САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

том XXVIII

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1995 г.


Содержание

Разве Саи говорит?
Глава 1. Сила божественной любви
Глава 2. Према и тройная чистота
Глава 3. Благородные матери растят благородных сыновей
Глава 4. Поклонение божествам и вездесущность Бога
Глава 5. Бог: триединство и космос
Глава 6. Утверждайте идеалы института Саи
Глава 7. Думайте о Боге, любите Бога
Глава 8. Пусть ваше сердце станет Рамараджьей (царством Рамы)
Глава 9. Бог, человек и космос
Глава 10. Заполните свои сердца любовью к Богу
Глава 11. Близость к Богу
Глава 12. Возрождение нравственных ценностей
Глава 13. Божественный опыт
Глава 14. Бессмертные преданные Господа
Глава 15. В поисках духовной мудрости
Глава 16. Здоровье, диета и божественность не помогут пересечь океан земной жизни
Глава 17. Важность поклонения божественным стопам
Глава 18. Проявляйте божественные качества
Глава 19. Обретите дружбу Бога
Глава 20. Божественное рассеивает тьму
Глава 21. Посвятите все действия Богу
Глава 22. Необыкновенная сила Гаятри-мантры
Глава 23. Смысл поклонения Винаяке
Глава 24. Отдайте всё Богу
Глава 25. Заслужите уважение общества
Глава 26. Хануман - идеал для человечества
Глава 27. Блаженство самореализации
Глава 28. Боритесь с силами зла
Глава 29. Отдавайте людям то, что принадлежит им по праву
Глава 30. Заполните мир любовью
Глава 31. Самое главное - национальное единство
Глава 32. Когда женщинам оказывается почёт
Глава 33. От индивидуального к Божественному
Глава 34. Духовный смысл служения с любовью
Глава 35. Любовь и жертва спасут человечество
Глава 36. Лечите пациентов с любовью
Глава 37. Осознайте Бога с помощью чистой любви
Глоссарий

Глава 18
Проявляйте божественные качества

Зачем рождаться на земле тому,
Кто не может воздеть руки в молитве Шиве,
Чей язык не воспевает имя Хари
Тому, кто не исполнен сострадания и любви к Истине?
Воистину, он – проклятье для матери, носившей его во чреве.

Это строфа из поэмы Потаны. Она – как аромат цветов его сердца. В ней слился нектар трех йог: кармы, джняны и бхакти. В ней выражена идея карма-трайи, совершенного действия, единого со словом и мыслью. Она освещает царскую дорогу к освобождению.

Строка “Четуларанга Шивуни пуджинчадени” (кто не способен воздеть руки в молитве Шиве) относится к карма-марге, пути действия. Эта первая среди трех йог, описываемых в Упанишадах. Ей посвящена первая глава Бхагавад Гиты.

Строка “Нору новванга кирти нудувадени” (С чьего языка не слетает песнь о Хари) указывает на вторую ступень. Это бхакти-йога, йога преданности, воспетая в Ведах и упанишадах. Это бхакти йога, прославляемая Гитой.

Третья строка “Даяйю сатьями тхаа тануведени” (чье сердце не полнится состраданием и любовью к истине) взывает к первейшему долгу человека: быть правдивым и милосердным в мысли, слове и действии.

Настоящий человек лишь тот, кто наделен всеми тремя достоинствами. Упанишады определяют человека как существо, обладающее искренней верой. Сегодня люди, вместо того чтобы двигаться по этому святому пути, сворачивают на темные тропинки и разрушают драгоценную человеческую жизнь.

Украшения, достойные человека

“Истина – украшение рта, милосердие – украшение рук, звуки святых писаний, достигающих слуха, – украшение ушей. Какие еще украшения нужны человеку?” Так говорится в санскритской шлоке.

Те украшения, что носит современный человек, превращаются для него в источник опасности и страха. Но если украсить себя жемчужинами истины, милосердия и священных звуков, причина страха исчезнет. Вы станете абхайя, бесстрашными.

Самый главный аспект человеческого бытия – это санкальпа (оформленная мысль). Каковы мысли, такова и речь. Какова речь, таковы и действия. Чистота и гармония этих трёх приводят к божественному опыту.

Слова исходят из сердца. Они должны быть полны сочувствия. Сердце – обитель сострадания. Оно – кладезь любви. И потому всё, что рождается в сердце, должно быть полно любви. Эта любовь должна выражать себя в речи. Поток слов, насыщенных любовью, должен вылиться в реальное действие.

Сердце – горняя обитель Параматмана (Высшего Я). Струящаяся из него Ганга – река истины. Действия – это урожай, собранный на поле, орошённом истиной. Поэтому говорят, что возвышенные души отмечены гармонией мысли, слова и дела. К несчастью, сегодня люди думают одно, говорят другое и делают третье. В результате человечность деградирует . Чтобы возродить её, необходимо триединство помыслов, речи и действий. В этом – подвижничество нашего времени. Это способ добиться мира. В этом истина. В этом всё.

Проявляйте божественные качества

Космос возникает из истины и растворяется в истине. Всё мироздание – проявление истины. Бог – это истина. Через человеческую форму выражается Божественное. Появившись из Божества, человек обязан помнить о своем высоком происхождении, проявляя врожденные божественные качества. Вместо этого человек живёт как демон.

Он должен подняться над животным уровнем. Ему необходимо найти выражение своим божественным возможностям. Залог этого – обретение атмического знания, знания о своём божественном “Я”. Атман – это всеобъемлющее вселенское сознание. Оно есть у каждого. Пока это сознание присутствует в теле, тело остается шивам (благодатным). Но стоит сознанию покинуть человека, и тело превращается в шавам (труп).

