САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

Том XXVI

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1993 г.


Содержание

Разве Саи говорит?
Глава 1. Чистота - путь к Божественности
Глава 2. Спортивные игры и развлечения должны стать священными
Глава 3. Затруднительное положение человека сегодня
Глава 4. Целостный подход к болезням человека
Глава 5. Врачи, пациенты и общество
Глава 6. Добивайтесь милости Бога с помощью Шраддхи и Вишвасы (убежденности и веры)
Глава 7. Служите Богу - воспевайте Имя
Глава 8. Новые горизонты Института Саи
Глава 9. Чайтанья и "неприкасаемый"
Глава 10. Жизнь Самартхи Рамадаса
Глава 11. От самопознания - к самореализации
Глава 12. Мученичество Мансура
Глава 13. Искры от Божественной Наковальни
Глава 14. Верьте в Бога - Единственого Защитника
Глава 15. Сок, сахар и сладость
Глава 16. Великое значение матерей для нации
Глава 17. Человек, ум и Атма
Глава 18. Покорите ум и осознайте себя
Глава 19. Человек, ум и Космос
Глава 20. За пределами ума
Глава 21. Мысленные волны создают космос
Глава 22. От Ума к Запредельному Уму
Глава 23. Следуйте за интеллектом, а не за умом
Глава 24. Сущность Шад-даршан
Глава 25. Ревность - главная причина зла
Глава 26. Бог и судьба
Глава 27. Пути Господа неисповедимы
Глава 28. Бхарата: тогда и сейчас
Глава 29. Праведный царь и добродетельные подданные
Глава 30. Роль Аватара в космической игре
Глава 31. Слава Лотосных Стоп Господа
Глава 32. Славное Ведическое наследие Индии
Глава 33. Послание Упанишад
Глава 34. Значение и важность Яджн
Глава 35. Образование должно развивать человеческие ценности
Глава 36. Чистота, терпение, упорство::шаги к Богу
Глава 37. Пусть торжествует любовь
Глоссарий

Глава 1

Чистота — путь к Божественности

Господь Вселенной пронизывает весь космос,
Оставаясь невидимым в видимой Вселенной.
Космическое сознание освещает все;
Оно подобно нити в жемчужном ожерелье.

Проявленный мир, воспринимаемый нами, называется вишвам (космос). Этот мир есть карьям (действие или следствие). Каждое действие имеет предшествующую ему причину. Эта причина есть Бог. Следовательно, Бог и Вселенная соотносятся как причина и следствие. Эти отношения взаимозависимы и неразделимы.

Вишвам означает то, что возникло из Божественного со множеством форм. Виш + вам означает “то, что полностью насыщено”. Другое значение Вишвам Вайю (воздух). Воздух заполняет собой все. “Вишну Вишвасварупа” (Вселенная есть воплощение Вишну). Вишну также означает “заполняющий все”.

Не существует никаких определенных доказательств существования Божественного. Поэтому Бог именуется Апрамейя (Неизмеримый). Для этого безграничного бытия Время есть доказательство и Время есть основа. Богу поклоняются как “Самватсарайя Нама”. “Самватсара” значит Дайвасварупам (Божественная форма). Для Самватсары прошествие 365 дней — незаметный срок.. Самватсара относится к Тому, кто есть Калаатман (Дух Времени). Дух означает Брахман (Высший Абсолют). Принцип Брахмана относится к Чайтанье (Сознанию), которое вездесуще. Брахман не имеет определенной формы. Он присутствует во всех людях как Сознание.

Бог — пожиратель Времени

Чтобы познать Брахмана, человеку необходимо понять природу того, что неподвластно времени. Время пожирает тело. Бог — пожиратель Времени. По этому поводу Веды говорят: “Кала — калапрапаннанам, кала ким каришьяти” (“Время бессильно против того, кто нашел убежище во Властелине Времени”).

Человеческие радость и скорбь, счастье и несчастье не зависят от времени. В их основе лежат действия человека. Время не имеет родственников и друзей. Время не подчиняется никому. Все являются подданными Времени. Следовательно, чтобы достичь Бога — Властелина Времени, необходимо соблюдать Его требования. Только на таких людей Бог смотрит с любовью.

Именно поэтому Гита описывает характерные черты преданных, которые дороги Богу:

Свободный от желаний и скорби, чистый телом и умом, решительный и незаинтересованный, полностью отрекшийся от чувства “Я делаю”, — такой преданный дорог Мне.

