САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

том XXVIII

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1995 г.


Содержание

Разве Саи говорит?
Глава 1. Сила божественной любви
Глава 2. Према и тройная чистота
Глава 3. Благородные матери растят благородных сыновей
Глава 4. Поклонение божествам и вездесущность Бога
Глава 5. Бог: триединство и космос
Глава 6. Утверждайте идеалы института Саи
Глава 7. Думайте о Боге, любите Бога
Глава 8. Пусть ваше сердце станет Рамараджьей (царством Рамы)
Глава 9. Бог, человек и космос
Глава 10. Заполните свои сердца любовью к Богу
Глава 11. Близость к Богу
Глава 12. Возрождение нравственных ценностей
Глава 13. Божественный опыт
Глава 14. Бессмертные преданные Господа
Глава 15. В поисках духовной мудрости
Глава 16. Здоровье, диета и божественность не помогут пересечь океан земной жизни
Глава 17. Важность поклонения божественным стопам
Глава 18. Проявляйте божественные качества
Глава 19. Обретите дружбу Бога
Глава 20. Божественное рассеивает тьму
Глава 21. Посвятите все действия Богу
Глава 22. Необыкновенная сила Гаятри-мантры
Глава 23. Смысл поклонения Винаяке
Глава 24. Отдайте всё Богу
Глава 25. Заслужите уважение общества
Глава 26. Хануман - идеал для человечества
Глава 27. Блаженство самореализации
Глава 28. Боритесь с силами зла
Глава 29. Отдавайте людям то, что принадлежит им по праву
Глава 30. Заполните мир любовью
Глава 31. Самое главное - национальное единство
Глава 32. Когда женщинам оказывается почёт
Глава 33. От индивидуального к Божественному
Глава 34. Духовный смысл служения с любовью
Глава 35. Любовь и жертва спасут человечество
Глава 36. Лечите пациентов с любовью
Глава 37. Осознайте Бога с помощью чистой любви
Глоссарий

Глава 12
Возрождение нравственных ценностей

Знание обогащает и возвышает,
Оно – скрытое сокровище.
Знание приносит радость, славу и счастье,
Оно – учитель учителей,
Оно – родная душа на чужбине,
Оно – третий глаз человека.
Истинному царю Знание дороже богатства.
Человек без Знания подобен животному.

(Санскритская шлока)

Студенты! Учителя и покровители просвещения! Знание – это яркое украшение будней человеческой жизни. Это скрытое богатство. Это опора доброй репутации, источник счастья и процветания. Это учитель учителей. Это – добрый сородич на чужбине. Знание для человека все равно как третий глаз. Мудрый царь всегда с почетом встретит гостя, владеющего священным знанием. Такое знание – дороже любого богатства. Тот, кто лишен его, не лучше зверя лесного.

Воплощения любви! Ребёнок, едва появившись на свет, тянется к своей матери. Так и каждый студент должен тянуться к своей родной земле и знать все о её истории и культуре. Земля, на которой вы родились – это мать, а национальная культура – это отец. Без глубокого понимания основ национальной культуры невозможно понять истинную природу нации.

Культура Бхараты не знает себе равных. Жители Бхараты всегда славились своей приверженностью истине и праведности. Справедливость была их жизненным дыханием.

В культуре Бхараты воплотились вечные ценности, не подвластные разрушительным ураганам времени и причудам истории. Студентам нужно понять, что если каждый будет верен правде и справедливости, нации будет гарантирована безопасность. Успех всегда на стороне праведных и честных, а не богатых и стяжавших власть.

Человеческие ценности идут на убыль

Наряду с освоением философских и научных знаний студентам необходимо развивать общечеловеческие ценности. Пренебрежение ими – причина деградации народа Индии.

Техника развивается семимильными шагами. Во многих областях науки наблюдается невиданный прогресс. Техническая революция во многом изменила жизнь нации. Но самое ощутимое изменение – это упадок нравственности. Подорваны все духовные и этические устои. Нравственные законы низвергнуты.

Поэтому сегодня учащейся молодежи следует более заботиться о добрых качествах, нежели о научных знаниях. Прогресс общества, в котором нет порядочных людей, невозможен. Каждый студент должен думать о процветании всего общества и о том, как стать его идеальным служителем.

Что такое образование? Это не просто чтение книг. Может ли элементарное умение читать и писать расцениваться как образование или даже как повод для получения диплома? Настоящее образование связано с высшими целями жизни. Сегодня все идеалы поставлены с ног на голову. “Вместо сочувствия и доброты пришли черствость и злоба. Древние учения отброшены. Образование зашло в тупик”, – так говорится в стихе на языке каннада.

Индия всегда была духовным лидером человечества. Её послания о мире достигали всех стран. С глубокой древности и по сей день звучит ее священный призыв: “Лока самастаа сукхино бхаванту!” Да будут счастливы все существа во всех мирах!

Кто виноват в кризисе системы просвещения?

