Вы на странице: ГлавнаяСатья СаиКниги

САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

том XXVIII

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1995 г.


Содержание

Разве Саи говорит?
Глава 1. Сила божественной любви
Глава 2. Према и тройная чистота
Глава 3. Благородные матери растят благородных сыновей
Глава 4. Поклонение божествам и вездесущность Бога
Глава 5. Бог: триединство и космос
Глава 6. Утверждайте идеалы института Саи
Глава 7. Думайте о Боге, любите Бога
Глава 8. Пусть ваше сердце станет Рамараджьей (царством Рамы)
Глава 9. Бог, человек и космос
Глава 10. Заполните свои сердца любовью к Богу
Глава 11. Близость к Богу
Глава 12. Возрождение нравственных ценностей
Глава 13. Божественный опыт
Глава 14. Бессмертные преданные Господа
Глава 15. В поисках духовной мудрости
Глава 16. Здоровье, диета и божественность не помогут пересечь океан земной жизни
Глава 17. Важность поклонения божественным стопам
Глава 18. Проявляйте божественные качества
Глава 19. Обретите дружбу Бога
Глава 20. Божественное рассеивает тьму
Глава 21. Посвятите все действия Богу
Глава 22. Необыкновенная сила Гаятри-мантры
Глава 23. Смысл поклонения Винаяке
Глава 24. Отдайте всё Богу
Глава 25. Заслужите уважение общества
Глава 26. Хануман - идеал для человечества
Глава 27. Блаженство самореализации
Глава 28. Боритесь с силами зла
Глава 29. Отдавайте людям то, что принадлежит им по праву
Глава 30. Заполните мир любовью
Глава 31. Самое главное - национальное единство
Глава 32. Когда женщинам оказывается почёт
Глава 33. От индивидуального к Божественному
Глава 34. Духовный смысл служения с любовью
Глава 35. Любовь и жертва спасут человечество
Глава 36. Лечите пациентов с любовью
Глава 37. Осознайте Бога с помощью чистой любви
Глоссарий

Глава 21
Посвятите все действия Богу

Воплощения любви! Нет более великой аскезы, чем внутреннее спокойствие, или мир (шантам). Мир – самая большая награда человеку. Покой придаёт красоту мудрецам. Покой придаёт пленительное очарование божеству. “Без мира не может быть счастья”, – сказал Тьгараджа, поэт и святой Южной Индии. Нет большего счастья, чем чувство удовлетворённости. Человек ищет счастье в разных формах. Но не существует счастья, равного шанти, миру. Именно об этом пел Тьягараджа. Если нет покоя, нет и счастья. Сантрупти, удовлетворённость – источник высшего счастья. Нужен ли самый прекрасный рай тому, кто всегда доволен и безмятежен?

“Нет худшей болезни, чем желание”. Современного человека преследуют бесконечные желания, которые вызывают бесчисленные болезни. Нужно поставить заслон желаниям, но сегодня они растут беспредельно. Точно так же неудержимо множатся болезни. Человека настигают душевные недуги, ведущие к недугам физическим. Каждый поэтому должен изо всех сил сдерживать свои желания.

Сердце, полное сострадания, – это храм божий

На дхармо дайя самах”. Нет добродетели, равной состраданию. Сердце, полное сострадания – это храм Божий. Таким и должно быть сердце каждого человека.

Вот урок, который нужно усвоить всем. В каждом слове заключена сила мантры. В каждом растении заложены целебные свойства. Каждое человеческое существо драгоценно. Настоящий человек – это тот, кто знает эту истину и живёт в согласии с ней.

Люди сегодня не знают цену ни времени,
ни человеческой жизни.
Весь день вы проводите в лихорадочной суете.
И вы называете это жизнью?
Вы едите три раза в день.
И это, по-вашему, значит жить?
Может быть, вы думаете, что жить
Это значит сладко спать?
Неужели сплетни и пересуды
Вы считаете целью жизни?
Разве для этого Бог дал вам жизнь?
Вы знаете, где грех, а где заслуга,
Но равнодушны к ним обоим.
Хотя бы с сегодняшнего дня постарайтесь жить,
Как подобает людям.

