САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

Том XXVI

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1993 г.


Содержание

Разве Саи говорит?
Глава 1. Чистота - путь к Божественности
Глава 2. Спортивные игры и развлечения должны стать священными
Глава 3. Затруднительное положение человека сегодня
Глава 4. Целостный подход к болезням человека
Глава 5. Врачи, пациенты и общество
Глава 6. Добивайтесь милости Бога с помощью Шраддхи и Вишвасы (убежденности и веры)
Глава 7. Служите Богу - воспевайте Имя
Глава 8. Новые горизонты Института Саи
Глава 9. Чайтанья и "неприкасаемый"
Глава 10. Жизнь Самартхи Рамадаса
Глава 11. От самопознания - к самореализации
Глава 12. Мученичество Мансура
Глава 13. Искры от Божественной Наковальни
Глава 14. Верьте в Бога - Единственого Защитника
Глава 15. Сок, сахар и сладость
Глава 16. Великое значение матерей для нации
Глава 17. Человек, ум и Атма
Глава 18. Покорите ум и осознайте себя
Глава 19. Человек, ум и Космос
Глава 20. За пределами ума
Глава 21. Мысленные волны создают космос
Глава 22. От Ума к Запредельному Уму
Глава 23. Следуйте за интеллектом, а не за умом
Глава 24. Сущность Шад-даршан
Глава 25. Ревность - главная причина зла
Глава 26. Бог и судьба
Глава 27. Пути Господа неисповедимы
Глава 28. Бхарата: тогда и сейчас
Глава 29. Праведный царь и добродетельные подданные
Глава 30. Роль Аватара в космической игре
Глава 31. Слава Лотосных Стоп Господа
Глава 32. Славное Ведическое наследие Индии
Глава 33. Послание Упанишад
Глава 34. Значение и важность Яджн
Глава 35. Образование должно развивать человеческие ценности
Глава 36. Чистота, терпение, упорство::шаги к Богу
Глава 37. Пусть торжествует любовь
Глоссарий

Глава 4

Целостный подход к болезням человека

Тот, чье сердце полно сострадания,
Чьи слова правдивы,
И кто трудится на благо других,
Никогда не пострадает от трудностей
Или болезней даже в эпоху Кали.

В этом мире каждый стремится к долгой жизни, процветанию и здоровью. Здоровое тело существенно для достижения четырех целей человеческой жизни, а именно: дхармы (праведности), артхи (благосостояния), камы (желания) и мокши (освобождения). Наука и техника внесли большой вклад в прогресс человеческого общества. Но человек деградировал и морально, и духовно.

Одна из четырех Вед, Атхарвана Веда содержит науку о долгожительстве, известную как Аюрведа. Аюрведа преодолевает ограничения времени и пространства и применима в любом месте в любые времена. Она относится к духу, уму и телу и обладает целостным подходом. Аллопатия появилась намного позже. Она основана на объективном, внешнем подходе, тогда как Аюрведа субъективна. Для получения лучших результатов следует применять обе эти системы. Так как Аюрведа субъективна, она более эффективна, чем аллопатия. Аюрведа пронизана духом высшего искусства.

Врачам следует понимать разницу между объективным и субъективным подходами. Объект есть отражение субъекта. Без понимания различий между Аюрведой и аллопатией врачи только зря теряют время в дискуссиях.

Основное различие между Аюрведой и аллопатией

Аюрведа утверждает, что чистота ума очень важна для здоровья человека, тогда как врачи-аллопаты не считают ум столь важным. Они придают значение уничтожению болезнетворных микробов и считают это единственным методом лечения болезней. Таким образом, не учитывается роль ума и духа в борьбе с недугом. Аллопатия основана на внешнем знании и эксперименте, тогда как Аюрведа — на внутреннем знании и опыте. Между экспериментом и реальным опытом — бездонная пропасть. Из-за различий между субъективным и объективным подходами со временем аллопатия обратилась к использованию антибиотиков для лечения различных болезней. Антибиотики действуют мощно и дают быстрые результаты. Однако в процессе лечения возникают вредные побочные эффекты.

