САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

Том XXVI

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1993 г.


Содержание

Разве Саи говорит?
Глава 1. Чистота - путь к Божественности
Глава 2. Спортивные игры и развлечения должны стать священными
Глава 3. Затруднительное положение человека сегодня
Глава 4. Целостный подход к болезням человека
Глава 5. Врачи, пациенты и общество
Глава 6. Добивайтесь милости Бога с помощью Шраддхи и Вишвасы (убежденности и веры)
Глава 7. Служите Богу - воспевайте Имя
Глава 8. Новые горизонты Института Саи
Глава 9. Чайтанья и "неприкасаемый"
Глава 10. Жизнь Самартхи Рамадаса
Глава 11. От самопознания - к самореализации
Глава 12. Мученичество Мансура
Глава 13. Искры от Божественной Наковальни
Глава 14. Верьте в Бога - Единственого Защитника
Глава 15. Сок, сахар и сладость
Глава 16. Великое значение матерей для нации
Глава 17. Человек, ум и Атма
Глава 18. Покорите ум и осознайте себя
Глава 19. Человек, ум и Космос
Глава 20. За пределами ума
Глава 21. Мысленные волны создают космос
Глава 22. От Ума к Запредельному Уму
Глава 23. Следуйте за интеллектом, а не за умом
Глава 24. Сущность Шад-даршан
Глава 25. Ревность - главная причина зла
Глава 26. Бог и судьба
Глава 27. Пути Господа неисповедимы
Глава 28. Бхарата: тогда и сейчас
Глава 29. Праведный царь и добродетельные подданные
Глава 30. Роль Аватара в космической игре
Глава 31. Слава Лотосных Стоп Господа
Глава 32. Славное Ведическое наследие Индии
Глава 33. Послание Упанишад
Глава 34. Значение и важность Яджн
Глава 35. Образование должно развивать человеческие ценности
Глава 36. Чистота, терпение, упорство::шаги к Богу
Глава 37. Пусть торжествует любовь
Глоссарий

Глава 17

Человек, ум и Атма

Студенты и учителя! Ради телесных удовольствий человек трудится изо всех сил — упорно и непрерывно, день и ночь. Тот, кто осознает, что Атма (Дух) отличен от тела, не будет подвержен никакому беспокойству. Поистине, если каждый человек осознает природу и цель человеческого существования, эти трудности не возникнут. Упанишады утверждают: если тот, кто рожден человеком и растет в человеческом обществе, не знает значения слова манава (человек), — такой человек хуже птиц и зверей.

Человеческое рождение — чудесная вещь. Оно открывает безграничные возможности. Оно важно в высшей степени. Слово “человек” относится не только к физическому телу. Человеческое существо — соединение тела, ума и Атмы. Действовать через тело, познавать через ум и иметь Атму в качестве наблюдателя за этими двумя — это составляет манаватвам (человеческое существование). Действие, познание и осознание — эти три этапа выражают внутреннее значение человеческой жизни. Полное невежество — приравнивать человеческую жизнь только к телу. Студентам нужно понять с самого начала, что человек должен познать природу и цель человеческого существования и вести осмысленную жизнь.

В первую очередь нужно заняться умом. Только тот, чей ум совершенен, может называться человеком. “О чем человек думает, тем он и становится”.

Пять оболочек, которые окутывают человека

Человек окружен пятью оболочками: оболочкой пищи (аннамайя), жизненной силы (пранамайя), ментальной (маномайя), оболочкой целостного сознания (виджнянамайя) и блаженства (анандамайя). Физическое тело поддерживается пищей. Поэтому оно называется стхула шарира (грубое тело). Следующим идет сукшма шарира (тонкое тело), которое состоит из трех оболочек — жизненной силы, ума и целостного сознания. Тонкое тело — основа всех удовольствий и неприятностей, испытываемых человеком. Весь опыт человека основывается на этом тонком теле. Затем идет анандамайя коша (оболочка блаженства). Она — основа всего Космоса.

