Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

том XXVIII

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1995 г.


Содержание

Разве Саи говорит?
Глава 1. Сила божественной любви
Глава 2. Према и тройная чистота
Глава 3. Благородные матери растят благородных сыновей
Глава 4. Поклонение божествам и вездесущность Бога
Глава 5. Бог: триединство и космос
Глава 6. Утверждайте идеалы института Саи
Глава 7. Думайте о Боге, любите Бога
Глава 8. Пусть ваше сердце станет Рамараджьей (царством Рамы)
Глава 9. Бог, человек и космос
Глава 10. Заполните свои сердца любовью к Богу
Глава 11. Близость к Богу
Глава 12. Возрождение нравственных ценностей
Глава 13. Божественный опыт
Глава 14. Бессмертные преданные Господа
Глава 15. В поисках духовной мудрости
Глава 16. Здоровье, диета и божественность не помогут пересечь океан земной жизни
Глава 17. Важность поклонения божественным стопам
Глава 18. Проявляйте божественные качества
Глава 19. Обретите дружбу Бога
Глава 20. Божественное рассеивает тьму
Глава 21. Посвятите все действия Богу
Глава 22. Необыкновенная сила Гаятри-мантры
Глава 23. Смысл поклонения Винаяке
Глава 24. Отдайте всё Богу
Глава 25. Заслужите уважение общества
Глава 26. Хануман - идеал для человечества
Глава 27. Блаженство самореализации
Глава 28. Боритесь с силами зла
Глава 29. Отдавайте людям то, что принадлежит им по праву
Глава 30. Заполните мир любовью
Глава 31. Самое главное - национальное единство
Глава 32. Когда женщинам оказывается почёт
Глава 33. От индивидуального к Божественному
Глава 34. Духовный смысл служения с любовью
Глава 35. Любовь и жертва спасут человечество
Глава 36. Лечите пациентов с любовью
Глава 37. Осознайте Бога с помощью чистой любви
Глоссарий

Глава 19
Обретите дружбу Бога

Сокрушив гордыню,
человек становится любимым.
Сокрушив гнев,
человек избавляется от горя.
Сокрушив вожделение,
человек обретает мир.
Сокрушив жадность,
человек достигает счастья.

Воплощения любви! Пока человек полон гордыни и высокомерия, он не может заслужить уважения людей. Эгоизм приводит человека к гибели. Только когда человек откажется от гордыни, его будут уважать и любить. Вырвать с корнем ахамкару, самонадеянность – вот первое условие для обретения уважения и любви.

Второе свойство – это гнев. Человека, снедаемого гневом, всегда будут сопровождать несчастья. Гнев несёт в себе бушующее пламя, ведь так и говорят: “пламя гнева” (кродха-агни). Пока человек охвачен пламенем, он не может быть счастлив. Уйти от несчастья он сможет, лишь избавившись от гнева, в котором также причина порочности человека. Гнев различными путями ведёт его к гибели. Он отталкивает человека от его родных и близких. Гордыня и гнев несут ответственность за то, что в мире сегодня человечность приходит в упадок.

Третий враг человека захватывает его целиком. Это – ненасытное желание, вожделение. Вся жизнь человека заполнена желаниями, они не имеют предела, возникая снова и снова. Человек может добиться спокойствия ума, только одержав победу над камой, желанием.

Четвёртый враг – жадность, или скупость. Когда человек преодолевает жадность, он сохраняет счастье. Жадный человек не способен отдаваться радостям, будь то радости тела, ума или духа. Скупец подобен собаке на сене. Он и сам не получает радости от своего богатства, и другим не позволяет насладиться им. Мир презирает скупых людей.

Когда человек избавляется от этих четырёх не подобающих ему качеств (гордыни, гнева, вожделения и жадности), он узнаёт, что такое мир и счастье. В настоящем человеке эти четыре порока отсутствуют.

