САТЬЯ САИ ГОВОРИТ

том XXVIII

Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы в 1995 г.


Содержание

Разве Саи говорит?
Глава 1. Сила божественной любви
Глава 2. Према и тройная чистота
Глава 3. Благородные матери растят благородных сыновей
Глава 4. Поклонение божествам и вездесущность Бога
Глава 5. Бог: триединство и космос
Глава 6. Утверждайте идеалы института Саи
Глава 7. Думайте о Боге, любите Бога
Глава 8. Пусть ваше сердце станет Рамараджьей (царством Рамы)
Глава 9. Бог, человек и космос
Глава 10. Заполните свои сердца любовью к Богу
Глава 11. Близость к Богу
Глава 12. Возрождение нравственных ценностей
Глава 13. Божественный опыт
Глава 14. Бессмертные преданные Господа
Глава 15. В поисках духовной мудрости
Глава 16. Здоровье, диета и божественность не помогут пересечь океан земной жизни
Глава 17. Важность поклонения божественным стопам
Глава 18. Проявляйте божественные качества
Глава 19. Обретите дружбу Бога
Глава 20. Божественное рассеивает тьму
Глава 21. Посвятите все действия Богу
Глава 22. Необыкновенная сила Гаятри-мантры
Глава 23. Смысл поклонения Винаяке
Глава 24. Отдайте всё Богу
Глава 25. Заслужите уважение общества
Глава 26. Хануман - идеал для человечества
Глава 27. Блаженство самореализации
Глава 28. Боритесь с силами зла
Глава 29. Отдавайте людям то, что принадлежит им по праву
Глава 30. Заполните мир любовью
Глава 31. Самое главное - национальное единство
Глава 32. Когда женщинам оказывается почёт
Глава 33. От индивидуального к Божественному
Глава 34. Духовный смысл служения с любовью
Глава 35. Любовь и жертва спасут человечество
Глава 36. Лечите пациентов с любовью
Глава 37. Осознайте Бога с помощью чистой любви
Глоссарий

Глава 24
Отдайте всё Богу

Как в семечке кунжута содержится растительное масло,
Как в молоке – сливочное масло,
Как аромат таится в цветке,
Как сок заключён в плоде,
Как огонь сокрыт в охапке хвороста,
Так повсюду неуловимо присутствует божество.

Воплощения божественной любви! Растительное масло содержится в семечке кунжута, топлёное масло – в каждой капле молока. Аромат в невидимой форме присутствует в цветке. Плод полон сладкого сока. В каждом куске дерева сокрыт огонь. Так же и божественное начало разлито в неуловимой форме во всём космосе. Бог находится не в какой-то отдельной стране или в одном теле. Как зрение в глазу, как слух в ухе, Бог пребывает в уме как чайтанья, сознание. Космос – зримое проявление невидимого высшего “Я”.

Хотя Бог находится в непосредственной близости к человеку, последний в своём невежестве устремляется повсюду искать Бога. Божественное светится в каждом человеке как сат-чит-ананда – космическое сознание.

Отражение солнца, сияющего в небе, можно видеть в океанах, реках, озёрах, источниках. Отражения эти различны, но солнце – одно. Божественное присутствует в человеке подобно невидимой нити, на которую нанизана гирлянда драгоценных камней. Весь космос пронизан Божеством, являясь видимым Его проявлением.

Истинная человеческая природа – одна во всех людях

Ничто в мире, ни неодушевлённый объект, ни человек, ни какое-либо другое создание не может существовать независимо от Бога. Хотя люди появляются на свет в различных обликах и говорят на разных языках, их истинная человеческая сущность одна для всех. Есть только одна раса на земле – раса человечества. И Бог только один. Он – Сат-чит-ананда.

Как семя даёт росток и превращается в растение, на котором расцветает цветок, так и божественное семя прорастает в сердце человека и расцветает цветком сат-чит-ананды. Для семени естественно превратиться в благоухающий цветок, так и человеку естественно испытывать божественную радость, сат-чит-ананду.

Есть много свидетельств, указывающих на присутствие в человеке божественного начала. Но совсем не многие люди готовы на жертву, нужную для того, чтобы ощутить божество. Жизнь, как считали древние мудрецы, полна благоухания, полна нектарной сладости. Когда человек забывает об этой сладости, он перестаёт быть человеком. Сладостью манавататтвы (человеческого естества) является жертвенность, тьяга. В священных текстах говорится: “Только через жертву может открыться человеку высшее божество”. Но погружённый в эгоизм человек не способен постигнуть эту истину.