Единственное, что вам нужно делать, чтобы ощутить в себе Бога – это посвящать Ему все действия. Не требуется никаких сложных духовных практик. Это не значит, что нужно забросить все другие формы поклонения, такие, как джапа, повторение Имени. Главные условия любых духовных занятий – искренность и предельная концентрация.

Например, ликхита джапа. Эта древняя практика состоит в том, что преданные много тысяч раз пишут имя Господа и как дар подносят свои исписанные тетради к стопам Бхагавана. Сейчас люди пишут Имя, но при этом оно не звучит явственно в их уме и не произносится вслух их губами. Если вы решились писать Имя, необходимо, чтобы сначала оно запечатлелось в уме, потом было произнесено вслух, а уж потом записано рукой. Это и есть настоящая ликхита джапа, духовная практика написания Имени. Некоторые люди, чтобы довести число “имен” до многих сотен тысяч, идут на всяческие уловки: пишут под копирку или даже делают ксерокопии одного и того же листа! Это никак не может быть названо ликхита джапой. Имя должно запечатлеться в сердце. Тогда оно станет “негативом”, с которого можно снимать сколько угодно копий.

Посвятите все действия Богу

Чем бы вы ни делали, считайте это работой Бога. Это правило применимо к любому, самому обыденному действию, будь то мытьё пола, приготовление чапати (лепёшек) или чистка овощей. Каждое из этих нехитрых действий может быть превращено в духовную практику: важен настрой, с которым вы их делаете. Умение делать любую, даже самую малую работу как дар Господу – признак настоящей преданности.

Причина тому, что и в Индии, и во всем мире царят беспорядок и жестокость, – утрата людьми атма-вишвасы (веры в себя). Они культивируют привязанность к телу и игнорируют дух. Человеку не подобает во всем потакать капризным чувствам, нуждам бренного тела и своенравному уму. Он должен слушаться совести, которая всегда скажет, что правильно, а что нет.

С древности бхаратийцы стремились к четырем целям человеческой жизни: дхарме, артхе, каме и мокше (праведности, благополучию, удовлетворению разумных желаний и освобождению). Все цели исходят из первой – дхармы. Собственность стоит наживать лишь честным путем. Желания не должны быть греховны. Когда и богатство, и желания спаяны с дхармой, конечная цель, освобождение ( мокша), становится легко достижимой.

“Вернитесь к своему источнику”

Многие преданные приходят к Свами и просят Свами “указать им путь”. На что, по-вашему, Я должен им указать? Я говорю им: “Неразумные! Вам не нужен никакой новый путь. Возвращайтесь тем же путем, что и пришли. Вы пришли из Атмана. Возвращайтесь обратно к Атману”.

Вы приехали сюда из своих родных мест. Вы можете провести здесь несколько часов или несколько дней. Потом вы вернетесь домой. Вы пускаетесь в паломничество. Но в каких бы местах вы ни побывали, в конце концов ,вы возвращаетесь в свастханам (свой родной дом). Настоящий свастханам – это обитель духа (сва + стханам). Люди, которые не представляют себе духовной основы жизни, выбирают ложные пути.

Воплощения любви! Преданность и вера позволили вам преодолеть много препятствий и приехать сюда, чтобы, несмотря на отсутствие комфорта, ощутить блаженство пребывания здесь. Это чувство счастья вы должны увезти с собой. Сегодня каждый погружён в свои собственные переживания. Но когда вы вернётесь домой и вспомните свои чувства, то поймете, что все, с кем вы были здесь, живут в вашем сердце.

Пусть Бог живет в вашем сердце, и тогда все свои обязанности вы будете исполнять с преданностью и самоотдачей. Помните последний завет Вьясы о том, что смысл жизни – помогать другим и не причинять им страдания.

Праведность живет в вашем сердце

Шри Нараяна Рао, выступавший ранее, убеждал, что в мире должна расти справедливость. Где она, эта справедливость? Она в вашем поведении, ваших мыслях, словах и делах. Праведность находится в вашем сердце. Когда импульсы, возникающие в сердце, выражаются словами, это сатья, истина. Когда эти слова становятся действием, это дхарма. Главное условие всего этого – любовь. Любовь в действии – это праведность. Любовь в речи – это истина. Любовь в мысли – это мир. Любовь в постижении – это ненасилие.

Когда вам станет ясно, что Бог – во всех, ненасилие станет естественным. Бог один, но в молитвах преданных у Него много ликов и имён. Называйте Его как хотите: Рама или Кришна, Аллах или Иисус, Хари или Саи. Каждый волен произносить любое имя.

Воплощения любви! Если вы хотите преобразить мир, увидеть свою страну процветающей, сделать реальностью молитву “Пусть все существа будут счастливы”, – развивайте веру в своё “Я”. Никогда не забывайте Бога. Без Бога нет и Вселенной. Пусть неверующие думают что хотят. Но они не должны мешать верить другим. Поиски материальных доказательств существования блаженства и любви, или радости от благоухания цветка – бесплодны. Бессмысленно отрицать реальность любви только потому, что у нее нет отчетливой формы. У любви нет очертаний. Но у матери, которая её излучает, есть форма.

Все существа – проявления космического божественного начала. Формам нет числа, но дух, наполняющий их жизнью, – один, как ток, дающий свет разноцветным фонарикам. Развивайте это чувство единства и не осуждайте другие религии и обычаи. Посвятите жизнь служению ближним. Тогда эта жизнь будет не напрасной.

Беседа 9-7-1995, Прашанти Нилаям

Изберите себе имя Бога, любое из Его бесчисленных имен, то, что притягивает вас больше других, и ту форму, что не отделима от этого имени и начните повторять его. Отныне и всегда это будет вашей царской дорогой к радости и миру. Чем дальше вы будете идти, тем сильнее будет чувство братства и слабее – неприязнь к ближнему.

БАБА