САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

том XXVIII

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1995 г.


Содержание

Разве Саи говорит?
Глава 1. Сила божественной любви
Глава 2. Према и тройная чистота
Глава 3. Благородные матери растят благородных сыновей
Глава 4. Поклонение божествам и вездесущность Бога
Глава 5. Бог: триединство и космос
Глава 6. Утверждайте идеалы института Саи
Глава 7. Думайте о Боге, любите Бога
Глава 8. Пусть ваше сердце станет Рамараджьей (царством Рамы)
Глава 9. Бог, человек и космос
Глава 10. Заполните свои сердца любовью к Богу
Глава 11. Близость к Богу
Глава 12. Возрождение нравственных ценностей
Глава 13. Божественный опыт
Глава 14. Бессмертные преданные Господа
Глава 15. В поисках духовной мудрости
Глава 16. Здоровье, диета и божественность не помогут пересечь океан земной жизни
Глава 17. Важность поклонения божественным стопам
Глава 18. Проявляйте божественные качества
Глава 19. Обретите дружбу Бога
Глава 20. Божественное рассеивает тьму
Глава 21. Посвятите все действия Богу
Глава 22. Необыкновенная сила Гаятри-мантры
Глава 23. Смысл поклонения Винаяке
Глава 24. Отдайте всё Богу
Глава 25. Заслужите уважение общества
Глава 26. Хануман - идеал для человечества
Глава 27. Блаженство самореализации
Глава 28. Боритесь с силами зла
Глава 29. Отдавайте людям то, что принадлежит им по праву
Глава 30. Заполните мир любовью
Глава 31. Самое главное - национальное единство
Глава 32. Когда женщинам оказывается почёт
Глава 33. От индивидуального к Божественному
Глава 34. Духовный смысл служения с любовью
Глава 35. Любовь и жертва спасут человечество
Глава 36. Лечите пациентов с любовью
Глава 37. Осознайте Бога с помощью чистой любви
Глоссарий

Глава 27
Блаженство самореализации

Спускается ночь, и луна становится светилом;
На заре начинает светить солнце.
Дхарма освещает три мира;
Праведный сын – свет очей семьи.

Воплощения любви! Ночью луна для нас источник света, днём солнце льёт свой свет и служит человечеству. Три мира освещаются дхармой. Добродетельный сын – путеводный свет для семьи. С древних времён такими поучительными изречениями освещалась, питалась и вдохновлялась индийская культура.

Чистота ума возвышает человечество, направляет его к Богу и выявляет заложенную в человеке божественность. То, что увидено и кажется реальным, неизбежно уйдёт в потоке времени. Всё, что очевидно в проявленном мире, обречено рано или поздно исчезнуть. Нам необходимо понять: нетленно то, что невидимо. Все внешние объекты, видимые глазом, должны исчезнуть.

Обретите глаза мудрости

Нельзя считать правильным, что человек, наделённый огромными возможностями, удовлетворяется увиденным обычным глазом. Но глазами также обладают звери и птицы, и даже насекомые и гусеницы. В чём же тогда уникальность зрения, данного человеку? Поймите, что очень трудно заслужить право родиться человеком. Получив это преимущество, человек не должен довольствоваться тем, что он видит обычными глазами. Человек должен обрести джняна нетру, око мудрости.

Могут возразить, что ведь и с помощью обычных глаз добывается знание. Глаза видят всё вокруг, но не могут видеть самих себя. Как могут глаза, не способные узреть самих себя, увидеть ум или Мадхаву, Божественного владыку? У обычных глаз нет возможностей, чтобы увидеть Господа. Для этого подходят только глаза мудрости.

Глаза глядят, но если их поражает болезнь, они не знают об этом. Когда уши теряют способность слышать, оно не ведают об этой потере. Чувства, не способные понять свои собственные состояния, – как они могут познать Бога? Глаза как органы зрения служат только для того, чтобы видеть внешние объекты в природе, узнавать их ценность и описывать их, но постичь Божественное они не могут.

Внешний мир состоит из панчабхутас, пяти великих элементов – пространства, воздуха, огня, воды и земли. Пять чувств преходящи, временны и подвержены болезням. Как могут они познать Божественное, если способны стать жертвой недуга привязанности? Чувства, которые не могут понять своё собственное состояние, окутаны невежеством.

Что значат слова “познать самого себя”? Значит ли это изучить свою родословную или особенности своей личности? Познание высшего “Я” превосходит познание тела, чувств, ума и антахкараны (индивидуальных свойств).

