САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

Том XXVI

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1993 г.


Содержание

Разве Саи говорит?
Глава 1. Чистота - путь к Божественности
Глава 2. Спортивные игры и развлечения должны стать священными
Глава 3. Затруднительное положение человека сегодня
Глава 4. Целостный подход к болезням человека
Глава 5. Врачи, пациенты и общество
Глава 6. Добивайтесь милости Бога с помощью Шраддхи и Вишвасы (убежденности и веры)
Глава 7. Служите Богу - воспевайте Имя
Глава 8. Новые горизонты Института Саи
Глава 9. Чайтанья и "неприкасаемый"
Глава 10. Жизнь Самартхи Рамадаса
Глава 11. От самопознания - к самореализации
Глава 12. Мученичество Мансура
Глава 13. Искры от Божественной Наковальни
Глава 14. Верьте в Бога - Единственого Защитника
Глава 15. Сок, сахар и сладость
Глава 16. Великое значение матерей для нации
Глава 17. Человек, ум и Атма
Глава 18. Покорите ум и осознайте себя
Глава 19. Человек, ум и Космос
Глава 20. За пределами ума
Глава 21. Мысленные волны создают космос
Глава 22. От Ума к Запредельному Уму
Глава 23. Следуйте за интеллектом, а не за умом
Глава 24. Сущность Шад-даршан
Глава 25. Ревность - главная причина зла
Глава 26. Бог и судьба
Глава 27. Пути Господа неисповедимы
Глава 28. Бхарата: тогда и сейчас
Глава 29. Праведный царь и добродетельные подданные
Глава 30. Роль Аватара в космической игре
Глава 31. Слава Лотосных Стоп Господа
Глава 32. Славное Ведическое наследие Индии
Глава 33. Послание Упанишад
Глава 34. Значение и важность Яджн
Глава 35. Образование должно развивать человеческие ценности
Глава 36. Чистота, терпение, упорство::шаги к Богу
Глава 37. Пусть торжествует любовь
Глоссарий

Глава 35

Образование должно развивать человеческие ценности

Образование украшает человека;
Это его тайное сокровище;
Оно приносит удовольствие, славу и счастье;
Оно — учитель учителей;
Оно — родственник на чужбине;
Оно дарует видение высшего.
В царском собрании ценится только Знание,
А не богатство.
Человек без Знания не лучше животного.

Студенты и учителя! Сегодня ни студенты, ни преподаватели не знают истинного значения образования. Образование должно воспитывать нравственность, праведность и характер. Человек сегодня накопил огромные знания в области науки и технологии. Но они служат только поддержанию материальной цивилизации и дают знание лишь о внешнем мире. В чем сегодня нуждается человек, так это в очищении сердца. А это достижимо только путем внутренней культуры.

Сегодня недостаточно сделать человека просто человеческим существом. Он должен стать идеальным человеком. Образование делает человека сострадательным. Это — выполнение цели образования. Образование не должно сводиться к книжному знанию и накоплению навыков для ведения светской жизни. Современный студент не способен определить, что является основой жизни и что важно в ней. Он теряет веру в себя. Так как студентам сегодня не достает патриотизма, рождающегося из любви к родине, и преданности Богу, дающей дух самопожертвования, они потеряли сегодня всякую веру в свои силы.

Неверие в свои силы — причина всех тревог

Большинство тревог, мучающих сегодня мир, происходят от потери Атма-вишвасам (уверенности в себе).

Лишенный боязни греха и любви к Богу,
Человек сегодня погружен в тяжелый кризис.

Вечные истины, провозглашенные в писаниях, приняли странные формы. Священная природа отделена от человечности. Древняя мудрость затемнена. Растет извращенное знание. В такой ситуации как могут нравственные и духовные ценности привлечь молодежь?

Вся система образования должна измениться. Необходимо осознать истинное значение образования.

Чтение и письмо не могут сделать человека образованным.
Разве все, кто получают степени — ученые?
Без правильного знания и соответствующего поведения,
Можно ли считать себя образованным?
Если знание о том, как заработать на жизнь,
считать образованием,
Почему тогда птицы и звери могут жить без образования?

Образование — жизненное дыхание человеческих существ

Образование должно быть жизненным дыханием человека. Превратив образование в средство добывания хлеба насущного, люди забывают о смысле жизни. Характер определяет жизнь. Жизнь чиста и священна. Может ли человек без характера прожить осмысленную и чистую жизнь? По этой причине индийцы с древних времен заботились о том, чтобы образ жизни был основан на этике. Студенты забывают эту древнюю индийскую традицию. Преследуя светское, эфемерное знание, они не понимают природы жизни.