Анапекшах шучир-дакшах
Удасино гатавьятах
Сарваарамба паритьяги
Йо мадбхактах са ме прийях.

Истинное значение действий, свободных от привязанности к результатам

Анапекша — человек, обладающий физическим телом, чувствами и умом, не может быть полностью свободным от желаний в этом мире. Но как же тогда он может стать анапекшей (свободным от ожиданий)? Когда он совершает действия, принимая себя за деятеля, его поступки становятся узами, связывающими его. Действия, выполняемые в духе жертвопркношения Господу, не приводят к порабощению. Они становятся анапекша (бескорыстными деяниями). Необходимо осознать, что все действия приводятся к осуществлению Божественным принципом в человеке с использованием человека как инструмента. Пока человек считает себя картрутвой (деятелем) и бхоктрутвой (наслаждающимся), он не сможет освободиться от последствий своих поступков.

Если человек считает определенный участок земли своим, урожай, выращенный на нем, принадлежит ему. Бхагавад Гита учит, что когда действия совершаются как жертвоприношение Богу, они становятся “незаинтересованными” действиями. Человек рождается для того, чтобы выполнять свои обязанности, а не наслаждаться властью или отстаивать свои права. Когда обязанности выполнены, права приходят сами по себе. Сейчас люди борются за свои “права” и забывают про обязанности. Итак, выполнение обязанностей стоит на первом месте. Именно благодаря выполнению долга человек достигает Бога.

Внутренняя чистота — необходимое условие для всех искателей.

Шучих — это чистота. Недостаточно, если чисто только тело. Внутренняя чистота очень важна. Она более важна, чем внешняя. Для правильного использования любой вещи нужна чистота ума. Какие бы вы ни совершали священнодействия во внешнем мире, если в уме и сердце нет чистоты, они не принесут пользы. Пища, приготовленная в нелуженом сосуде, будет испорчена, даже если все компоненты свежие. Точно так же следует очистить изнутри сосуд сердца Премой (любовью). И тогда все, что вы потребляете, станет благотворным. Итак, чистота необходима всем искателям; без нее все действия будут нести в себе недостатки и изъяны. Действия, совершенные с нечистым сердцем, приведут лишь к нежелательным результатам.

Какие бы достойные задачи вы ни ставили перед собой в мирской жизни, залог их осуществления — внутренняя чистота.

Дакша — это решимость, необходимая, чтобы довести до конца любое начатое дело. Необходимо обладать силой духа и твердостью, чтобы достичь своих целей, какие бы препятствия ни встречались на пути. Чтобы выполнить священную задачу, нужно обладать решимостью. Дакша — это свойство непоколебкмой решимости в преданном.

Удасинах — это тот, кто невозмутим, что бы ни случилось. Это значит, что нужно быть полностью свободным от эгоизма. Следует считать исполнение своих обязанностей единственной целью жизни. Человеческое тело — это результат прошлых деяний. Человек привязан к миру своими действиями. Тело — первейший инструмент для выполнения дхармы (долга). Необходимо выполнять свои обязанности самоотверженно, не обращая внимания на прославление или обвинение, не ища власти и престижа. Не поддавайтесь никаким доводам, отвлекающим вас от выполнения долга. В личных ли, политических или национальных вопросах — действуйте только по указанию совести. Лишь исполняя свои обязанности в таком духе, можно стать отважным лидером. Все действия должны совершаться в духе служения. Лишь тот, кто служит, готов стать лидером. Может ли быть чист сердцем тот, кто ищет высокого положения? Нет! Людям следует забыть о власти и жажде славы и, концентрируясь только на своих обязанностях, посвятить себя работе. В этом истинная суть удасинах.

Чтобы избавиться от страданий ума, живите в настоящем

Гатавьятах: Вьятах — это страдания ума. Став жертвой ментальных мук, человек полностью запутывается. Человек склонен грустить о прошлом. Какая польза терзаться о том, что уже произошло? Не следует также беспокоиться о будущем, которое неизвестно и туманно. Думайте только о настоящем. Гатавьятах — это путь к избавлению от страданий ума — Настоящее есть продукт прошлого и отец будущего. Если вы действуете правильно в настоящем, будущее само позаботится о себе. Делайте то, что требуется в настоящий момент. Если нет ожиданий, то нет и разочарований.