Постарайтесь увидеть Бога

Сегодня люди поклоняются Богу различными способами. Как правило, они обращаются к Богу с мольбой: “О Господь! Дай мне увидеть Тебя! Избавь меня от забот и несчастий!” Слушая подобные молитвы, невольно чувствуешь, что они рождаются от невежества. Похоже, что люди, обращающиеся к Богу с такими молитвами, не имеют никакого понятия о природе Божества. Кто есть Бог? Святые писания, Веды, Упанишады дают ответ на этот вопрос: Бог – это сат-чит-ананда. И именно эту сат-чит-ананду вы должны просить у Бога, а не нечто тривиальное, связанное с мирской жизнью. В ананде, высшем блаженстве, заключено всё. Сегодня люди взывают к имени Бога, но в действительности они поклоняются дьяволу, царю мира. Все мирские желания связаны с дьяволом, а не с Богом. Чем больше желаний вы контролируете, тем благословеннее вы будете.

Каков же смысл призыва “познай самого себя”? Вы должны получить видение Бога. Вы должны ощутить Божественное. Вы должны говорить с Богом, видеть Бога, чувствовать Бога, знать Бога. Это и есть религия. Не понимая истинного смысла религии, люди принимают за религию различные формы почитания и молитв. Постижение есть религия, то есть быть истинно религиозным - это значит постичь вечную реальность.

Человек – воплощение вечной истины. Он – воплощение сат-чит-ананды (чистого бытия–высшего сознания–блаженства). Но он не способен понять свою подлинную сущность, ибо эгоизм, приверженность к собственности, страсть к показухе, гордыня заслоняют от него его истинную форму – сат-чит-ананду. Тот познает свою божественную природу, кто сможет избавиться от привязанности и ненависти, эгоизма и стяжательства, свойств, которые подобны пеплу, покрывающему тлеющие угли. Если пепел сдуть, огонь разгорится.

Сат-чит-ананда – подлинное богатство человека. Каждому нужно искать это сокровище, побеждая дракона самоуверенности, преграждающего к нему доступ. Каждый должен думать над тем, как ему найти путь к этому сокровищу.

Со стороны может показаться, что люди почитают Бога, но в действительности они преследуют мирские цели. И как же они надеются познать Бога? Необходима гармония мысли, слова и дела. Божество, которое вы ищите, находится внутри вас, и ваша устремлённость к Нему должна быть всепоглощающей.

Тело – не ваша собственность, оно лишь временно доверено вам

Люди говорят о мокше, освобождении. От чего же хотят они освободиться? От семьи, богатства, солидного положения? От всего этого освободиться совсем не трудно. Отождествление себя с телом – вот от чего нужно освобождаться. Тело лишь инструмент, а не ваше истинное “Я”. Тело – дар Бога. Оно не принадлежит вам. Всем владеет Бог. Вы должны рассматривать тело как временно доверенное вам имущество, а не как свою частную собственность. Поэтому ваш долг – правильно использовать вручённые вам тело и чувства.

Пути Господни удивительны, неисповедимы и таинственны. Бог обеспечил человека всем необходимым. Он дал ему даже больше, чем необходимо, предоставив ему предметы роскоши. Он также снабдил человека возможностью осуществлять над всем этим контроль. Господь сказал человеку: “Ты волен распоряжаться всем данным тебе, как захочешь, но с одним условием. Тебе придётся встретиться с последствиями своих действий”. Это значит, что вы не можете злоупотреблять предоставленной вам свободой, используя доверенное вам достояние не по назначению. Иначе вам придётся нести бремя тяжёлых последствий. Напротив, используя всё данное вам для добрых дел, вы вкусите от этого радость. Нужно знать цель, ради которой вы используете свои чувства и всё данное вам богатство. Любое неверное применение их рано или поздно обернётся несчастьем.

Поймите прежде всего, что такое ваше истинное “Я”

Вы пришли в мир ни с чем и покидаете его ни с чем. Что происходит с вами и вашим богатством? Какая от него польза, если вы не ощущаете радости единения с Богом – сат-чит-ананду? (Свами спел песню, оплакивая в ней долю человека, который беспрерывно работает, чтобы наполнить свой желудок, забывая о Боге). Все ваши старания ничего не стоят. Учёные, изучающие луну, не пытаются понять свой собственный ум. Без понимания человеком своего истинного “Я” все другие знания бессмысленны. Луна рассеивает тьму ночи. Она светит отражённым светом солнца. Лунный свет – холодный, а солнечный свет – горячий. Ум подобен луне. Когда лучи Атмана, истинного “Я”, достигают ума, он остаётся холодным. Но когда те же лучи падают на буддхи (интеллект), он становится горячим. Сегодня больше внимания обращают на тренировку интеллекта, чем на расширение сферы ума. Человек, изначально наделённый божественной искрой, должен стремиться к совершенству божества. Антонио Страдивари нужен был целый год, чтобы создать одну совершенную скрипку, ибо он рассматривал свой труд как служение Богу, воплощению совершенства.

