САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

том XXVIII

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1995 г.


Содержание

Разве Саи говорит?
Глава 1. Сила божественной любви
Глава 2. Према и тройная чистота
Глава 3. Благородные матери растят благородных сыновей
Глава 4. Поклонение божествам и вездесущность Бога
Глава 5. Бог: триединство и космос
Глава 6. Утверждайте идеалы института Саи
Глава 7. Думайте о Боге, любите Бога
Глава 8. Пусть ваше сердце станет Рамараджьей (царством Рамы)
Глава 9. Бог, человек и космос
Глава 10. Заполните свои сердца любовью к Богу
Глава 11. Близость к Богу
Глава 12. Возрождение нравственных ценностей
Глава 13. Божественный опыт
Глава 14. Бессмертные преданные Господа
Глава 15. В поисках духовной мудрости
Глава 16. Здоровье, диета и божественность не помогут пересечь океан земной жизни
Глава 17. Важность поклонения божественным стопам
Глава 18. Проявляйте божественные качества
Глава 19. Обретите дружбу Бога
Глава 20. Божественное рассеивает тьму
Глава 21. Посвятите все действия Богу
Глава 22. Необыкновенная сила Гаятри-мантры
Глава 23. Смысл поклонения Винаяке
Глава 24. Отдайте всё Богу
Глава 25. Заслужите уважение общества
Глава 26. Хануман - идеал для человечества
Глава 27. Блаженство самореализации
Глава 28. Боритесь с силами зла
Глава 29. Отдавайте людям то, что принадлежит им по праву
Глава 30. Заполните мир любовью
Глава 31. Самое главное - национальное единство
Глава 32. Когда женщинам оказывается почёт
Глава 33. От индивидуального к Божественному
Глава 34. Духовный смысл служения с любовью
Глава 35. Любовь и жертва спасут человечество
Глава 36. Лечите пациентов с любовью
Глава 37. Осознайте Бога с помощью чистой любви
Глоссарий

Глава 4
Поклонение божествам и вездесущность Бога

Одно доброе слово приятно всем.
Зачем же тогда скупиться на приветливую речь?
Добрые слова всех делают счастливыми.
Так говорите же всегда с любовью!
Почему так неохотно расточаете вы добрые слова?

Воплощения любви! Приветливая и ласковая речь доставляет людям огромную радость. Запас приятных, мягких слов поистине неисчерпаем. Каждый может ласково и по-доброму говорить с каждым.

Частицы атома меньше, чем сам атом.
Есть и нечто столь огромное, превосходящее всё,
что вы можете вообразить.
Атом содержится в необъятном, и необъятное – в атоме.
Атман заключен в атоме как Дух.

(говорится в стихотворении на телугу).

Весь огромный мир явлений возник и проявился из атома. Вода, которую вы пьете, воздух, которым вы дышите, звуки, которые вы слышите, – все это состоит из атомов. Пять первоэлементов, пронизывающих Вселенную, – пространство, воздух, вода, огонь и земля, тоже состоят из атомов. Космос – воплощение пяти элементов. По этой причине древние считали Вселенную проявлением Бога.

Задолго до того, как люди начали исследовать тайны атома и изучать природу атомной энергии, и даже до того, как ученые впервые попытались проникнуть в природу духовности, бхаратийцы уже поклонялись бхуми (земле) как божеству. Поскольку все пять элементов присутствуют в земле, они почитали землю как Бхудэви, богиню Земли. Мало того, они боготворили воду как Гангу дэви, божество воды, сумев распознать ее божественное начало. Далее следовал Агни, бог Огня. Четвертым древнейшим божеством был Вайюдэва, бог-повелитель ветра. Потом явился Шабда Брахман – божество в форме изначального звука.

Вы видите, что все пять элементов считались проявлением божественного и были предметом поклонения бхаратийцев. Чужеземцы, не понимавшие глубочайшего смысла поклонения элементам, позволяли себе легкомысленные насмешки над этими древнейшими обрядами.

Поклонение формам божеств и идолам

Каждый атом имеет форму. Во всей Вселенной нет ни одного объекта, не имеющего формы. Любая форма – это виграха (выражение божественного). Адепты других вероисповеданий считали поклонение идолам неразумным и примитивным. Они насмехались над поклонением идолам как над суеверием и в то же время не делали никаких попыток разъяснить, каким образом поклоняться Бесформенному.