Человеческое сердце должно быть полно сострадания

Человек – воплощение Божественного. Божественная воля выражается в форме космоса, или пракрити, и она присутствует в каждом человеческом существе. Человек рождается для того, чтобы выразить эту волю Божества. Сердце человека должно быть океаном молока, и это молоко сострадания. Но сегодня это сердце находится во власти четырёх злых качеств.

Перед древними мудрецами бог Вселенной Вишну являлся возлежащим на кшерасагаре, океане молока, и они поклонялись Ему в этом Его образе. Знаменитая песнь святого Тьягараджи начинается словами: “Кшерасагара саяна!” (О, Господь, покоящийся на океане молока!) (Свами пропел несколько строф из этой песни).

Что означает этот океан молока? Существует ли он где-либо на земле? Вы не можете ощутить его в этом земном мире с его материальными заботами. И, тем не менее, он существует. Где же? В сердце каждого человека. В нём покоится бог Шриман Нараяна. Оттого Его и называют обитателем сердца (Хридайяваси). Каждое человеческое сердце – святилище. В таком сердце, в океане белого молока, не должно быть места крокодилам и китам – злым качествам. К сожалению, из-за влияния Кали юги, океан молока (кшерасагара) превращается в кшарасагару, океан солёной воды, в котором процветают крокодилы и киты – привязанность и ненависть. Соль в этот океан бросил сам человек.

Такие города, как Мадрас и Бомбей находятся у моря. Но могут ли они сегодня использовать морскую воду? Нет. Потому что она – солёная.

Боги и демоны в повседневной жизни

Древние мудрецы повторяли в своих молитвах: “О боги, мы приветствуем вас. О демоны, уходите от нас!” Кто же эти боги? Они – добрые мысли, добрые чувства, доброе поведение. Мудрецы молили, чтобы эти небесные формы вошли в их умы. Демоны, от которых они хотели избавиться, это злые чувства, злые мысли и злые поступки. Вот пример, которому должен следовать каждый в повседневной жизни.

Изо дня в день мы выбираем хорошее и избегаем дурного. Мы предпочитаем хорошую пищу и отвергаем неполноценную. Это – основное жизненное правило. Вы должны отказаться от дурного, чтобы освободить место доброму. Таков урок, извлекаемый из повседневности.

К сожалению, сегодня люди отбрасывают полноценное и полезное и отдают предпочтение тому, что вредно. Это, в итоге, приводит к преобладанию в современном мире таких явлений, как беззакония и несчастья. Поэтому главная задача – вырабатывать в себе добрые качества. От дурных мыслей и привычек нужно избавляться. Не осознав этой истины, человек становится жертвой разочарований и горестей. Можно ли сказать, что эти беды и тревоги ниспосланы провидением? Нет, нельзя. Ваши собственные дурные мысли и дела являются причиной всех ваших бед. Что посеешь, то и пожнёшь. Плод определяется семенем. Когда человек даёт волю дурным мыслям, его ждут плохие результаты. Когда у него светлые мысли, результаты тоже будут благими.

Не вините Бога в ваших бедах

Те, кто не сознаёт этого, постоянно упрекают Бога. Они жалуются: О Господи! Зачем навлёк Ты на меня эти несчастья? Почему Ты отнял у меня покой?” Бог – вечный свидетель. Он беспристрастно распределяет плоды ваших дел. Он воздаёт вам согласно вашим заслугам. Но Он не несёт никакой ответственности за ваше горе или ваше счастье. (Свами спел балладу, где говорилось о том, как человек, посадив ядовитое семя, хотел вырастить сладкий плод. Попробовав горький плод, он стал упрекать Бога.) Это является проявлением невежества и противоречит священному смыслу человеческой жизни.

Первая обязанность человека – жить по-доброму. Только размышление о Боге приведёт его к такому образу жизни. Люди должны взращивать мысль о том, что Божественное сокрыто в их сердцах. Его нельзя получить от кого-то или откуда-то извне. Оно присутствует внутри вас. Те, кто ощущает это присутствие внутри себя, испытывают неописуемую радость, где бы они ни находились. Недостаточно того, что вы здесь, вы ещё должны осознать всю сладостность вашего присутствия здесь. Лягушка, сидя рядом с лотосом, знать не знает о его медвяном нектаре. А пчела летит издалека, чтобы собрать этот мёд.