Сарваарамба-паритьяги: Это означает, что не следует выполнять свои обязательства демонстративно. Сейчас мир погружен в показуху и эгоизм. Какое имеет значение, восхваляет или порицает вас мир? Например, зачем преданному выставлять напоказ свою преданность? Чтобы заслужить одобрение других? Преданность должна услаждать Господа, а не искать одобрения в миру. На духовном пути имеет значение только внутреннее блаженство, которое вы испытываете. Это — ключ к самореализации. Сарваарамба-паритьяги — это тот, кто готов расстаться со всеми своими накоплениями и собственностью, включая богатство, знание и власть.

Только того можно назвать преданным, кто обладает этими шестью качествами, описанными в вышеупомянутой шлоке Гиты. Он дорог Господу. Господь любит таких преданных.

Разрушают же человека шесть врагов: вожделение, гнев, ложь, жадность, гордыня и зависть. Равным образом шесть достоинств возрождают его.

Если не развивать эти качества, не взращивать подобные чистые чувства, какая польза от так называемой преданности? Это только иллюзия, которая не может привести человека к божественному опыту.

Настоящий преданный воплощает свои знания на практике

Если вы — настоящие преданные, спросите себя, сколько времени вы уже слушаете беседы Свами? Прошли годы, как вы начали делать это. Насколько вы выросли духовно? Насколько учение Свами вошло в вашу повседневную жизнь? Какая польза от простого слушания? Не пустое ли это занятие? Вы слушаете, но не применяете учение в жизни. Голод утолен, когда приготовленная пища съедена. Только тот настоящий преданный, кто практикует то, что знает.

Ваша практика не соответствует предписаниям. Вы ведете эгоистичную и эгоцентричную жизнь. Такой жизнью живут птицы и звери, но даже они часто демонстрируют самоотречение. Только человек живет полностью эгоистичной жизнью. Таким людям должно быть стыдно называть себя преданными. Необходимо прилагать усилия к тому, чтобы практиковать хотя бы одну-две заповеди учения. Это необходимо для трикарана шуддхи — чистоты в мыслях, словах и делах. Без этой тройной чистоты человек перестает быть человеком.

В настоящее время человеческие ценности уступили место демоническим склонностям. Животное начало доминирует. Божественное предано забвению. Так же и все духовные усилия переполнены показухой.

Необходима искренность. Не следует ничего делать ради достижения чьего-либо одобрения. Если вы действуете искренне, вас должным образом оценят. Но если вы только проповедуете, не исполняя и малой толики на практике, вас не оценят и не заметят. Как может такой человек обрести милость Господа?

Интерес к себе не может быть полностью изжит, но у него должен быть предел. Все в мире, включая тело и органы тела, например, глаза, уши и прочее — все подчинено определенным ограничениям. Когда они превышены, наступает болезнь, и последствия могут быть самыми серьезными.

Смертный человек и бессмертный Бог

Сегодня среди молодежи нет внимания к ограничениям, существующим в любой сфере. Будь то еда, сон или бесцельное блуждание, люди оправдывают излишества лозунгом свободы. Что такое настоящая свобода? Это Атма-джняна (познание Духа, Атмы), Атма-ниграхам (самоконтроль) и Атма-ананда (духовное блаженство) — они-то и составляют истинную свободу. Человек смертен, а Бог бессмертен. В смертном человеческом существе заключен бессмертный божественный Дух. В области сердца находится Кальпатара (древо желаний). Оно окружено сорняками и колючками. Если их удалить, дерево станет видимым. Такое древо желаний есть в каждом человеке, но оно скрыто дурными качествами. Когда вы избавляетесь от этих качеств, вы достигаете небесного дерева. Это садхана, которую необходимо выполнять каждому. Это не есть поиск чего-либо нового. Это познание того, что есть в вас. Весь космос — в вас. Вселенная пронизана Брахманом. Счастлив тот, кто познаёт это на опыте.

Как познать Атму?

Как постигается Атма? Атма — это сознание, которое познается в промежутке от одной санкальпы (осознанной мысли) до другой.

Поясню на примере. Однажды человек держал часы в руках и, слушая бесконечное “тик-так”, спросил часы, отдыхают ли они когда-нибудь. Часы возвестили: “Глупец! Я отдыхаю ровно столько, сколько мне необходимо. Это промежуток от одного тиканья до другого!”. Отдых обеспечивается “часовым”. “Watch” (англ.) означает и “часы”, и “часовой”, и “бдительный страж”. Глядя на секундную стрелку, вы невольно обращаете внимание на “остановку”, промежуток отдыха, указываемый ею. Таковы уроки, постигаемые искателями на духовном пути.