Каждое существо получает представление о каких бы то ни было объектах только исходя из их формы. Люди не в состоянии вообразить вездесущего Бога, находящегося в каждой вещи и в каждом создании. Люди пришли к пониманию, что весь мир и каждый объект этого мира состоит из атомов. Но только в XVII веке атомная физика как наука впервые заявила о себе. Однако задолго до этого Прахлада еще будучи ребенком постиг вездесущность божественного. Он сказал своему отцу: “Не сомневайся в том, что Бог присутствует “здесь”, и одновременно присутствует “там”. Он вездесущ. Ты сможешь найти Его там, где будешь искать”.

То, о чем тысячелетия назад возвестил Прахлада, только сейчас начинает открываться служителям науки: а именно, что энергия, заключенная в атомах, обладает божественной природой.

Я показываю пальцем на микрофон и говорю: “Это микрофон”. После того как вы увидели микрофон, вам не нужно показывать не него пальцем, чтобы вызвать представление о нём. Я показываю рукой на цветок и говорю: “Это цветок”. Вы увидели цветок, и теперь вам не нужно показывать, что это такое. Также и идолы использовались для того, чтобы указать на Бога, обратить на Него внимание. Пока не достигнута Богореализация, идолы необходимы. После того, как Бог постигнут, нужда в идолах отпадает.

Зачем поклоняться идолам?

Может ли незамужняя девушка описать своего будущего мужа, если её попросят об этом? Нет, она сможет рассказать о нём только после того, как выйдет замуж. Точно так же человек может описать свой опыт переживания божественного только после того, как будет какое-то время поклоняться изображениям божества и обретет в процессе этого поклонения некое представление о божественном. Если вовсе не совершать обрядов поклонения Богу и не приобретать никакого духовного опыта, можно ли судить о природе божественного? Именно для этого необходимо развивать веру в почитание идолов и изображений божеств. Необходимо осознать, что каждый объект – проявление Бога. Каждый атом божественен.

Поклонение национальному флагу

Некоторые спрашивают, не глупо ли поклоняться неодушевленной, лишенной сознания статуе, считая её богом? Эти вопросы порождены невежеством. Сегодня 90 кроров бхаратийцев поднимают национальный флаг и оказывают ему почести. Прежде чем флаг смог обрести этот статус, многие отдали свои жизни за свободу нации. Многие отбывали долгие сроки тюремного заключения. Люди выдерживали тяжкие испытания ради того, чтобы в свободной стране поднялся национальный флаг. По всей Индии поднимается этот флаг два раза в год – 15 августа и 26 января. Ему воздаётся дань уважения как символу национальной свободы. Так же и народы других стран почитают свои национальные флаги. Мало того, люди поклоняются даже флагам партий, в которых состоят. Разве этот флаг живой? Есть ли в нем душа или жизненная сила? Если вы задумаетесь над этим, то обнаружите, что предмет поклонения, заключенный во флаге – это вера.

Точно таким же будет ответ на вопрос, присутствуют ли жизненная сила и сознание в каменном или живописном изображении божества, являющимся объектом поклонения.

Откуда в квадратном метре ткани появилась такая ценность? Эта ценность определяется фактом, что флаг – символ победы в борьбе за свободу. У самой победы нет формы. Флаг выражает обретение этой свободы. Если бы не было флага, как иначе смогли бы вы наглядно выразить победу в борьбе за независимость? Возьмем другой пример. Вот купюра в сто рупий. Она безжизненна. Но вы надежно храните её, так как она – символ благополучия. Все люди хотят жить безбедно. Деньги как таковые не имеют таких качеств, как благоденствие, щедрость и т.д. Но у владельца денег есть качества. Деньги – символ власти.

У аромата, исходящего от цветка, нет формы. Но сам цветок имеет форму.

Или, например, любовь. У неё нет формы. Но у матери, выражающей ребенку свою любовь, есть форма. Если нет матери, то откуда взяться любви?

Каждая форма заслуживает почитания

Изображения Бога и предметы культа – это ответ тем, кто ходит повсюду и спрашивает: “Где Бог?” Правда в том, что Бог присутствует в каждом атоме. В каждом атоме проявляется божественная сила. Каждый атом заслуживает того, чтобы быть почитаемым. Следует относиться с уважением ко всем объектам в Творении. Это благоговейное чувство человек должен развивать в себе.

Полагая, что физическое тело – то единственное и уникальное, что ему дано, человек зря тратит свою жизнь, преследуя временные и призрачные цели. Однако никакое действие не может быть совершено без помощи тела. А не будь действия, не будет и результатов. Поэтому тело – это основа всего. Тело – это виграха (форма воплощения). У вашей матери есть форма. У наставника есть форма. Все вокруг обладают формами. Понятие виграха также означает “идол”, то есть изображение, являющееся предметом поклонения. Эти виграхи имеют вполне определенную ценность. Именно они помогают нам постичь божественное. В этом мире невозможно представить себе какой-либо тип поклонения, не связанный с формой. Так называемое поклонение Бесформенному – это нечто неправильно толкуемое. Те, кто выступает против поклонения идолам, заблуждаются.