Люди должны понимать, что время течёт и отпущенный им срок с каждой минутой уменьшается, словно тающий кусок льда. Человек приближается к своему концу, не успев осознать свою первую обязанность. В чём же она? В том, чтобы открыть цель жизни. Человек ищет богатства, комфорта, положения в обществе, счастья. Каким путём добывает он эти земные блага? Удаляясь от милости Господа. Какую пользу приносят эти преходящие материальные удовольствия? Тьягараджа стремился понять, в чём заключается истинное счастье. В богатстве оно, или же в служении Господу Раме? Если ты заслужил Божью милость, в чём еще ты нуждаешься?

Воплощайте в жизнь святые помыслы, и вы ощутите блаженство

Ищите поэтому с самого начала милость Господа. Разве в наслаждении земными благами заключено истинное счастье? Нет. Истинное счастье состоит в том, чтобы проявились все скрытые возможности человека. Если вы воплотите в жизнь все священные мысли, возникающие в вашем уме, то поймёте, что такое настоящее счастье. Большинство людей не реализует рождающиеся в них священные побуждения и порывы, оттого и не испытывают блаженства.

Воплощения любви! Вы должны понять, и это самое важное, что ваше сердце – это океан молока, кшерасагара. Но из-за вторжения дурных мыслей и чувств ваша человечность искажается. В согласии мысли, слова и дела и заключается человечность.

Ваша свобода подчинена общественным нормам

Сегодня преданные приезжают сюда со всех концов света. Какими бы ни были ваши привычки, ваша одежда, ваше образование, каждому из вас нужно иметь в виду одно важное обстоятельство. Вы – член общества и, будучи таковым, обязаны уважать общественные нормы. Вы не можете вести себя, как вам хочется. Все ваши действия должны согласоваться с вашими обязательствами перед обществом. Ваша свобода подчинена общественным нормам.

Общество нельзя рассматривать как большую группу людей. Отношения между людьми регулируются социальными обязанностями, ограничивающими вашу свободу. Ваше право размахивать палкой в общественном месте ограничено правом других людей находиться в этом месте, чувствуя себя в безопасности. Ваша свобода подчинена вашему долгу по отношению к другим.

Более того: Свободу, сватантрам, нужно правильно истолковывать. Слово сватантрам состоит из двух понятий: “сва” и “тантрам”. “Сва” означает дух, Сватантрам означает действовать согласно велениям духа, а дух никогда никому не причинит вреда. Он – вечный свидетель и, присутствуя в каждом из вас, желает вам только благополучия. Поэтому Сватантрам, или истинная свобода, определяется божественной волей.

Долг обусловлен обязательствами человека перед обществом. Свобода связана с выражением божественной воли. Пракрити (явленный мир) – есть проекция Божественного и её нужно воспринимать как священную. Долг – это осознание святости своих обязательств по отношению к пракрити.

Каждый должен осознать, что является образом Божественного и в соответствии с этим строить жизнь и поведение. Лишь тогда он будет настоящим человеком.

Полагая, что физическое тело является единственной реальностью, человек стремится к земным радостям. И, в конце концов, приходит к горестным результатам. Человеку нужно выбрать духовный путь, а это значит, что он должен увидеть весь космос как образ Божества. Как только он уверится в этом, зло никогда не подступит к нему. Он всегда и везде будет испытывать счастье и будет желать, чтобы все были счастливы.

К сожалению, большинство людей сегодня не развивает в себе подобную широту мировоззрения. Они погружаются в заботы о самих себе и своих семьях. Им следует превзойти эти ограниченные пределы и обратить внимание на жизнь общества. Люди должны считать служение обществу служением Богу.