Если вы хотите переплыть реку, вы отталкиваете воду назад и таким образом можете двигаться вперед. Сегодня люди не совершают таких усилий. Они остаются инертными, все время переживая один и тот же опыт. В результате они не могут воспринять более высокие идеи.

Представьте себе океан. Все реки впадают в него. Он поглощает все воды, но мало того, что его уровень не возрастает, но и вся вода, попадающая в океан, становится соленой. Что происходит с водой, поднимающейся из океана в виде пара и туч? Она становится чистой и сладкой. Грозовые тучи с гордостью говорят, что поднявшись из моря, они приобрели возвышенность и чистоту. Более того, тучи проливаются дождем и взращивают урожай на земле. Могут ли соленые воды океана напоить землю? Нет. Это происходит только благодаря превращению морской воды в пар и облака.

Если вы хотите подняться духовно, вы должны уйти с низкого уровня сознания. Только после этого человек сможет посвятить себя служению другим.

Единство важно в высшей степени

Время не несет ответственности за весь хаос и насилие в государстве и за все трудности, испытываемые человечеством. Отвечают за все это человеческие мысли. Эти мысли полны эгоизма. Именно из-за эгоистичных и эгоцентричных людей нация страдает от столь многочисленных проблем.

Не может быть единства, пока преобладают мелкие личные интересы. Без единства невозможно испытать счастье. Следовательно, единство важно для всех. Обладая силой, исходящей от единства, вы можете решить любую задачу. Слабость нации происходит от растущего несогласия между людьми. Единство важно в высшей степени. Поэтому следует хотя бы в как-то степени ограничить эгоизм.

Годы идут нескончаемой чередой. Сейчас 1992 год от рождества Христова. Прошло почти 2000 лет, чему же научилось человечество? Какие идеи оно защищает? Люди празднуют наступление Нового года, но что они делают для того, чтобы улучшить свое поведение? Вот что имеет значение. Без этого празднования бессмысленны.

Действуйте по совести

Иисус преподал много хороших уроков. Мухаммед дал много высоких поучений. Рама и Кришна многому научили мир. Что люди усвоили из всего этого? Как далеко они продвинулись в воплощении этих бесценных уроков на практике? Множество людей ежедневно читают Бхагавад Гиту. Люди проповедуют Гиту на каждой улице. Число проповедников растет, но число практикующих заповеди сокращается.

Люди говорят о том, что сказал Свами. Многие ли практикуют то, что сказал Свами, хотя бы в малейшей степени? Нет. Какая тогда польза от всего этого? Поучения ли это Свами, или же наставления старших, вам следует применять их на практике. Вы должны действовать в сответствии с тем, что ваша совесть считает благим. Это — путь почитания великих. Несоблюдение их учения — признак неуважения к ним.

Радость не приходит только от наступления Нового года. Все люди хотят знать, принесет ли Новый год улучшение и прогресс. В определенное время, в определенном месте и при определенных обстоятельствах может случиться как хорошее, так и плохое. Но если люди желают улучшения в состоянии дел, им придется изменить свою позицию, тем более когда время благоприятствует изменениям. Этот месяц, январь, не столь многоообещающ. Январь начался с аштами, восьмого лунного дня. Закончится январь тоже в день аштами. Все виды трудностей вероятны в этом месяце.

Новый год начался с дня аштами, неблагоприятного дня, но это не должно вызывать мрачных предчувствий среди людей. Имея чистоту сердца, можно добиться всего. Даже течение судьбы может быть изменено силой человеческой воли.

Только Господь имеет свободу воли

Некоторые студенты сегодня говорят о свободной воле. Только Господь имеет свободную волю. Человеку предоставлена воля, но она не есть свободная воля. Воля человека начинает действовать, когда вступает в действие божественная свободная воля. На дереве множество листьев, но ни один лист не шелохнется, если нет ветра. Листья не имеют свободной воли, но у них есть воля, которая позволяет им колебаться, когда дует ветер. На древе жизни человеческие существа — как листья. Человеческая воля начнет действовать, когда “подует” божественная воля.

Таким образом, необходимо единение человеческой воли с божественной волей. Тогда настанет расцвет человеческой природы. Человек ничего не может достичь своими собственными усилиями. Есть цели, которые человек достигает без больших усилий с его стороны. Есть другие цели, которые он не может достичь, даже прилагая все усилия. В чем причина? В игре Божественной воли.