Жертвенность Бали

Синонимом слова тьяга, жертва, является слово бали, которое имеет несколько значений: подношение, посвящение, жертвенность и... налоговый сбор. Что подразумевается под налогом? В наши дни “бали” означает то, что мы жертвуем в чью-то пользу в чисто житейском смысле. Но известно, что в древности бали ассоциировалось с принесением в жертву живых существ. Это неверное понимание слова бали. Открытие Бога в человеке – вот что такое бали.

Люди платят налог на воду властям, которые способствуют доставке воды в жилища из отдалённых источников. Люди также платят налог за получаемую электроэнергию. Какой же налог вы платите Богу за то, что Он вложил в вас божественное начало, хотя вы, вовлечённые в мирские дела, и считаете себя далёкими от Бога? Вы оплачиваете даже небольшое количество воды и электрической энергии. А сколько платите вы за огромные потоки дождя, которые даёт вам провидение? Бог наполняет водой реки и водоёмы. Он насыщает воздух живительным кислородом, которым вы дышите. Солнце освещает весь мир своим светом. Какой налог платим мы за все эти благодеяния? Мы отдаём Богу себя – таков наш налог. Его и следует назвать “бали”. Бояться этого слова не нужно. Оно означает: отдача своего “я” – Богу.

Величие царя Бали

В совершении подобного пожертвования Бали был велик. Он был внуком Прахлады и посвятил всю свою жизнь Богу. Это был великий преданный. Его благотворительность не знала себе равных. Он сделал своих подданных счастливыми. Он никогда не отрекался от своего слова. Он был полон добродетелей. Царь Бали заботился о своём народе, о его процветании и тем снискал любовь своих подданных.

Отец Бали Вирочана также был благим правителем. Так, все правители в этом роду, от Прахлады до Бали, были полны любви к Богу. Их вдохновляла божественная сила. В своё время отец Прахлады Хираньякашипу был стражем у бога Вишну. И как бы ни отличались друг от друга в поведении и складе ума Прахлада, Вирочана и Бали, всех их в равной мере воодушевляла преданность Богу.

Несмотря на сильное противодействие со стороны своего наставника Шукраачарьи, который не хотел, чтобы Бали, согласно своему обещанию, жертвовал земли Вамане, Бали был твёрд, когда отдал Вишну всё, что имел. Он сказал наставнику: “Гуру, какая мне польза владеть тем, что не нужно Богу? Проситель – сам Бог. На самом деле у Него нет никаких желаний. Но чтобы освободить нас от последствий наших прошлых дел, Он создаёт ситуации, которые подвигают нас к жертвованию. Когда всемогущий Бог появляется в роли искателя благ, может ли быть большая радость, чем сделать пожертвование божеству? Большего блаженства, чем это, я не ищу. Я готов отдать свой ум, своё тело, саму жизнь свою Богу. Нет большего счастья, чем это”.

Вот истинное значение жертвы. Бог не просит, чтобы Ему отдали богатство или почёт. Говорят, что Бог бывает рад, если истинный преданный предложит ему лист, цветок, фрукт или даже немного воды. Что такое этот лист? Это – тело, а сердце – цветок, ум – фрукт. Вода – это слёзы радости, пролитые преданным. Вот чего Бог ждёт от вас. И Он говорит вам: “Мой дорогой сын! Тело не принадлежит тебе. Кто дал его тебе? Это драгоценный подарок Бога. Оно инертно, как лист”.

Эради ссылается на мантру Гаятри: “Ом! Бхур Бхува Суваха...”. В этой мантребху” относится к телу, которое составлено из материальной субстанции. Его можно сравнить с листом (тоже материальным объектом). “Бхувах” относится к тому, что активизирует инертное тело. Эта жизненная сила (прана) действует как вибрация. “Суваха”: что стоит за жизненной силой? Праджняна (мудрость, целостное сознание). В Упанишадах сказано: “Праджнянам Брахма”. Праджняна, мудрость – это Брахман. Праджняна действует через излучение. “Суваха” относится к этой силе излучения. Человеческое начало и состоит из этих трёх составляющих: излучения, вибрации и инертной материи.

Сделайте Бога дыханием своей жизни

Цветок, предложенный Богу – это чистое сердце, свободное от пятен пороков и злых наклонностей, таких, как похоть, гнев, гордыня. Плод, отданный Богу, – это ум, освобождённый от всех дурных мыслей и чувств и наполненный сладким соком доброты. Вода, которую нужно отдать Богу, – это слёзы, льющиеся из глаз от радости познания Бога. Есть два вида слёз: слёзы, рождённые горем, и слёзы, непроизвольно льющиеся от блаженства, вызванного ощущением Бога. Сделайте Бога дыханием своей жизни, сладостью своего существования. С этими священными чувствами отдавал себя царь Бали Богу, явившемуся как Вамана (карлик).