Космическое Сознание, которое присутствует в телесной оболочке, называется “телесным сознанием”. Это значит, что даже в грубом теле присутствует Чайтанья (Сознание). Сознание, присутствующее в пранамайя коше, не только выражает жизненное начало, но и служит основанием жизненной силы.

Третьим идет Атмическое сознание, которое освещает ум — маномайя кошу. Четвертое — сознание в виджнянамайя коше. Оно — основание всего Космоса. Оно называется чит — всепроникающее Космическое Сознание.

Чистое божественное “Я”, Высший Пуруша превосходит все это. Он — источник всей силы. Он — воплощение Неограниченной Воли. Эта сила защищает Космос. Древние мудрецы старались исследовать природу Анандамайя коши (оболочки Блаженства). Они искали, как испытать это блаженство.

Манава означает Атма

Прежде всего, значение слова манава (человек) должно быть правильно понято. Оно означает Атма (“Я”). Именно из Атмы появились пять первоэлементов (эфир, воздух, огонь, вода и земля). Человек взял под контроль эти пять элементов. Он стал их властелином. Но неспособный понять основную природу человеческого существования, человек сегодня стал рабом своих чувств. Веданта утверждает, что тот, кто знает свою собственную реальность, может знать все. Чтобы открыть, кто вы есть, вы должны избавиться от поверхностного взгляда на вещи. Весь опыт, основанный на восприятии чувств, есть внешний опыт. Это только отражение внутренних процессов. Считать их реальными и постоянными и игнорировать Бога, который есть Вечная Сущность, — значит проводить зря свою жизнь. Следовательно, человеку необходимо использовать ум, чтобы осознать свою божественность.

Ум — причина (даритель) всех человеческих удовольствий и скорби. Он также — средство для достижения мукти (освобождения). Именно ум помогает человеку забыть эфемерный мир в процессе развития от человека к Богу. Само имя человека, нара, подразумевает то, что он нетленный. Это — духовная истина человека. Человек, следовательно, есть не тело, но бессмертное “Я”.

Уровни работы ума

Ум функционирует на пяти различных уровнях. Первый — обычный ум, второй — Сверх-ум, третий — Высший ум, четвертый — Просветленный ум, и пятый — Запредельный ум. Человек может познать свою истинную природу, только когда он поймет эти состояния ума.

Сверх-ум: Чтобы понять его, должно быть проведено внутреннее исследование. Это требует обращения внешне ориентированного взгляда вовнутрь. Когда это сделано, приходит понимание, что физическое тело инертно. Ум — это отражающее зеркало. Буддхи (интеллект), читта (воля) и ахамкара (эго) — аспекты ума. Все они подвержены изменениям. Но они основываются на чем-то, что не меняется. Первый вывод, который следует сделать из этого внутреннего исследования, это то, что в человеке присутствует неизменная божественная сущность.

С этим пониманием можно двигаться к осознанию Космического Божественого Начала. Для этого нужно понять, что божественное Сознание, присущее индивидууму, присутствует также и во всех остальных существах. Это — Космическая Сила. Всепроникающая божественная Сила везде одна и та же. Не существует другой силы. Тела могут быть разнобразными, как электрические лампы. Но энергия, заставляющая их светиться, одна. Когда эта истина будет осознана, вы будете ощущать Космическое Божественное Начало.

Недостаточно осознать свою истинную сущность. Человек не может искать индивидуального спасения. Он должен испытать единство, которое лежит за многообразием творения. Только когда единство осознано, можно понять истинное значение человеческого существования.

В настоящем все человеческие усилия и исследования ограничены физическим, витальным и ментальным мирами. Путешествие здесь кончается. Человек достиг лишь уровня обычного ума. Но ему нужно подняться до Запредельного ума.