Действия Божественного можно понять из двух примеров, известных каждому по своему личному опыту. Сердце бьется, а легкие дышат без каких-либо сознательных усилий со стороны человека. Это результаты действия законов природы согласно божественной воле. С одной стороны — природа, с другой стороны — человеческие усилия. Они должны действовать в гармонии. Когда есть такое единство, вы обретете чистоту. Эта чистота приведет к божественности. Единство, чистота и божественность — это не три различные состояния, но три стадии в процессе созревания плода.

То, в чем больше всего нуждается Индия сегодня — единство. Когда нация в опасности, все партии должны объединиться. В такой ситуации нет места идеологическим или узкопартийным интересам. Все должны считать себя детьми Бхараты (Индии). Всем следует на первое место ставить интересы нации. Когда такая точка зрения станет доминирующей, благосостояние нации будет гарантировано.

Всем помогай и никого не обижай

Студенты! Считайте каждую секунду “Новым годом” и действуйте соответственно. Нет необходимости ждать двенадцать месяцев, чтобы начать что-то новое. Трансформируйте себя каждое мгновение. Избавляйтесь от старых дурных идей, это и будет предвестником нового года. Принимайте участие в служении, этим вы освятите свои жизни. Придерживайтесь праведного поведения. Живите под девизом: всем помогай и никого не обижай (Help ever, hurt never). Это — суть 18-ти Пуран Вьясы.

В исполнение служебных обязанностей вы должны внести полную самоотверженность. Если вам нужно ухаживать за пациентом, не оставляйте его ради получения даршана Свами. Ваша первая обязанность состоит в уходе за пациентами. Ваша преданность будет только показухой, если вы оставите пациента в трудную минуту и пойдете на даршан Свами. Долг есть Бог. Работа есть богослужение. Некоторые медсестры ведут себя неподобающе. Они воображают, что переполнены преданности, но это не преданность. Это вред, а не помощь. Это неправильно. Бог не испытывает удовольствия от подобной “преданности”. Вы должны быть возле пациента, когда он страдает. Это — истинное служение Свами. Но этого не происходит. Вместо того, чтобы присутствовать при родах и оказывать помощь, медсестры приходят к Свами. Это совсем неправильно.

В нашем старом госпитале некоторые сиделки вели себя подобным образом. Они — вообще не преданные. Они просто надевают маску преданности. Долг всегда на первом месте, и тогда божественная милость придет сама собой. Можно иметь преданность, но в первую очередь следует беспокоиться о долге.

Это касается и студентов. Они также должны в первую очередь исполнять свои обязанности. Если обязанностями пренебрегают, всякие претензии на преданность — не более, чем спектакль. Более того, это форма жульничества.

Следует видеть Божественное в каждом пациенте

Каждый пациент должен рассматриваться как Сам Нараяна. Вы можете приходить к Свами в свободное время. Я говорю это много лет подряд. Но многие ли действуют в соответствии с этим? Очень немногие. Таким образом, остальные не только пренебрегают своими обязанностями, но и поступают вопреки указаниям Свами.

Итак, вы должны видеть Божественное в каждом пациенте и исполнять служение с чувством, что Бог обитает внутри всех живых существ. Это ускорит ваш духовный рост. Если вы считаете себя преданными Свами, вы должны приносить славу имени Свами. Если вы ведете себя неподобающим образом, вы предаете Свами.

Бог — единственный Учитель, следуйте за Ним.

Все проблемы в сегодняшнем мире происходят от эгоизма. Каждый заботится о своем благе и благе своей семьи и не думает, что станет с остальным миром. Следует понять, что благосостояние отдельного человека зависит от благосостояния общества, нации и мира. Студентам необходимо шире смотреть на вещи. Эгоизм и узость взглядов более присущи образованным людям, чем крестьянам и простому народу. Порочные склонности, доминирующие в больших городах, не найдешь даже в джунглях. Юдхиштхира понял, что образованный человек, имеющий дурные наклонности, воистину слеп. Образованные люди должны развивать различение, скромность и безошибочное чувство ценностей. Студентам следует стараться вникнуть в причины мировых проблем, искать способы их исправления и жить в единстве.

Если вы выполняете предписания Господа, с вами все будет хорошо. В этом мире эгоизмом страдает каждый. Только Бог лишен эгоизма. Только Он имеет право даровать радость даже эгоистичным натурам. Только Он есть Учитель. Следуйте за Учителем.

Лекция Сатьи Саи Бабы от 1.01.1993 в Прашанти Нилайям