Божественная энергия

Космос – это творение Бога. Он насыщен энергией. Эта энергия не сосредоточена в какой-то определённой точке пространства или времени. Она всепроникающа, но человек не способен распознать её божественную природу. Он не может поэтому уловить эту энергию и считает, что её вовсе не существует. Электрическая энергия всегда присутствует в проводах, но её наличие становится явным только тогда, когда включается лампочка. Подобно этому, хотя Бог вездесущ, Его сияние озаряет только тех, кто поклоняется Ему от чистого сердца.

Люди сегодня не способны понять, что такое жизнь, какова её цель, в чём заключается долг и призвание человека. Время летит стремительно, как ураган. С каждой минутой отпущенное человеку время тает, как кусок льда, и жизнь кончается ещё до того, как человек успевает осознать свой долг. У каждого есть какие-то устремления, какие-то идеалы, которые он должен реализовать, есть священный путь, на который он должен вступить. Но человек не делает никаких усилий, чтобы повернуться к духовным целям. Он едва ли задаёт себе вопросы об этих целях и о тайне жизни. Он довольствуется тем, что отдаётся чувственным радостям. Он не должен так поступать, не в этом цель жизни.

Каждый человек должен иметь божественный идеал, под знаком которого проходила бы вся его жизнь. Увы! Человек сегодня не следует этому священному пути.

Основой всего являются мысли. Они находят выражение во внешних формах, отражающих внутренние процессы. Это можно показать на простом примере. Когда вы хотите построить дом, вы сначала обдумываете, как будут в нём расположены комнаты. Затем ваша идея переносится на бумагу в виде проекта. Первыми приходят мысли, потом уже приобретающие конкретные формы. Когда вы хотите написать письмо, то сначала думаете о том, что вы должны написать, а затем уже берёте ручку и бумагу.

Мысли ведут к действиям. Не может быть действия без оформленной мысли (санкальпы). Поэтому так важно поддерживать священные мысли. Каждый должен понимать, что все невзгоды и горести проистекают от дурных мыслей. Вы думаете, что кто-то другой виновен в ваших несчастьях. Это не так. Вы и только вы ответственны за всё хорошее и плохое, что происходит с вами. Других вы обвиняете по своей слабости.

Преображение Вальмики

Об этом прекрасно сказано в Кенопанишаде: “Брахмавид брахмайва бхавати”. Постигший Бога становится Богом. Чем вы вдохновляетесь, к чему вы стремитесь, тем вы и становитесь. Когда Вальмики задумал написать Рамаяну, он сначала медитировал на все достоинства Рамы и только потом смог начать свой эпос. Постоянно повторяя имя Рамы и не переставая медитируя на принцип Рамы, он засиял светом Рамы. Одно из чудес, сотворённых Рамой, заключалось в том, что разбойник с большой дороги смог стать создателем великого эпоса.

Когда вы медитируете на чей-то свет, часть этого света проникает в вас. Так было с Прахладой. Постоянно воспевая имя Бога, посвящая все свои мысли Нараяне, он стал обладать божественной силой и испытал несказанное блаженство. С полной невозмутимостью встречал он все испытания, которым подвергали его слуги отца. (Свами спел песню из Бхагаваты, где Потана рассказывает, как Прахлада воспевал имена Бога в то время, как ракшасы пытали его). У Прахлады не было страха. Лучезарный свет Вишну сиял на его лице.

Человек – отблеск Божества

Современный человек должен задуматься о своей истинной природе. В Гите Господь сказал: “Человек на земле – это часть Моего вечного Я”. Смысл этих слов таков: “О глупый человек! Не думай, что ты лишь сочетание пяти элементов. Ты – амса (часть) Меня”.

Ветка – часть дерева, ребёнок – часть матери. Ветка не может существовать без дерева, ребёнок – без матери. Человек – часть Мадхавы, высшего Я. Он поэтому не может существовать без Мадхавы. Вы можете спросить: “Но тем не менее, человек существует. Как же ему это удаётся?” Но какую жизнь он ведёт? Разве живёт он как человек? Нет. Он живёт как животное. Если бы он знал, что он – отблеск божества, стал бы он жертвой страданий? Ведомы ли Богу беспокойства и заботы? Нет. “Он – вечное блаженство, источник счастья, воплощение мудрости”, – говорит санскритская шлока. Если вы – часть божества, почему вы должны быть жертвой всех этих мучений? Когда вы спросите себя об этом, то поймёте, что не ведёте себя как отблеск божества. Прямо сейчас должны вы дать обещание вести благую жизнь.

