САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

Том XXVI

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1993 г.


Содержание

Разве Саи говорит?
Глава 1. Чистота - путь к Божественности
Глава 2. Спортивные игры и развлечения должны стать священными
Глава 3. Затруднительное положение человека сегодня
Глава 4. Целостный подход к болезням человека
Глава 5. Врачи, пациенты и общество
Глава 6. Добивайтесь милости Бога с помощью Шраддхи и Вишвасы (убежденности и веры)
Глава 7. Служите Богу - воспевайте Имя
Глава 8. Новые горизонты Института Саи
Глава 9. Чайтанья и "неприкасаемый"
Глава 10. Жизнь Самартхи Рамадаса
Глава 11. От самопознания - к самореализации
Глава 12. Мученичество Мансура
Глава 13. Искры от Божественной Наковальни
Глава 14. Верьте в Бога - Единственого Защитника
Глава 15. Сок, сахар и сладость
Глава 16. Великое значение матерей для нации
Глава 17. Человек, ум и Атма
Глава 18. Покорите ум и осознайте себя
Глава 19. Человек, ум и Космос
Глава 20. За пределами ума
Глава 21. Мысленные волны создают космос
Глава 22. От Ума к Запредельному Уму
Глава 23. Следуйте за интеллектом, а не за умом
Глава 24. Сущность Шад-даршан
Глава 25. Ревность - главная причина зла
Глава 26. Бог и судьба
Глава 27. Пути Господа неисповедимы
Глава 28. Бхарата: тогда и сейчас
Глава 29. Праведный царь и добродетельные подданные
Глава 30. Роль Аватара в космической игре
Глава 31. Слава Лотосных Стоп Господа
Глава 32. Славное Ведическое наследие Индии
Глава 33. Послание Упанишад
Глава 34. Значение и важность Яджн
Глава 35. Образование должно развивать человеческие ценности
Глава 36. Чистота, терпение, упорство::шаги к Богу
Глава 37. Пусть торжествует любовь
Глоссарий

Глава 32

Славное Ведическое наследие Индии

Нет глаза острее, чем знание.
Нет аскезы прекрасней, чем истина.
Нет несчастья страшнее, чем жадность.
Нет большего счастья, чем жертва.

Знание есть настоящие глаза. Истина есть настоящая аскеза. Отшельничество не состоит в отказе от пищи и питья и уходе в лес. Поиск вечной истины есть истинное отшельничество. Желание — главная причина печали. Желания постоянно умножаются. Как только одно исполняется, появляется другое и так продолжается бесконечно. Истинное блаженство состоит в контроле над желаниями. Жертва дает величайшее и вечное счастье. Поэтому Веды утверждают, что бессмертия можно достичь только жертвой, а не работой, потомством или богатством.

Жертвенность — жизненная сила человеческого бытия. Веды учат тьяге, йоге и бхоге (жертве, духовным практикам и правильному использованию материальных благ). Само слово Веда имеет много значений. Оно означает разум, знание, осознание и т.п. Чтобы жить осмысленной жизнью, человек должен следовать определенным ниямам (правилам). Также необходимо знать свою Внутреннюю Реальность. Одной лишь интеллектуальности и накопления знаний недостаточно. Знания должны развивать мудрость, которая приводит к Осознанию. Это то, чему учат Веды. Слово джняна, которое переводится как мудрость, содержит два слога! Джня-на. То, что не истинно во всех трех временах — прошлом, настоящем и будущем — не может называться джняной. Адвайта даршана (Осознание единства) есть настоящая джняна.

Истина одна, она безгранична и она есть Брахман. “Сатьям, Джнянам, Анантам, Брахма” — утверждают Упанишады.

Веды приносят безопасность человечеству.

Веда не должна считаться просто хранилищем мантр. Она помогает достичь полного знания и мудрости. Древние мудрецы имели внутреннее видение и опыт Божественного и выразили это в Ведах. Они применимы ко всему человечеству во все времена. Они даруют безопасность человечеству и указывают путь к миру и счастью. Цель человеческой жизни — принести желания в жертву и достичь Бога.

