минуты отдыха или сна. Сказать вам, когда Я почувствую Себя спокойным, отдохнувшим и довольным? Когда Я буду знать, что все вы стремитесь к высшему блаженству, став на путь отречения и духовной дисциплины. Не раньше.

— БАБА