Кто несет ответственность за то, что образование пришло в упадок? Родители, школьные учителя, преподаватели вузов, общественные лидеры утратили способность подавать добрый пример молодым, и потому студенты сбиваются с пути. Родители, даже если и внушают детям что-то хорошее, сами поступают прямо противоположным образом. Политические и духовные вожди с трибуны вещают одно, а делают совсем другое. Сообразительные студенты на лету усваивают эти принципы двуличия. Постоянный разрыв между словом и делом, демонстрируемый старшими, толкает на этот же путь и студентов. Родители вовсе не озабочены тем, чтобы дети были добродетельны и вели достойную жизнь. Их любовь к детям естественна, но она не должна выражаться в том, чтобы, подобно Дхритараштре, поощрять детей на сомнительные дела. Нужно указывать детям на ошибки, а за проступки – наказывать, только тогда они научатся правильно вести себя в обществе.

Каждый студент сегодня мечтает о комфорте и достатке. Но они не имеют понятия, что значит настоящий комфорт. Они считают, что комфорт – это вкусная еда и свободная легкая жизнь. Но проводить таким образом время не подобает человеческому существу. Вам нужно понять, насколько бесценна человеческая жизнь. Вести животное существование недопустимо – ни студенту, ни кому бы то ни было. Самая первая задача – научиться контролировать чувства и сдерживать потребности. Только тогда вы будете по-настоящему счастливы. И только это даст вам настоящую свободу.

Свобода исходит из духа

Быть свободным – это не значит жить как вам вздумается. Сва-тантра (истинная свобода) рождается духом. Только с помощью самоконтроля можно прийти к самореализации. Знание о своем истинном “Я”, полная власть над чувствами и самореализация – вот настоящая свобода.

Бхаратийцы освободились от колонизаторов, но не обрели национального единства. Единство необходимо для достижения любой цели, и об этом провозглашено еще в Ведах: “Будем жить в согласии, сообща стремиться к цели, делиться знаниями с другими и вести жизнь, полную гармонии и единства”.

С древних времен в Индии не было недостатка в просвещенных, талантливых, смелых и героических людях. Но поскольку среди них не было согласия, страна стала добычей чужеземных захватчиков. Молодежь должна твердо усвоить урок единства. Прогресс нации и ее доброе имя зависят от того, каковы сегодня её студенты. Их поведение поэтому должно быть безупречным. Нынешние студенты – будущие лидеры и руководители. Не откладывая на завтра, развивайте в себе хорошие качества и готовьте себя к служению нации. Станьте героями действия, обретите уверенность в себе и полностью погрузитесь в служение.

Сегодня люди много толкуют о равноправии, о новом общественном строе и т.д. Нет нужды менять социальную структуру. Нам нужны лишь юноши и девушки с благородным характером. Только они могут спасти страну, а не те, кто занят подрывной деятельностью. Все человечество едино. Если вы сообща возьметесь за служение, Бхарата сделает огромный шаг вперед. Если все девяносто кроров индийцев будут действовать как один, Индия превратится в идеальную страну.

Извечные добродетели

Вы должны знать о тех великих ценностях, которыми владела Бхарата в прошлом. Какие качества считались неотъемлемыми от человеческой природы?

Воздержанность считалась высшей добродетелью.
Верность истине почиталась как самая суровая аскеза.
Материнская любовь ценилась как нежнейшее из чувств.
Милосердие было дороже жизни.

(стих на телугу)

Увы! Принципы управления страной сейчас таковы, что все это забыто. Бхаратийцы не ведают о том, как велики и сильны были они в прошлом.

Как прекрасна была эта страна в прошлом! Каким духом жертвенности была проникнута! Каким чувством справедливости! Как были люди преданы дхарме! Все это начисто забыто. Почему? Из-за непомерного эгоизма. Мы сможем насладиться миром, лишь избавившись от эгоизма и ненависти. Человечность подразумевает гармонию мысли, слова и дела. Сегодня эта гармония полностью отсутствует.

Учитесь, думая о благополучии общества

Целью просвещения должно быть развитие характера, а не только интеллектуальных способностей. Если у вас нет характера, какая польза от диплома магистра? Образование должно иметь уклон в практику, что позволило бы студенту быть полезным и обществу, и самому себе. Студенты! Занимаясь учебой, думайте о благополучии всего общества. Любите свою страну, помня о том, что “мать и родная земля дороже, чем рай небесный”. Вы столь многим обязаны Бхарате. Отдайте ей свой долг.

Бхарата-Мата (Мать Индия) очень тревожится за судьбу своих детей. Вы должны быть хорошими детьми и идеальными студентами. Вам предстоит восстановить славу этой страны. Наряду со всеми другими людьми вы должны внести свой вклад в ее процветание. В какой бы стране вы ни жили, храните любовь к своей родной земле. “Все люди едины. Относитесь ко всем с равной любовью”. Не придавайте значения расовым, религиозным и национальным различиям. Есть только одна раса, раса человечества. Есть только одна каста – духовная. Есть только один язык, язык сердца. Есть только один Бог – Высшее Божественное Начало, присущее всем существам и пронизывающее всю Вселенную. Эта божественность находится в каждом атоме. Всё в этом мире состоит из энергии и материи. Эйнштейн называл эту энергию “высшей силой”. Бхаратийцы еще в глубокой древности описывали ее как “дивья-шакти” (божественную энергию).