Болезнь и лекарство

Большинство преданных, приехавших сюда из-за моря – вполне состоятельные люди. Зачем они приехали? Они похожи на больных, которые ложатся в больницу лечить свои болезни. Все они действительно страдают каким-либо недугом, телесным или душевным, они его жертвы и нуждаются в таких лекарствах, как покой, радость, счастье. Откуда придёт к ним этот покой? Его нельзя получить извне, он – внутри вас. А болезнь возникает внутри из-за дурных качеств. Физическое, психическое и душевное здоровье каждого человека разрушается из-за плохих качеств, недобрых чувств и мыслей. Поэтому берегите добрые мысли, добрые чувства и отношения. Изгоняйте каждую дурную мысль, едва она возникает в вашем уме.

Вы не получаете удовольствия от невкусной пищи. Разве вы не должны придать сладкий вкус своей жизни, которая длится несколько десятилетий? Но как это сделать? С помощью постоянного размышления о Боге. Добрые мысли и дела придадут жизни сладостный вкус. Всем тем, кто хочет следовать духовным путём, нужно отказаться от скверных мыслей и действий и начать преобразовывать свою жизнь.

Люди спрашивают: “Как развить в себе широту взглядов?” Ответ таков: разрушьте искусственные барьеры, которые вы воздвигли между собой и другими людьми. Эти барьеры приводят к тому, что ваши интересы скудны и ограничены и это мешает вам наслаждаться блаженством, не знающим границ. Расширьте свой горизонт и своё видение мира. И это будет для вас истинной духовной практикой.

Преданность заморских артистов

За последние три дня преданные из многих стран представили такую восхитительную программу, какую не увидишь нигде в мире. Они приехали сюда не по приглашению правительства. А если бы это было так, вы не ощутили бы того счастья, которым они вас одарили. Это пример тесной связи между объектом и отражением.

Артисты сами испытывали блаженство, и поэтому они могли передать это чувство аудитории. Они приехали сюда из своих стран, полные преданности, и в своих песнях и танцах совершенно забывали о себе. Такого представления не могли бы дать артисты, ждущие вознаграждения. Преданные привезли с собой не только своё искусство, но и сердце. Их искусство пронизано сердечностью. Некоторые из них забывали о своём теле во время выступления. Они забывали даже о своей родной стране, будь это Россия, Америка, Германия или Африка. Это было состояние реального самадхи – духовного экстаза. Самадхи совсем не означает погружение в транс или бессознательность, что может стать причиной истерии или игры воображения.

Самадхи – это безмятежность ума, потеря ощущения тела и погружение в блаженство, ананду. Артисты-преданные наглядно продемонстрировали это состояние духовного экстаза и разделили своё блаженство с тысячами людей. Они не только сами испытали это счастье, но и поделились им со всеми. Если ли тапас, подвижничество более похвальное, чем это? Какая садхана может быть прекрасней? “Удахаретх атмана атманам” (Поднимитесь сами и увлеките за собой других), – говорят Упанишады.

Придерживайтесь традиции зарубежных артистов

Эти артисты строго следовали художественным традициям своего народа. Вчера на танцевальном спектакле японских артистов все видели, как жреца (старого человека) охватывала дрожь, когда он приближался к святыне или подходил к императору, но тем не менее, Он выказывал предельное смирение и почтение. И это у японцев в обычае. В экономическом и технологическом отношении Япония – высокоразвитая страна, но вы видите, какую они проявляют скромность и как предельно они дисциплинированы.

Посмотрите на русских. У них есть склонность к необузданности. Но какое самозабвение проявила русская женщина, когда она пела и танцевала! Какой восторг в её сердце заставил её почувствовать подобную радость? Она полностью растворилась в песне и танце.