В каждой религии есть своя особенная форма поклонения. Например, это может быть пракрити (природа). Природа обладает огромной притягательной силой. В ней содержатся все пять первоэлементов. Природа дает нам пищу. Природа – источник всех минеральных и жизненно необходимых веществ. Природа – это опора человека в обычной земной жизни. Если все это так, что плохого в том, чтобы поклоняться природе? Разве не должны мы быть благодарны тому, кто предоставляет нам столько необходимых вещей для всех наших нужд? Эта благодарность – форма поклонения.

Каждый человек состоит из пяти элементов. Вне этих элементов человеческое существование невозможно. Так не является ли выражение признательности этим элементам нашим долгом?

Природа обладает силой притяжения. Это называется магнетизмом. Каждый объект находится под воздействием этой магнетической силы. От этого он тоже “намагничивается” и обретает притягательную силу.

Сила идолов

Современные ученые пытаются понять, какова природа этой силы притяжения. К примеру, возьмем храм. Тысячи людей приходят в храм, чтобы совершить обряды поклонения. Магнитная сила земли распространяется на фигуру божества, установленную в алтаре. Эта фигура притягивает мысли молящихся, от этого сила притяжения в идоле становится все более и более интенсивной. Ритуалы, совершаемые перед статуей, также увеличивают её магнетическую силу. Как происходит этот процесс, можно увидеть на примере двух гвоздей, лежащих подле магнита. Через два дня можно заметить, что гвозди тоже намагнитились. Точно так же, когда тысячи верующих заходят в храм, сила, исходящая от ритуалов поклонения, передается фигуре божества и она, в свою очередь, обретает огромную силу притяжения. Она заряжается этой силой и получает способность сообщать энергию молящимся.

В мире нет ни единого объекта, который не обладал бы этой силой. Атомная энергия распространяется повсюду. Только когда будет открыта истинная природа силы, заключённой внутри атома, будет понята и божественная сила. Слово “Шанкара” состоит из двух слогов: “Шам” и “кара”. Что означает “Шам”? “Шам” – это то, что всепроникающе, например, как воздух. Воздух насыщен блаженством. Шанкара – это тот, кто готов отдать это блаженство всем. Нитьянанда (вечное блаженство), Брахмананда (высшее блаженство), – все виды блаженства даруются Шанкарой.

Ишвара – воплощение богатства

Существует понятие Ишвара. Оно относится к тому, кто есть воплощение Ишварьи (всех видов богатства и процветания). Ишварья не ограничено благами материального мира. Оно включает также изобилие здоровья, разума, физической отваги и выносливости. Ишварья представляет собой целостное богатство, в том числе ананду (блаженство). Ишвара – это тот, кто дарует все виды благополучия.

Какова форма этой ананды? Единственная форма блаженства – это опыт. Блаженство может быть испытано только в процессе постижения Бога, и никакие другие средства для этого не подходят. Блаженство всепроникающе, но невидимо. Но это не причина, чтобы отрицать его существование.

Ишваратва (божественное) пронизывает всё. Теряя веру в Бога, превращаясь в неверующих, удаляясь от блаженства, люди становятся жертвами беспокойства. Это совершенно неправильно. Жить без веры все равно что лить воду сквозь сито. Блаженство достигается только верой.

Бог вездесущ. Все Его формы божественны. Все вы наделены электромагнитной энергией, атомной энергией и другими видами энергии. Энергия магнетизма – самая важная сила в человеке. Из этой магнитной энергии рождается электрическая энергия. Сила электроэнергии связана с силой магнитной энергии. Когда электро- и магнитная энергии соединяются, приходит в действие божественная сила. Эта божественная сила не появляется извне. Она внутри человеческих существ. Сама наша форма божественна. Именно поэтому Я обращаюсь ко всем вам: “Воплощения божественного Атмана”. Людям не открывается эта истина, и потому они пускаются на поиски Бога и ищут Его то здесь, то там. Бог повсюду. Сделайте все возможное, чтобы осознать эту основную истину.

Значение “поисков” истины

Люди много говорят о сатья-анвешане (поиске истины). В чём состоит этот поиск? Истина повсюду. Вот вам пример. Вы у себя дома, и ваши глаза видят мать, маленькую девочку, жену, кухарку и невестку. Глаза одни, но видят они разных людей с разными характерами. В данном случае поиск истины означает умение видеть во всех их собственную, единственную, особенную природу. Все, кого вы видите, принадлежат к женскому полу, и глаза, что видят их, одни и те же. Но чтобы распознать истину, нужно четко представлять себе, каким образом смотреть на каждого человека, исходя из его положения и роли в семье и обществе.