Помните также, как трактуют это другие религии. В Библии Бог предстаёт всемогущим и всеобъемлющим. Мусульмане тоже неустанно размышляют о Боге и посвящают Ему всю свою жизнь. Поэтому мусульманам доступен божественный свет. Иисус Христос часто говорил: “Я и Ты – одно”.

Великий учёный Чарльз Дарвин был настолько предан своему учителю Хенслоу, что стал полным подобием своего наставника. Такие чувства должны рождаться в сердце каждого, но сегодня чувства людей меняются каждое мгновенье. В результате люди обрекают себя на бессмысленную жизнь. Родившись как человеческое существо, осознав себя как отблеск божества, человек обязан вести благую жизнь.

Поиски совершенства

Жил в Италии великий скрипичный мастер Страдивари. Ему нужен был целый год, чтобы изготовить одну скрипку – совершенную во всех отношениях. Друг как-то спросил его: “Антонио, если ты делаешь только одну скрипку в год, как тебе удаётся сводить концы с концами?” Антонио ответил: “Брат! Господь – воплощённое совершенство. В гармонии с Ним я должен сделать совершенную скрипку. Если она не будет совершенной, я предам Бога. Бог – сама цельность, само совершенство. Если ты хочешь порадовать Бога, твои мысли, слова и дела должны быть чисты”. То – совершенно, и это должно быть совершенным. Так великие люди западного мира поклонялись Богу и служили Ему.

Бог во всём совершенен. Поэтому, почитая Его, нужно отдать Ему все чувства целиком. Нельзя почитать Бога “наполовину” или время от времени. Преданный должен достичь полного слияния с Богом. Количественно всегда будут различия между Богом – океаном любви и преданным, чья любовь – капля в этом океане. Но качество любви – одно и то же.

Преданность пастушек

Всё, что вы делаете, чтобы порадовать Бога, должно быть в гармонии с совершенством божества. Ваши слова должны быть абсолютно правдивы. Ваши дела должны быть целиком посвящены Богу, а мысли – стать обожествлёнными. Нужно понять, что Бог живёт в каждом существе. Человек, не способный прийти к этой истине, ведёт двойную жизнь и становится добычей невзгод и тревог. Лишь ведя благую жизнь, человек может спасти себя.

Пастушки являются образцом полной и чистой преданности. Они целиком отдались Кришне и не обращали никакого внимания на привезённое Уддхавой послание, сказав ему, что их настолько поглощает любовь к Кришне, что заниматься чем-либо другим у них нет ни времени, ни желания. Они полностью отождествили себя с Кришной.

Кришне было 6 лет, когда Он предавался играм с пастушками. Даже у бхаратийцев создалось неверное впечатление об этих играх Кришны. На самом деле подобным забавам и проказам отдаётся ребёнок, играя со своими братьями и сёстрами. Этими играми Он привлёк сердца пастушек, и они видели Его в каждом стебельке, в каждом цветке, в каждой травинке. Когда Кришна покинул Гокулам, пастушки устремились в Бриндаван, по пути обращаясь к каждому дереву и к каждому цветку с просьбой указать им, где скрывается Кришна, похитивший их сердца. (Свами спел песню пастушек, в которой они просят лианы сказать, не прячется ли Кришна среди них). Перед пастушками был только один образ – Кришна, только одно видение – Кришна.

Природу истинной любви между преданными и Богом не понять неверующим, атеистам. Только любящий преданный может ощутить сияние божества. Человек без любви теряется в диалектических противоречиях, спорах, дискуссиях, в результате которых горечь побеждает аргументы.

Человеческая жизнь драгоценна

Кришна-аватар возвестил миру доктрину божественной любви, так ярко проявившуюся в пастушках. Человек подобен глиняному горшку, наполненному нектаром. Его тело может быть сделано из глины, но дух его бессмертен. Однако ощутить Божественное дано человеку через тело. Поэтому рождение человеком не следует воспринимать как нечто тривиальное. Жизнь стоит того, чтобы её прожить. Её нужно хранить как драгоценность.