Человеку следует осознать космическую основу образования. Сегодняшнее образование основано на механическом искусстве. Студентам нужно стараться, чтобы вместе с развитием интеллекта расцветало их сердце. Одно интеллектуальное знание не может быть достаточным для правильной жизни.

Это правда, что Индия отстала в экономической сфере. Но какой вред причиняет это остальному миру? Гораздо больший вред причиняет то, что люди, игнорируя моральные и духовные ценности, погрузились в материальные заботы. Пока этот процесс не повернут вспять, образование не может прогрессировать.

Двести лет назад ученые разных стран начали исследовать силы природы и проводить научные эксперименты по овладению пятью элементами (эфиром, воздухом, огнем, водой и землей). Они изобрели ужасающие бомбы и затевают устрашающие войны. Это абсолютно неправедные усилия.

Роль ученых в поддержании благосостояния человека

Высокомерное утверждение, что они достигли научного прогресса, полностью необосновано, так как это не есть истинная наука. Достойно ли знание того, как производить средства массового поражения, называться наукой? Неужели их научные достижения не могут быть направлены на улучшение благосостояния человечества?

Царь-демон Хираньякашипу проник в тайны природы гораздо глубже, чем современная наука. Но и сегодня люди склонны неправильно использовать силу научных достижений. Сбитые с толку своим научным и технологическим прогрессом, нации теряют мудрость. Какой цели служат эти открытия? Поскольку они поддерживают лишь временные удовольствия, они разрушают источники внутренней силы. Образование, к которому мы должны стремиться, должно направлять детей на правильный путь и поддерживать благополучие нации. Только когда люди поймут такую необходимость, мир во всем мире станет реальностью.

Человек сегодня нуждается в уме, свободном от привязанностей и ненависти, в речи, не запятнанной ложью, и теле, не склонном к насилию. Из этого наиболее важна правдивая речь. К несчастью, человек не свободен от этих пороков. Поэтому студенты должны получать образование, которое придает чистоту уму, речи и телу.

Какая польза от завоевания внешнего мира, если человек не может осознать свою истинную природу? Ученые только помогают человеку удовлетворить его личные желания. Они сосредоточены на получении званий, но не заботятся о благе общества или целях жизни. Как велики были бы их достижения, если бы они были направлены на пользу людям, на процветание и благо наций!

Сегодня каждый шаг человека отмечен неправедностью. Каждое слово запятнано ложью. Его мысли не свободны от злобы. Все его желания коренятся в эгоизме. Кастовые и религиозные конфликты процветают. Растет сепаратизм. Короче говоря, человечность достигла своего крайнего упадка. Как тогда человека можно называть человеком, если нет гармонии между мыслью, словом и делом?

Дурной пример старших сбивает студентов с пути

Более того, сегодня нет идеальных лидеров. Даже образцовых родителей не найти. Так же мало достойных учителей. В прежние времена лидеры, родители и учителя вели безупречную жизнь. Именно из-за отсутствия таких идеальных людей студентам сегодня не с кого брать пример. Так как старшие подают дурной пример, молодежь также сбивается с пути.

Нельзя во всем обвинять студентов. У них чистые сердца и хорошая натура. Но они следуют дурному примеру старших. Следовательно, предмет первой необходимости для национальных лидеров и родителей — понять, как должна работать образовательная система. Им следует понять, что образование должно иметь целью развитие хороших качеств в детях и не должно быть средством к получению богатства. Характер основан на хорошем поведении. Только молодой человек с хорошими качествами может стать достойным лидером. В качестве подготовки к руководству он должен участвовать в служении обществу. Каждому нужно понять, что его собственное счастье связано со счастьем и процветанием общества в целом. Родители и учителя должны развивать такой подход у студентов.

Смог ли человек, несмотря на все свои достижения в физическом мире, развить свои человеческие качества? Этот вопрос стоит перед миром сегодня. Если люди изучат древнюю историю Индии, они поймут, почему древние придавали такое большое значение истине.

Необходимость в единстве для защиты национальных интересов

Могут существовать различия на индивидуальном уровне, но когда затрагиваются национальные интересы, все разногласия должны быть забыты и все должны действовать в единстве. Таково было отношение Дхармаджи к Кауравам. На индивидуальном уровне Дхармаджа считал, что Пандавы должны противостоять сотне Кауравов. “Но если страна в опасности, нас будет 105 против остального мира. Это наша обязанность — защищать нацию”.

К несчастью, сегодня каждая партия противостоит другим, и разлад между людьми царит повсюду. Это должно уйти. Всем нужно помнить об интересах народа.