Подумайте опять-таки о роли языка. Один и тот же язык может упражняться во лжи или отстаивать правду. Один и тот же язык может оскорблять или превозносить. Роль языка в поиске истины, – определять, когда произнесение неправды допустимо, и когда нужно говорить только правду; в каких случаях нужно порицание, а в каких – похвала.

Истина пребывает у вас внутри. Определить, что истинно, а что нет, значит найти подход к каждому отдельному объекту или ситуации.

Поэтому, если вы хотите найти Бога, который вездесущ, надо изменить внутренний “угол зрения”. Когда вы распознаете собственную, присущую вам божественность, вы будете способны увидеть эту божественность в других.

Смысл поклонения идолам

Поклонение идолам не должно рассматриваться как бессмысленное занятие. Это хорошая практика, так как поклонение формам божества – путь к высшим уровням сознания. В домах обычно висят портреты дедушек и прадедушек. Молодое поколение не застало их в живых. Но тем не менее портреты предков украшаются гирляндами и им оказываются знаки уважения. Есть ли жизнь в этих изображениях? Источают ли они любовь? Обнаруживают ли эти портреты родственные чувства? Нет. Эти картины почитаются, так как люди верят, что через их форму проявляются наши предки. Если бы этого теплого чувства не было, портреты вовсе бы не держали в доме. Такое же чувство сердечной привязанности к объекту поклонения рождает уважение и благоговение к нему. Это называется преданностью. Эта преданность может быть направлена на любой объект, ибо божественное – во всём, в каждом атоме. Может показаться, что такую преданность нелегко развить в себе. Но если её причина и смысл верно поняты, вам будет совсем нетрудно проявлять её.

С давних пор этот вопрос порождал противоречия и сомнения. Например, последователи философской школы Чакраваки долгое время высмеивали “идолопоклонство”. Но со временем они все же осознали его значение. Они поняли, что в этом мире всё, начиная с атома, имеет форму и что каждая частица творения, обладающая формой, есть виграхам (божественная форма), достойная поклонения. Какова форма воды? В этом стакане немного воды, и она приняла форму стакана. Воздух приобретает форму шара, в который его временно заключили. Точно так же, когда божественная энергия наполняет тело, божественное приобретает человеческую форму. Так вездесущее божественное принимает форму, через которое оно проявляется. Совершайте свои священные ритуалы, памятуя об истине, что божество всепроникающе, и оттого присутствует и в изображении, перед которым вы творите пуджу. Тогда вас непременно посетит видение божественного.

Истина о вездесущности Бога была известна гопи, пастушкам Кришны. С восторгом прославляя Кришну, они пели:

О, Кришна! Может ли кто-нибудь разгадать Твою тайну?
Ты меньше атома и больше необъятного.
Ты живешь в мириадах существ огромной Вселенной,
Принимая бесчисленные формы.
Так сможем ли мы когда-нибудь постичь Тебя?
Ты – Вор среди воров, Ты – Праведник среди праведных.
Благодаря Тебе проявляются свойства вещей,
В которых Ты обитаешь. Ты – это всё.

Неисчислимые формы Господа

Тот, кто изучал вибхути-йогу Бхагавад Гиты, должен знать, какое бесконечное количество форм может принимать Господь. Все формы – Его. Если вы верите в то, что Он присутствует в атоме, вы увидите Господа даже в этом атоме. Но если между различными объектами Творения вы будете проводить резкие границы и считать какие-то из них чистыми, а какие-то – нечистыми, это видение не придет к вам. Пока не наступило осознание того, что всё пронизано Богом, необходимо поклоняться изображению как священному символу. Скульптор высекает изваяние из куска скалы. Из-за того, что он придает ему определенную форму, оно устанавливается в храме и превращается в предмет культа. Совершенствуя фигуру, ваятель отсекает и отбрасывает прочь ненужные кусочки камня. Эти осколки могут клятвенно объявить о своем родстве с изваянием, почитаемом в храме. Они могут сказать: “Ты и мы – одно. Единственная разница в том, что у тебя есть определенная форма, а у нас её нет”.

Бог обитает как в имеющем форму, так и в бесформенном. Поскольку у людей нет верного представления о Вселенной, их вера идет на убыль.

Вера – корень духовности. Если вы верите, что Бог существует, – Он существует. Если у вас нет такой веры, Бог (естественно, только для вас) – не существует.