Роль ума в возникновении болезни

Врачи-аллопаты экспериментируют только с материей. Они не принимают в расчет внутреннее сознание (“Я”). Несмотря на удивительный прогресс техники, человек не может наслаждаться покоем. Покоя нельзя достичь путем познания физического мира. Покой приходит от осознания Духа внутри. Только когда тело, ум и Дух находятся в гармонии, приходит покой. Медицина должна понять роль ума в возникновении болезни. Доброе здоровье обеспечивает покой уму, а беспокойный ум, в свою очередь, наносит ущерб физическому здоровью. Аюрведа, таким образом, ставит акцент на покое ума и имеет целью устранение коренной причины болезни.

Аюрведа утверждает, что за здоровье или болезнь человеческого тела ответственны три основных фактора. Это ватта (жизненный ветер), питта (желчь) и капха (слизь). Ватта является причиной 36 болезней, питта — 98 и капха — 96 болезней. Эти три фактора необходимы для существования человеческого тела, однако они должны быть сбалансированы и не выходить за определенные пределы. Когда они сбалансированы, болезни нет. Умеренность — золотое правило для хорошего здоровья.

Для лечения болезней, вызванных ваттой, питтой и капхой, лучшими средствами считаются имбирное масло, топленое сливочное масло и мед соответственно. Они должны приниматься умеренно. Тело — дар Бога, и оно не может быть создано врачами. Человеческое сердце бьется 103000 раз в день. Подсчитано, что кровь проходит за день 168000 миль. Человек дышит 21600 раз в день и потребляет 438 кубических футов воздуха каждый день. Это основано на воле Бога и считается законом природы.

Бог — повелитель пракрити (природы). Тело загрязняется многими путями и подвергается различным болезням. Но в подобном изначально непривлекательном жилище пребывает бесценная божественность. Человеку всегда следует действовать в гармонии с природой, которая есть отражение Бога.

Болезни сердца вызываются спешкой, беспокойством и перееданием

В чем причина болезней сердца? Многие врачи говорят, что виной тому курение, жирная пища, переедание и другие привычки. Взаимоотношения между пищей и привычками должны быть верно оценены. Нужно следить, чтобы между физическим телом и внутренними чувствами (Духом) поддерживался должный баланс. Современный человек постоянно спешит. Спешка вызывает беспокойство, которое влияет на физическое здоровье. Можно сказать, что главные причины болезней сердца — спешка, беспокойство, переедание. Многие врачи исследовали эту область, но результаты их исследований недостаточно широко известны. Сердечные болезни более распространены среди невегетарианцев, тогда как вегетарианцы не склонны к ним в такой степени. Это происходит из-за высокой жирности невегетарианской пищи, которая повышает уровень холестерина в крови. Беспокойство ведет к повышению кровяного давления, а спешка служит причиной диабета. Обе эти причины как близнецы: одна действует на сердце изнутри, а другая снаружи, через кровь.

Каждому следует знать, как держать под контролем эти факторы. Некоторые люди не делают никаких физических упражнений и ведут сидячую жизнь. Мой совет офисным работникам и студентам — ездите на велосипеде хотя бы по 5-6 километров в день. Такая езда не только полезна для здоровья, но и поможет избежать расходов, связанных с автомобилями. Другое преимущество — меньший риск аварий. Более того, атмосфера будет меньше загрязняться вредными газами. Углекислый газ, выбрасываемый транспортными средствами и заводами, загрязняет воздух в городах и разрушает озоновый слой в атмосфере.

Очищение окружающей среды — первостепенная задача

Задача первостепенной важности — очистить окружающую среду, в которой загрязняются воздух, вода и пища. Все пять элементов подвергаются загрязнению. Люди должны стремиться уменьшить использование автомобилей и контролировать выброс вредных промышленных отходов.

В древние времена мудрецы и ученые одобряли Аюрведическую систему лечения, так как она считалась естественной системой излечения болезни. Деревья играют жизненно важную роль в жизни человечества, поскольку они выделяют кислород и поглощают углекислый газ, выдыхаемый человеческими существами. Поэтому в далеком прошлом поощрялось выращивание деревьев. Но в наши дни деревья вырубаются без разбора и загрязненность пространства повышается. Родство человека и деревьев отмечено словом “Ванаспати” (Владыка лесов — “блаженной поросли Земли”), применяемом в Аюрведе.