Так как Веды безграничны (анантам), ими сложно овладеть за короткий срок человеческой жизни. Поэтому Веда Вьяса разделил их на четыре части. Он собрал все рики (гимны богам) в одну часть и назвал ее Рик самхита. Он собрал все Яджу (гимны и мантры во время жертвоприношений) воедино и назвал эту часть Яджус самхита. Все гимны Сама были представлены в Сама Самхита. Другие мантры были собраны в четвертую часть, названную Атхарвана самхита. Яджус самхита позднее была поделена на Шукла Яджур и Кришна Яджур Веды, увеличив число самхит Веды до пяти.

Деление самхит Вед

Каждая самхита далее делилась на три части, а именно, Брахмана, Араньяка и Упанишад. Первая часть состоит из мантр для ритуалов, актов милосердия и других действий, предписанных Шастрами. Мантра несет в себе жизненную силу, и каждая мантра, если она правильно понята, относится к Божественности. Вторая часть, Араньяка, включает в себя мантры, произносимые в течение ванапрастхаашрамы, когда человек, завершив период грихастхаашрамы (семейной жизни), уходит в лес вести суровую жизнь аскета.

Пение мантр должно сопровождаться практикой предписанной кармы (действий). Путем такой практики можно постичь Божественное. Просто слушая мантры и не практикуя, никогда не достичь мира и счастья. Чтобы достичь Бога, вы должны соединять с жизнью наставления, приведенные в Ведах. Несомненно, даже слушание Вед само по себе способно очистить ваш ум. Они есть Шабда Брахман. Звук — первый атрибут Бога. Веда Шабда всепроникающа.

Сегодня в мире, из-за ослабления влияния Вед, преобладают злобность, тревога и суматоха. Вода, воздух, пища, звук — все испорчено и загрязнено. Мы вынуждены вести загрязненную жизнь. Когда воздух, которым мы дышим, загрязнен, как мы можем вести жизнь, свободную от скверны? Чтобы обеспечить чистоту сердца, окружающая среда и составляющие ее элементы должны быть чистыми. Причина этого загрязнения — только в наших собственных действиях. Любые слова, что мы произносим, распространяются на всю атмосферу. Мы можем очищать атмосферу в мире пением Вед и прославлением Господа.

Храните в памяти Веды, чтобы возвысить свои жизни

Древние риши обычно уходили в лес и пели мощные ведические мантры для очищения атмосферы во всем мире. Этими Ведами сегодня пренебрегают. Народ великой Индии забыл о безграничной силе Вед. Веды нужно помнить не для того, чтобы добывать средства к существованию, а ради возвышения своей жизни.

Упанишады, которые называют еще Ведантой или заключительной частью Вед, детально описывают методы достижения пурушартх (четырех целей жизни), а именно, дхармы, артхи, камы и мокши (праведности, благосостояния, исполнения желаний и освобождения). Они могут быть достигнуты собственными усилиями через видью (накопление правильных знаний), которая имеет два вида — Паравидья (Высшее Знание) и апаравидья (низшее знание). Паравидья показывает путь к мокше (освобождению), тогда как апаравидья имеет дело с мирскими целями, которые создают привязанности.

Для получения духовной мудрости это мирское образование не обязательно. Единственное приспособление для духовного поиска — это сатьядришти (видение Истины). С древних времен индийцы ставили целью своей жизни духовный поиск.

Девять разных наименований Вед

Существуют девять разных наименований Вед: Шрути, Анусмара, Трайи, Амнайя, Самамнайя, Чандас, Свадхьяя, Нигама и Агама.

Шрути: Веды передавал учитель ученику изустно, строго придерживаясь правильных свара (произношения) и тона. Тогда не было приспособлений вроде граммофона или магнитофона. Ученики обычно учили текст только постоянным повторением, днем и ночью, пока не запоминали мантры наизусть. Даже если некоторые слова пропускались, в произношении и мелодии не допускалось ни малейшей фальши, так как свара есть основа. Поэтому Веды называют Шрути (услышанное).