Образование сегодня не вкладывает в студентов дух доброты и сострадания. Однажды Гандиджи сказал иностранцу, что он испытывает печаль, поскольку образование делает студентов бессердечными и лишает их чувства товарищества. Студенты не обнаруживают мягкости речи. Они лишены чувства благодарности. Какая польза от такого образования? В первую очередь студенты должны быть скромными. Им нужно избавиться от гордости. Они не должны быть эгоистичными. Без этого они не будут иметь доброй славы. Сегодня студенты лишены этих качеств. Их мало заботят обязанности перед родителями. Но есть также родители, которые балуют своих детей — как Дхритараштра, отец Кауравов. Если родители не будут поправлять своих детей, кто это сделает? Как могут родители поощрять и лелеять детей, которые неправильно ведут себя и зарабатывают дурное имя?

Праздник дня рождения — это день, когда рождаются хорошие качества. Вы должны стать идеальными студентами. Студентам нужно много трудиться. Им следует быть благодарными своим родителям за все, что они от них получили. Как могут служить нации дети, не приносящие радости своим родителям?

Пять жизненных дыханий студента

Каждое человеческое тело поддерживается пятью жизненными дыханиями — праной, апаной, вьяной, уданой и саманой. Каковы пять жизненных дыханий для студента? Это: истина, праведность, мир, любовь и ненасилие. Все эти пять принципов нужно строго соблюдать, чтобы возвысить свою жизнь. Каждый должен культивировать сострадание, терпение и единство. Эти качества будут поддерживать единство человечества. Они основаны на принципе любви. Без любви нет жизни. Любовь дает рост истине. Любовь порождает мир. Когда вы живете в любви, вы практикуете ненасилие. Любовь — это питающий источник всего.

Образование должно подвергнуться реформированию. Но министры только играют с преобразованиями. Доклады комитетов пылятся на полках. Образовательные реформы должны иметь отношение к пяти основным человеческим ценностям, без которых образование не имеет значения и сама жизнь лишается смысла. Сегодняшний студент не имеет представления о значении тьяги (самопожертвования). Он должен научиться исполнять свой долг без ожидания награды. Это — форма йоги (духовной дисциплины).

Знание относится к мудрости, как молния — к туче

Дорогие студенты! Отказавшись от безумной идеи уехать за границу после завершения образования, примите решение посвятить себя служению своему городу, своему штату и своей нации. Действуйте в согласии со своей совестью. В ваших сердцах сияет Атма-видья (знание Духа). Знание порождает мудрость, как туча — молнию.

Каждый из наших студентов должен в дальнейшем стать сияющим примером для окружающих. Свет их примера должен распространиться по миру и принести духовное единство человечеству.

Все изменения в учебных планах, в экономической и политической сферах мало значат. Прежде чем произойдут изменения на национальной арене, должно произойти изменение в состоянии ума. Сначала измените себя, а затем уж поучайте окружающих.

Истинная наука служит благополучию человечества и поддерживает единство между людьми. Единство приведет к чистоте и через чистоту — к божественности. Сегодня нет ничего подобного. Мы имеем только сообщества (касты). Именно чувства внутри “группировок” приводят к конфликтам. Отказавшись от различий, основанных на касте и вере, люди должны считать себя членами одной семьи человечества. Есть только одна религия, религия человечности. Студенты должны развивать этот дух единства.

Истина и Праведность взаимосвязаны

Студенты! Будущее страны, хорошее или плохое, зависит от вас. Старшее поколение не может реформировать нацию. Только дисциплинированное и образованное молодое поколение может хорошо служить нации как будущие руководители. Считайте весь мир большим дворцом. Прилагайте усилия для благополучия всех наций наравне с Индией.

Институт Шри Сатья Саи был организован, чтобы поддерживать священные идеалы среди студентов. Придерживайтесь своих принципов и верований независимо от того, что говорят другие. Всегда имейте в голове пример гопи. Их преданность Кришне была твердой и непоколебимой. Считайте истину своим жизненным дыханием. Если вы говорите правду и практикуете праведность, вы достигнете высочайшего положения.

Истина и праведность взаимосвязаны. Вместе они составляют человеческую сущность. Помните славный пример Харишчандры, который пожертвовал всем ради истины.

Придерживайтесь истины при добывании средств к существованию и в любой другой области жизни. Неправедно нажитое богатство будет потеряно таким же образом. Включитесь в какой-нибудь вид общественного служения в образовательной, медицинской или другой области. Жертва важнее, чем добывание денег. Студенты, обладающие таким духом, могут ехать в любую страну. Не используйте свои дипломы как нищенскую шапку для поисков работы. Используйте свое образование надлежащим образом — для служения нации и ведения благородной жизни. Это мое благословение всем вам.

Приветственное слово собранию Института
Шри Сатья Саи на стадионе Видьягири 22-11-1993.