Сейчас человек ведет неестественную жизнь. Нужно понять, что вы есть не просто тело, но комбинация тела, ума и Духа. Первая строка в Гаятри мантре“Ом Бхур Бхувах Суваха”. Бхур означает материю, которая есть тело, Бхувах означает прана шакти (жизненный принцип), который оживляет тело, и Суваха относится к праджня шакти (силе сознания), которая действует через излучение. Таким образом, человек состоит из праджни (сознания), праны (жизненной силы) и тела (материи). Врачам следует рассматривать не только тело (материю), но также прану (жизненную силу) и праджня шакти (целостное сознание). Праджня шакти — это энергия излучения, которая поддерживает мудрость. Вибрация — это проявление праны (жизненной силы). В каждом действии между сознанием и физическим телом есть вибрация. Нужно увидеть, что ум не подвержен влиянию внешней силы, но зависит от внутреннего источника, который есть праджня, или целостное сознание.

Обязанность врача — обеспечивать здоровую жизнь для всех

Уважаемые доктора! Вы должны прилагать усилия, чтобы обеспечить людям долгую и здоровую жизнь. С Моей точки зрения благочестивая жизнь важнее, чем просто долгая жизнь. Какая польза от эгоистичного человека, живущего долго, без служения обществу? Только те, кто служит обществу и нации, должны иметь долгую жизнь. Суть восемнадцати Пуран, записанных Вьясой выражена им словами: “Всем помогай и никого не обижай”.

Обычно врачи работают самоотверженно и с полной отдачей. Было бы лучше, если бы они заботились о большей преданности Богу, чем о том, как заработать больше денег. Очевидно, что деньги необходимы для мирской жизни, но должен быть предел накоплению денег. Нужно стараться регулировать денежные расходы. Когда человек не соблюдает ограничений в повседневной жизни, он становится добычей болезни. Телом правят пределы и ограничения. Температура должна быть 36.5 С, не больше и не меньше, давление крови должно быть 120 на 80. Любое уменьшение или увеличение говорит о болезни. Докторам не пристало соревноваться друг с другом в получении огромных сумм и накоплении собственности. Они должны оказывать бесплатные услуги бедным и нуждающимся. Дух самопожертвования — критерий настоящего образования. Полученные деньги нужно расходовать с пользой и в духе жертвования.

Здоровье и общечеловеческие ценности

Человеку, чтобы вести здоровую жизнь, нужна гармоничная смесь религии, философии и искусства. В этом контексте религия означает религию любви. Это — единственная религия в мире. Есть только одна каста — каста человечества. Для здоровой жизни необходимо возрождать человеческие ценности. Это требует гармонии мысли, слова и дела. Если вы добьетесь этой гармонии, вы будете свободны от страха и желаний. Так как эгоизм распространен и в медицинской науке и в других сферах, мир сотрясают бедствия и катастрофы.

Врачи должны просвещать людей относительно причин сердечных заболеваний. Стоит человеку только подумать о сердечном заболевании, как призрак операции маячит перед ним, как пугало. Следует избегать хирургии до последней возможности и пытаться лечить пациентов лекарствами. Операция должна рассматриваться как последнее средство. Поскольку слово “операция” вызывает страх у всех людей, богатых и бедных, высокого положения и низкого, то нужно помогать им развивать уверенность в себе и устранять причину страха.

Что означает супер-специальный госпиталь

Уважаемые врачи, входящие в божественное медицинское братство! В Мои намерения не входит превозносить достоинства нашего Госпиталя. Я хочу подчеркнуть тот факт, что люди в этих краях всегда панически боялись сердечных заболеваний, потому что раньше здесь не было возможностей для оказания квалифицированой медицинской и хирургической помощи и им приходилось далеко ездить, неся непомерные расходы. Но с 22 ноября 1991 года, когда наш Госпиталь начал работу, даже дети входят в него с улыбкой, без страха. Их смелость и вера гарантируют успешное лечение. Это единственный госпиталь, где вы видите пациентов, врачей, медсестер и технический персонал улыбающимися. Даже родственники, сопровождающие пациентов, улыбаются. Куда бы вы ни направились в госпитале, везде вы видите веселых и улыбающихся работников, выполняющих свою работу с прилежанием и преданностью.

Почему радостны люди, которые идут в госпиталь для лечения тяжелых заболеваний? Радость приходит от чувства единения с Богом. Из-за того, что повсюду недостает веры в Бога, приходит печаль. Но в нашем госпитале все полны веры в Бога. Большинство людей, имеющих полный физический комфорт, не имеют внутреннего покоя. Покой приходит к нам только изнутри. Если человек действует в согласии со своей совестью, он живет в мире. Дух самопожертвования необходим для достижения покоя.