Никто из вас не может сказать, что именно он почувствует в том или ином месте, в то или иное время, в той или иной ситуации. Но как преобразились те, кто попал сюда впервые на Всемирный фестиваль! Однако многих, кто приезжает сюда из года в год, не коснулись никакие перемены. Большинство из вас прослушали бесчисленное количество лекций и прочли множество книг. И произошли ли в вас перемены? Нет, никаких. Вы остались теми же, кем были. Мало того: многие из вас скорее подались назад, нежели продвинулись вперёд! Отсюда следует, что преданные должны прилагать усилия, чтобы осуществить на практике хотя бы крупицу из того, что они видели и слышали.

Жизнь заморских преданных может служить образцом. Хотя они знают совсем немного, они умеют извлечь из этого немногого великую пользу и радость. Вот что в них замечательно. Многие из тех, кто здесь присутствуют постоянно, знают много, но почти совсем не используют свои познания.

Каждый преданный должен стремиться к дружбе с Богом

Какая польза от чтения священных текстов и эпоса? Ведь из всего прочитанного на практике осуществляется очень мало. Заморские преданные знают совсем немного. Один американский артист сказал: “Баба – мой лучший друг. Это значит, что он развил в себе это чувство дружбы ещё до приезда сюда. Как ему это удалось? Дружба с Богом является одной из девяти форм поклонения. Первая из них – слушание святых песнопений и славословий, а дружба с Богом – предпоследняя ступень, за которой следует атманиведанам – полная отдача себя Богу. Каждому преданному следует достичь стадии снехам, дружбы. Какого рода эта дружба? Она не является чем-то новым, это – старая дружба. Только она может внести непринуждённость и интимность в ваши отношения с Господом. В отношениях с любым другом есть ограничения и формальности. Но поскольку Бог – старинный друг, преданный может испытывать ничем не ограниченную близость. Когда вы осознаете эту истину, вы сможете вести себя с Богом естественно и свободно. Такому другу вы можете признаться в своих прегрешениях. И принять его совет. Тогда ваше сердце очистится. Отдавать загрязненное сердце Богу – всё равно, что относить рваную купюру в центральный банк для обмена на новую. Банкноту, которую никто не принимает, примет банк. Так и Бог: только Он может принять от вас что-то негодное и заменить благотворным. Поэтому отдайте свои плохие качества Богу и получите от Него хорошие. Не передавайте свои дурные свойства другим людям.

Вам нужно предложить Богу себя

Что же вы должны отдать Ему? Не лист, не цветок, не фрукт, не святую воду. Вы должны отдать Ему себя. Станьте с Богом едины. Именно этого хочет от вас Господь. Не осознав этой высокой истины, люди, надеясь на исполнение своих пустяковых чаяний, предлагают Венкатешваре (божественной форме, почитаемой в Тирупати) свои волосы: они бреются наголо, отправляясь в паломничество! Разве в этом нуждается Господь Венкатешвара? Разве нужны Ему отрезанные пряди ваших волос? У вас на голове растут тёмные волосы, что является символом тамогуны – апатичности, лености и невежества. Идущие в Тирупати должны отдать Господу свою тамогуну в надежде получить от Него сатвогуну. Поймите, у вас нет ничего своего, что вы могли бы предложить Господу. Всё, чему вы радуетесь и огорчаетесь, исходит от Него. Укрепитесь в этом убеждении. Всё хорошее и плохое, что случается с вами, идёт от Бога. То, что вам кажется плохим, на самом деле может быть горьким лекарством, предложенным доктором для вашего блага. Здоровье или болезнь, удовольствие или боль, – считайте всё это благом для себя. Только тогда вы сможете воспитать в себе благие качества.

Воплощения любви! Где бы вы ни были, в какие условия бы ни попали, воспринимайте своё сердце как океан молока, как обитель Господа. Бог вездесущ. Нет ничего важнее, чем жить с этой верой. Заморские преданные, бывшие здесь последние три дня, обратили свои сердца в океан молока и пригласили Бога расположиться на его поверхности. Другие преданные должны поучиться у них этому.