Но сегодня этот драгоценный дар превращают в грязь. Очень важно осознать ценность человеческого существования. Какова цель человеческой жизни? Возвратиться к истоку, из которого мы вышли. Наш долг – вернуться в свой исконный, настоящий дом.

Все вы приехали сюда из разных частей Индии и мира. После пребывания здесь вы вернетесь в родные места. Такими же паломниками пришли люди и на планету Земля. Они должны возвратиться в свой настоящий дом. Все вышли из Атмана и должны вернуться к Атману. Вы вышли из Брахмана (высшего Я) и должны слиться с Брахманом. Вы воплотились как отблеск Брахмана. Вы должны стать Брахманом. Перед вами может возникать множество препятствий, но вам следует справиться с ними. Пусть ваша вера будет непреклонной. Это и есть истинная преданность.

Любовь – Божий дар

Преданность включает в себя не только различные формы поклонения. Преданность – это безоговорочное вручение себя Господу с чувством чистейшей любви. Вы вышли из Божественного, наделённые любовью, и на этой любви должна держаться ваша жизнь. Эта любовь – дар Божий. Относиться к ней надо как к собственности Бога, а не вашей личной собственности. Пока вы будете уверены в том, что лично вам что-то принадлежит, вам не удастся понять духовный принцип.

“Я” и “моё”, в этих чувствах – коренная причина всех несчастий человека. От привязанности и чувства собственности нельзя полностью отказаться. Но их необходимо ограничить. От ненасытных желаний растёт беспокойство. Пастушки и пастухи жили в согласии с жизнью. Они были всегда довольны. У них было только одно желание – стремиться к Богу.

Люди находятся под влиянием иллюзорной силы майи. Даже пастушки однажды усомнились, сможет ли такой маленький мальчик, как Кришна, поднять гору Говардхану, чтобы уберечь жителей Репалля от бурных потоков ливня. Преданных не должны одолевать сомнения. Вера в Бога должна быть нерушимой до последнего дыхания.

Тройная чистота

Воплощения любви! Вы празднуете день рождения Бога, пришедшего к вам как аватар. Каков смысл этого празднества? Каждый аватар приходит для того, чтобы защитить и утвердить определённый идеал. Как провозглашено в Гите, аватары приходят для установления в мире дхармы. Что есть дхарма? Существуют самые различные дхармы, или кодексы поведения: для учеников, давших обет целомудрия, для отшельников, для семьянинов и т.д. Эти дхармы связаны с какой-то одной стороной жизни. “Дхараяти итхи дхармах”. Истинная “универсальная” дхарма – это та, что поддерживает человека. Человек существует благодаря трём факторам: это тело, ум и язык. Руки представляют тело, мысли – ум, речь – язык. Дхарма – это действие тела, ума и языка в согласии друг с другом. Мысли, слова и действия должны быть в гармонии. Этим отличается настоящий человек. Эта основополагающая истина действительна повсюду, независимо от национальности, языка или религии. Она приложима к людям любых стран, в любые времена. Те, кто придерживается этой тройной чистоты, будут спасены. Они – соль земли. Они – защитники праведности. Для них, приверженцев дхармы, Бог является верным другом, Он всегда и везде рядом с ними. Люди должны сегодня хранить и поддерживать дхарму. Но вместо этого они жертвуют чистотой мысли, слова и дела ради мнимой привязанности к телу.

Для того, чтобы показать на примере, как родственные привязанности влияют на решения человека, Я расскажу эпизод из Махабхараты, который предшествовал битве на поле Куру, и о поведении Арджуны на поле боя. Арджуна был решительно против попыток Кришны склонить Кауравов к миру, считая это пустой затеей. Но когда он увидел, что его наставники, двоюродные братья и другие родичи выстроились против него на поле брани, он пал духом и отказался сражаться. Тогда-то Кришна и внушил ему, что дух бессмертен, а тело бренно, и что, выполняя свой долг, человек не должен давать волю родственным чувствам. О теле следует заботиться, но не чрезмерно. Оно должно быть подчинено служению Богу.