Этот госпиталь не принадлежит Свами. Он принадлежит всем вам. Он был построен с благородной целью служения страдающему человечеству. Кроме отличного оборудования высшего качества, здесь есть все самые современные средства для медицинского и хирургического лечения и, кроме того, команда преданных и самотверженных врачей и другого персонала, которые несут бескорыстную службу с улыбкой. Проект госпиталя был завершен в невообразимо короткий период — 5 месяцев. Постройка госпиталя такого масштаба заняла бы 10 лет, если бы за дело взялось правительство. Когда Я объявил 23 ноября 1990 года, что этот госпиталь заработает 22 ноября 1991 года, много бровей поднялось, выражая сомнение, удастся ли соблюсти этот срок. Но это стало свершившимся фактом, как и хотел Свами.

Преданность и самотверженная работа врачей

Доктор Венугопал приехал из Дели для проведения операции 22 ноября 1991 года. С тех пор он работает здесь, и его труд сказочно успешен. Раньше не упоминалось, что он работает на государственной службе во Всеиндийском Институте Медицинских наук. Он приезжает из Дели в субботу, проводит операции в воскресенье и возвращается на работу в Дели в понедельник. Он не берет никакого вознаграждения за работу и даже отказывается от возмещения транспортных расходов. Я привожу эти факты, чтобы подчеркнуть его преданность и чувство самоотверженности. Вся его команда такого же склада. Они очень счастливы, что имеют возможность работать здесь. Чистота их сердец и самозабвенный труд помогли госпиталю достичь таких великолепных результатов.

Большинство медсестер и техников — это студенты нашего колледжа. Их посылали в Дели для обучения работе на сложнейшем оборудовании. Им часто приходилось работать с улыбкой с 6 утра до полуночи. Они работают здесь только из чувства преданности Свами, но отнюдь не из-за денег.

Чтобы проиллюстрировать преданность персонала, приведу пример. Вчера, когда Свами возвращался из госпиталя, сестры, выполнявшие в течение трех дней тяжелую напряженную работу, шли пешком по дороге, и на вопрос “почему?” ответили, что их автобус сломался, и они решили пройти длинный путь до мандира пешком. Свами попросил их подождать и послал автобус, который забрал их. Отношения между Свами и преданными основаны на любви от сердца к сердцу.

Небольшой совет докторам

Ни единой пайсы не взято с пациентов ни за что: ни за диагностику, ни за операции, ни за послеоперационный уход. Даже питание для них бесплатно. Поначалу простой и невинный деревенский люд не знал, как пользоваться кроватями. Некоторые из них спали под койками, говоря, что им не пристало спать на таких дорогих кроватях. В этом госпитале у пациентов нет и следа беспокойства.

Я хотел бы дать небольшой совет докторам. Когда вы обследуете пациента, вы должны улыбаться и говорить мягко. Если вы прощупываете пульс со зловещим лицом, пациенты могут упасть в обморок от страха, что что-то сильно не в порядке. Некоторые пациенты страшатся одного вида доктора, который приступает к обследованию. Это плохо. Доктора должны вселять храбрость в пациентов и говорить мягко, излучая любовь и сострадание. Доброжелательный подход доктора иногда делает больше для выздоровления, чем само лечение. Свами хочет, чтобы больше госпиталей оказывали бесплатные услуги бедным. Доктора должны сотрудничать и работать в единстве.

Цель — общество, свободное от болезней

Только контроль над чувствами и целеустремленность могут привести к счастливой и здоровой жизни. Вместе с контролем ума следует обуздывать раздражение и избегать напряжения. Целью должна быть профилактика болезней. Мы должны стремиться к обществу, свободному от болезней. Счастливым будет тот день, когда в госпитале вообще не будет пациентов.

Все вы собрались здесь, чтобы обсудить свои знания и обменяться опытом, особенно в отношении сердечных и сердечно-сосудистых заболеваний. Мне хотелось бы, чтобы вы свободно обсуждали свои проблемы, находили решения и оказывали услуги людям.

Лекция на международном симпозиуме кардиологов в аудитории Института Шри Сатья Саи. Прашанти Нилайям, 6-2-1993