Люди предлагают Богу множество даров, но величайший из них – вручение Богу себя. Именно это и сделал Бали. Он воскликнул: “О Господи! Я отдаю Тебе сердце, которое Ты мне дал: что ещё могу я предложить Тебе? У Твоих стоп я прошу: прими мою жертву”.

Бали – высокий пример самопожертвования. Он доставлял радость Богу, у которого не существует желаний, ибо в Нём самом есть всё. То, что Он совершает, Он совершает для блага преданных.

Дух жертвенности – высшее качество царя Бали. Он преподал жителям Кералы урок самопожертвования. Он показал также, что когда нужно сдержать обещание, человек может пренебречь даже советом своего наставника. Никому не позволено встать между преданным и Богом. Бхарата, Прахлада и Бали – примеры великих преданных Господу. В своей преданности Ему они пренебрегали даже ведическими предписаниями, касающимися почитания матери, отца и наставника.

Бали понимал, что ни одна былинка не заколышется без воли на то божества. “Никому не известна высшая сила воли Господа. Он пронизывает весь космос, от муравья до Брахмана. А люди игнорируют эту истину”, – говорил Бали. (Свами продекламировал стих из Бхагаваты).

Значение Онама

Царь Бали целиком отдал себя Богу. Во время его правления все его подданные были счастливы и вели праведную жизнь. Опечаленный мыслью о том, что ему предстоит покинуть свой народ, он сказал: “Дорогие мои подданные! Я не могу жить без вас, а вы не можете без меня. Каждый год я буду появляться перед вами и приносить вам радость”.

Онам – это день, когда Бали выполняет своё обещание. Праздник Онама люди отмечают тем, что встают рано поутру, совершают омовение, надевают новую одежду и прославляют Бога. Какое значение имеет вастра – новая одежда? Вастра – одно из названий сердца. Надеть новое платье, значит очистить сердце. Когда оно чисто, Бог выбирает его для своего обитания. Нет никакого смысла надевать новую одежду, если сердце остаётся нечистым.

Поэтому сердце нужно держать в чистоте. Правитель должен быть достоин своих подданных, а подданные должны быть достойны своего правителя. Между ними должна быть живая, гармоничная связь.

Нелегко осмыслить пути Господни. Даже древние мудрецы чувствовали, что эти пути неисповедимы, и что атрибуты Бога нельзя ни постигнуть, ни оценить. Пастушки говорили: “О Кришна! Как нам узнать Твою истинную природу? Среди тонкого Ты – самый неуловимый, и Ты громаднее самого громадного. Как можем мы познать Тебя?”

Всё принадлежит Богу

Мудрецы, стремясь постигнуть тайну Божества, пришли к заключению, что Бог – это всё, и что никто не может считать что-либо своей собственностью. Исходя из этого, они и смогли познать Бога. Однако сегодня из-за влияния Кали юги каждый воспринимает всё, как “своё”. На самом деле ничего никому не принадлежит. У людей возникают ложные и неразумные представления о собственности. Чувство собственности вторгается в каждую мысль и в каждое действие. И это ведёт к разрастанию “эго”. Эгоизм должен быть полностью искоренён, так же как и инстинкт собственничества. В сердце должно воцариться божество. Знайте, что всё принадлежит Богу. “Вы пришли с пустыми руками, и с пустыми руками вы уходите”. Всё, что вы приобретаете или теряете, всё равно, что проносящиеся облака. Царь Бали учил людей этой глубокой истине. Ничто не принадлежит никому. Все дары – от Бога.

Бали был великий преданный. Преданность обладает пятью качествами и знает девять путей почитания Бога. Первый путь – это шраванам (слушание славословий Богу), последний – атма ниведанам (полная отдача себя Богу). Бали открыл своим подданным великую правду о преданности.

С тех времён и до наших дней жители Кералы отмечают Онам – праздник, который дорог им как сама жизнь. Они встречают его с несказанной радостью. И не ради яств, приготовленных по этому случаю. Это для них самый святой день на свете. Они собираются вместе, чтобы воспеть имя Бога. (Бхагаван пропел песню, где говорится, как должен отмечаться этот святой праздник: воспеванием Господа, рассказами о Господе и почтением памяти святых). Только тот день священен, когда вы поёте имя Бога, стремитесь к близости с Богом и испытываете блаженство от Его милости. Все другие дни – дни печали. Божественное – внутри каждого из вас. Нет лучшей духовной практики, чем обращение к этому потаённому образу. Кералиты сохранили свою веру в Господа, несмотря на условия, неблагоприятные для поддержания религиозных верований. Их преданность глубока и нерушима. Как почитатели Падманабхи, они черпают преданность из глубин своего существа.

Воплощения божественной любви! Поймите, что мы не изолированы от Бога, который есть само воплощение любви. Прийти к Богу можно лишь с помощью любви – других путей нет.

Беседа 5-9-1995,
Прашанти Нилаям