Как далеко может вас увести обычный ум? Он может вас довести до пределов понимания джагата (физического мира). Ум необходим для понимания множества физических объектов и явлений в мире. Но пока человек ограничивает себя возможностями обычного ума, он остается человеческим существом. Чтобы подняться на более высокий уровень, ему необходимо стать аманаской — человеком, преодолевшим обычный ум. Сначала он должен достичь стадии Сверх-ума.

Безграничные возможности человека

Сверх-ум относится к сукшма шарире (тонкому телу). В тонком теле чувства, ум, интеллект, воля, эго и физическое тело отсутствуют, и присутствует только четана шакти (сознание). Нужно продвигаться дальше, к карана шарире (причинному телу). Причинное тело содержит силу, которая контролирует тело, чувства, ум и т.д.

Это означает, что у человека внутри скрыты удивительные и безграничные возможности. Ничто в мире не лежит за пределами его постижения. Человек сегодня считает себя могущественным и всезнающим. Но эти возможности относятся только к физическим силам природы. Есть, однако, невидимая, неведомая, непроявленная сила внутри него. Это Космическая Сила в человеке. Она всепроникающа. Она есть в каждом человеческом существе. Если принимать во внимание только форму, то между микрокосмом и макрокосмом есть явное различие, как различается воздух в воздушном шаре и воздух в огромной внешней атмосфере. Однако когда шар лопается, воздух внутри сливается с безграничным воздухом снаружи.

Человеческие тела — как воздушные шары. Безграничная сила внутри каждого тела считается безгранично малой. Но это — часть универсальной Космической Силы.

“Аноранейян Махатомахейян” (Меньше, чем атом и больше, чем необозримый), утверждают Упанишады. Но сила в обоих одна и та же.

Хотя мысли в уме, действия тела и роль Атмы как наблюдателя кажутся различными, они тесно взаимосвязаны. Различия существуют в формах, но испытываемое блаженство одно. Таким образом, Упанишады декларируют истину, что Один существует во множестве.

Человеческая сущность неотделима от божественной. Обе они — одно. Поэтому на второй стадии, когда вы развиваете широкое видение, вы испытываете чувство единства индивидуума, Вселенной и Бога. Это называется Божественной Вселенской Формой. Как можно познать это? Не ощущая мириады различий между объектами, но осознавая стоящее за ними единство и божественное начало в каждом из них. Это значит, что человеческие существа не должны рассматриваться как неисчислимые отдельные сущности. Чайтанья (Сознание), которое есть в каждом из них, есть одно и то же Космическое Сознание. Оно пронизывает все. Например, воздух предназначен для дыхания не только одного человека. Тем же воздухом дышат и остальные. Воздух, который заполняет все, используется для дыхания каждым сообразно его потребностям.

Обрекая себя на ограничения тела, человек считает себя слабым и немощным существом. Как только он осознает свою божественность, он поймет также свои безграничные возможности.

Познание внутренней реальности

Следовательно, первая задача человека — познание собственной внутренней божественности. Студенты должны выяснить, кем они являются, осознать свою внутреннюю реальность. Современное образование, однако, пытается научить всему на свете, кроме знания о том, кто мы такие. Это полнейшее невежество. Огромный прогресс науки сопровождается непомерным ростом невежества. Такой односторонний прогресс науки может приводить только к неведению о реальности. Пока люди погружены в различия и разногласия, они только углубляют свое невежество.

Человек должен выйти за пределы низшего ума к Запредельному уму. Это не невозможно. Все возможно для человека, если он имеет веру в себя. Но его отягощают сомнения, сможет ли он совершить что-либо великое с его ограниченными физическими возможностями. Тело ограничено, но человек — нет. Когда ограниченное тело приравнивается к “Я” (Нену на телугу), человек теряется в ограничениях тела, забывая о возможностях “Я”. Все сомнения человека возникают из этой ошибки. Человеку следует осознать непостоянство деха (тела) и бессмертие Дехи (Обитателя тела). Этот Дух есть Бог.