Весь мир придёт к Саи

Не считайте, что Саи Баба – это просто некая фигура ростом пять футов и три дюйма. Его присутствие почувствуют во всём мире. Ждите и наблюдайте. Через несколько дней здесь будет целый мир. Поэтому с этой минуты используйте наилучшим образом доставшуюся вам возможность и стремитесь изменить свою жизнь. Поскольку сейчас Я к вам совсем близко и вы видите Меня воочию, то и считаете чем-то само собой разумеющимся. Яшода тоже заблуждалась насчёт истинной природы Кришны и не могла понять, почему Он предпочитает маслу, которое она Ему давала, масло, сделанное пастушками. Кришну можно было связать только узами преданности. Яшода питала к Нему обычную материнскую любовь, а не глубокую духовную преданность. Чувство двойственности должно уйти, уступив место полному отождествлению себя с Богом.

В этот святой день преданные из многих стран порадовали всех, представляя свои культурные традиции. Где бы вы ни оказались, не расставайтесь со своей традиционной культурой. Преданные, приехавшие сюда издалека, тесно связаны со своей культурой, но бхаратийцы, попав за границу, забывают свои древние национальные традиции. И что ещё хуже – они забывают даже родной язык! Прожив многие годы в Индии и проведя после этого совсем короткий срок в США, они быстро привыкают к американскому языку. Когда Я на телугу спросил молодых людей, вернувшихся после недолгого пребывания в США, чем они там занимались, они сказали: “Мы не знаем телугу”. Что же тогда вы знаете? Если вы забыли родной язык, вспомните ли вы родную мать?

Наций много, а земля одна

Рама говорил: “Мать и родная земля дороже, чем рай небесный”. Поэтому где бы вы ни были, не забывайте свои древние традиции. Это относится к людям всех стран. В то же время нужно развивать единство. “Наций много, земля одна. Живых существ много, воздух один”. Следует помнить об этой истине. Всё богатство природы, как и воздух, принадлежит всем, независимо от национальности, веры или расы. Это единство в многообразии. Из единения рождается чистота. Вы должны стремиться жить, как братья и сёстры. Ни одну нацию, веру или культуру никто не имеет права критиковать или высмеивать. Мир сегодня нуждается в духе единства.

Если бхаратийцы забудут свою культуру, они будут виновны в духовном предательстве. Вы видели, как китайцы из Малайзии представляли свои уникальные танцы и какую глубокую приверженность своей культуре показали молодые танцоры. Индусы, уехав за границу, готовы принижать свою традиционную культуру, представляя её как нечто устаревшее и полное суеверий. Профессор Макс Мюллер однажды осведомился о толковании одного ведического отрывка у стажёра-индийца, называвшего себя Чатурведи, и обнаружил, что тот не только не знает Вед, но и не испытывает к ним никакого уважения. Профессору стало очень обидно, что человеку, рождённому в Индии и носящему имя Чатурведи (“четыре Веды”), не было никакого дела до Вед.

Бхаратийцы должны знать, какое великое уважение проявляют иностранцы к нашей культуре и нашему духовному наследию. А между тем нация опускается всё ниже нравственно и духовно. Поэтому первейшая задача – воспитать самоуважение. Каждый обязан защищать имя и славу Бхараты. Для этого нужно уважать Веды и знать о них хотя бы столько же, сколько знаёт западный мир! Индийцы, по крайней мере, должны знать, что Господь – обитатель их сердца!

Воплощения любви! Храните своё сердце как храм Божий и старайтесь, чтобы оно оставалось чистым и незапятнанным. Воспевайте имя Бога, чтобы прогнать от себя все дурные мысли и чувства.

Беседа в Саи Кульвант Бхаване,
11-7-1995, Прашанти Нилаям

Главный инструмент, с помощью которого можно достигнуть успеха во всех ваших начинаниях, это бхакти, преданность. Она принесёт вам здоровье, богатство, процветание, уничтожит ненависть и раздоры и придаст большую силу вашему плечу, когда вы пашете землю.

– БАБА