В каждом человеческом создании присутствует эта божественная энергия. Именно она позволяет человеку жить и действовать.

Студенты! Многие из вас приехали сюда, чтобы получить научные знания. Учёные изобрели множество сложных приборов и машин. Но они до сих пор не поняли, что есть одна машина, превосходящая все другие механизмы вместе взятые. Ученые создали спутники, летающие вокруг Земли и даже луноход, способный двигаться по поверхности Луны. Они научились использовать солнечную энергию. Они изобрели атомные и водородные бомбы. Но есть машина, более могущественная, чем вся эта сложнейшая техника. Это человеческое тело. Человек – создатель всех этих механизмов. Еще никому не удалось в полной мере выявить чудесные силы человеческого тела. Займитесь исследованием своих возможностей. Именно скрытая в человеке сила позволила ему создать все эти удивительные машины. Все силы мироздания – у вас внутри. Внешний мир – отражение вашей внутренней сущности. Студентам необходимо понять эту истину. Люди прославляют учёных. Но все силы заключены в вас – электрическая энергия, магнитная энергия, сила света, огня и излучения. Каждый человек – это компьютер. Каждое существо – мини-генератор. Каждый из вас – и лампа, и радиостанция.

Напряжение и раздражение губят человека

Наши праотцы знали, как наслаждаться миром. Сегодня даже малое дитя страдает от “напряжения”. Где напряжение, там и раздражение. Объединившись, они разрушают человечность. Как можно достичь умиротворения? Каждый должен искать мир внутри самого себя. Вы все – воплощения мира и истины. Вы – воплощения любви. Вместо того чтобы открывать истину о самих себе, студенты поглощены изучением самых различных предметов, упуская тем самым из виду главную цель образования. Так же как самый сложный и дорогой прибор не может работать без электроэнергии, так и человеческий механизм не может работать без божественной энергии.

Студенты! Ваше тело – мощная машина. Зарядите ее божественной энергией. Все силы, что вам нужны, находятся у вас внутри. Не подозревая об этом, вы попусту теряете энергию. Вы зря тратите время, которое нельзя восстановить. Используйте все свои знания для служения обществу. Приобщитесь к божественной жизни, применив на деле хотя бы малую толику того, что вы узнали из Гиты. Усвойте хотя бы одну из человеческих ценностей! Основа всех ценностей – према, любовь. Действуйте с любовью: это залог достойного поведения. Говорите с любовью и слова ваши будут правдой. Думайте с любовью, и на вас снизойдет покой. Размышляйте с любовью – и исчезнут жестокость и агрессивность. Для всего на свете самое главное – любовь. Где есть любовь, там не приживется ненависть.

Будьте скромны и дисциплинированы

Проведите с пользой свои молодые годы. Отбросьте высокомерие. Уважайте родителей и старших. Будьте скромны и дисциплинированы. Ребенка оценивают по поведению, взрослого – по манерам. О преданном судят по дисциплине. На этой летней школе вам нужно постараться понять, как найти в себе Божественное, как следовать духовному пути, оставаясь в миру, как с наибольшей пользой заниматься служением и как вести идеальную жизнь.

Поэт Элиот определял культуру как “образ жизни”. Культуру Бхараты следует понимать более широко. Сама жизнь – это культура. То, что вы делаете каждую минуту – это выражение культуры. Родившись на этой святой земле, вы должны научиться вести себя так, чтобы радовать Бхарата-Мату (Мать-Индию). Мать Бхарата глубоко опечалена не только поведением студентов, но и всех остальных своих детей. Ни один слой населения не ведет достойную жизнь. Даже служители Духа заставляют горевать Мать Бхарату. Их отличает от прочих лишь цвет одежды, но не внутренние качества. Относитесь к родной земле как к матери, а к нашей культуре, как к отцу. Сегодня студенты лишены патриотизма. А между тем, они должны быть готовы а любой момент отдать свою жизнь за свободу и честь родины.

Жители Индии не имеют представления, что значит быть индийцем (HINDU).

Что такое Hindu?

H – это человечность (Humanity)
I – это личность (Individuality)
N – это национальность (Nationality)
D – это божественность (Divinity)
U – это единство (Unity)

Когда присутствуют все пять качеств, значит перед нами настоящий индиец. Из всех пяти самое главное – верность человеческой природе.

Студенты! Извлеките максимальную пользу из следующих десяти дней занятий и постарайтесь использовать в жизни то, что узнаете. Сегодня к вам обращались премьер-министр и министр просвещения штата Карнатаки. Постарайтесь усвоить идеалы, о которых они вам говорили и жить соответственно. Премьер-министр в течение многих лет проявлял глубокую заботу о штате Карнатака и о состоянии нации в целом. Даже сейчас он стремится принести пользу стране. Благородные люди всегда встречаются с препятствиями. Но эти трудности лишь совершенствуют их натуру, подобно тому как бриллиант тем ценнее, чем больше у него граней.

Студенты должны смело принимать все вызовы жизни и достойно служить стране.

Вступительная беседа в честь открытия летних курсов
по индийской культуре и духовности
Бриндаван 20-5-1995