Анусмара: Так как Веды заучивались запоминанием и постоянным повторением, они получили название Анусмара (знание, основанное на памяти).

Трайи: Первоначально были три Веды — Риг, Яджур и Сама, которые составляли основу всех ритуалов, мантр для яджн (жертвоприношений) и музыкальных нот. Поэтому их называли трайи (Три).

Амнайя: Это означает практику. Практика пения и запоминания продолжалась не только во время бодрствования, но даже в состоянии сновидений и глубокого сна. Поэтому они называются Амнайя.

Самамнайя: Так как Веда сохранялась в сердце ученика, она называлась самамнайя.

Чандас: Сама Веда дает основной размер для Ведических мантр, который называется Чандас. Поэтому Веды называют Чандас.

Свадхьяя: Веды передавались от деда к внуку, от отца к сыну и от учителя к ученику. Таким образом они переходили из поколения в поколение. Поскольку они сохранялись только путем постоянного самоизучения и практики после изучения, они называются Свадхьяя.

Нигама и Агама: Так как изучение Вед сопряжено с вдыханием и выдыханием, они называются Нигама и Агама. Например, при вдохе человек произносит “Со”. При выдохе слышится звук “Хам”. С каждым дыханием это Со-хам, означающее “Я — Он”, повторяется 21600 раз в сутки. Поистине это практика Махавакьи (великого изречения) Вед — “То ты есть” — “Тат Твам Аси”. Это продолжается всю жизнь в процессе дыхания. Когда дыхание останавливается, жизнь прекращается.

Переступите сознание тела, чтобы достичь Внутренней Сущности

Многие мудрецы и святые совершали подвижничество, чтобы постичь Божественное. Они говорили: ”Ведахаметам Пурушам махантам” (мы видели Бога Всемогущего). Где они видели Его? “Адитья варнам тамасах прастат” (мы видели Бога за темнотой невежества). Эта темнота — отождествление себя с телом и привязанность к чувствам. Чтобы достичь Внутренней Сущности, вам нужно преодолеть сознание тела и привязанность к чувственным желаниям.

Веды учат многим вещам, которые подчеркивают единство и чистоту. Некоторые говорят, что Веды способствуют дискриминации среди людей, ибо утверждают, что только избранные имеют право петь Веды. Это совсем не так. В Шанти шлоке Веда говорит: “Сахана вавату; саханау бхунакту сахавирьям караваа ванаи, Теджас винаавадхи тамасту; ма видвишаавахаи”. Каково значение этого? “Будем расти вместе, развивать знание вместе, без конфликтов, с дружбой, с широким взглядом на вещи”. Если таково учение Вед, как может кто-нибудь говорить, что они ущемляют чьи-то права? Веды учат тонкой форме равенства и спокойствию.

Ныне осталась только часть Вед

Каждая Веда имеет много разделов. Риг Веда имеет 28 разделов, из которых 26 утрачены и только два сохранились до настоящего времени. Яджур Веда содержит 17 разделов, из которых два остались, тогда как Сама Веда имеет 1000 разделов, 998 из которых утеряны. Даже с этой малой частью Вед мир развился по крайней мере до нынешнего состояния. Представьте, как бы выглядела эта планета, если бы все Веды были доступны и находили применение!

Эта святая земля Индии, которая была известна как Тьяга бхуми (земля Жертвы) и Йога бхуми (земля Духовного союза), стала сейчас рога бхуми (землей болезней). Причина в том, что народ повернулся к бхоге (мирским удовольствиям), забыв йогу и тьягу. Люди должны учиться жить в йоге.

Ведические наставления имеют безграничное значение. Не все могут понять внутреннее значение учений. Земля имела гравитационное поле с момента сотворения мира. Но оно было открыто Ньютоном после некоторых экспериментов. Так же и истина, сокрытая в Ведах, была получена древними риши после интенсивных поисков и садханы. Вечную истину, которая открылась им, они подарили человечеству. Вибрации их духовной садханы распространились по всей Вселенной. Они не ограничиваются Индией или каким-либо другим местом.