Иллюзия разъединённости

Кто-то может заявить, что готов вручить Богу всё своё богатство, свою семью, власть и авторитет. Но это не есть полная отдача себя Богу. Человеку необходимо понять: “Я в Тебе, Ты – во мне”. Бог един. Чувство обособленности от Бога должно уйти.

Даже Яшода, хотя и видела множество примеров божественности Кришны, из-за привязанности к телу (заблуждения, вызванного майей), не могла осознать, что высший Бог – един. Она жаловалась, что Кришна заставляет её волноваться, когда отказывается от масла, которое она ему даёт, и тащит масло из домов пастушек. Она привязывала Кришну к дереву, чтобы он не бегал по чужим домам. Эти эпизоды призваны дать преданным представление о путях Господних. Божественное есть в каждом человеке, но постижение этого зависит от усилий самого человека, так же как божественное сияние в человеке зависит от степени его духовного развития. Чтобы стать способным излучать чистый божественный свет, человеку нужно вступить на путь любви. Прийти к Высшему Божеству можно только через любовь.

Бога нельзя обрести с помощью ненависти, гнева и зависти. Наличие в людях этих злых качеств накладывает на их лица отпечаток уныния. Напротив, если бы вы могли посмотреть на лица Дхрувы, Прахлады, Нарады, то увидели бы на них яркое сияние, потому что они полны любви к Богу. Не может быть и следа печали на лице того, кто верит в Бога. Так было с Вальмики. Всё его лицо было озарено светом, исходящим от Рамы – воплощения любви. Если вы хотите излучать свет и пребывать в блаженстве, стремитесь к единению с Богом. Это первейший долг человека. (Бхагаван спел две песни, оплакивая в них долю людей, которые более заняты своим пропитанием, чем Богом и которые, овладев всеми священными текстами, не отдаются искреннему служению Господу). Именно эту заповедь хотел передать Ади Шанкарачарья в своём знаменитом гимне “Бхаджа Говиндам”. Каждому следует осознать мимолётность жизни и как можно раньше обратить свои мысли к Богу. Жизненные удары нужно встречать мужественно и с твёрдой верой в Бога. Вера – это высший дар человеку, и умалять его ценность недопустимо. Вера в Бога никогда не должна покидать человека, каковы бы ни были научные познания человека, его положение в обществе или его сила. Это – высшее благо жизни.

Вселенское послание Гиты

Сегодня люди забыли вечные истины и погрязли в эгоизме. Подлинное значение слова сва-артха (букв. эго-центризм, то есть стремление к себе) – это приверженность истинному “Я”, а не мелкие эгоистические интересы.

Такова высшая заповедь Бхагавад Гиты. Она направлена не к одному человеку, не к одной нации. Она – общезначима и нужна всему человечеству. Это слова Бога, который воплощает вечную мудрость, является космическим режиссёром, драматургом и актёром, сосредоточив в Себе все роли. Неразрывную связь между Одним и многими необходимо правильно понять.

Обожествляйте каждое действие

Что бы вы ни делали, помните о вездесущности Бога. Делайте всё по любви, а не по принуждению. Обожествите каждое действие. Бог говорит в Гите: “Рождённые в этом преходящем и несчастливом мире, почитайте Меня”.

Кришна призвал Арджуну воспрянуть духом и обратиться лицом к битве, напомнив ему о том, какой будет участь одержимых злобой Кауравов. Кришна призвал его полностью довериться Ему и выполнить свой долг. И Арджуна заверил Его: “Каришье вачанам тхава” (“Я сделаю всё, что Ты мне прикажешь”).

Кришна в ответ сказал: “Отныне ты стал Моим истинным преданным”. И убедил его принять участие в сражении, которому суждено было завершиться полным поражением Кауравов, во главе с четырьмя злодеями – Дурьодханой, Душасаной, Карной и Шакуни.

Великий урок Гиты таков: “Доверьтесь Богу, выполняйте свои обязанности, оказывайте помощь каждому, кто в ней нуждается и сохраняйте чистой свою жизнь”. Посвящайте все свои дела Богу. Идя по этому пути, вы почувствуете своё единство с Богом. Бог – в вас, вы – в Боге. Это единство и есть главная истина. Пойте имя Бога и совершайте общественное служение в духе бескорыстия и преданности Господу.

Беседа 18-8-1995, Прашанти Нилаям