Когда вы верите в Бога, у вас развивается вера в божественность всего сущего. Вера – основа поклонения. Поклонение ведет к единению с божественным. Пока не достигнута богореализация, вас не оставит чувство обособленности. Когда наступает Реализация, этому чувству приходит конец.

По сути, наука и Веданта утверждают одно и то же

Ученые пытаются обнаружить единое начало, лежащее в основе энергии, заполняющей Вселенную. Веданта описывает этот единый принцип как Брахман (высшее всепроникающее абсолютное сознание). Употребляемые слова различны, но по существу они говорят об одном и том же, а именно, что Один проявляется во многом.

Если говорить о божественном, то нет смысла проводить различие между божественным, имеющим форму, и бесформенным. Как вы сможете представить себе Бога без формы? Пока вы не переживете внутренний опыт божественного, вам не удастся избежать поклонения предметам культа. Однажды Рамакришна Парамахамса в ответ на жалобу ученика о том, что ему никак не удается увидеть Бога, спросил, стремится ли тот Богу с таким же рвением, какое проявляет в поисках многих мирских радостей. Если бы это было так, он несомненно обрел бы видение Бога. Когда в свое время такой же вопрос был задан Будде, Он ответил, что если следовать в жизни истине, праведности и ненасилию, не предаваясь излишним рассуждениям о Боге, это непременно приведет к наивысшему опыту Божественного.

Путь Свами

Многие люди, имеющие вопросы и сомнения относительно Свами, не понимают путей Божественного. Они смотрят на всё вокруг с мирских позиций. Им нужно смотреть на вещи с божественной точки зрения. Измените угол зрения! Когда вы будете постоянно глядеть на мир с точки зрения вездесущности Бога, вы быстро изменитесь. Вы почувствуете божественную силу в каждой частице творения. Вы не можете ничего скрыть от Бога. Многие воображают, что Свами не видит то, что они делают. Им невдомёк, у что у Свами мириады глаз. Даже ваши глаза божественны. Но вам неведома своя собственная природа. Если у вас есть вера в себя, у вас будет вера в Бога. Поймите, что божественной силе подвластно всё. Имейте эту высшую веру и любите Бога. Тогда Бог “привлечет” вас к себе. Для этого нужна чистота. Магнит не притянет кусок железа, покрытый ржавчиной. Так же и Бог не притягивает к себе загрязнённое существо. Преобразите свои чувства и мысли и укрепитесь в уверенности, что Бог – это всё. Если у вас есть эта убежденность, Бог не оставит вас.

Сегодня – Шиваратри, благодатная ночь. Это прекрасный повод для того, чтобы укреплять добрые помыслы и молиться о благих действиях и образе жизни. Вам нужно избавиться от примитивных и мелких чувств.

Люди сегодня утратили дух жертвенности. У каждого человека должны быть три качества: любовь к своей стране, жертвенность и потребность в благочестивом духовном пути. Только того, кто имеет эти три свойства, можно назвать настоящим человеческим существом. Знать и изучать – функция ума. Действовать – обязанность тела. Пребывать вечным свидетелем – роль Атмана. Ум, тело и Атман вместе взятые составляют сущность “человеческого”. Божественность присутствует во всех трёх.

Бог предоставил человеку все блага для жизни в этом мире. Но есть одно неизбежное условие, которое необходимо принимать во внимание. Результаты ваших действий, плохих или хороших, будут соответствовать природе этих действий. Сегодня люди хотят пожинать плоды добрых действий, уклоняясь от самих этих действий. Это невозможно! Так же никто не может избежать результатов дурных поступков. Бог – только свидетель.

Так начните хотя бы сейчас: развивайте добрые мысли, поступайте правильно – тогда вы оправдаете своё существование. Начать следует с карма-марги (пути действия), а закончить джняна-маргой (путем знания). Между первым и вторым находится упасана-марга, путь поклонения. Это тот путь, по которому вы должны следовать сегодня. Для этого нужно вооружиться уверенностью, что Бог вездесущ. Когда у вас есть это убеждение, вы никогда не пойдете на лицемерие, интригу и обман, не станете оскорблять других и вредить им, напротив, – вы стяжаете все добродетели.

В этом – цель соблюдения обетов Шиваратри, священной ночи Шивы. Ночное бдение должно быть всецело посвящено размышлениям о Боге. Развивайте стойкое убеждение в том, что Бог внутри вас и вы божественны. Любовь – это Бог и Бог – это любовь. Живите в любви и превратите всю свою жизнь в поэму любви.

Беседа 27-2-1995, Прашанти Нилаям