Считайте своё тело флейтой Бога

Всё должно совершаться от полноты сердца. Примером этого является всепоглощающая преданность пастушек Кришны. Они не помнили себя от восторга, слушая мелодичные звуки флейты Кришны. Они находили в этой музыке всю сущность Вед и священных писаний. ( Бхагаван спел песню, в которой гопи умоляют Кришну наполнить их сердца сладостной мелодией Его флейты).

В чём значение флейты? Она символизирует тело человека. У флейты девять отверстий, так же как и у человеческого тела. Тело нужно воспринимать как флейту Бога. Она должна быть совершенно пустой, чтобы дыхание Бога свободно проходило сквозь неё. Сегодня пустоту тела заполняет целый сонм желаний. Если их изъять из тела, оно станет инструментом Бога, с помощью которого оно наполнится сладостной музыкой. Таков процесс подчинения Богу, когда человек становится упоённым божественной музыкой.

Чтобы воспринять Бога, нужно отказаться от стремления к роскоши и от гордыни. Люди толкуют о медитации. Но концентрируют ли они своё внимание на Боге? Формальная медитация не поможет ощутить Бога внутри себя. Цель медитации – добиться ощущения единства с Богом. Эта реализация может наступить только тогда, когда человек сбросит трёхслойный плащ из трёх гун – тамаса, раджаса и сатвы, скрывающий Атмана.

Каким бы ни было ваше ремесло, как бы ни сложна или проста была ваша профессия, воспринимайте всё как работу Бога. Посвящая весь свой труд Богу, вы очищаете любое своё действие в повседневной жизни. Таков завет Вед.

Подарите Богу любовь

Люди имеют обыкновение делать съедобные подношения статуям божества и иконам, съедая эти угощения после ритуала. Это совсем не то, что следует отдать Богу. Пища, которую любит Бог – это ваша любовь. Её и отдайте Ему. Но даже эту любовь рассматривайте как подарок, полученный от Бога, то есть, вы отдаёте Богу то, что Он дал вам. Джаядева пел в своей знаменитой песне: “О Господи! Сердце, которое Ты дал мне, я подношу Тебе”. Только когда вами владеют такие чувства, вы становитесь истинным преданным.

Не должно быть ощущения обособленности. Это прекрасно выразил Потана, сказавший, что вся его поэма была вдохновлена и создана Богом. Поэтому Бхагавата и исполнена особенной святости. Незабываема одна из её сцен, где описаны колебания богини Лакшми: она увидела, как её супруг Вишну, не успев призвать Гаруду, бросается на помощь Гаджендре, вождю слонов, это её пугает и вместе с тем она чувствует, что было бы неправильно умолять его вернуться назад. (Бхагаван декламирует поэму столь ярко, что присутствующие разражаются аплодисментами). Даже богиню Лакшми может охватить страх, но истинный преданный страха не ощущает. Это бесстрашие, связанное с полной отдачей человека Господу, воспел Рамдас в одной из своих песен. Сегодня мы наблюдаем лишь частичную преданность, а отсюда и награда – тоже неполная.

Солнечное затмение не опасно

Послезавтра наступит солнечное затмение, и люди полны страхов относительно его последствий в мире. Для страха нет никаких оснований: ведь подобные явления случаются время от времени. Земля произошла от солнца. Луна произошла от земли. Луна иногда оказывается между солнцем и землёй. В этих случаях солнце нельзя увидеть. Это и есть солнечное затмение. Не следует думать, что когда солнце, луна и земля располагаются на одной линии, земле грозят бедствия. Никакой опасности нет. Подобные естественные явления относятся к тайнам творения. Учёные уделяют много внимания изучению затмения и ставят модельные эксперименты. Они так усиленно заняты экспериментами, но когда же найдут они время для приобретения опыта?

“Когда люди целиком погружаются в семейную жизнь, что они от этого получают? Они продолжают страдать до конца своих дней” – говорится в стихе на телугу.

Если вся ваша жизнь тратится на эксперименты, когда же вы начнёте приобретать опыт познания жизни? Когда вы станете применять на практике полученные вами знания? Радость приходит лишь тогда, когда знания не копятся мёртвым грузом, а проводятся в жизнь. Вкус пудинга узнаётся во время еды. Применяйте на практике хотя бы часть того, что вы изучили. Растите любовь к Господу. Бог есть любовь. Живите в любви.

Беседа 22-10-1995,
Прашанти Нилаям