Веды могут применяться где угодно, в Америке или Австралии. Они — Сатья Сварупа (Воплощение Истины). Они не изменяются в зависимости от времени и места. Они за пределами времени и пространства; поэтому их называют Трансцендентной Реальностью. Некоторые люди легкомысленно относятся к Ведам и даже подшучивают над ними.

Изучение Вед дает огромную пользу

Воплощения любви! Даже если вы не можете петь Веды, но внимаете их звукам с благоговением, они поднимут вас на более высокий уровень. Хотя ребенок не понимает смысла колыбельной, которую поет ему мать, он засыпает, слыша ее мелодию. Так и прослушивание Вед с концентрированным вниманием даст вам огромную пользу. Если вы впитаете их звуки и соедините их с жизнью, вы сможете оценить огромное блаженство, которое они дают вам. Гимны Вед представляют собой Нада Брахман (Бога в форме звука), который очень могущественен. При входе в храм верующие звонят в колокольчик. Обычно считается, что это привлечет внимание божества. Значит ли это, что Бог спит и вы будите Его звуком колокольчика? Бог всегда бодрствует и слышит молитвы каждого. Это похоже на визитную карточку, которую вы оставляете любому важному человеку, от которого ждете помощи или благодеяния. Звонок служит только для привлечения внимания Господа к вам. Звуки Вед также похожи на храмовый колокольчик.

Омкара — правильный адрес Господа

Звук исходит от Предначальной Пранавы, состоящей из трех звуков: А, У, М. Правильный адрес Господа — Омкара. Звук колокольчика и звуки Вед также излучают Омкара надха. Произнесение Омкара должно быть мягким и постепенно развиваться, начиная со звука “А”, который должен исходить из пупка, затем “У” из горла и заканчиваться “М” губами. Он должен напоминать звук снижающегося самолета, который доносится издалека, постепенно становится громче и наконец исчезает при приземлении. Веда учит этому очень ясно.

Веды поднимают человека на высший уровень. Люди не понимают этого. Многие ведические ученые, на попечении которых находятся духовные школы, пытаются внедрить там светское образование, не заботясь о том, чтобы передать ученикам священное наследие Вед, которое защитит их. Из-за недостатка энтузиазма и надлежащей пропаганды и поддержки знание Вед день ото дня приходит в упадок в этой великой стране, родине этого сокровища.

Свами ждет от людей, чтобы они способствовали знанию Вед. На примере тысяч студентов Своих образовательных учреждений Саи показывает путь, как учить пению Вед прямо с начальной школы. Вы видели детей из младших классов, от 5 до 8 лет, которые пели Веды в начале этого собрания. Здесь никого не принуждают учить Веды. Все студенты с охотой сами приступают к изучению Вед. Везде есть Веда патасалас (ведические школы), где этому обучают, но студенты впоследствии прекращают петь. Вы должны обучать детей петь Веды с энтузиазмом, без принуждения. Им нужно показать величие Вед мягким убеждением.

Веды защищали нашу страну с древних времен. Так как правительство даже не пытается понять, как благотворно влияют Веды на благосостояние нации, страна встречается со множеством проблем. Люди должны пропагандировать Веды.

Сущность упанишад дана в Бхагавад-гите и Брахма-сутрах. Некоторые святые рассказывали истории, позволяющие яснее понять истины Упанишад. Ишавасьопанишада — первая из Упанишад. Она утверждает, что Бог пронизывает всю Вселенную. Так как люди пренебрегают изучением санскрита, они не способны насладиться сокровенными знаниями, содержащимися в Упанишадах.

Вводная Лекция Сатьи Саи Бабы в аудитории Пурначандра 18-10-1993 на Веда Пуруша Саптаха Джняна Яджне, (семидневном жертвоприношении Высшему господу Вед), которая была возобновлена после трехлетнего перерыва.