Человеческое тело называют кшетра (поле), так как обитающий внутри Дух есть Кшетраджня (Знающий поле). Он есть воплощение Атмы. Студенты должны понять природу Кшетраджни, Божественного Знающего, в каждом из них. Студентам следует иметь веру в себя. Это означает, что нужно избавиться от барьеров, которые отделяют их от “Я”, а именно — от сознания тела. Тогда они ощутят блаженство, которое выше всех оболочек, окружающих человеческое тело.

Студентам нужно понять, что Космическая Сила есть у каждого индивидуума. Их не должны сбивать с толку различия в формах. Если человек не обладает великими способностями, как же тогда он смог сделать столько удивительных открытий?

Необходимо духовное развитие

В то время как человек достиг поразительного прогресса в науке и технологии, особенно в областях ядерной энергии и электроники, он постоянно деградирует в нравственной, социальной и духовной сферах. С одной стороны, имеется экономическое развитие. С другой — различия в классах, кастах и верах, языках и территориях. Недовольство среди студентов растет. Именно животная природа в человеке развивает эти разногласия. Есть четыре набора качеств в человеке: животные, демонические, человеческие и божественные. Человек развивает не божественные атрибуты, а умственные способности.

Человек должен иметь веру в себя и в Бога — это секрет величия. Студенты не должны считать себя слабыми и скудоумными созданиями. Полагайтесь на свою совесть, а не на непостоянное тело или переменчивый ум. Сделайте веру дыханием своей жизни.

Атма — источник всех сил.

Атма (Совесть) — источник всех ваших сил. Эта истина провозглашается вами как “Со-Хам”, которое звучит при каждом вашем дыхании. Смысл мантры дыхания “Со-Хам” такой же, как мантры “Хамса Гаятри”. Хамса (Лебедь) известен своей способностью отделять молоко от воды. Хамса Гаятри произносится, чтобы отделить сознание тела от Атмы.

Гаятри означает контроль над чувствами. Гаятри имеет другие имена — Савитри и Сарасвати. Савитри — повелительница жизни. Сарасвати — правящая богиня Вак (речи). Гаятри-мантра “Бхур-Бхувах-Суваха”, относится к телу (Бхур), жизни (Бхувах) и Сознанию (Суваха). “Бхур-Бхувах-Суваха” не означает три мира вне человека. Все три внутри его. Поэтому человек — не обычное существо. Он есть Чайтанья-Сварупа (воплощение Космического Божественного Сознания).

Человек разменивает драгоценный камень божественности на мелочные плотские удовольствия. Это совсем неправильно. Тот, кто осознал свою божественность, включается в божественную деятельность. Эта трансформация должна произойти в мировоззрении человека. Человек должен преодолеть ум и достичь состояния целостности — чит. Это — полное достижение человеческой сущности. Из него проистекает ананда (блаженство).

Разлад и насилие в мире происходят благодаря различиям, появляющимся из эгоизма. Этот эгоизм должен исчезнуть. Для этого требуется, чтобы человек придерживался универсальной истины, которая одна для всего человечества и действительна для любого места и времени.

Древние мудрецы провозгласили два вечных девиза: “Сатьям вада, дхармам чара” (Говори правду, действуй по справедливости). Это подобно двум глазам человека. Сегодня человек потерял эти глаза и потому беспомощен. Человеку следует понять, что он возник из божественного Атмы.

Ученики должны развивать всеобъемлющий взгляд и стараться служить всем, независимо от расы или религии. Это — истинная цель образования. Оно должно привести вас к осознанию “Я”, которое находится в каждом. Образование должно приводить к возвышению сознания. Используйте Летние курсы для очищения своего ума, чтобы вы могли жить бескорыстной жизнью. Для этого нет другого пути, кроме духовного.

Лекция Сатьи Саи Бабы в Бриндаване на открытии Летних Курсов 20-5-1993

Служение, не запятнанное личным интересом, есть самый первый шаг к духовному прогрессу.

— БАБА